Логистический подход к решению управленческих проблем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 21:08, курсовая работа

Описание работы

Главной целью исследования является исследование логистического подхода к решению управленческих проблем.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть исторические аспекты возникновения логистики.
2. Сделать обзор основных подходов к управлению предприятием.
3. Проанализировать рынок консалтинговых услуг в России

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Логистика: история вопроса…………………………………………………..6
2. Обзор основных подходов к управлению предприятием…………………21
3. Основные консалтинговые организации в области логистики и основные области их деятельности……………………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………….46
Список литературы……………………………………………………………....49

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 264.50 Кб (Скачать файл)

Нет двух совершенно одинаковых организаций. Попытки руководить на основании  каких-то общих принципов, игнорируя  все, что делает учреждения или фирмы  непохожими друг на друга, неизбежно  оборачиваются серьезными проблемами. Ситуационный подход возник как помощь управленцам, ищущим ответ на вопрос о том, какая стратегия будет наиболее эффективной в тех уникальных условиях, в которых находится их организация.

Ситуационный подход противостоит не традиционной теории управления или теории человеческих отношений как таковым, а уверениям их сторонников в том, что эти теории можно использовать с одинаковым успехом в любых условиях. В действительности и теория, и построенная на ней модель управления могут эффективно применяться в одном контексте и не давать ожидаемых результатов в другом. Чтобы избежать этого, важно установить связи между типом ситуации и применимостью к ней теорий и принципов управления. [3;74]

Использование ситуационного подхода  при принятии практических решений происходит в несколько этапов. Во-первых, необходимо изучить положение, в котором находится конкретная организация, во-вторых, оценить свойства всех существующих моделей управления. Только после этого делается третий шаг - осуществляется выбор той модели управления, которая окажется наиболее подходящей.

Среди переменных, наиболее важных для  определения положения, в котором  находится данная организация, исследователи  называют: используемые в ней технологии, окружающую среду, ее размер и стратегию. Другие существенные параметры включают отношения между руководителями и подчиненными и характер встающих перед организацией задач - свойства, оказывающие влияние на тип лидерства. Связи между всеми этими переменными носят сложный комплексный характер.

Впервые "закон ситуации" был сформулирован в начале 1920-х гг. Мэри Паркер Фоллет (1868-1933). Фоллет утверждала, что эффективность управленца зависит от обладания им необходимыми знаниями; однако разные обстоятельства требуют разных знаний, и, соответственно, наибольших успехов в них достигают разные люди. Лучшие руководители становятся лучшими не потому, что они наделены какими-то особыми лидерскими качествами, а потому, что они соответствуют требованиям момента.

Честер Барнард (1886-1961) никогда не использовал понятия "ситуационости", но в 1938 г. в книге "Функции руководителя" он выдвинул тезис о том, что приятие подчиненными руководства зависит от сочетания четырех условий:

- понимания подчиненными поступающих  к ним распоряжений;

- их веры в то, что руководство действует в соответствии с интересами организации;

- их веры в то, что интересы  организации совпадают с их  собственными интересами, и, наконец, 

- их физической и  психической способности подчиняться. [8;26]

Однако превращение ситуационного  подхода во влиятельную теоретическую позицию началось лишь в конце 1950-х, в немалой степени благодаря результатам эмпирических исследований Джоан Вудворд. Именно тогда был осуществлен синтез существовавших ранее концепций на основании теории систем. В 1970-х гг. за счет привлечения основных положений теории открытых систем, результатов ориентированных на практику исследований и применения многовариантной статистики были сделаны новые шаги. Возникшая в результате концепция объясняла свойства организационной структуры спецификой ее адаптации к внутренней и внешней окружающей среде.

Конечной целью исследований было описать алгоритм конструирования  структуры, которая в наибольшей степени отвечала бы требованиям  данной ситуации. В число этих факторов разные ученые включали: применяемую технологию (Джоан Вудворд); состояние окружающей среды (Том Берне, Джордж Сталкер, Пол Лоуренс и Джей Лорш); размеры организации (Дерек Пью, Дэвид Хиксон, Питер Блау, Ричард Шенхер) и ее стратегию (Альфред Чэндлер).

