Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 13:45, курсовая работа
Целью курсовой работы является: анализ методов оценки эффективности сбытовой деятельности на предприятиях и в организациях.
Объектом исследования является эффективность сбытовой деятельности СПК имени Чапаева.
Задачи курсовой работы:
1. Ознакомиться с понятием сбытовой деятельности.
2. Изучить теоретические основы сбытовой деятельности на предприятиях оптовой и розничной торговли.
Из таблицы 8. видно, что затраты на 1 ц молока в 2008 году по сравнению с 2004г. возросли на 92,5%, а по сравнению с 2007г. сократились на 13,6%. Наибольший удельный вес в структуре затрат приходится на корма, который за динамику лет в среднем составляет 42,3%. Затраты на оплату труда в 2008 году составили 812 тыс. руб., что в 3,3 раза больше, чем в 2004г. и на 12,3% меньше, чем в 2007г. Уменьшение затрат связанно с сокращением поголовья крупного рогатого скота и соответственно снижением объема производства молока. В затраты на реализацию молока входят расходы на горюче-смазочные материалы, ремонт техники, амортизацию, заработную плату приемщикам молока, шоферам, содержание лаборатории.
Отдельно затраты на реализацию молока в хозяйстве не ведутся. Они включаются в общепроизводственные затраты.
СПК им. Чапаева в 2008 году реализовало молоко по следующим каналам реализации:
- ОАО «Медынское» - 594,2 тонн на 3601519,1 руб.;
- ОАО «Кондровский молочный завод» - 15,1 тонн на 83846,19 руб.;
- ООО «Ника-Арт» – 15,1 тонн на 95563,64 руб.
2.2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПК ИМЕНИ ЧАПАЕВА
При развитии потребительского рынка, формирующегося на основе многообразия форм собственности, оптовой торговли средствами производства, эффективных горизонтальных связей, производственно-сбытовая деятельность предприятий и организаций в агропромышленном комплексе, согласно маркетинговой концепции, должна полностью ориентироваться на конкретных потребителей.
Агропромышленный маркетинг как самостоятельное направление современного маркетинга предполагает изучение, прогнозирование и осуществление предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов рынка в области производства, переработки, хранения, транспортировки и реализации сельскохозяйственной продукции с целью получения высоких результатов рыночной деятельности.
Задачами агропромышленного маркетинга являются: выбор товара, производимого для рынка, определение его потребительских свойств; установление качественных параметров производства; контроль за соблюдением действующих экологических и медицинских требований; обоснование объемов и сроков производства сельскохозяйственной продукции; расчет необходимости привлечения дополнительных финансовых средств с указанием источников их получения; требования к упаковке продукции; разработка бизнес-плана, условий проведения коммерческих операций, а также многое другое.
Эффективное управление сельскохозяйственным производством в условиях неустойчивой конъюнктуры аграрного рынка предполагает введение в штат маркетолога.
В функциональные задачи маркетолога входит следующее:
- постановка целей и задач предприятия с учетом тенденций развития на краткосрочный и близлежащий периоды, дальнюю перспективу;
- анализ и оценка собственных возможностей предприятия, в первую очередь производственных, экономических, материально-ресурсных, кадровых;
- разработка стратегии и тактики маркетинговой деятельности применительно к специфике и условиям своего сельскохозяйственного предприятия;
- создание банка данных для систематизации и анализа всей коммерческо-экономической информации, по конъюнктуре потенциальных рынков сбыта;
- ориентация производства на удовлетворение запросов потребителей;
- рост эффективности предпринимательской деятельности, прибыли и доходов, повышение конкурентоспособности сельскохозяйственного предприятия;
- при необходимости разработка мер по реформированию сельскохозяйственного предприятия (преобразование в новую форму собственности);
- обучение персонала предприятия методам и принципам маркетинговой работы;
- своевременная подготовка и заключение договоров на поставку готовой продукции;
- обеспечение выполнения планов поставки продукции в сроки и по номенклатуре в соответствии с заключенными договорами;
- контроль за поставкой продукции структурными единицами;
- обеспечение правильного учета приемки и отчетности по отгрузке продукции.
