Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 12:22, контрольная работа
В системе народнохозяйственного комплекса Российской Федерации морской транспорт занимает особое место, являясь одной из отраслей, формирующих базовую береговую инфраструктуру. Всевозрастающие масштабы общественного производства, расширение промышленного использования природных ресурсов, развитие экономических и культурных связей внутри страны и с зарубежными странами не могут быть обеспечены без его эффективного функционирования.
Специальность 080502 Шифр 083-428
Выполнила
Студенка 5 курса
Прокофьева АГ.
Санкт-Петербург
2013
Логистические
риски в сфере перевозок грузов
морским транспортом в
Автор (авторы):
Троилин В.В., Тыртышный Н.Н.
Дата публикации:
31.03.12
№ гос.рег.статьи:
0421200034/0251
Аннотация:
Управление логистическими рисками при перевозке грузов морем – сложная многоаспектная задача. Менеджеры должны хорошо знать специфическую среду морского транспорта и организовывать процесс функционирования логистической системы с учетом возможных рисков и минимизировать возможность их возникновения.
Management of logistic risks in transportations cargoes by sea is a complex multidimensional problem. Managers should know very well the specific environment of sea transport and organize process of functioning the logistic system taking into account possible risks and minimize possibility of their occurrence.
Ключевые слова:
Логистические риски, морской транспорт.
Logistic risks, sea transport.
Любая предпринимательская
При перевозке грузов морем на логистические
риски значительное влияние оказывает
морской транспорт –
В системе народнохозяйственного
комплекса Российской Федерации
морской транспорт занимает особое
место, являясь одной из отраслей,
формирующих базовую береговую
инфраструктуру. Всевозрастающие масштабы
общественного производства, расширение
промышленного использования
Для Российской Федерации, занимающей 1/11 часть суши земного шара и имеющей огромные расстояния между её границами, значение транспорта исключительно велико. Россия – одна из ведущих морских держав мира. Её берега омывают воды 14 морей и 3-х океанов, а территорию пересекают более 100 тысяч рек. На морские перевозки приходится более 60% внешнеторговых грузов России. Морской транспорт является одновременно экспортером услуг, перевозя грузы иностранных фрахтователей. Доходы, полученные морским транспортом могут быть сравнимы лишь с продажей за рубеж сырьевых энергоносителей. Но особенно важное значение морской транспорт имеет для связи нашей страны с зарубежными странами, зачастую являясь единственным видом транспорта, позволяющим поддерживать с ними связь.
По сравнению с другими видами
транспорта морской имеет ряд
преимуществ, обусловленных его
технико-экономическими особенностями:
высокой провозной
Основополагающими элементами материально-технической
базы морского транспорта являются флот,
порты. По состоянию на 2011 год количество
судов морского транспортного флота
составило 1483 единицы, общим дедвейтом
19,4 млн. т, из которых 73,6% эксплуатируется
под иностранным флагом, средний
возраст судов - 25 лет и более.
Вышеизложенное объясняет несовершенство
законодательной базы РФ, не учитывающей
в полной мере специфику отечественного
морского флота. Главная причина
– политика проведения реформ, приводящая
к такой величине налогов, тарифов,
таможенных и других сборов, которые
не позволяют получать минимально допустимые
доходы от эксплуатации судов. Российские
судовладельцы выплачивают
Основная часть новых судов
регистрируется в иностранных реестрах
с более благоприятными, чем в
России условиями налогообложения.
Свыше 90% доставляемых морем российских
внешнеторговых грузов перевозится
судами, находящимися в иностранной
регистрации. Причем, значительные объемы
перевозок судами российских судовладельцев,
не отраженные статистикой, выполняются
между портами иностранных
Исходя из динамики перевозок внешнеторговых грузов (табл.1) и дедвейта морского флота, можно сделать вывод, что налицо значительный разрыв между провозными возможностями флота российских судовладельцев и объемом перевозимых внешнеторговых грузов.
Таблица 1
Динамика перевозок
Морские порты в транспортной системе России занимают особое место. В РФ действует 48 морских порта. Основными являются порты Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск, Новороссийск, Туапсе, Восточный, Ванино, Владивосток, Находка. Погрузо-разгрузочные операции выполняют около 120 портовых комплексов различных организаций.
