Формирование пространственного восприятия у детей с дизартрией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность системы коррекционного обучения, направленного на формирование пространственного восприятия у детей с дизартрией средствами психомоторной коррекции.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Познакомиться с психолого-педагогическим изучением дизартрии в логопедической литературе.
2. Рассмотреть формирования пространственного восприятия у детей с дизартрией средствами психомоторной коррекции.
3. Провести экспериментальную работу по изучению и формированию пространственного восприятии у детей с дизартрией средствами психомоторной коррекции.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Психолого-педагогическое изучение дизартрии в логопедической литературе 6
1.1 Причины и механизмы дизартрии у детей 6
1.2 Особенности развития пространственного восприятия у детей с дизартрией 17
1.3 Структура и содержание методики психомоторной коррекции 25
Выводы по 1 главе 28
Глава 2. Эксперимент по изучению формирования пространственного восприятии у детей с дизартрией 30
2.1 Исследование пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией 32
2.2. Система занятий по развитию пространственных представлений у детей с дизартрией средствами психомоторной коррекции 37
2.3. Анализ эффективности экспериментального исследования 43
Выводы по 2 главе 47
Заключение 48
Список использованных источников 50

Файлы: 1 файл

Формирование пространственного восприятия у детей с дизартрией средствами психомотор2.docx

— 124.08 Кб (Скачать файл)

Развитие пространственной ориентировки и представление о пространстве происходит в тесной связи с формированием ощущения схемы своего тела, с расширением практического опыта детей, с изменением структуры предметно-игрового действия, связанного с дальнейшим совершенствованием двигательных умений. Формирующиеся пространственные представления находят свое отражение и дальнейшее развитие в предметно-игровой, изобразительной, конструктивной и бытовой деятельности детей.

Качественные изменения при формировании пространственного восприятия связаны с развитием речи у детей, с пониманием и активным употреблением ими словесных обозначений пространственных отношений, выраженных предлогами, наречиями.

 

1.3 Структура и содержание методики психомоторной коррекции

Во время занятий по психомоторной коррекции не ведется коррекция нарушений речи, профилактика нарушений чтения (дислексии), нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата (дизартрии), письма (дисграфий), счета (дискалькулий) – что является привычной, традиционной формой работы логопеда или дефектолога. На занятиях идет коррекция и абилитация (развитие) основных нейропсихологических факторов. В более сохранных случаях может произойти самокоррекция, имеющихся у ребенка проблем, «спонтанное» преодолению имеющейся недостаточности [28].

Методика имеет трехуровневую систему (основана на трех функциональных блоках мозга по А.Р. Лурия) [30].

1. Уровень стабилизации и активации энергетического потенциала организма. Повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов. Задачей работы на этом уровне является оптимизация функционального статуса глубинных образований мозга, формирования базиса подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий. Методы направлены на элиминацию дефекта и функциональную активацию подкорковых образований.

Первый функциональный блок обеспечивает регуляцию тонуса и бодрствования. Мозговые структуры этого блока развиваются на 75% внутриутробно и 25% - на первом году жизни. Отсюда рекомендации как можно более ранней работы с ребенком.

Для работы с этим блоком используются определенным образом построенный комплекс дыхательных упражнений, массаж и самомассаж, растяжки, релаксации, расширение сенсомоторного репертуара (большой блок – глазодвигательных упражнений), формирование и коррекция базовых сенсомоторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий.

2. Уровень операционального обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним миром (уровень автоматизмов). Уровень операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов. Методы направлены на оптимизацию и коррекцию межполушарных взаимодействий и специализацию правого и левого полушарий мозга.

Идет развитие соматогностических, тактильных и кинестетических процессов, зрительного гнозиса, развитие пространственных представлений (освоение телесного пространства, а затем и внешнего пространства, формирование базиса для «квазипространственных» (логико-граматических) речевых конструкций). Развитие и коррекция мнестических возможностей ребенка (тактильная и двигательная, зрительная, слухоречевая память) [30].

Ребенок – существо «соматическое», поэтому упражнения идут «от тела» ребенка.

В этот блок включаются следующие упражнения – разнообразные виды ползаний, в определенной последовательности, с разным направлением, с присоединением дыхания, счета, движений языка и глаз.

