Предупреждение преступности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:40, лекция

Описание работы

Вопросы предупреждения преступлений всегда остро стояли и стоят сейчас перед правительством всех государств мира. А поэтому, одной из основных задач, решаемой учеными-юристами, является разработка модели, позволяющей эффективно бороться с негативными социальными явлениями.
В современном мире противостояние преступности осуществляется двумя основными путями:
1) во-первых, это — воздаяние за зло, кара, наказание;
2) во-вторых — устранение самой угрозы противоправного посягательства, недопущение или устранение того, что может причинить вред благам и ценностям, охраняемым законом.

Содержание работы

1. Понятие «профилактика преступности» и его соотношение со смежными понятиями.
2. Виды и уровни профилактики преступности
3. Индивидуальная профилактика преступного поведения.
4. Общесоциальные методы криминологической профилактики
5. Специально-криминологические методы профилактики.
6. Возникновение и развитие контроля над преступным поведением.

Файлы: 1 файл

Profilaktika.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)

В зависимости от масштаба применения меры криминологической профилактики подразделяются на общегосударственные (общефедеральные), осуществляемые в рамках субъектов Федерации (одного или нескольких), и местные, осуществляемые в пределах города, района, населенного пункта, микрорайона, отдельного предприятия. Масштаб мер профилактики может иметь не только территориальный, как считают некоторые авторы, но и иной разрез, например, отраслевой (в рамках, АПК, ВПК или отдельных отраслей хозяйственных комплексов). Он может быть также «привязан» к выделенным по различным критериям контингентам лиц, условным социальным группам (например, все население региона или находящиеся в нем беженцы, вынужденные переселенцы, безработные).

Положительным фактом на общегосударственном уровне было включение довольно обширного комплекса мер профилактики правонарушений в федеральные программы по усилению борьбы с преступностью. В этой же связи можно указать на целевые федеральные программы:

- «Дети России», «Молодежь России» (1998—2000 гг.);

- «Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года»;

- «Концепцию улучшения положения женщин в Российской Федерации" (1996 г.);

- «Концепцию государственной национальной  политики Российской Федерации» (1996 г.);

- «Федеральную целевую  программу содействия занятости  населения Российской Федерации  на 1998 — 2000 годы»; 

и другие основополагающие документы, многие положения которых, к сожалению, остались на бумаге.

Что касается местного самоуправления, то его становление еще не завершено, местами оно идет довольно болезненно. Соответственно, предупредительный потенциал данного конституционного института, в т.ч. связанный с решением задач специально-криминологической профилактики в ходе осуществления функции охраны общественного порядка, реализуется далеко не в полной мере, с большими пробуксовками.

По содержанию меры криминологической профилактики подразделяются на экономические, политические, социальные, организационно-управленческие, идеологические или культурно-воспитательные, медицинские, правовые, технические и иные.

По объему (и связанному с ним механизму действия) различаются индивидуальные и общие меры профилактики преступлений. Это деление имеет особую практическую значимость для специально-криминологического уровня.

Например, в свое время, когда в  органах внутренних дел действовала  специализированная профилактическая служба, в ней существовали подразделения общей профилактики и подразделения индивидуальной профилактики. В настоящее время такая дифференциация мер криминологической профилактики не осуществляется.

Причины и условия преступности проявляются в поведении конкретных лиц, допускающих отклонения от норм поведения в виде как преступлений, так и деяний непреступного характера.

Индивидуальная профилактика, таким образом, осуществляется персонифицированно, она направлена на выявление и устранение криминогенных факторов, непосредственно связанных с поведением таких лиц.

Индивидуально-профилактические меры осуществляются в отношении: 1) освобожденных  из исправительных учреждений; 2) осужденных условно, к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, совершающих административные правонарушения; 3) и других категорий лиц, чье поведение, антиобщественные связи, неблагоприятные условия нравственного формирования и развития личности, криминогенные жизненные ситуации и другие обстоятельства индивидуальной жизни свидетельствуют о возможности становления (или возврата) на преступный путь. Такие лица ставятся на профилактический учет в милиции, органах ФСБ. С ними проводятся воспитательно-профилактические беседы о недопустимости противоправного поведения, в необходимых случаях им оказывается помощь в трудовом и бытовом устройстве, восстановлении и поддержании социально полезных связей, лечении от алкоголизма и наркомании, проводятся другие индивидуально-профилактические мероприятия.

