Логистический подход к решению управленческих проблем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 21:08, курсовая работа

Описание работы

Главной целью исследования является исследование логистического подхода к решению управленческих проблем.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть исторические аспекты возникновения логистики.
2. Сделать обзор основных подходов к управлению предприятием.
3. Проанализировать рынок консалтинговых услуг в России

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Логистика: история вопроса…………………………………………………..6
2. Обзор основных подходов к управлению предприятием…………………21
3. Основные консалтинговые организации в области логистики и основные области их деятельности……………………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………….46
Список литературы……………………………………………………………....49

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 264.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Логистика: история вопроса…………………………………………………..6
  2. Обзор  основных подходов к управлению предприятием…………………21
  3. Основные консалтинговые организации в области логистики и основные области их деятельности……………………………………………………..32

Заключение……………………………………………………………………….46

Список литературы……………………………………………………………....49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

Изучение и применение логистики  базируется на понимании основной идеи логистического подхода. Деятельность по управлению материальными потоками, также как производственная, торговая и другие виды хозяйственной деятельности, осуществлялась человеком, начиная с самых ранних периодов его экономического развития.

Новизна логистики  заключается, прежде всего, в смене приоритетов между различными видами хозяйственной деятельности в пользу усиления значимости деятельности по управлению материальными потоками.

На современном этапе развития рыночного хозяйства в России значительная часть предприятий, стремится  строить свою деятельность на основе логистики, чтобы достигать свои рыночные цели с минимальными затратами времени и ресурсов. Учитывая темпы роста отечественной экономики, очевидным становится тот факт, что с течением времени возникнет необходимость использования новейших логистических технологий современными предприятиями. В жесткой конкурентной среде возникает интерес сохранить конкурентоспособность при постоянных изменениях в технологиях, рынках сбыта и потребностях клиентов, что вынуждает непрерывно перестраивать корпоративную стратегию и тактику. Но для этого во многих случаях не хватает внутренних ресурсов для своевременного и адекватного реагирования на происходящие изменения, что диктует необходимость обращения за помощью к квалифицированным консультантам или компаниям, специализирующимся на предоставлении консалтинговых услуг, и, в частности, - на логистическом консалтинге.

Логистический консалтинг является одним из направлений управленческого консультирования, к которому можно также отнести информационный, маркетинговый, инновационный, финансовый, инвестиционный и другие виды консалтинга. В России услуги по логистическому консалтингу оказывают филиалы зарубежных консалтинговых агентств ("Ernst & Young", "Price Waterhouse Coopers" и др.) и относительно небольшое число отечественных исследовательских организаций.

Для того, чтобы  раскрыть сущность логистического консалтинга, необходимо охарактеризовать связанные с ним понятия - "консалтинг", "управленческое консультирование". Юридическая энциклопедия отмечает, что консалтинг есть консультирование производителей, продавцов и покупателей по широкому кругу экономических и других вопросов, связанных с хозяйством и правом, в том числе во внешнеэкономической сфере.

Что касается понятия "управленческий консалтинг (менеджмент-консалтинг)", то Европейская Федерация ассоциаций консультантов по экономике и управлению (ФЕАКО), равно как и Американская Ассоциация консультантов по экономике и управлению (ACME), а также Институт менеджмент-консультантов (IMC), дают следующее определение: "Менеджмент-консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и/или возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации".

В концентрированном виде "логистический консалтинг" можно охарактеризовать как оказание интеллектуальных услуг в области предоставления помощи руководителям предприятий в разработке комплексных и системных решений логистических проблем с целью оптимизации логистических активностей.

Областью приложения логистического консалтинга, в отличие от других видов управленческого консалтинга, является оптимизация логистических активностей, которые можно понимать как "логистические действия, операции или функции, направленные на совершенствование каких-либо процессов". Логистический консалтинг призван оптимизировать функциональные области логистики - закупочную, складскую, производственную, транспортную, сбытовую, управление запасами. Оптимизация может проводиться фрагментарно - например, технологическое проектирование складской системы, либо комплексно - формирование концепции логистики компании и стратегии ее развития с оптимизацией соответствующих бизнес-процессов.

