Пищевые табу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 13:56, реферат

Описание работы

В незапамятные времена человечество очертило круг обычаев, которых следует неуклонно придерживаться. Отступить от установленных правил значило вызвать на себя гнев сверхъестественных сил и своих соплеменников.
Первобытные люди чётко разграничивали добро и зло, что делать можно, а что нельзя. То, чего нельзя, - табу.

Содержание работы

Введение 3
1 Пищевые табу 5
1.1 Научные исследования пищевых табу народов мира 5
1.2 Пищевые табу разных народов
1.3 Главные табу зимнего питания 11
2 Самые вредные продукты питани 14
Заключение 20
Список используемых источников 21

Файлы: 6 файлов

Список используемых источников.docx

— 16.83 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

1 Научные исследования пищевых табу народов мира.docx

— 29.15 Кб (Скачать файл)

 

1 Пищевые табу

 

 

1.1 Научные исследования пищевых табу народов мира

 

Американский антрополог Катарина Милтон изучает обычаи индейцев бразильской части Амазонии. Она обнаружила, что индейцы племени мэтс не используют в пищу оленей. Однажды при ней на околице деревни туземцы застрелили белохвостого оленя, но напрасно Милтон ожидала, что женщины начнут разделывать тушу и приготовят пиршество. Никто из 165 жителей деревушки, затерянной в тропическом лесу, не выразил желания присоединиться к американке, когда она сварила себе кусок окорока. На вопрос, зачем же тогда оленя убили, потратив ценный для индейцев ружейный патрон, ей ответили, что обычно олени не подходят так близко к деревне и это, должно быть, злой дух.

В своей статье в научно-популярном журнале «Дискавер» Катарина Милтон обсуждает причины табуирования некоторых видов пищи у различных народов.

Такие табу есть у всех народов, просто к своим мы так привыкли, что не замечаем. Например, ни американцы, ни мы не станем, есть собачатину, хотя в Китае и Вьетнаме это обычное мясное блюдо и разводятся специальные мясные породы собак. Американец откажется и от конины, а мы не побрезгуем полукопченой конской колбасой. Жители некоторых районов русского Севера не охотятся на зайцев и не едят зайчатину. Некоторые азиатские народы не потребляют курятину и куриные яйца. Некоторые африканские скотоводческие племена не едят рыбу. Наиболее известные пищевые табу - запрет на свинину у иудеев и мусульман и на говядину - у индусов.

Антропологами написаны многие тома о запретах на некоторые виды пищи и причинах появления таких  табу. Так, английский антрополог Мэри Дуглас в книге «Чистота и опасность», опубликованной лет тридцать назад, предположила, что пищевые табу помогают сохранять народ как единую группу, отличающуюся от окружающих народов, а это было особенно важно для евреев.

Существует и другая теория: запрет на свинину был введен древними евреями из-за того, что через  свиное мясо при недостаточно длительной тепловой обработке могут передаваться опасные для жизни паразиты - трихины  и другие гельминты.

Американский антрополог Марвин Харрис видит в отказе от некоторых видов пищи солидные экономические причины. Вот как Харрис объясняет священность коров для индусов. В Индии, где деревьев мало, коровий навоз (кизяки) используется как строительный материал и как топливо. Коровы дают молоко, а быки используются как тягловый скот. Другими словами, ученый полагает, что «побочные» продукты крупного рогатого скота делают его гораздо более ценным в живом виде, чем в виде пищи.

Последователи Мэри Дуглас, напротив, считают, что табу на коров  возникло в Индии по чисто символическим  и религиозным причинам, а материальная выгода здесь лишь на втором плане. Индия - известный центр вегетарианства, а в основе индуизма и буддизма лежит принцип непринесения вреда живым созданиям (некоторые религиозные группы даже не пашут землю, опасаясь повредить при этом дождевым червям). Эта концепция возникла между пятым и шестым веками нашей эры, а коров перестали забивать примерно в 200 году нашей эры, то есть, возможно, это произошло под влиянием распространявшейся религиозной идеи.

Но сторонники Харриса  утверждают, что идея тут ни при  чем, а просто около 200 года нашей  эры плотность населения в  Индии так выросла, что стало  не хватать пахотных земель для выращивания  пищи для людей и корма для  скота. Леса быстро вырубались на дрова. Забивать коров на мясо стало невыгодно. К четвертому веку запрет на использование  в пищу крупного рогатого скота настолько укрепился, что за убийство коровы выносился смертный приговор. И сейчас коровы охраняются конституцией Индии.

Эквадорское племя ачуара не ест тапиров, чье мясо у многих соседних племен считается деликатесом. Американский антрополог Эрик Росс объясняет этот запрет так: тапир - довольно редкая дичь, и запрет направлен на то, чтобы охотники не тратили время на поиск такой редкой добычи, освоение ее повадок и выработку стратегии охоты - сил будет затрачено много, а пользы чуть.