3. Уровень произвольной саморегуляции и смыслообразующей функции психических процессов. Методы направлены на формирование оптимального функционального статуса передних префронтальных отделов мозга (лобных). Это программирование, целеполагание и самоконтроль. Формирование программы, постановка цели и задач, способов их выполнения, регуляция и самоконтроль – непременные условия адекватности любой деятельности. Идет развитие произвольного внимания. Для этого вводятся ритуалы, правила игр, упражнения с заданиями.

Требования к применению предлагаемой коррекционной и абилитационной системы подразумевают единовременное включение в коррекционный процесс упражнений 1, 2, 3 уровней. Однако удельный вес и время применения тех или иных методов варьируется в зависимости от исходного статуса ребенка. Чем глубже дефицит, тем больше внимания и времени должно быть уделено отработке 1 уровня, с постепенным переходом к следующему.

Все упражнения проходят три стадии, что соответствует прохождению стадий онтогенеза: лежа, сидя, стоя.

Крайне важно то, что большое значение отводится работе с ребенком родителей. Идет обучение родителей коррекционным приемам, проводятся семинары-практикумы. Необходимо установление партнерского контакта с родителями, особенно с матерью ребенка. Насколько активны и заинтересованы родители настолько лучше идет развитие ребенка. Родитель становится одним из центральных участников коррекционного процесса [1].

Известно, что произвольно человек может управлять только ритмом дыхания и движения. Нейропсихологическая работа строится на автоматизации и ритмизации организма ребенка через базовые многоуровневые приемы.

Коррекционно-развивающая и формирующая работа, основанная на двигательных методах, должна включать в себя растяжки, дыхательные, глазодвигательные, перекрестные (реципрокные) телесные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, для развития мелкой моторики рук, релаксации, развития коммуникативной и когнитивной сферы.

Необходимым условием любого коррекционного процесса является система наказаний и поощрений. При этом важно соблюдать «общественный договор»: обещанное наказание или поощрение должно обязательно и честно состояться. Необходимо знать, что введение правил у некоторых детей может обострить неподчинение правилам.

Очень сильным поощрением является присвоение определенного статуса для ребенка (статуса помощника, командира, ведущего, центрального игрока, лидера) и это автоматически повышает его доминантность, а, следовательно, повышают уровень его произвольной регуляции, программирования и контроля над собой и происходящим вокруг [5].

Таким образом, системное применение указанных упражнений в структуре занятия дает возможность воздействовать на структуры всех трех функциональных блоков, развивать связанные с ними функции.

 

Выводы по 1 главе.

Дизартрия – нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Основные проявления дизартрии состоят в расстройстве артикуляции звуков, нарушениях голосообразования, а также в изменениях темпа речи, ритма и интонации.

Названные нарушения проявляются в разной степени и в различных комбинациях в зависимости от локализации поражения в центральной или периферической нервной системе, от тяжести нарушения, от времени возникновения дефекта. Нарушения артикуляции и фонации, затрудняющие, а иногда и полностью препятствующие членораздельной звучной речи, составляют так называемый первичный дефект, который может привести к возникновению вторичных проявлений, осложняющих его структуру. Клиническое, психологическое и логопедическое изучение детей с дизартрией показывает, что эта категория детей очень неоднородна с точки зрения двигательных, психических и речевых нарушений

Пространственные представления у детей с дизартрией характеризуются замедленным формированием пространственно-временных представлений, оптико-пространственного гнозиса, конструктивного праксиса, трудности в усвоении представлений о величине, сравнении предметов. Развитие пространственной ориентировки происходит с расширением практического опыта детей. Также можно отметить, что у детей с дизартрией наблюдается пофрагментарная стратегия восприятия изображения.

Формирование пространственных представлений в онтогенезе непосредственно связано с развитием движений. Отсутствие какого-либо двигательного акта в онтогенезе обязательно ведёт к нарушению пространственного восприятия, что, в свою очередь, обуславливает недостаточность формирования лексико-грамматических категорий, обозначающих пространственные  признаки и отношения. Пространственные представления являются базисом, на котором формируются высшие психические функции человека.

Системное применение коррекционно-развивающих упражнений в структуре занятия дает возможность воздействовать на структуры всех трех функциональных блоков, развивать связанные с ними функции для развития пространственного восприятия.