Актуальность исследования заключается в том, что логистический консалтинг является  сравнительно молодой формой бизнеса в России.

Главной целью исследования является исследование логистического подхода  к решению управленческих проблем.

В соответствии с данной целью в  исследовании были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть исторические аспекты возникновения логистики.
  2. Сделать обзор  основных подходов к управлению предприятием.
  3. Проанализировать рынок консалтинговых услуг в России

Объектом исследования является логистика предприятия.

Предметом исследования является логистический подход к решению управленческих проблем.

Данная научная работа выполнена на базе информации, полученной из учебной и научной литературы отечественных и зарубежных авторов, а также из других источников: сети Internet, периодических изданий, средств  массовой информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Логистика: история вопроса

 

Термин «логистика»  происходит от греческого слова «logistike», что означает «мышление, расчет, целесообразность». Римляне понимали этот термин как  «распределение продуктов питания». В Византии логистику считали способом организации военного снабжения и управления армией. Исторически сложилось, что логистика, как практическая деятельность, развивалась благодаря военному делу. Так, в первом тысячелетии нашей эры в военном лексиконе ряда стран с логистикой связывали деятельность по управлению перевозками, вооружению армии, планированию и снабжению войск материальными ресурсами (МР), содержанию запасов и т.п. В начале XX века логистика была признана как военная наука. Логистические принципы и модели широко использовались в ходе Первой и Второй мировых войн. Так, в период Первой мировой войны Россия использовала модели перевозки войск, их обеспечения и снабжения, разработанные петербургскими учеными в теории транспортной логистики. В период Второй мировой войны логистика активно применялась в материально-техническом снабжении армии США, что позволило обеспечить четкое взаимодействие военной промышленности, тыловых и фронтовых снабженческих баз и транспорта. Подобно исследованию операций, математической оптимизации, сетевым моделям и другим методам прикладной математики, показавшим свою эффективность в военной области, логистика постепенно перешла в сферу хозяйственной практики и стала широко использоваться в экономике к 60-70-м годам XX века.[5;15]

Существует несколько десятков определений понятия логистики как экономической деятельности. Наиболее широкая трактовка понимает под логистикой управление всеми видами потоков (материальными, людскими, энергетическими, финансовыми и др.), существующими в экономических системах. Управление любым объектом подразумевает сначала принятие решения, а затем его реализацию. Для того чтобы принимать решения, необходимы определенные знания, для практической реализации принятых решений нужны конкретные действия. Исходя из этого, рассмотрим логистику, с одной стороны, как науку, а с другой стороны, как хозяйственную деятельность.

Логистика как наука разрабатывает научные принципы, методы, математические модели, позволяющие планировать, контролировать и управлять транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе:

·    доведения сырья и материалов до производственного предприятия;

·    внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов;

·    доведения готовой продукции (ГП) до потребителя в соответствии с его требованиями;

·    передачи, хранения и обработки соответствующей информации. [5;26]

Логистика как хозяйственная деятельность – это процесс управления движением и хранением сырья, материалов, полуфабрикатов и ГП в хозяйственном обороте от первичного источника сырья до конечного потребителя ГП, а также связанной с этими операциями информацией.

Логистика позволяет на научной  основе решать множество разнообразных  задач различной сложности и  масштабов, перечислим лишь некоторые из них:

·    прогнозирование спроса и определение на его основе необходимого запаса, разработка системы управления запасами (УЗ);

·    определение необходимой мощности производства и транспорта;

·    организация распределения ГП;

·    управление перегрузочными процессами и транспортно-складскими операциями в пунктах производства и у потребителей;

·    моделирование функционирования логистических систем (ЛС);

·    проектирование ЛС;

·    планирование и реализация снабжения, производства, складирования, сбыта, транспортирования;

