Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 18:06, курсовая работа
Целью написания данной работы является выявление основных тактических проблем, возникающих при проведении допроса и поиск основных методов, способов и рекомендации для их разрешения.
Задачами являются:
определить правовую и криминалистическую характеристику допроса.
рассмотреть тактику и технологию проведения отдельных видов допроса.
Введение 3
Глава I. Общие положения тактики и технологии допроса. 6
§1.1. Уголовно-процессуальная характеристика допроса. 6
§1.2. Криминалистическая характеристика допроса. 9
§1.2.1. Цели допроса. 9
§1.2.2. Виды допроса. 10
§1.2.3. Этапы (стадии) допроса. 11
§1.2.4. Принципы допроса. 13
§1.2.5. Тактические приемы, используемые при допросе. 13
§1.2.6. Тактика формулирования и постановки вопросов следователя при допросе. 22
§1.2.7. Приемы оптимизации процесса воссоздания мысленных образов допрашиваемым и передачи им информации следователю 26
§1.2.8. Приемы изобличения допрашиваемого во лжи 28
Глава II. Тактика и технология допроса потерпевшего и свидетеля 32
§2.1. Общие положения тактики и технологии допроса потерпевшего и свидетеля 32
§ 2.2. Особенности допроса свидетеля и потерпевшего по методу когнитивного интервью 37
Глава III. Особенности допроса подозреваемого и обвиняемого 39
Глава V. Проверка достоверности показаний. 46
Заключение 50
Список используемой литературы: 51
Соблюдение приведенных рекомендаций может оказаться полезным с точки зрения предупреждения нежелательных акций со стороны обвиняемого в будущем (например, ложного обвинения следователя на судебном заседании в уничтожении протоколов, в которых якобы имелись его показания и подпись). Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и то, что информация, подчерпнутая подозреваемым (обвиняемым) в ходе его общения со следователем, может оказать на него психологическое воздействие и повлиять на изменение им своей позиции. Взвесив все на холодную голову, подозреваемый (обвиняемый) в конечном итоге может отказаться от первоначальной негативной установки и встать на путь конструктивного сотрудничества со следствием.
Глава IV. Особенности тактики допроса несовершеннолетних лиц
Несовершеннолетний
может быть допрошен в качестве свидетеля,
потерпевшего независимо от возраста,
если предмет допроса ему по возрасту
доступен и ребенок не является умственно
отсталым. Допрос потерпевшего или
свидетеля в возрасте до четырнадцати
лет, а по усмотрению следователя
и допрос потерпевшего и свидетеля
в возрасте от четырнадцати лет до
восемнадцати лет проводится с участием
педагога. При допросе
Особенности
тактики допроса
У подростков
меньший объем восприятия и долговременной
памяти. Они мене точно отражают
пространственные качества объектов (величину,
удаленность), чаще, чем взрослые, допускают
ошибки в определении
Особенно часто малолетние допрашиваются об обстоятельствах, связанных с сексуальным насилием. Не понимая значения совершаемых с ними сексуально направленных действий, дети осознают, их необычность, «стыдность». Повышенная эмоциональная значимость таких действий, невольное участие в них способствуют сравнительно прочному их запоминанию. Однако последовательность этих событий следователь должен постоянно уточнять («Что было до этого?», «Что с тобой было сделано, когда ты..?» и т.п.). Непонимание смысла совершаемых действий существенно затрудняет их воспроизведение. Здесь необходимы многократные уточняющие и детализирующие вопросы.
Переходя к существу дела, следователь может повысить мотивационную ответственность ребенка, сообщив, что его показания очень важны для правильной оценки расследуемого события. В начале допроса надо сказать ребенку, что если он чего-то не знает, то он должен об этом открыто заявить.
Сложность вопросов должна повышаться постепенно: сначала следует выяснить круг лиц, участвовавших в преступном событии, обстановку, которую ребенок хорошо запомнил, действия, которые он сам совершал, и лишь затем задавать вопросы о содержании самого события.
Можно побуждать детей повторять вслух вопросы следователя. При этом желательно избегать не только внушающих воздействий, но и любого проявления жестокости со стороны следователя. Не стоит поправлять ошибки в речи ребенка. Учитывая ограниченность объема, устойчивости и распределенности детского внимания, повышенную утомляемость при однообразной форме деятельности, можно предложить ребенку изобразить то, что он видел, назвать цвет, форму и т.п. Все вопросы, связанные с травмирующими психику ребенка обстоятельствами, должны чередоваться с нейтральными, эмоционально положительными.