 

 

ГЛАВА 2

  Эксперимент по изучению формирования пространственного

восприятии у детей с дизартрией

 

2.1 Исследование пространственных представлений у детей с дизартрией

Исследование пространственных представлений было организовано в детском саду № 422 Ленинского района г. Новосибирска с детьми 3-4 лет (вторая младшая группа). Детский сад работает по программе: «От рождения до школы» Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой и М.А. Васильева.

Исследование было организовано в 3 этапа.

1 этап: констатирующий. Сроки: 21 октября-1 ноября 2013г.

Цель: изучение уровня пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией.

II этап: формирующий. Сроки: 5 ноября-15 января 2014 г.

Цель: развитие пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией.

III этап: контрольный. Сроки: 16 января-31 января 2014 г.

Цель: анализ эффективности мероприятий по развитию пространственных представлений детей четвертого года жизни с дизартрией.

В исследование было включено 12 детей с речевым развитием, соответствующим возрасту и 12 детей с дизартрией.

На основании проведенного анализа диагностических методик по исследованию пространственных представлений детей четвертого года жизни с дизартрией мы разработали систему диагностических заданий для обследования пространственных представлений у детей данной категории.

Методики, используемые для изучения пространственных представлений детей контрольной и экспериментальной групп, подобраны с учетом методических рекомендаций Г.А. Волковой, Е.А. Стребелевой, Н.В. Серебряковой, Л.В. Лопатиной [25].

1 серия. Ориентировка «от себя».

Задание 1. Покажи правую руку. Цель: выявить уровень ориентировки в собственном теле.

Проведение обследования: «Подними правую руку вверх».

Задание 2. Покажи левую руку. Цель: выявить уровень ориентировки в собственном теле.

Проведение обследования: Педагог: «Подними левую руку вверх».

Задание 3. Покажи правую ногу. Цель: выявить уровень ориентировки в собственном теле.

Проведение обследования: Педагог: «Выстави правую ногу вперед».

Задание 4. Покажи левую ногу. Цель: выявить уровень ориентировки в собственном теле.

Проведение обследования: Педагог: «Выстави левую ногу вперед».

Оценка результатов:

2 балла – ребенок правильно выполняет задание по вербальной инструкции.

1 балл – ребенок выполняет задание с помощью взрослого или по показу.

0 баллов – ребенок не может выполнить задание или отказывается от выполнения.

Максимальный балл за серию: 8 баллов.

2 серия. Ориентировка на плоскости.

Задание 1. Разбери и сложи матрешку. Цель: выявление уровня развития ориентировки на величину.

Оборудование: четырехсоставная матрешка.

Проведение обследования: взрослый показывает ребенку матрешку и просит его посмотреть, что там есть, то есть разобрать ее. После рассмотрения всех матрешек ребенка просят собрать их все в одну: «Собери все матрешки, чтобы получилась одна».

Задание 2. Складывание фигур из палочек. Цель: выявление умения ребенком работать по образцу.

Оборудование: 4 плоские палочки одного цвета.

Проведение обследования: педагог за экраном делает фигуру из 2 палочек, открыв экран, предлагает построить ребенку такую же. Если ребенок справляется предлагают фигуру из 4 палочек.

Задание 3. Сложи разрезную картинку из 2 частей. Цель: выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения на картинке.

Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на 2 части.

Проведение обследования: педагог показывает ребенку целую картинку, и дает 2 части разрезанной: «Сделай целую картинку».

Задание 4. Сложи разрезную картинку из 4 частей. Цель: выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения на картинке.

Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на 4 части.

Проведение обследования: педагог показывает ребенку целую картинку, и дает 4 части разрезанной: «Сделай целую картинку».

Максимальный балл за серию: 8 баллов.

3 серия. Ориентировка в пространстве.

Задание 1. Посади зайку на стул. Цель: выявить уровень ориентировки в пространстве.

Оборудование: стул, игрушка заяц.

Проведение обследования: педагог: «Возьми зайку и посади его на стул».

Задание 2. Спрячь зайку под стол. Цель: выявить уровень ориентировки в пространстве.

Оборудование: стол, игрушка заяц.

Проведение обследования: педагог: «Спрячь зайку под стол».

Информация о работе Формирование пространственного восприятия у детей с дизартрией