Несмотря на значительное увеличение грузооборота в российских портах в системе морского транспорта сохраняется ряд нерешённых проблем, отсутствует необходимая комплексность в управлении развитием и функционированием его транспортной системы. В период реформ водный транспорт фактически не рассматривался как единый объект государственного управления. Для первого поколения программ развития транспорта был характерен традиционный отраслевой подход. Элементы комплексного планирования развития транспорта, которое применялось в советский период, были утрачены.
В настоящее время структурные преобразования на водном транспорте не завершены. В значительной мере сохранились организационные структуры и экономические механизмы, присущие плановой экономике. Присутствие государства в сфере транспортного бизнеса и государственное регулирование отдельных видов транспортной деятельности избыточны. Не завершено создание правовой базы транспорта, адекватной рыночным условиям. Экономические и административные механизмы не всегда учитывают специфику транспортной деятельности в рыночных условиях. В использовании производственных мощностей действующих инфраструктурных объектов наблюдается усиление неравномерности. Рост объемных показателей транспортного сектора привел к возникновению ряда проблем в развитии транспортной инфраструктуры и основных фондов в целом, которые, как показывает опыт зарубежных стран, будут усугубляться по мере экономического роста. Эти дисбалансы являются не просто причиной неудобств - они неприемлемы для растущего общественного сознания, противоречат концепции устойчивого развития.
Значительная часть
Следствием этого на внутреннем
рынке является недостаточное качество
предоставляемых услуг, высокий
уровень издержек, сохранение недопустимо
высоких показателей
В связи с этим необходимо выделить основные факторы, оказывающие непосредственное влияние на систему государственного управления морским флотом в сфере логистических рисков:
не завершено нормативное
регулирование деятельности на
морском транспорте, медленно идут
процессы внесения изменений
в законодательство РФ, что негативно
отражается на проведении
остаются неурегулированными
многие вопросы применения
внутреннее законодательство
о техническом надзоре, об
Кадровое обеспечение морской
деятельности – важнейшая составляющая
национальной морской политики. Одним
из главнейших её принципов следует
назвать сохранение и совершенствование
подготовки кадров. Россия входит в
число стран, являющихся «поставщиками»
моряков на мировой кадровый рынок.
Парадокс состоит в том, что свои
потребности удовлетворяются по
остаточному принципу. Принимая во
внимание предполагаемый рост тоннажа
российского флота, а также потребности
компаний, занятых добычей
Вышеназванные факты заставляют экономистов разрабатывать методические подходы к оценке человеческого фактора в системе управления рисками в судоходных компаниях[8]
Одним из наиболее значимых критериев безопасного функционирования морского транспорта является состояние его аварийности, характеризующееся в табл. [2]
Таблица 2
Анализ состояния аварийности на морском и речном транспорте в 2010 году
Данные свидетельствуют об увеличении аварийности по всем годам наблюдений. Снижение аварийности – основная задача, стоящая перед государством и его контролирующими органами в этой сфере.
Возвращаясь к причинам роста аварийности российских судов, можно отметить следующее. Существует мнение, что рост аварийности в значительной степени вызван общим старением флота, средний возраст судов которого составляет 21-22 года. И что со временем старые суда будут списаны, их заменит новое пополнение, и уровень аварийности сам по себе снизится до приемлемого. Но, во-первых, классификационные общества следят за безопасностью судна в течение всего периода его эксплуатации, требуя замены элементов корпуса и деталей судовых механизмов, если их износы превышают предельно допустимые значения. Во-вторых, часть аварийных случаев, таких как столкновение, посадка на мель и ряд других напрямую не связаны с возрастом судна. Таким образом, это мнение представляется спорным, а значительный рост аварийных случаев за последние 10-15 лет не может быть связан только с этим фактором.
Тем не менее, старение морского транспортного
судна обусловливает
Очевидно, что многозначность факторов,
влияющих на логистические риски
при перевозке грузов морем, требуют
разработки модели применения практическими
работниками пошаговой оценки факторов,
возникающих (или могущих возникнуть)
при анализе морских