Основы тактики следственного допроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является выявление основных тактических проблем, возникающих при проведении допроса и поиск основных методов, способов и рекомендации для их разрешения.
Задачами являются:
определить правовую и криминалистическую характеристику допроса.
рассмотреть тактику и технологию проведения отдельных видов допроса.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Общие положения тактики и технологии допроса. 6
§1.1. Уголовно-процессуальная характеристика допроса. 6
§1.2. Криминалистическая характеристика допроса. 9
§1.2.1. Цели допроса. 9
§1.2.2. Виды допроса. 10
§1.2.3. Этапы (стадии) допроса. 11
§1.2.4. Принципы допроса. 13
§1.2.5. Тактические приемы, используемые при допросе. 13
§1.2.6. Тактика формулирования и постановки вопросов следователя при допросе. 22
§1.2.7. Приемы оптимизации процесса воссоздания мысленных образов допрашиваемым и передачи им информации следователю 26
§1.2.8. Приемы изобличения допрашиваемого во лжи 28
Глава II. Тактика и технология допроса потерпевшего и свидетеля 32
§2.1. Общие положения тактики и технологии допроса потерпевшего и свидетеля 32
§ 2.2. Особенности допроса свидетеля и потерпевшего по методу когнитивного интервью 37
Глава III. Особенности допроса подозреваемого и обвиняемого 39
Глава V. Проверка достоверности показаний. 46
Заключение 50
Список используемой литературы: 51

Файлы: 1 файл

Курсовая по криминалистике-тактика допроса.docx

— 104.43 Кб (Скачать файл)

Давно замечено, что эмоциональное состояние  человека проявляется во внешнем  поведении (когда мы взволнованны, речь ускоряется, мышцы напряжены)15. Возможен и обратный процесс, т.е., меняя наше внешнее поведение, мы тем самым можем повлиять и на наше внутреннее, эмоциональное состояние. Принимая это во внимание, следователь может частично «снять» тревожность с помощью такого приема: перед началом рассказа о событии допрашиваемому предлагается расслабиться, сделать несколько глубоких вдохов, вдыхая медленно и медленно выдыхая. Следователь может несколько раз и сам проделать данную процедуру. Существует еще один прием, именуемый «принцип синхронности». Суть его состоит в следующем: доброжелательная, сдержанная манера поведения, спокойная, медленная речь следователя непроизвольно инициирует аналогичное поведение допрашиваемого. Лишь после того как восстановлено нормальное состояние допрашиваемого, можно перейти к показаниям о преступлении. Начинать допрос следует с ряда безобидных (нейтральных) вопросов, постепенно переходя к более стрессогенным.

Персонализация коммуникаторов. Суть данного метода заключается в том, чтобы следователь видел в допрашиваемом живого, интересного, конкретного человека с его заботами и переживаниями, и сам, в свою очередь, представиться как идентифицируемая личность, а не просто как олицетворение официальной организации.

Самый простой  способ персонализации – называть допрашиваемого по имени (дети, молодые  люди), по имени и отчеству, т.е. так, как сам допрашиваемый, представляясь, назвал себя. Можно просто спросить допрашиваемого, как к нему лучше  обращаться.

Другим  способом указанной персонализации является реализация следователем умения активного слушания. Ему важно  заставит себя внимательно слушать  допрашиваемого и проявлять интерес  к сообщаемой им информации. Один из способов достижения данной цели – периодически повторять последнюю фразу допрашиваемого (естественно это требует сконцентрированности). 

Чтобы допрашиваемый  видел в следователе благожелательного  человека, следователь, представившись, может сообщить перед началом  допроса некоторую информацию о  себе. Это будет способствовать установлению контакта с допрашиваемым (например, если следователю известно, что у  допрашиваемого есть ребенок, он может  сказать, что и у него есть ребенок  примерно такого же возраста).

При проведении допроса следователю необходимо собрать некоторую информацию о  допрашиваемом. Необходимо довести  до сведения допрашиваемого, что делается это не по личной инициативе следователя, а «в силу производственной необходимости», что это стандартная процедура, ибо подобные сведения собираются при расследовании любого дела. Тем самым следователь как бы отграничивает себя от бюрократической машины уголовного расследования, предстает перед глазами допрашиваемого как живой, мыслящий, чувствующий человек, а не как безликий винтик казенной машины.