Общая профилактика сориентирована на иной механизм детерминации. Меры общей профилактики направлены на выявление и устранение причин и условий преступлений, действующих в различных сферах социальной жизни: семейно-бытовой, учебно-трудовой, досуговой и т.д. Как свидетельствует опыт борьбы с преступностью - плохая охрана имущества способствует его расхищению: крадут, прежде всего, то, что «плохо лежит». Исходя из этого, на предприятии принимаются меры по улучшению физической и технической охраны сырья, готовой продукции (устанавливаются надежные запирающие устройства на складах, ремонтируются заборы, усиливается пропускной режим, подбираются дополнительные сторожа, проводится их детальный инструктаж и т. д.). И такие меры общей профилактики хорошим хозяином осуществляются загодя, как бы впрок, они нацелены на то, чтобы противостоять не конкретным выявленным лицам, от которых можно ожидать посягательств на имущество предприятия, а индивидуально неопределенному кругу лиц из числа как работников данного предприятия, так и посторонних.

Или известно, что значительная часть  насильственных преступлений совершается с применением огнестрельного оружия. Исходя из этого проводится широкий комплекс мер по пресечению незаконного оборота оружия путем установления и соблюдения в рамках так называемой разрешительной системы определенных правил и ограничений, распространяемых на всех без исключения граждан, безотносительно к тому, имеются данные об их склонности к криминальному насилию или нет.

Для решения задач общей профилактики преступлений анализируются статистические и иные данные, характеризующие качественно-количественные показатели преступности и других правонарушений, их причины и условия, проводятся прикладные криминологические исследования на отдельных объектах (в регионах, отраслях хозяйства), целевые профилактические операции т.д.

Некоторыми авторами по рассматриваемому основанию (объему), наряду с индивидуальными и общими фиксируются особенные меры, которые осуществляются в рамках групп ситуаций или лиц, выделенных по определенным родовым признакам, например, в отношении лиц, склонных к совершению преступлений в связи с немедицинским потреблением наркотиков, занятием проституцией, бродяжничеством и т.д.; или в отношении ситуаций, способствующих совершению корыстных преступлений, которые связаны, например, с отсутствием стандартов безопасности для жилищ и офисных помещений. В принципе такая трехчленная, а не двучленная классификация возможна, как основанная на общеизвестных представлениях о соотношении философских категорий общего (всеобщего) — особенного — единичного.

Являясь одной из стадий предупреждения преступности, криминологическая профилактика, в свою очередь, проходит через определенные этапы (стадии). По этому основанию выделяются:

- меры ранней профилактики;

- меры непосредственной профилактики;

- меры профилактики рецидива преступлений.

Меры  ранней профилактики осуществляются на самых далеких подступах к преступлению. Они воздействуют не только на уже сформировавшиеся и проявившиеся детерминанты преступлений, но и на еще только зарождающиеся причины и условия, на то, что стоит у самых истоков причинно-следственной цепочки, является «причиной причин».

Что касается мер общей профилактики, то они практически не имеют «нижних» временных границ. Здесь действует принцип "чем раньше, тем лучше". Скажем, меры профилактики квартирных краж могут разрабатываться и осуществляться впрок уже на стадиях проектирования и строительства жилищ.

Несколько иное положение складывается в сфере индивидуальной профилактики. Ее меры тоже могут быть ранними (даже очень), например, направленными на только возникающие условия неблагоприятного нравственного формирования личности. Этими мерами может осуществляться реагирование на самые незначительные отклонения от норм поведения (аморальные поступки, адм. проступки и т.д.). Соответственно субъектами таких ранних мер индивидуальной профилактики являются семья, школа, трудовой коллектив, иные социальные институты. Что касается правоохранительных органов, то они вступают в процесс индивидуального профилактического воздействия, как правило, на стадии не ранней, а непосредственной профилактики. Ориентиром для профилактического вмешательства в этом случае является совершение противоправных (а не просто аморальных, антиобщественных) действий.

Меры  профилактики рецидива преступлений применяются к лицам:

1) освобожденным из мест лишения  свободы;

2) осужденным к отбыванию наказания условно;

3) осужденным к мерам наказания,  не связанным с лишением свободы.

