Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 14:20, курсовая работа
Целью нашей работы является: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность системы коррекционного обучения, направленного на формирование пространственного восприятия у детей с дизартрией средствами психомоторной коррекции.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Познакомиться с психолого-педагогическим изучением дизартрии в логопедической литературе.
2. Рассмотреть формирования пространственного восприятия у детей с дизартрией средствами психомоторной коррекции.
3. Провести экспериментальную работу по изучению и формированию пространственного восприятии у детей с дизартрией средствами психомоторной коррекции.
Введение 3
Глава 1 Психолого-педагогическое изучение дизартрии в логопедической литературе 6
1.1 Причины и механизмы дизартрии у детей 6
1.2 Особенности развития пространственного восприятия у детей с дизартрией 17
1.3 Структура и содержание методики психомоторной коррекции 25
Выводы по 1 главе 28
Глава 2. Эксперимент по изучению формирования пространственного восприятии у детей с дизартрией 30
2.1 Исследование пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией 32
2.2. Система занятий по развитию пространственных представлений у детей с дизартрией средствами психомоторной коррекции 37
2.3. Анализ эффективности экспериментального исследования 43
Выводы по 2 главе 47
Заключение 48
Список использованных источников 50
Более наглядно мы можем увидеть соотнесение уровня сформированности пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией с уровнем сформированности пространственных представлений у детей с нормой речевого развития в рисунке 4.
Рисунок 4 − Уровень развития пространственных представлений
Мы видим, что уровень сформированности пространственных представлений у детей экспериментальной группы приближается к показателям данного уровня у детей контрольной группы.
Таким образом, мы видим, что данные контрольного этапа исследования подтвердили, что специально организованные коррекционные занятия по развитию пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией повысили уровень сформированности пространственных представлений. Следовательно, можно говорить об эффективности экспериментального исследования.
Выводы по 2 главе.
Таким образом, в данной главе мы определили количественный состав контрольной и экспериментальной групп, описали схему изучения уровня развития пространственных представлений у детей четвертого года жизни. В нее вошли ряд заданий по исследованию ориентировки «на себе», ориентировки на плоскости, ориентировки в пространстве. Проведенное исследование показало, что дети экспериментальной группы значительно отстают от детей контрольной группы по уровню развития пространственных представлений. Это указало на необходимость целенаправленной коррекционной работы по формированию и развитию пространственных представлений.
Заключение
Теоретическое и практическое изучение проблемы формирования пространственного восприятия у детей с дизартрией средствами психомоторной коррекции, подтвердило актуальность проблемы и темы исследования.
Проведенное логопедическое и психолого-педагогическое изучение детей дошкольного возраста, выявило количественные и качественные особенности уровня речевого развития, пространственного восприятия у части детей с дизартрии.
Дизартрия — тяжелое и сложное нарушение звуковой, стороны речи. Дизартрия — латинский термин, который в переводе означает расстройства членораздельной речи — произношения. В практике сложилось несколько иное понимание этого термина — как расстройства двигательной моторной стороны устной речи. В тяжелых случаях речь превращается в какое-то подобие мычания и делается совершенно непонятной. Такие крайние, наиболее тяжелые случаи дизартрии носят название анартрии, т. е. полной невозможности произносительной речи.
С неврологической точки зрения различают следующие основные виды дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную, подкорковую, мозжечковую и корковую. Между перечисленными видами имеется много общего, но выявляются и глубокие различия между ними...
Основными симптомами дизартрии являются нарушение произношения и просодической стороны речи определяются характером и степенью выраженности проявлений артикуляционных, дыхательных и голосовых расстройств. Помимо речевых симптомов у детей с дизартрией наблюдаются и неречевые. К ним относятся: нарушения общей моторики, тонкой моторики рук, нарушения познавательных функций, эмоционально-волевой сферы.
Пространственные представления − представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях по величине, форме, относительном расположении объектов, их поступательном и вращательном движении. Пространственные представления − необходимый элемент познания и всей практической деятельности. Развитие пространственных представлений начинается с внутриутробного периода и является важнейшим показателем его умственного и сенсомоторного развития. Формирование у ребенка пространственных представлений – одно из важнейших условий его успешности.
Отсутствие какого-либо двигательного акта в онтогенезе обязательно ведёт к нарушению пространственного восприятия, что, в свою очередь, обуславливает недостаточность формирования лексико-грамматических категорий, обозначающих пространственные признаки и отношения. Пространственные представления являются базисом, на котором формируются высшие психические функции человека.
Формирование пространственных представлений в онтогенезе непосредственно связано с развитием движений. Отсутствие какого-либо двигательного акта в онтогенезе обязательно ведёт к нарушению пространственного восприятия, что, в свою очередь, обуславливает недостаточность формирования лексико-грамматических категорий, обозначающих пространственные признаки и отношения. Пространственные представления являются базисом, на котором формируются высшие психические функции человека.
Проведенное исследование показало, что дети экспериментальной группы значительно отстают от детей контрольной группы по уровню развития пространственных представлений. Это указало на необходимость целенаправленной коррекционной работы по формированию и развитию пространственных представлений.
Список использованных источников
Информация о работе Формирование пространственного восприятия у детей с дизартрией