Проявление эмпатии (сочувствия, переживания). Задача следователя состоит в том, чтобы убедить допрашиваемого, что он может взглянуть на проблему его глазами и понять переживания допрашиваемого (влезть в его шкуру). Перед тем как допросить жертву преступления, полезно подумать о том, что ей пришлось пережить, и попытаться представить себя на ее месте. Однако корректно переживать допрашиваемому – это лишь пол дела. Нужно убедить его в том, что следователь способен разделить его чувства. Для этого необходимо поддерживать обратную связь с допрашиваемым, периодически комментируя его показания («Я могу Вас понять», «Представляю, как Вам было страшно», «Да, конечно, с Вами поступили бесчеловечно»…).

Есть  еще одна маленькая хитрость: перед началом допроса потерпевшего и свидетеля полезен минимальный физический контакт (рукопожатие), который не должен восприниматься как фамильярность )особенно если речь идет о лице другого пола). Если у допрашиваемого есть какие либо заметные повреждения, раны и т.п., следует поинтересоваться его самочувствием, позаботиться о том, чтобы ему было удобно, спросить, общался ли он с врачом (даже если следователь знает об этом заранее). Точно также следует поступать при внутренних, незаметных глазу повреждениях, если следователю о них известно

§ 2.2. Особенности допроса свидетеля  и потерпевшего по методу когнитивного интервью

 

Когнитивное интервью – это метод получения  достоверной, исчерпывающей личностной информации от потерпевших и свидетелей преступления о признаках внешности, поведения преступника и обстоятельствах  содеянного им на основе реализации системы  приемов, базирующихся на достижениях  когнитивной психологии.

Поэтапные правила допроса по методу когнитивного интервью.

Первый этап – вводный:

  1. дать допрашиваемому успокоиться, освоиться.
  2. Установить с ним психологический контакт.
  3. Убедить допрашиваемого в том, что именно от его усилий зависит дальнейшее расследование. Допрашиваемый – активный участник процесса, ему не нужно пассивно ждать вопросов следователя.
  4. создать у допрашиваемого настрой на активный поиск в памяти подробной, максимально детализированной информации.
  5. Инструктируя допрашиваемого, подчеркнуть важность следующих моментов:

- максимально  сконцентрироваться, усиленно работать;

- ничего  не пропускать;

- не придумывать  ответов.

Второй этап – свободный рассказ:

  1. Предложить допрашиваемому рассказать то, что было до преступления.
  2. Предложить ему в свободной форме описать случившееся.
  3. Не прерывать допрашиваемого, не задавать ему по ходу рассказа уточняющих или детализирующих вопросов.
  4. Держать длинную паузу, если допрашиваемый на какой-то момент остановится, не подталкивать его.
  5. Во время рассказа допрашиваемого брать на заметку образы, которые содержат интересную для следствия информацию. Выделить наиболее яркий, отчетливо запечатлевшийся образ, зафиксировать также и другие образы.
  6. Во время рассказа допрашиваемого наметить стратегию пробинга «вычерпывания» информации из образов: определить круг и последовательность подлежащих выяснению и уточнению вопросов, криминалистически значимых деталей.

Третий этап – прбинг кодов памяти:

  1. вновь напомнить допрашиваемому о необходимости интенсивной концентрации на мысленном образе-представлении (коде-памяти).
  2. Предложить ему воссоздать контекст отдельного фрагмента события.
  3. Предложить допрашиваемому закрыть глаза.
  4. Задать открытый (рамочный) вопрос («Расскажите, как это было»).
  5. Предложить более подробно описать объект (например, лицо преступника).
  6. Не прерывать повествование допрашиваемого.
  7. Делать подробные записи сообщаемых деталей.
  8. Держать продолжаемые паузы после того, как допрашиваемый замолчал, не спешить с вопросами.
  9. Постараться вычерпать из образа возможно больше информации, которая не нашла отражения в свободном рассказе.
  10. По такой же схеме сделать пробинг всех остальных образов, содержащих криминалистически значимую информацию.
  11. К некоторым образам можно вернуться повторно.
  12. Сделать пробинг концептуальных кодов памяти (когда информация запечатлелась в словесной форме).

Четвертый этап – обзорный:

  1. Прочесть допрашиваемому все, что было зафиксировано в протоколе.
  2. Читать медленно и отчетливо
  3. Предложить допрашиваемому сразу же прервать следователя, если будет замечена какая-либо неточность, ошибка в записи или если допрашиваемый вспомнит что-то новое.
  4. В случае припоминания произвести пробинг (по описанной ранее технологии).

Пятый этап – завершающий:

  1. Выяснить необходимую информацию о личности допрошенного.
  2. Поблагодарить за помощь и попросить позвонить, если вспомнятся новые факты (дать визитку, номер контактного телефона).

3. Необходимо  оставить у допрашиваемого благоприятное  впечатление от общения со  следователем.