Дэвид Макдоналд считает, что пищевые табу могут иметь природоохранное значение. Он пришел к такому выводу, изучив питание 11 племен из бассейна Амазонки. В каждом из племен существуют запреты на потребление определенных групп дичи по возрасту или по полу. Эти ограничения позволяют исключить полное истребление вида, он может восстанавливаться.

Сама Катарина Милтон склоняется к мнению Мэри Дуглас: каждый народ  хочет как можно заметнее отличаться от соседей, отсюда и ограничения  на пищу. В джунглях Бразилии она  изучала питание двух соседних племен, паракана и аравете, говорящих на одном языке, но настолько враждебных друг к другу, что охотники обоих племен под страхом смерти опасаются заходить на участки соседей.

Люди племени паракана охотно ловят тапиров и больших черепах. Они ни под каким видом не едят обезьян и крупных лесных птиц.

Их враги из племени  аравете, напротив, не едят тапиров, а охотятся в основном на крупных птиц. Изредка - на обезьян.

К северу от паракана и аравете живет племя арара, говорящее на другом языке и не враждующее ни с одним из соседей. Арара охотятся почти исключительно на обезьян. И что особенно любопытно, названия всех трех племен переводятся как «люди» или «настоящие люди». Значит, соседей каждое племя считает не совсем людьми. Пищевые различия, говорит Милтон, введены специально, чтобы усилить свои отличия от соседей. Особенно это важно для двух враждующих племен, говорящих на одном языке. Различия в питании должны постоянно отличать племя от «не совсем людей», живущих рядом. Разделение рационов важно и для того, чтобы пищи хватало на всех: то, чего не едят соседи, едим мы, и наоборот.

На самом деле, заключает  Катарина Милтон свою статью, все мы относимся к одному виду - Homo sapiens. «Другие», если к ним приглядеться, оказываются такими же настоящими людьми, как мы. Если оставить в стороне непривычную одежду и странные, на наш взгляд, обычаи, «они» - это тоже «мы» [6].

 

 

1.2 Пищевые табу разных народов

 

Узнав ближе кухню определенного  народа, мы обнаруживаем, что чего-то не хватает, к чему так привыкли. К своим запретам на определенные виды продуктов мы так привыкли, что считаем это нормой для  всех.

Мусульманские страны:

Наиболее известное пищевое  табу - запрет на свинину у мусульман. Существует теория, что запрет на свинину  был введен из-за того, что через  свиное мясо при недостаточно длительной тепловой обработке могут передаваться опасные для жизни паразиты - трихины  и другие гельминты.

Япония:

С религиозными запретами  связана одна характерная черта  кухни: японцы по сравнению с европейцами  и американцами едят очень мало говядины и свинины, а также животных жиров, сливочного масла и молочных продуктов, так как в буддизме запрещалось  умерщвлять и употреблять в пищу животных.

У борцов сумо в Японии существуют свои пищевые табу. Им для поддержания  мышечной массы необходимо питаться и мясом, и рыбой, и рисом, и  морепродуктами. Но в дни соревнований они употребляют в пищу только куриное мясо, отказываясь от свинины и говядины. Объясняется это просто: курица ходит на двух ногах, а свинья и корова – на четырех. А для сумоиста коснуться земли чем-нибудь, кроме двух ступней, означает поражение.

Китай:

Пищевых запретов у китайцев мало. Вплоть до самого последнего времени  почти не употребляли молочные продукты, в том числе сливочное масло, творог, сыр, не любят солёную рыбу, сало.

Индия:

Индия - родина вегетарианства, что объясняется с одной стороны  климатическими условиями, а с другой - религиозными предписаниями. Мясо здесь  быстро портится, так как на большей  части страны жаркий климат, хотя применение приправ замедляет процесс порчи. В тоже время, в некоторых районах  страны, собирают по три-четыре урожая овощей за год. Поэтому основу питания  составляет растительная пища: рис, кукуруза, дал, горох, чечевица и другие бобовые, лепешки из муки низших сортов, овощи. В Индии есть одно известное пищевое  табу – запрет на употребление в  пищу говядины. Антропологи объясняют  это тем, что в Индии мало деревьев и следственно нет доступного строительного материала. И вот  коровий навоз там и идет на строительные нужды и как топливо. Важно, что в Индии еще и  голод и нищета, а корова дает молоко, так что есть ее мясо получается нецелесообразно. А бык там вместо трактора.

Америка:

Индейцы племени Мэтс не используют в пищу мясо оленей. А современный американец откажется от конины.

Ни русские, ни американцы не станут есть мясо собаки, а вот в Корее, Китае и Вьетнаме это обычное мясо из которого приготавливают различные блюда. Для этого специально разводят определенные породы собак.

Россия:

Жители некоторых районов  русского Севера не охотятся на зайцев и не едят зайчатину.

Больше всего пищевых  запретов у разных славянских народов  было связано с беременными женщинами. Например, чтобы ребенок не родился  глухим, будущей матери нельзя было есть рыбу. Чтобы избежать рождения близнецов, женщине не надо есть сросшиеся плоды. Чтобы ребенок не страдал бессонницей, запрещалось есть заячье мясо (по некоторым поверьям, заяц никогда не спит). Чтобы ребенок не стал сопливым, не разрешалось есть грибы, покрытые слизью, (например, маслята).

