Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 14:20, курсовая работа
Целью нашей работы является: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность системы коррекционного обучения, направленного на формирование пространственного восприятия у детей с дизартрией средствами психомоторной коррекции.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Познакомиться с психолого-педагогическим изучением дизартрии в логопедической литературе.
2. Рассмотреть формирования пространственного восприятия у детей с дизартрией средствами психомоторной коррекции.
3. Провести экспериментальную работу по изучению и формированию пространственного восприятии у детей с дизартрией средствами психомоторной коррекции.
Введение 3
Глава 1 Психолого-педагогическое изучение дизартрии в логопедической литературе 6
1.1 Причины и механизмы дизартрии у детей 6
1.2 Особенности развития пространственного восприятия у детей с дизартрией 17
1.3 Структура и содержание методики психомоторной коррекции 25
Выводы по 1 главе 28
Глава 2. Эксперимент по изучению формирования пространственного восприятии у детей с дизартрией 30
2.1 Исследование пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией 32
2.2. Система занятий по развитию пространственных представлений у детей с дизартрией средствами психомоторной коррекции 37
2.3. Анализ эффективности экспериментального исследования 43
Выводы по 2 главе 47
Заключение 48
Список использованных источников 50
«Улыбка»- пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 -пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 -ладонь сворачивается в кулак. И так далее.
«Хоботок» - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.
«Колечко» - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.
«Кулак - ребро - ладонь» - На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.
«Лезгинка» - Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течение 6-8 раз
Дыхательные упражнения: (упражнения, содержащие равные по времени вдох-задержка-выдох-задержка) Улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
«Подуем на снежинку» - вырезанную из бумаги снежинку опустить на стол. Ребенок, сидя за столом, дует на снежинку, наблюдая за ее движением по столу.
«Облако дыхания» - исходное положение - стоя, руки опущены. Делаем медленный вдох через нос, надуваем животик, руки перед грудью. Медленный выдох через рот, одновременно рисую круг симметрично обеими руками. Стараемся распределить воздух на весь круг, повторяем три раза. Теперь нарисуем квадраты и треугольники. Соединение дыхания и движения для концентрации внимания [34].
Упражнения по оптимизации тонуса и обучение необходимым приёмам релаксации.
Упражнения для релаксации: способствуют расслаблению, снятию напряжения. Нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость):
«Снеговик» - представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
Обучение приёмам сохранения зрительного анализатора. Позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма, снимают напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации.
«Глаз - путешественник» - Развесить в разных углах и по группы различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение - стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный учителем.
Упражнения по развитию представлений о пространстве и времени, умению ориентироваться в пространстве. Ориентация в пространстве и собственном теле – активизирует нервные процессы, обостряет внимание, кинетическую память.
Упражнения на развитие формы, цвета, величины.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это делает работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой. Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий не только задания на развитие сенсорных процессов, тонкой моторики, процессов высшей нервной деятельности, но и упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы, профилактики нарушения зрения (близорукости, дальнозоркости) и др. [44].
Предложенные занятия позволяют научить детей:
а) различным действиям рукой и отдельными пальцами при выполнении мелких и крупных движений, выполнять действия руками;
б) переносить сенсорный опыт в самостоятельную деятельность;
в) узнавать и называть эталоны, выделять эталон из множества;
г) соотносить эталон с признаком предмета;
д) определять последовательность событий;
е) ориентироваться в пространстве и др.:
С каждым занятием задания несколько усложняются. Увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые практические работы. Во время занятий мы создаем для детей игровые ситуации, что повышает их мотивацию. Например, мы кладем рисунок под прозрачную пленку, и ребенок обводит существующий рисунок и раскрашивает его через пленку. Затем мы достаем «оригинал», ребенок видит, что он сделал, и это доставляет ему большое удовольствие.
Тем самым достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития
После окончания формирующего этапа исследования было проведено повторное обследование пространственных представлений у детей четвертого года жизни экспериментальной группы. Учащиеся контрольной группы не принимали участие в логопедической работе. Однако, результаты детей контрольной группы были задействованы на контрольном этапе для проведения сравнительного анализа экспериментальных данных. Проводилось сопоставление результатов в экспериментальной и контрольной группах на конец коррекционной работы. Протоколы обследования приведены в приложении Д. Результаты повторного обследования пространственных представлений так же фиксировались в таблицах 3 и 4.
Таблица 3 − Результаты обследования пространственных представлений детей экспериментальной группы на контрольном этапе.