Анализируя  вышесказанное, следует напомнить  о двух моментах: 1) что когнитивное интервью следует проводить с людьми не склонными к фантазированию; 2) лучшая обстановка для данного метода – домашняя (на квартире). 

Глава III. Особенности допроса подозреваемого и обвиняемого

 

Лицо, совершившее  преступление, в каком бы процессуальном статусе (подозреваемого или обвиняемого) оно не находилось, всегда является носителем значительно большей  информации по сравнению с тем  информационным потенциалом, которым  владеют потерпевшие, а тем более  свидетели. Преступник обычно мене других заинтересован в установлении истины по делу, а значит, чаще и решительнее склонен к извращению обстоятельств дела, искажению и утаиванию достоверной информации16.

Учет  особенностей ситуации, сложившейся  по делу, и позиции, занимаемой допрашиваемым, очень важен для выработки  оптимальной тактики допроса  подозреваемого и обвиняемого. Выделяют три типа подобной ситуации, существенных с точки зрения тактико-технологических  моментов подготовки и производства допроса подозреваемого и обвиняемого: простая, сложная, суперсложная.

Простая ситуация характеризуется тем, что  носитель личностной информации намерен  и имеет возможность довести  до сведения следователя любую интересующую его информацию без утайки и в полном объеме.

В таких  ситуациях хитросплетенная тактика  не нужна. Она представляет собой  беседу в духе взаимопонимания, предоставление носителю информации возможности без  помех высказаться в форме  свободного рассказа по существу исследуемых  обстоятельств и дать пояснения  по возможным уточняющим и конкретизирующим вопросам.

Сложная ситуация характеризуется наличием какого-либо исходного фактора (группы факторов), который отрицательно сказывается  на продуктивности допроса. Сложность  ситуации может определяться позицией, занятой носителем информации, который не хочет рассказать обо всем, что ему известно. Когда заведомый носитель важной информации напоминает неприступную крепость, тогда складывается сверхсложная ситуация (суперсложная). Подобные ситуации возникают тогда, когда носитель информации из-за болезни либо полученной травмы не способен письменно или устно сообщить важные для следствия сведения, а также когда носитель категорически отказывается от вступления в речевой контакт со следователем либо сообщает ему заведомо ложные сведения.

Суперсложность  ситуации не означает, что она не разрешима. Перелом в такую ситуацию может внести замена следователя другим, более опытным, с высоким уровнем тактического потенциала, владеющим искусством эффективного воздействия на разум и чувства оппонента.

В зависимости  от обстоятельств содеянного, роли в нем носителя информации, его  личностных особенностей может быть выбран один из следующих вариантов  работы с ним.

Первый  – мягкий, основанный на щадящей  криминалистической терапии. Он основан  на таких приемах, как терпеливые беседы по душам на отвлеченные темы, разъяснение фактов, обращение к  здравому смыслу, логический и правовой анализ сложившейся ситуации и возможных  перспектив ее развития и т.п.

Второй  – жесткий непрерывный прессинг, главными тактическими средствами которого являются методы изобличения допрашиваемого при помощи фактов, демонстрация возможностей следствия, твердость и бескомпромиссность следователя (разоблачение лжи, предъявление изобличающих доказательств, активное оперативное сопровождение в неформальной обстановке, проведение очных ставок и т.д.).

Третий  – попеременное варьирование возможностями  того или иного методов, т.е. применение так называемой методики кнута и  пряника.

Перелому  ситуации, переводу ее в русло конструктивного, делового, продуктивного взаимодействия с «непримиримым» носителем информации может способствовать и другой прием  – своеобразный тайм-аут, перерыв  с оставлением в полном неведении  «защищающегося» относительно дальнейших планов «штурмующих». Возможна и другая тактика, другие линии поведения  и приемы овладения ситуацией.

Проблема  допроса «отказников» имеет правоохранительный, превентивный, тактический аспекты. Во-первых, допрос является не только средством  собирания интересующей следствие  информации, но и формой коммуникации, направленной на разъяснение и реализацию процессуальных прав и гарантий подозреваемого и обвиняемого.

Во-вторых, регулярный вызов на допрос и постановка перед допрашиваемым вопросов, по поводу которых он может дать показании, позволяют донести до него позицию  следствия, изобличающие его фактические  данные, собранные по делу, комментарии, доводы и соображения следователя  по поводу состояния и перспектив расследования и участие допрашиваемого, во многом зависящей от его позиции.

В-третьих, факт каждого вызова на допрос должен находить свое документальное отражение (в составляемых протоколах допроса  необходимо указывать дату, время начала и конец допроса, формулировки заданных вопросов и реакцию на них допрашиваемого).

Информация о работе Основы тактики следственного допроса