Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 18:06, курсовая работа
Целью написания данной работы является выявление основных тактических проблем, возникающих при проведении допроса и поиск основных методов, способов и рекомендации для их разрешения.
Задачами являются:
определить правовую и криминалистическую характеристику допроса.
рассмотреть тактику и технологию проведения отдельных видов допроса.
Введение 3
Глава I. Общие положения тактики и технологии допроса. 6
§1.1. Уголовно-процессуальная характеристика допроса. 6
§1.2. Криминалистическая характеристика допроса. 9
§1.2.1. Цели допроса. 9
§1.2.2. Виды допроса. 10
§1.2.3. Этапы (стадии) допроса. 11
§1.2.4. Принципы допроса. 13
§1.2.5. Тактические приемы, используемые при допросе. 13
§1.2.6. Тактика формулирования и постановки вопросов следователя при допросе. 22
§1.2.7. Приемы оптимизации процесса воссоздания мысленных образов допрашиваемым и передачи им информации следователю 26
§1.2.8. Приемы изобличения допрашиваемого во лжи 28
Глава II. Тактика и технология допроса потерпевшего и свидетеля 32
§2.1. Общие положения тактики и технологии допроса потерпевшего и свидетеля 32
§ 2.2. Особенности допроса свидетеля и потерпевшего по методу когнитивного интервью 37
Глава III. Особенности допроса подозреваемого и обвиняемого 39
Глава V. Проверка достоверности показаний. 46
Заключение 50
Список используемой литературы: 51
Под психологическим
реагентом понимается объект, целенаправленно
включаемый следователем в процесс
его информационного
Понятие
«психологический реагент» может рассматриваться
в узком и широком смысле. В
узком значении это понятие включает
в себя то, что принято называть
«немыми свидетелями». Имеются в
виду самые различные материальные
объекты неживой, а также живой,
но не говорящей природы, тем или
иным образом связанные с
Использование
реагентов в оперативно-
- в распоряжении
следователя находится вещный
объект, отношение которого к
исследуемому событию не
- у следователя
есть уверенность в том, что
к обнаруженному объекту
В этом случае при подготовке места предстоящего допроса в естественную среду этого места внедряется «немой свидетель», и делается это таким образом, чтобы он обязательно оказался в поле зрения допрашиваемого. При этом у него не должно сложиться впечатления о заведомой демонстрации объекта тактического воздействия. Объект должен находиться на том месте, где его нахождение логично и естественно, не привлекать особого внимания, но в то же время давать понять, что он среди других предметов находится явно не случайно. Следователю не рекомендуется во время допроса обращать на него внимания, Объект должен «работать» сам по себе. И если допрашиваемый является в действительности тем, за кого его принимают, он, как бы ни старался, не сможет не среагировать на возмущающий его покой сильнейший раздражитель. Его невербальные и вербальные проявления выдадут его.
Если
же психологический реагент
При подготовке и проведении допроса следователю необходимо учитывать, что событие, ставшее предметом допроса, представлено в памяти допрашиваемого в виде набора отдельных признаков, находящихся в тесной взаимосвязи между собой. Представления, возникающие в сознании допрашиваемого в связи с воспринимавшимся событием, вступают друг с другом в определенные связи, называемые ассоциативными. С целью оживления таких связей следователь задает допрашиваемому вопросы, относящиеся не к искомому, а к смежным с ним фактом, помогает установить сначала их, а затем, по ассоциации с ними, и искомый факт. Допрос на месте – это разновидность допроса с использованием ассоциативных связей. Эффективность припоминания детерминирована степенью сходства условий припоминания с условиями восприятия и запечатления в памяти информации. Иначе говоря, чем больше сходства между ситуацией припоминания и ситуацией преступления, тем обстоятельнее и безошибочнее будут сообщаемые допрашиваемым сведения о познаваемом объекте. Оживлению ассоциативных связей служит не задаваемый вопрос, а повторное восприятие допрашиваемым той обстановки, в которой происходило событие. Допрос на месте следует отличать от проверки показаний на месте. Допрос на месте – это обычный допрос, только проводится он не в кабинете следователя и не по месту нахождения допрашиваемого, а на месте воспринятого им ранее события. Целью такого допроса является только получение показаний, как и при допросе в других условиях. Место допроса следователем при этом не осматривается, сопоставление показаний с обстановкой на месте не производится.
Помимо допроса на месте активизации памяти допрашиваемого может способствовать предъявление предметов, связанных с исследуемым событием. Их вид вызовет в памяти допрашиваемого ассоциации, которые и приведут к припоминанию искомого факта. Этим же целям может послужить графическое изображение допрашиваемым по предложению следователя определенной ситуации. Сам процесс изготовления такого графического изображения – схемы, чертежа, рисунка – может способствовать оживлению нужных ассоциативных связей.
Ассоциативные связи могут быть использованы в случаях, когда допрашиваемые дают неверные показания, добросовестно заблуждаясь и искренне считая, что говорят правду. Такое заблуждение может быть следствием дефектов процесса формирования показаний, результатом воздействия объективных и субъективных факторов, в том числе влияния других лиц, собственных переживания и фантазий. Задача следователя заключается в том, чтобы попытаться устранить причины искажения истины и восстановить в представлении допрашиваемого картину события в том виде, в каком оно происходило на самом деле. Этим целям и служат приемы допроса с применением ассоциативных связей. Помимо этого могут быть использованы и такие средства, как ознакомление допрашиваемого в необходимых пределах с показаниями других лиц о тех же обстоятельствах и очная ставка.