В области изучения лидерства также наблюдается поворот в сторону ситуационных теорий, который начался после того, как попытки обнаружить прототип идеального лидера зашли в тупик (см. Лидерство). Первая модель такого рода, устанавливавшая связи между эффективностью стилей лидерства и благоприятностью ситуации, была предложена в 1967 г. Фредом Фидлером. Вскоре эта тема оформилась в самостоятельную область исследований, в которой возникло несколько новых теорий.

Таким образом, существует четыре основных подхода к управлению организациями:

• классический, или традиционный подход;

• процессный подход;

• системный подход;

• ситуационный подход.

Суть традиционного подхода: отдельно рассматривается работа, администрирование, персонал, мотивация труда, лидерство, организационная культура и т.д.

Суть процессного подхода: управление рассматривается как процесс, например: «постановка целей - планирование- организация  работ – мотивация - контроль». Разработка процесса — алгоритма управления организацией, ставится на первый план.

Суть системного подхода: организация рассматривается как система, со своим входом (цели, задачи), выходом (результаты работы по показателям), обратными связями (между персоналом и руководством, внешними снабженцами и менеджерами, внешними сбытчиками и менеджерами, покупателями и внутренними сбытчиками и т.д.), внешними воздействиями (налоговое законодательство, экономические факторы, конкуренты и т.д.).

Основные цели при системном  подходе:

• снижение эмерджентности;

• повышение синергичности;

• обеспечение положительной  мультипликативности в организации;

• обеспечение устойчивости функционирования организации;

• обеспечение адаптивности работы организации;

• обеспечение совместимости работы подсистем организации (например, подсистемы «персонал» с подсистемой «руководство», подсистемы «сбыт» с подсистемой «покупатели» и т.д.);

• обеспечение эффективной работы обратных связей в организации как  внутри подсистем, так и между  подсистемами.

Суть ситуационного подхода: методы управления могут меняться в зависимости  от ситуации; на практике результаты деятельности организации анализируются в различных практических ситуациях; ищутся наиболее значимые ситуационные факторы, влияющие на показатели хозяйственной деятельности в динамике, прогнозируются последствия (будущий спрос, затраты, финансовые поступления и т.д.); на основании полученных данных планируется будущая деятельность организации. Часто ситуационный анализ проводят методами экспертных оценок, «мозгового штурма (атаки)» (с аргументами «за» и «против»), с использованием кейсов (от англ. «случай») — деловых ситуаций, помогающих накапливать практический опыт и принимать правильные управленческие решения.

Специфика российской социально-экономической  действительности заключается в  том, что для наших предприятий  объективно эта управленческая парадигма является сейчас наиболее актуальной. Однако, следует признать, что российские руководители еще не успели толком освоить предыдущий подход и по-настоящему научиться не только максимально использовать потенциал организации, но и адекватно его оценивать.

Общие условия, в которых действуют  наши предприниматели, характеризуются  достаточно высоким уровнем изменчивости, высоким уровнем вмешательства  государства при наличии политической нестабильности и недостаточности  экономического протекционизма, несформированностью рыночных механизмов, то есть всем тем, что требует ориентации управления, прежде всего, на внешнюю среду. Наиболее значимое качество управления в нынешних условиях - это гибкость, способность переориентироваться на решение новых задач, использовать новые, адекватные условиям, формы и методы управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основные консалтинговые организации в области логистики и основные области их деятельности

 

 

Разрабатываются новые  и усовершенствуются существующие методы управления логистическими процессами, призванные решить известные логистические задачи: сократить складские запасы, оперативно реагировать на изменения спроса, снизить себестоимость продукции, оптимизировать транспортные потоки, скоординировать деятельность всех элементов ЛЦ и т.д.

В настоящий момент в  России действует около двадцати как западных, так и отечественных  фирм, оказывающих консалтинговые услуги торговым и производственным предприятиям самого разного уровня – от сетей  ресторанов до нефтедобывающих компаний. Спектр предоставляемых ими услуг очень широк.