Маркетолог при составлении производственной программы должен учитывать следующие основные положения:
- долю государственных поставок в структуре товарной продукции;
- то, что оставшаяся часть продукции посредством оптовой торговли должна быть самостоятельно реализована товаропроизводителем.
Функции маркетолога:
- обеспечение успешной коммерческой деятельности предприятия по сбыту продукции;
- подготовка и заключение договоров с покупателями на поставку выпускаемой продукции;
- участие совместно с соответствующими службами предприятия в формировании номенклатурных планов производства и сдачи готовой продукции для обеспечения поставок в установленные сроки и по номенклатуре;
- составление годовых, квартальных и месячных планов поставок продукции в соответствии с заключенными договорами;
- увязка планов запуска в производство и поставки продукции с производственными службами и цехами предприятия с целью обеспечения сдачи готовой продукции в сроки и по номенклатуре в соответствии с заключенными договорами;
- ежемесячный, ежеквартальный анализ выполнения плана поставок и принятие мер по выполнению цехами задолженности по поставке продукции;
- участие в организации выставок, ярмарок, выставок-продаж и других мероприятий по рекламе продукции;
- участие в изучении спроса на выпускаемую продукцию;
- участие в совершенствовании сбытовой сети и форм доставки продукции потребителям;
- проведение мероприятий по ликвидации необоснованных расходов по сбыту продукции;
- организация оптовой торговли продукцией;
- организация правильного хранения готовой продукции, ее рассортировки, комплектации, консервации, упаковки и отправки потребителям;
- планирование и организация отгрузки готовой продукции;
- подготовка данных об общем количестве поставляемой продукции по номенклатуре, предусмотренной заключенными договорами;
- регулирование взаимоотношений с потребителями, ведение переписки и прием покупателей по вопросам поставки продукции и расчетов с ними;
- осуществление учета и контроля за выполнением планов поставки по номенклатуре в разрезе заключенных договоров;
- составление заявок на необходимые материалы для осуществления функций сбыта;
- подготовка материалов для заявления претензий и исков к другим предприятиям и организациям, физическим лицам по вопросам сбыта;
- участие в рассмотрении и удовлетворении обоснованных рекламаций на отгруженную готовую продукцию;
- составление заявок на продажу железнодорожного состава, контейнеров и автотранспорта на месяц, квартал, год;
- правильное применение нормативных актов по поставкам продукции;
- составление оперативной и статистической отчетности о выполнении поставок по госзаказам, договорных обязательств и своевременное их представление с объяснительной запиской.
Одна из основных задач системы управления маркетингом на сельскохозяйственном предприятии – защита предпринимательского риска.
В оптовой торговле эту защиту целесообразно осуществлять путем заключения специальных контрактов-сделок, предусматривающих возмещение упущенной прибыли вследствие инфляционных процессов при поставках сельскохозяйственной продукции «вперед» с последующей их оплатой, а также специальных положений, предусматривающих компенсацию упущенной прибыли за счет виновной стороны в случае нарушения заключенных договоров.
В мелкооптовой и розничной торговле эффективными будут следующие защитные мероприятия:
- предоставление агентам по сбыту и продавцам еженедельных котировок цен с прогнозом тенденций их изменения на ближайшие 10 дней;
- использование каналов мобильной связи с руководством в случае возникновения непредвиденных ситуаций;
- заключение долгосрочных контрактов только с наиболее опытными, проверенными сотрудниками;
- введение пороговой цены продажи.
Пороговая цена продажи – минимальная цена реализации, ниже которой продавать нельзя, так как производитель будет нести убытки.
Контролировать работу маркетолога целесообразно предоставить председателю СПК.
Определим задачи, обязанности, права и ответственность председателя как контролирующего органа:
Задачи:
Руководит разработкой стратегии и тактики маркетинга на предприятии. Координирует службы предприятия по выполнению требований потребителей к выпускаемой продукции и удовлетворению их платежеспособного спроса на продукцию предприятия.
Организует исследования, связанные с изучением спроса на продукцию предприятия и конъюнктуры рынка.
Обеспечивает рекламу и стимулирование сбыта продукции.