Они могут также осуществляться обезличенно, быть направленными на недопущение новых преступлений со стороны неопределенного круга лиц, например, в случаях устранения криминогенных факторов, выявленных при расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел, по представлениям следователей, частным определениям судов.

По организационной  форме в криминологической профилактике выделяются меры-сигналы и меры-действия.

Меры-сигналы представляют собой информацию, предложения, требования о воздействии на выявленные причины и условия преступлений. Они принимаются по материалам уголовных дел, прокурорских и иных проверок, административной практики, СМИ, по результатам рейдов, обследований объектов и территорий, комплексных профилактических операций, прикладных криминологических исследований и т.д.

По степени категоричности меры-сигналы  могут быть:

- информирующими;

- подлежащими обязательному рассмотрению в установленный срок (например, представление органа дознания, следователя по уголовному делу). Однако реализация содержащихся в них предложений оставляется в основном на усмотрение того, кому они направлены;

- обязательными к исполнению (например, решение суда о применении к несовершеннолетнему, впервые совершившему преступление небольшой или средней тяжести, принудительных мер воспитательного воздействия).

Меры-действия представляют собой практическую реализацию мер-сигналов и непосредственно воздействуют на причины и условия преступлений, обеспечивая их устранение или блокирование. Меры-действия могут применяться и без мер-сигналов (например, руководитель предприятия, самостоятельно выявив недостатки в учете материальных ценностей, которые могут способствовать их расхищению, принимает меры по их устранению).

По степени радикальности выделяются меры криминологической профилактики:

а) упреждающие саму возможность возникновения криминогенных явлений, ситуаций, факторов;

б) нейтрализующие, блокирующие, затрудняющие, минимизирующие их действие;

в) устраняющие (хотя бы локально и временно) действие причин и условий, способствующих совершению преступлений. Выбор тех или иных мер профилактики, разграничиваемых по данному основанию, зависит от степени криминогенной пораженности объекта, этапов формирования и проявления причин и условий, способствующих совершению преступлений и реальных возможностей субъектов профилактической работы.

По правовой характеристике различаются меры криминологической профилактики:

а) базирующиеся на нормах права, но ими подробно не регламентированные (например, правовое просвещение и воспитание);

б) детально урегулированные юридическими нормами (например, административный надзор за определенными категориями лиц, освобожденных из мест лишения свободы).

В свою очередь, меры второго  вида подразделяются на регламентированные нормами уголовного, уголовно-исполнительного, гражданского, семейного, трудового  и других отраслей материального права.

Иногда различают также процессуальные и непроцессуалъные меры криминологической профилактики.

По направленности меры криминологической профилактики подразделяются на два больших класса (типа).

К первому относятся профилактические мероприятия, традиционно сориентированные порой на реальных (при профилактике уголовного рецидива), а в основном на потенциальных преступников (лиц, склонных к нарушениям уголовно-правовых запретов). Иногда эта профилактика называется традиционной.

Меры второго класса обращены не на преступника, а на потерпевшего, жертву, которые также могут быть реальными и потенциальными. Речь в данном случае идет о виктимологической профилактике преступлений.

 

 

3. Объекты  и субъекты криминологической  профилактики.

Объекты криминологической  профилактики — это то, на что  она направлена, оказывает влияние, воздействует, в результате чего определенные явления и процессы подвергаются коррекции и изменениям, приобретают новые свойства и качественные состояния.

Объектом криминологической профилактики являются истоки, корневая система преступности, т.е. причины и условия, все то, что ее порождает и воспроизводит.

Наряду с этим в юридической литературе в качестве объектов профилактики фигурируют многие другие предметы, явления и процессы: 1) сама преступность, ее виды и отдельные преступления; 2) индивиды, правонарушители, их поведение, группы людей; 3) процессы и явления экономического, идеологического, демографического и иного порядка, находящиеся в прямой или косвенной связи с преступностью; 4) конкретные предприятия, район, город, регион.

Представляется, что относить людей (индивидов, правонарушителей) к объектам какой-либо деятельности не совсем корректно, т.к. они всегда остаются субъектами общественных отношений, даже тогда, когда действуют, как говорится, по другую сторону баррикад (причиняют вред общественным отношениям, благам и ценностям, охраняемым законом).

Информация о работе Предупреждение преступности