Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 14:20, курсовая работа
Целью нашей работы является: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность системы коррекционного обучения, направленного на формирование пространственного восприятия у детей с дизартрией средствами психомоторной коррекции.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Познакомиться с психолого-педагогическим изучением дизартрии в логопедической литературе.
2. Рассмотреть формирования пространственного восприятия у детей с дизартрией средствами психомоторной коррекции.
3. Провести экспериментальную работу по изучению и формированию пространственного восприятии у детей с дизартрией средствами психомоторной коррекции.
Введение 3
Глава 1 Психолого-педагогическое изучение дизартрии в логопедической литературе 6
1.1 Причины и механизмы дизартрии у детей 6
1.2 Особенности развития пространственного восприятия у детей с дизартрией 17
1.3 Структура и содержание методики психомоторной коррекции 25
Выводы по 1 главе 28
Глава 2. Эксперимент по изучению формирования пространственного восприятии у детей с дизартрией 30
2.1 Исследование пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией 32
2.2. Система занятий по развитию пространственных представлений у детей с дизартрией средствами психомоторной коррекции 37
2.3. Анализ эффективности экспериментального исследования 43
Выводы по 2 главе 47
Заключение 48
Список использованных источников 50
Задание 3. Посади зайку перед собой. Цель: выявить уровень ориентировки в пространстве.
Оборудование: игрушка заяц.
Проведение обследования: педагог: «Посади зайку перед собой».
Задание 4. Посади зайку за собой. Цель: выявить уровень ориентировки в пространстве.
Оборудование: игрушка заяц.
Проведение обследования: педагог: «Посади зайку за собой».
Задание 5. Убери зайку в коробку. Цель: выявить уровень ориентировки в пространстве.
Оборудование: коробка, игрушка заяц.
Проведение обследования: педагог: «Убери зайку в коробку».
Максимальный балл за серию: 10 баллов.
Общий балл за методику: 26 баллов.
С учетом того, насколько успешно или неуспешно дети справлялись с предъявленными им заданиями, они были отнесены к определенному уровню владения пространственными представлениями.
Оценка уровней выполнения заданий: уровень – «хороший» (от 21 до 26 баллов); уровень – «удовлетворительный» (от 17 до 20 баллов); уровень – «недостаточный» (от 11 до 16 баллов); уровень – «низкий» (от 10 баллов и менее).
Таким образом, мы определили количественный состав контрольной и экспериментальной групп, описали схему изучения уровня сформированности пространственных представлений у детей четвертого года жизни.
Все дети контрольной и экспериментальной групп были обследованы по выше представленной методике. Протоколы обследования приведены в приложении А. Результаты диагностики пространственных представлений детей экспериментальной группы представлены в таблице 1, контрольной группы в таблице 2.
Таблица 1− Результаты обследования пространственных представлений детей экспериментальной группы на констатирующем этапе.
№ |
Имя ребенка |
Серии заданий |
Общий балл |
Уровень успешности | ||
1 |
2 |
3 |
||||
1 |
Дима А. |
6 |
5 |
7 |
18 |
высокий |
2 |
Никита Б. |
4 |
3 |
6 |
13 |
средний |
3 |
Алеша Г. |
6 |
2 |
5 |
13 |
средний |
4 |
Марк Е. |
6 |
4 |
6 |
16 |
средний |
5 |
Соня Е. |
4 |
3 |
7 |
14 |
средний |
6 |
Алина Г. |
5 |
5 |
8 |
18 |
высокий |
7 |
Тима Р. |
4 |
6 |
6 |
16 |
средний |
8 |
Алина Б. |
5 |
3 |
7 |
15 |
средний |
9 |
Маша Х. |
4 |
5 |
4 |
13 |
средний |
10 |
Кирилл Ч. |
7 |
5 |
6 |
18 |
высокий |
11 |
Вадим Ф. |
3 |
2 |
4 |
9 |
низкий |
12 |
Ваня Н. |
4 |
2 |
7 |
13 |
средний |
Общий балл |
178 |
Таблица 2 − Результаты обследования пространственных представлений детей контрольной группы на констатирующем этапе.
№ |
Имя ребенка |
Серии заданий |
Общий балл |
Уровень успешности | ||
1 |
2 |
3 |
||||
1 |
Артем А. |
7 |
7 |
7 |
21 |
средний |
2 |
Сережа Б. |
5 |
6 |
9 |
20 |
высокий |
3 |
Алиса К. |
7 |
6 |
7 |
20 |
высокий |
4 |
Ярослав Ю. |
8 |
7 |
8 |
23 |
средний |
5 |
Диана П. |
7 |
7 |
8 |
22 |
средний |
6 |
Ира С. |
7 |
6 |
9 |
22 |
средний |
7 |
Лиза К. |
8 |
7 |
9 |
24 |
средний |
8 |
Кирилл З. |
8 |
6 |
8 |
22 |
средний |
9 |
Слава П. |
6 |
5 |
8 |
19 |
высокий |
10 |
Настя Т. |
8 |
7 |
8 |
23 |
средний |
11 |
Рома К. |
6 |
7 |
8 |
21 |
средний |
12 |
Арина С. |
8 |
6 |
7 |
21 |
средний |
Общий балл |
258 |
Как видно из результатов диагностики уровень развития пространственных представлений у детей экспериментальной группы значительно ниже, чем у детей контрольной группы.
Остановимся более подробно на результатах экспериментальной группы и рассмотрим типичные ошибки.