Республика Карелия:

Пищевые запреты всех народов  Карелии распространялись на мясо лебедей, относимых населением Карелии к  разряду священных птиц. Старообрядцы и значительная часть мирского населения  не употребляли в пищу конину, медвежатину, свинину и зайчатину, мясо удавленной петлей боровой дичи. Запрет на потребление  медвежатины дополнительно мотивировался  тем, что медведь без шкуры  «похож на человека», а часть населения  верила и в то, что предки людей  произошли от медведя или что  медведь – это оборотень человека. Почти повсеместно в Карелии  не потреблялось в пищу и мясо курицы, запрет на курицу мотивировался ее ритуальной нечистотой («Курица всю  жизнь несется, а никогда не моется»), т о есть нечистота курицы уподоблялась нечистоте роженицы.

Африка:

Некоторые африканские скотоводческие племена не едят рыбу. Здесь существуют самые анекдотические пищевые табу, например, запрет для женщин некоторых  африканских народов на поедание птиц - чтобы дама не стала легкомысленной и не начала перепархивать от одного самца к другому.

Известный запрет не смешивать  мясную и молочную пищу существует у скотоводческих народов Африки. Считается, что в случае, если мясное и молочное будет смешено (всё  равно – в посуде или в желудке) коровы погибнут или, по крайней мере, потеряют молоко. Интервал между принятием мясной и молочной пищи должен был достигать не менее 12 часов. Некоторые каждый раз прежде, чем перейти с мясной пищи на молочную, принимали сильное рвотное и слабительное средство, чтобы в желудке не осталось и следа прежней пищи. Народ шамбала (Танзания, Мозамбик) опасался продавать молоко своих коров европейцам, которые по неведению могли смешать в своем желудке молоко и мясо и этим вызвать падеж скота.

Камбоджи:

В Камбодже власти ввели  запрет на изготовление популярных в  стране блюд из редких животных - черепах, тигров, медведей, муравьедов, дикобразов и тех же змей. По данным камбоджийских  природоохранных ведомств, в результате этого уже удалось спасти от смерти на разделочном столе более 1300 редких животных [7].

 

 

1.3 Главные табу зимнего питания

 

Зимой чаще, чем в теплое время года, тянет на калорийные продукты и сладости, так наш организм пытается согреться. Строгие диеты  не для холодных месяцев, а чтобы  не набрать лишнего, необходимо соблюдать  главные пищевые табу. Не нужно  пробовать нового, есть сладкое и  вредное.

1 Не голодать

Зимой ни в коем случае нельзя устраивать организму стресс. Лучше  начать питаться чаще, чем раньше, можно  добавить еще один прием пищи или  пару перекусов. Стараться есть медленно, долго и тщательно прожевывать  пищу, чтобы пришло ощущение сытости.

Сделать себе послабление  в правиле «не есть после шести», ограничиться «не есть за 3-4 часа до сна».

Вместо строгой диеты  будет уместна и посильна детокс-программа на 5-10 дней. Исключить из меню кофе, сахар и алкоголь, а также все продукты животного происхождения, включая молочные продукты, яйца и мед. Ваше меню может состоять из постных супов и бульонов, салатов из овощей и фруктов, отварных или сырых овощей, орехов и сухофруктов. Начинать утро со стакана воды без газа с ложкой лимонного сока - сок цитрусовых запускает механизм самостоятельного очищения желудка и печени. В течение дня обязательно выпивать не менее 2 литров воды и дополнительно несколько чашек зеленого листового чая.

2 Не пробовать новое

Сейчас не время для  тестирования новых систем питания, экзотических диет и нестандартных  продуктов.

Традиционное русское  зимнее меню - это супы и каши, на него и следует ориентироваться. Овощные бульоны и постные  супы - идеальные диетические блюда, к тому же суп «обманывает» желудок, наполняя его объем и мешая  съесть больше на второе и добавить десерт. Самая полезная из круп - гречка, она содержит меньше углеводов, чем  другие крупы, поэтому способствует потере лишнего веса. Но гречневая  или гречнево-кефирная диета зимой ни к чему, достаточно просто есть гречневую кашу без сахара. Овсяная и пшенная каши тоже подойдут. А на десерт можно печь блины или оладьи, но не из пшеничной муки, а из гречневой.

3 Не есть вредного

Если в меню еще присутствуют жирное, острое, копченое, соленое и  сладкое - все это надо исключить. Исключить майонез и кетчуп, жирное жареное мясо, белый хлеб, мучное, а также газированные напитки, пакетированные соли и сахар. Следует избегать консервированных продуктов вопреки мифам об их полезности - они содержат соду и  соль и удерживают влагу в организме. Необходимо заменить все молочные продукты в рационе на обезжиренные и покупать только несладкие йогурты без  добавок.

2 Самые вредные продукты питания.docx

— 23.38 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

введение.docx

— 18.60 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Заключение.docx

— 17.33 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Содержание.docx

— 16.25 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Пищевые табу