Ложные
показания несовершеннолетних в
возрасте до 14 лет помимо сознательного
нежелания говорить правду могут
объясняться повышенным самовнушением,
влиянием взрослых, в чем несовершеннолетние
не отдают себе отчета, могут быть и
плодом их фантазии или следствием
немотивированного желания
Вежливое и культурное обращение, понятный несовершеннолетнему язык, ровный и спокойный тон следователя – необходимые условия допроса. Основными тактическими приемами допроса несовершеннолетних будут демонстрация следователем своей осведомленности по делу и знание личности допрашиваемого, предъявление допрашиваемому доказательств, детализация показаний и постановка контрольных вопросов. Показания несовершеннолетнего не следует записывать по ходу допроса, т.к. это может насторожить его и привести к неверным показаниям.
Целью проверки
достоверности показаний
Проверка
достоверности показаний может
производиться в ходе каждого
последующего допроса того же лица
путем сопоставления
Тактическая операция по проверке достоверности показаний потерпевшего, свидетеля, подозреваемого и обвиняемого представляет собой систему, которая соединяет две связанные друг с другом следственные ситуации: во-первых, сложившуюся в момент допроса лица, чьи показания стали предметом проверки; во-вторых, очередную ситуацию, сложившуюся в силу полученных при проверке результатов.
При осуществлении
проверки и оценки достоверности
показаний реализуется ряд
- пространственно-временной (установление места и времени фактов, обстоятельств, содержащихся в проверяемых показаниях);
- количественный (установление в полном объеме всех фактов, ставших предметом проверки, например, всех эпизодов преступного сериала, количества участников преступного деяния);
- содержательный (определение содержания проверяемых фактов, обстоятельств, событий, например содержания изготавливаемых документов, выполняемой работы);
- качественный (установление качественных характеристик объектов проверки, их состояния на тот момент, когда они имели место в соответствии с проверяемыми показаниями);
- идентификационный (выявление особенностей, комплекса отличительных признаков исследуемых объектов);
- фоновый
(определение обстановки
В ряде случаев,
например когда устанавливаются
и проверяются участники и
очевидцы каких-либо событий, их действия,
дополнительными подходами
- эмоциональный
(выявление эмоциональных
- классификационно-
Названные
подходы целесообразно
Одним из них является критерий профессиональной или житейской компетентности допрашиваемого в вопросах, по поводу которых он дает показания. Считается, что чем меньше он разбирается в сути того, что воспринимал, а затем воспроизводил на допросе, тем труднее ему специально искажать факты. Такой человек обычно описывает события, которые сам даже не может объяснить, но которые могут быть объяснены независимой от этих показаний информацией. Ложные показания большей частью ограничены предшествующим событию опытом и знаниями допрошенного.
К предыдущему критерию примыкает и критерий оценки уровня речевых способностей лица, чьи показания оцениваются. Имеется ввиду соответствие речевых особенностей показания языковой подготовке свидетеля, его культурному уровню, профессиональной принадлежности, лексическому запасу и т.п. Правдивые показания обычно формулируются своими словами, ложные же нередко даются с «чужих слов», изобилуют несвойственными данному лицу терминологией, грамматическими оборотами, формами, подчас носят заученный характер.
Важен и критерий уникальности показаний. Если сообщения придают индивидуальность и неповторимость описываемому событию, то больше оснований считать его правдивым, т.к. ложное сообщение, как правило, схематичнее и лишено уникальности. Правдивые же отличаются большим количеством деталей по сравнению с ложными, которые чаще всего ограничиваются преимущественно тем, что необходимо для изображения нужного лжецу варианта события, и поэтому вообще беднее деталями.
Определенную ориентировку следователь получает на основе критерия эмоциональной насыщенности показаний. Замечено, что правдивые показания содержат сравнительно большее количество чисто личностных, эмоциональных моментов, связанных с описываемым событием. Ложные показания в этом отношении бывают беднее, лишены эмоциональных нюансов, относящихся к предмету описания.
Также необходимо учитывать критерий несоответствия. Добросовестный человек, воспроизведя событие так, как оно было им воспринято, описывает его фрагменты и детали, не всегда и не во всем согласуя их друг с другом, не стараясь их пригладить и устранить несоответствие, источник которого ему самому не ясен. Это кажущееся несоответствие или противоречие устраняется и разъясняется иными доказательствами. Лжец не может позволить себе такой роскоши, чтобы в его показаниях содержались несуразности: независимые детали описания он искусственно и в меру разумения приводит в соответствие друг с другом.
Окончательный
с точки зрения предварительного
расследования вывод о
Противоположный вывод (о недостоверности показаний) может быть сделан в том случае, когда изложенных в проверяемых показаниях событий, фактов, действий лиц, следов, документов или других объектов, как показала проверка, не существовало в действительности.
Подводя итоги данной работы, хотелось бы напомнить о том, что следственный допрос – это самый распространенный, не требующий особых материальных затрат, один из эффективных способов собирания и проверки доказательственной и ориентирующей информации, имеющей значение для уголовного дела.
Нет ни одного
уголовного дела, которое могло бы
обойтись без этого важного