В соответствии с договорами обеспечивает выполнение поставок продукции в срок и по номенклатуре.
Осуществляет организацию опорных баз по эксплуатации, ремонту и техническому обслуживанию выпускаемой продукции.
Обязанности:
На основе разработанной стратегии маркетинга и с учетом емкости рынка, потребностей, платежеспособного спроса, освоения новых рынков сбыта руководит коммерческо-сбытовой деятельностью предприятия.
Организует доставку продукции покупателям в согласованные сроки (по графикам) и в установленном количестве. Обеспечивает получение информации о потребительских свойствах товара, устанавливает прямые или через посредников контакты с потребителями, разрабатывает мероприятия по повышению эффективности сбытовой сети, участию в выставках-ярмарках, выходу на новые рынки (внешние и внутренние), повышению качества технического обслуживания поставленной продукции.
Координирует и согласовывает действия всех функциональных отделов по выработке единой коммерческой политики предприятия.
Составляет (с участием подчиненных служб и структурных подразделений) годовые планы производствами реализации продукции, материально-технического обеспечения, финансовые планы предприятия, контролирует работы по повышению качества и конкурентоспособности выпускаемой и новой продукции.
Организует сбор, систематизацию, анализ и обобщение всей коммерческо-экономической информации по конъюнктуре потенциальных рынков сбыта продукции предприятия.
Организует сбор информационно-статистических данных по маркетингу (данные по контролю заказов, производству и наличию запасов).
Совершенствует и организует работу сбытовой сети.
Анализирует издержки обращения, выявляет и ликвидирует экономически необоснованные расходы.
Обобщает предложения и рекомендации руководства предприятия и функциональных служб по созданию новой продукции, изменению характеристик, конструкций и технологии производства выпускаемой и новой продукции с целью улучшения ее потребительских свойств.
Участвует в определении себестоимости (совместно с экономическими, конструкторскими и техническими службами) новых изделий и разработке мероприятий по снижению себестоимости выпускаемой продукции.
Рассчитывает размер прибыли предприятия от продажи новой и выпускаемой продукции.
По результатам изучения конъюнктуры рынка и спроса на конкретные виды продукции подготавливает предложения и рекомендации к плану производства продукции предприятия.
Анализирует ассортимент выпускаемой продукции и определяет потребность рынка в ней.
Выявляет и анализирует передовые тенденции в мировом производстве продукции по профилю предприятия.
Организует изучение спроса на выпускаемую продукцию (по статистической отчетности, обследования, опроса, личным интервью, анкетированию и др.).
Анализирует конкурентоспособность продукции предприятия. Сопоставляет потребительские свойства товара, цены, издержки производства с аналогичными показателями конкурирующей продукции, выпускаемой другими предприятиями.
Разрабатывает прогнозы (на основе изучения конъюнктуры и емкости рынка) платежеспособного спроса на новую и выпускаемую продукцию.
Организует работы по проведению рекламных мероприятий.
Обеспечивает обучение дилеров и организует их деятельность в области сбыта.
Анализирует каналы реализации продукции предприятия (оптовая торговля, сбытовая сеть).
Обеспечивает подготовку и заключение договоров на поставку продукции и контроль за их выполнением.
Занимается организацией и планированием отгрузки готовой продукции.
Организует хранение готовой продукции (комплектация, упаковка, консервация и т.п.).
Анализирует уровень ремонта, технического обслуживания и их влияние на сбыт продукции.
Анализирует претензии и рекламации, поступающие от потребителей, и осуществляет контроль за их полным удовлетворением в установленные сроки.
Руководит работой по обоснованному планированию выпуска запасных частей по объему и номенклатуре.
III. Права:
Действовать в пределах своей компетенции от имени предприятия в учреждениях и организациях, заключать договора, выдавать доверенности работникам предприятия на совершение хозяйственных операций.
Направлять и координировать деятельность всех структурных подразделений предприятия по маркетингу, т.е. изучать спрос потребителей и конъюнктуру рынка, организацию рекламы и стимулирование сбыта продукции.
Информация о работе Эффективность сбытовой деятельности на предприятиях и в организациях