№ |
Имя ребенка |
Серии заданий |
Общий балл |
Уровень успешности | ||
1 |
2 |
3 |
||||
1 |
Дима А. |
8 |
7 |
8 |
23 |
высокий |
2 |
Никита Б. |
6 |
6 |
8 |
20 |
средний |
3 |
Алеша Г. |
8 |
6 |
8 |
22 |
высокий |
4 |
Марк Е. |
8 |
7 |
8 |
23 |
высокий |
5 |
Соня Е. |
7 |
6 |
9 |
22 |
высокий |
6 |
Алина Г. |
8 |
7 |
10 |
25 |
высокий |
7 |
Тима Р. |
6 |
8 |
8 |
22 |
высокий |
8 |
Алина Б. |
8 |
6 |
9 |
23 |
высокий |
9 |
Маша Х. |
7 |
7 |
7 |
21 |
высокий |
10 |
Кирилл Ч. |
8 |
8 |
8 |
24 |
высокий |
11 |
Вадим Ф. |
5 |
5 |
6 |
16 |
низкий |
12 |
Ваня Н. |
7 |
6 |
9 |
22 |
высокий |
Общий балл |
242 |
Таблица 4 − Результаты обследования пространственных представлений детей контрольной группы на контрольном этапе.
№ |
Имя ребенка |
Серии заданий |
Общий балл |
Уровень успешности | ||
1 |
2 |
3 |
||||
1 |
Артем А. |
8 |
7 |
8 |
23 |
высокий |
2 |
Сережа Б. |
6 |
7 |
9 |
22 |
высокий |
3 |
Алиса К. |
8 |
7 |
8 |
23 |
высокий |
4 |
Ярослав Ю. |
8 |
8 |
9 |
25 |
высокий |
5 |
Диана П. |
8 |
8 |
9 |
25 |
высокий |
6 |
Ира С. |
8 |
7 |
9 |
24 |
высокий |
7 |
Лиза К. |
8 |
8 |
9 |
25 |
высокий |
8 |
Кирилл З. |
8 |
7 |
9 |
24 |
высокий |
9 |
Слава П. |
7 |
6 |
9 |
22 |
высокий |
10 |
Настя Т. |
8 |
8 |
10 |
26 |
высокий |
11 |
Рома К. |
7 |
8 |
9 |
24 |
высокий |
12 |
Арина С. |
8 |
7 |
9 |
24 |
высокий |
Общий балл |
287 |
Как видно из результатов диагностики уровень развития пространственных представлений у детей экспериментальной группы остался ниже, чем у детей контрольной группы. Однако, заметна положительная динамика по сравнению с показателями экспериментальной группы на начало эксперимента.
Остановимся более подробно на результатах экспериментальной группы и рассмотрим типичные ошибки.
Результаты диагностики первой серии показали, что средний уровень сформированности ориентировки «от себя» остался лишь у трех человек, остальные показали результат наиболее приближенный к показателям нормы. Шесть человек набрали наивысший балл. Чаще всего наблюдались ошибки в заданиях «покажи левую руку» (ошиблись 3 ребенка) и «покажи правую ногу» (ошиблись шесть человек).
По результатам диагностики по заданиям второй серии можно увидеть что у шести детей уровень сформированности ориентировки на плоскости приближен к показателям уровня нормы, хотя при первичном диагностировании ни у одного ребенка этот уровень не был приближен к показателям уровня нормы. Остальные показали средний результат. Все дети правильно справились с заданием «собери матрешку». Наиболее трудным было задание «собери картинку из четырех частей», с ним справился самостоятельно только один ребенок, остальные выполнили при помощи вербальной подсказки логопеда. Наиболее часто наблюдаемые ошибки: складывание картинки вверх ногами и зеркально. С заданием «сложи фигурки из палочек» все дети: шестеро - самостоятельно, остальные с помощью логопеда (логопед уточнял: «А ты уверен что так правильно?»). С заданием «сложи картинку из двух частей» также справились все дети: десять из них справились с заданием самостоятельно, остальные с помощью наводящих вопросов логопеда.
Задания серии 3 предназначены для исследования уровня сформированности ориентировки в пространстве. Десять детей показали высокий уровень сформированности ориентировки в пространстве. Все дети правильно выполнили задание «посади зайку на стул». С заданием «убери зайку под стол» самостоятельно справились четверо детей, остальные смогли выполнить задание после вербальной подсказки. Задание «посади зайку перед собой» не вызвало затруднений у восьми детей, остальные четверо справились с помощью вербальной подсказки. Трое детей ошибочно сажали игрушку за собой, один ребенок посадил игрушку под стул. При выполнении задания «посади зайку за собой» не справился один ребенок, выполнили с подсказкой девять, остальные двое справились самостоятельно. Почти у всех наблюдалась одна и та же ошибка: дети сажали игрушку перед собой, двое убрали под стул. Самым легким для детей стало задание «убери зайку в коробку». Все дети справились самостоятельно.
Отразим в рисунках 2 и 3 насколько выросли показатели в экспериментальной и контрольной группах по сравнению с началом исследования.
Рисунок 2 − Уровни развития пространственных представлений в экспериментальной группе
Из рисунка 2 видно насколько уровень развития пространственных представлений после эксперимента в экспериментальной группе стал выше у детей с дизартрией четвертого года жизни.
Рисунок 3 − Уровни развития пространственных представлений в контрольной группе
В контрольной группе как видно из рисунка 3 уровень развития пространственных представлений тоже стал выше, но не настолько как в экспериментальной группе. Таким образом, мы можем увидеть, что показатели уровня сформированности пространственных представлений росли в обеих группах, но в экспериментальной более интенсивно.
Информация о работе Формирование пространственного восприятия у детей с дизартрией