·    согласование целей и координация деятельности отдельных предприятий в цепи поставок и различных подразделений в рамках предприятия и др. [4;126]

Новизна логистики заключается в смене приоритетов между различными видами хозяйственной деятельности в пользу усиления значимости деятельности по управлению сквозным МП. Выделение МП в качестве объекта управления и связанное с этим абстрагирование от ряда факторов приводит к некоторому упрощению экономических процессов и к существенному сокращению размерности задач моделирования. Это позволяет проектировать сквозные ЛЦ, решать задачи сквозного мониторинга движения грузов, начиная от первичного источника сырья через все промежуточные процессы вплоть до поступления к конечному потребителю, и, в целом, открывает новые возможности формализованного исследования экономических процессов. На рис. 1 представлен традиционный и логистический подходы к управлению МП на макроуровне.

Рис. 1. Традиционный и логистический подходы к управлению МП на макроуровне

На макроуровне МП проходит по ЛЦ, состоящей из нескольких самостоятельных предприятий. Традиционно  управление каждым из предприятий осуществляется обособленно его собственником (рис. 1, a). При этом понятие сквозного МП не выделяется и задача управления им не ставится и не решается. В результате такие важные показатели этого потока, как себестоимость, надежность поступления, качество и др., на выходе цепи складываются в определенной степени случайно и бывают далеки от оптимальных. При логистическом подходе объектом управления является сквозной МП (рис. 1, b). При этом обособленность предприятий в значительной степени преодолевается с целью согласования управления сквозным МП. Нужный груз начинает поступать в нужное место, в нужное время, в необходимом количестве, необходимого качества. В рамках всей цепи продвижение МП происходит с минимальными затратами.

На микроуровне ЛЦ состоит из различных служб одного предприятия. При традиционном подходе задача совершенствования сквозного МП внутри предприятия, как правило, не имеет приоритетного значения ни для одного из подразделений (рис. 2, а). Показатели МП на выходе предприятия так же, как и в случае макроуровня, далеки от оптимальных.

Рис. 2. Традиционный и логистический подходы к управлению МП на микроуровне

При логистическом подходе (рис.2, b) на предприятии выделяется и получает существенные права служба логистики, для которой приоритетной задачей является управление сквозным МП, поступающим извне и проходящим через склады службы снабжения, производственные цеха, склады ГП и уходящим к потребителю. В результате показатели МП на выходе из предприятия становятся управляемыми.

Таким образом, принципиальное отличие  логистического подхода к управлению МП от традиционного заключается:

1)   в объединении разрозненных МП в единый сквозной МП;

2)   выделении единой функции управления сквозным МП;

3)   технической, экономической, информационной интеграции отдельных звеньев ЛЦ в единую систему (на макроуровне – различных предприятий, на микроуровне – различных служб предприятия). [3;125]

Этапы исторического  развития логистики были обусловлены:

·    объективными тенденциями на рынке;

·    широтой понимания возможностей логистического подхода и уровнем разработки концепций, методов и моделей логистического управления;

·    уровнем охвата логистическим управлением различных сфер деятельности предприятий;

·    сложностью логистического управления;

·    уровнем развития технических средств обработки и передачи данных, механизации и автоматизации производства.

В современной экономике существует несколько подходов к выделению  этапов развития логистики. Рассмотрим некий обобщенный подход.

Этап становления. Интеграция транспортно-складского процесса для распределения ГП.

К объективным экономическим  факторам, ускорившим развитие логистики  на этапе становления (60-е годы XX века), относятся: усиление внимания к покупателям, появление большого количества конкурентных товаров, методов лучшего обслуживания потребителей, переход к рынку покупателя, что заставило искать новые пути координации спроса и предложения, а также методов лучшего обслуживания потребителей. Повышение разнообразия товаров привело к значительному возрастанию затрат на создание и поддержание запасов в системах распределения, что потребовало поиска новых путей снижения этих затрат. [1;25]

Информация о работе Логистический подход к решению управленческих проблем