Задания серии 1 направлены на выявление уровня сформированности ориентировки «от себя». Результаты показали, что лишь у одного ребенка показатели близки к показателям нормы, у пяти детей средний уровень сформированности ориентировки «от себя», у остальных восьми низкий уровень. Наиболее часто наблюдаемая ошибка: дети не могут показать правую руку, с этим заданием не справилось восемь человек. Левую руку дети показывали правильно лишь с подсказкой, только четыре ребенка справились самостоятельно. Для многих характерно затруднение при показе правой ноги: один ребенок не справился с заданием, восемь выполнили с подсказкой и лишь трое справились с заданием самостоятельно. Левую ногу все показывали верно.
Цель заданий серии 2 – выявить уровень сформированности ориентировки на плоскости. Из результатов видно, что ни у одного ребенка уровень не приближен к показателям уровня нормы. Пятеро показали средний результат, у остальных семи низкий уровень сформированности ориентировки на плоскости. Больше половины группы смогли правильно сложить матрешку, лишь один ребенок не справился. Возникали трудности даже в соотнесении двух половинок одной матрешки. Большие трудности возникли при складывании фигур из палочек. Пятеро не справились с заданием, собирали фигуру зеркально, подсказки не помогли. Ни один ребенок не справился с этим заданием самостоятельно. Сложить картинку из двух частей самостоятельно получилось у одного ребенка, остальные справились при помощи подсказки. Наиболее часто встречаемые ошибки при выполнении этого задания: складывание картинки боком и вверх ногами. Трудности наблюдались при складывании картинки из четырех частей: пятеро детей не смогли справиться с заданием, остальные справились при помощи подсказки логопеда, ни один ребенок не смог выполнить задание самостоятельно. Наиболее часто наблюдаемые ошибки: складывание картинки вверх ногами и зеркально [22].
Задания серии 3 предназначены для исследования уровня сформированности ориентировки в пространстве. Пятеро показали средний уровень сформированности ориентировки в пространстве. Почти все дети правильно выполнили задания «посади зайку на стул», только двоим понадобилась подсказка. С заданием «убери зайку под стол» самостоятельно справился лишь один ребенок, пятеро не смогли выполнить задание даже после подсказки. Четверо из них прятали игрушку за столом. Также сложным заданием было «посади зайку перед собой». С этим заданием не справилось двое детей, они сажали игрушку за собой. Один ребенок смог выполнить это задание самостоятельно, остальные девять справились только с помощью подсказки. Чаще всего дети ошибочно сажали игрушку за собой или под стул. При выполнении задания «посади зайку за собой» не справился самостоятельно ни один ребенок, выполнили с подсказкой девять, остальные трое не справились совсем. Почти у всех наблюдалась одна и та же ошибка: дети сажали игрушку перед собой, лишь двое убрали под стул. Самым легким для детей стало задание «убери зайку в коробку». Самостоятельно справились с заданием одиннадцать человек, лишь один ребенок сначала посадил игрушку под стол, но при подсказке смог выполнить упражнение правильно [27].
Более наглядно мы можем увидеть соотнесение уровня сформированности пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией с уровнем сформированности пространственных представлений у детей с нормой речевого развития в рисунке 1.
Рисунок 1− Уровни развития пространственных представлений
Таким образом, у детей четвертого года жизни с дизартрией наблюдается значительное отставание в развитии пространственных представлений. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию пространственных представлений. Проведенное исследование с использованием различных видов заданий показало ряд особенностей, характеризующих пространственные представления у детей четвертого года жизни с дизартрией, которые необходимо учитывать при проведении коррекционной работы.
2.2 Система занятий по развитию пространственных представлений у детей с дизартрией средствами психомоторной коррекции
Цель формирующего эксперимента – повышение уровня сформированности пространственных представлений у детей с дизартрией средствами психомоторной коррекции.
После проведения обследования пространственных представлений у детей четвертого года жизни нами был намечен план коррекционной работы.
Цели работы в этом направлении: развитие и коррекция сенсорных процессов, психомоторики, познавательной деятельности; формирование пространственных представлений; развитие умений и навыков, организации контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности детей, которые реализуются в нескольких задачах:
1. Развитие познавательной деятельности, развитие способности ориентироваться в окружающем пространстве.
2. Развитие сенсорных процессов;
3. развитие зрительно-моторной координации; развитие вестибулярного аппарата;
4. Освоение мелких движений;
5. Укрепление кистей рук и пальцев, развитие ловкости движений
6. Вырабатывать
8. развитие сбалансированной
работы правого и левого
Методы, используемые в работе:
а) методы организации и осуществления чувственного восприятия объектов (наглядные);
б) методы организации и осуществления мыслительной деятельности детей (словесные);
в) методы организации и управления практической деятельностью детей (практические)
Приемы:
- разминка (речевые, двигательные, голосовые );
- рассматривание рисунков, предметов;
- свободное и тематическое рисование;
- упражнения подражательного, творческого характера;
- конструирование; лепка; изготовление
аппликаций из различных
- схематическое изображение предметов;
- игровые ситуации; создание проблемных ситуаций
- обсуждение прочитанного; заучивание стихотворений.
Коррекционно-развивающая работа проводится педагогом-психологом по основным направлениям:
В занятия включаются:
Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры (нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями) как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.
В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями. (повышающие энергетический потенциал: самомассаж ушных раковин, стоп, перекрестная ходьба, горизонтальная восьмерка, зеркальное рисование и др.)
Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю [31].
Массаж кистей рук, работа с пальцами рук (пальчиковая гимнастика, массажный мячик).
Для детей 4 лет можно предложить массаж с использованием сосновых, еловых, кедровых шишек, грецких орехов, фундука.
Массаж биологически активных зон «Снеговик» (для профилактики простудных заболеваний).
Упражнения по развитию общей и мелкой моторики. Развитие отдельных двигательных качеств и особенностей ребёнка (силы, ловкости, быстроты, координации, равновесия).
Многие авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными. Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу:
Информация о работе Формирование пространственного восприятия у детей с дизартрией