Эффективность
допроса во многом зависит от умения
следователя формулировать
Сформулированный и оглашенный следователем вопрос при производстве допроса – это не просто слово или фраза, обращение к собеседнику, а одно из средств психологического воздействия на мысли, чувства и действия допрашиваемого. Данный объект представляет собой информационный посыл, имеющий управляющее и организационно-тактическое значение. Он ориентирует допрашиваемого на содержание и пределы ожидаемой от него вербальной активности в данный момент, побуждает и стимулирует его активность.
Вопрос может быть спонтанным, представляющим собой немедленную ответную реакцию следователя на слова, действия иные проявления активности допрашиваемого в тот или момент допроса, и заранее обдуманным, всесторонне вербально, технически, тактически и организационно подготовленным.
В последнем случае данный объект служит итоговым результатом многоходовой поэтапно реализуемой комбинации. Ее механизм складывается из следующих шагов:
- изучение имеющихся фактических данных и определение проблемы, требующей разрешения путем допроса;
- определение предмета допроса;
- интерпретация
обстоятельств, входящих в
- определение
очередности постановки
- разработка
и реализация программы
- вызов
допрашиваемого и вступление
с ним в допредметный
- осуществление предметной стадии допроса (допроса по существу обстоятельств, входящих в предмет допроса) путем постановки намеченных и ситуационно обусловленных вопросов, осмысления, фиксации показаний допрашиваемого и принятия решения о завершении допроса либо его продолжении;
- осуществление
постпредметной стадии допроса.
Система вопросов следователя – тактическое средство правомерного психического воздействия на допрашиваемое лицо. Психическое воздействие оказывает не только содержание, но и последовательность вопросов. Эти вопросы должны отвечать следующим требованиям:
- cмысловая однозначность;
- простота конструкции, лаконичность;
- отнесенность к предмету допросу;
- системность, т.е. соотнесенность с логическими этапами решения следственно-познавательной задачи;
- отсутствие наводящего воздействия.
С точки зрения теории, тактики и технологии допроса вопрос следователя также представляет собой один из эффективных видов психологического реагента, посредством которого следователь оказывает психологическое воздействие на мысли, чувства и действия допрашиваемого.
Вопросы следователя классифицируются по различным основаниям. Так, по степени значимости для дела они могут быть подразделены на основные, второстепенные и нейтральные. По отношению к психологическому контакту выделяются: вопросы, способствующие установлению психологического контакта; вопросы, помогающие поддержанию и развитию психологического контакта; вопросы, направленные на использование фактора установленного психологического контакта. Применительно к этапам допроса как процесса информационного взаимодействия вопросы подразделяются на три группы: поставленные в стадии допредметного, предметного, постпредметного взаимодействия следователя и допрашиваемого.
По форме вопросы могут быть открытыми и закрытыми, по возможности их постановки – допустимыми и недопустимыми. Наряду с этим внутренняя группировка вопросов может осуществляться с учетом следующих моментов: процессуальный статус лиц, которым они адресуются (потерпевший, свидетель); категория дел и т.д.
В литературе по тактике допроса за основу классификации обычно берется функциональная направленность вопроса:
- дополняющие
– задаваемые с целью
- уточняющие – задаваемые с целью конкретизации, уточнения полученных сведений;
- напоминающие
– задаваемые для оживления
памяти допрашиваемого путем
вызова тех или иных
- контрольные
задаваемые с целью проверки
полученных показаний или
- изобличающие – направленные на изобличение допрашиваемого во лжи, очевидной для следователя.
По степени внушающего воздействия вопросы можно разделить на следующие группы:
- нейтральные
– формулировка ответов на
них полностью зависит от
- разделительные («или – или»);
- альтернативные, требующие положительного или отрицательного подтверждения;
- предоставляющие
право выбора между двумя
- направленные на прямое внушение («находился ли Тыхренов на месте происшествия?»);
- несущие
ложное содержание, рассчитанные
на эффект так называемой
Существуют
различные правила
Так, не рекомендуется задавать вопросы в отрицательной форме, так как это подталкивает допрашиваемого к отрицательному ответу. В одном вопросе лучше спрашивать о чем-то одном. Следует избегать грамматически сложных вопросов, профессионального сленга и жаргонных выражений. В зависимости от ситуации рекомендуется в одних случаях задавать открытые вопросы, когда следователь рассчитывает получить обстоятельный, не ограниченный определенными рамками ответ, а в других случаях закрытые вопросы, рассчитанные на ответы типа «да» или «нет». Вопросы лучше задавать медленно, выдерживая между ними необходимые паузы. Ведя допрос следователю рекомендуется говорить четко, внятно, медленно. Речь его должна быть спокойной, именно такая речь следователя не является для допрашиваемого дополнительным источником отвлечения и не мешает сосредоточиться на поиске информации. Уверенный тон – должен быть доброжелательным, вопросы – адресными, лаконичными, простыми и понятными.
Для получения и проверки правдивых показаний каждый важный вопрос целесообразно задавать не менее двух раз. Повторение вопроса может производиться сразу после ответа либо спустя некоторое время (промежуток заполняется беседой на нейтральные или контрольные темы). При возвращении к вопросу можно воспользоваться вводными фразами типа: «Если я Вас правильно понял…», «Поясните еще раз…», «Расскажите более подробно…».
Подозреваемые, обвиняемые, свидетели и потерпевшие обычно не являются репортерами криминальной хроники, поэтому описание преступления – задача для них непривычная. Независимо от способностей памяти они испытывают трудности при детальном описании преступления. Некоторые несложные приемы помогут эти трудности преодолеть.