В частности, отечественные  консалтинговые компании могут как  осуществлять разработку информационных систем для складов, так и проектировать  региональные логистические транспортно-распределительные  системы, интегрированные в федеральные и международные логистические системы.

Большинство действующих  на рынке консалтинговых компаний оказывают  услуги в логистике уже на протяжении нескольких лет, и на счету у них  до нескольких десятков реализованных  проектов. Время, которое специалисты затрачивают на реализацию таких проектов, составляет от нескольких дней до года и более. Соответственно и стоимость проектов может колебаться от нескольких тысяч до нескольких десятков или даже сотен тысяч долларов. [9]

Специалисты затрудняются оценить объем российского рынка консалтинговых услуг в области логистики, однако все они сходятся на том, что рынок находится в стадии формирования и является очень перспективным. Например, сотрудник компании IBS Игорь Лихачев считает, что в ближайшем будущем темпы роста этого рынка обгонят темпы роста рынка логистических услуг. По мнению руководителя проекта Logistics Systems Дениса Смолькова, объем рынка консалтинговых услуг в области логистики в среднесрочной перспективе будет продолжать стремительно увеличиваться, что связано с ростом грузооборота у большинства компаний. Все это потребует внедрения высокопрофессиональных решений для оптимизации логистических процессов. Денис Смольков так оценивает характер роста данного рынка: «В среднесрочной перспективе можно ожидать стабильный спрос на консалтинговые услуги в функциональных областях логистики (транспорт, склад, управление запасами, управление закупками и т. д.). По мере «взросления» рынка спрос на эти услуги будет перераспределяться в сторону комплексных консалтинговых услуг по повышению общей эффективности логистической системы компании и проектирования цепей поставок». В свою очередь директор компании Warehouse Project Management Василий Демин убежден, что рост рынка будет сопровождаться увеличением доли крупных профессиональных компаний, в том числе и за счет сокращения частных лиц и организаций, не располагающих достаточно компетентными специалистами. Это приведет к повышению стоимости услуг консалтинговых компаний.

Среди наиболее востребованных консалтинговых услуг в области логистики наши респонденты прежде всего выделили:

  • складскую логистику (управление товарным запасом, проектирование складских комплексов и технологий);
  • планирование инфраструктуры логистических и производственных объектов;
  • проектирование и оптимизацию транспортной логистики;
  • разработку и диагностику (логистический аудит) цепочек поставок;
  • моделирование оптимальной сбытовой структуры;
  • интегрированное управление транспортировкой;
  • управление запасами.

Ниже мы предлагаем обзор нескольких организаций, оказывающих консалтинговые услуги в области логистики. Среди них есть как отечественные компании, так и отделения крупных западных консалтинговых компаний.

Logistics Advisory Group

Компания оказывает  консалтинговые услуги в следующих областях логистики: управление запасами, складская логистика, информационная поддержка логистических бизнес-процессов. Компания специализируется на:

  • оптимизации и разработке систем управления запасами;
  • диагностике складских систем и распределенных логистических систем продвижения продукции;
  • проектировании и реструктуризации складских комплексов и их инфраструктуры;
  • технологическом, организационном и информационном проектировании склада;
  • оценке экономической эффективности проектов.

До настоящего момента сотрудниками компании было реализовано около 30 проектов, из них 9 только в 2007 году. Среди клиентов Logistics Advisory Group – компании «Агро-Маркет», «Алтайагроснаб», издательства «Олма-пресс» и «Эксмо-Пресс», сеть книжных магазинов Санкт-Петербуржский Дом книги, фармацевтические дистрибьюторы и аптечные сети «Медикеа» (Омск), «Таймер» (Пермь), «Медэкспорт» (Омск), «Хабаровская фармация» (Хабаровск), «Здравсервис» (Тула), «Рифарм» (Челябинск) и др. Стоимость услуг компании колеблется от 150 тыс. руб. (короткая экспертиза) до 1,5–2 млн руб. (полномасштабный проект, включающий оптимизацию системы управления запасами). Время реализации проекта может составлять от двух недель до одного года. В среднем полный цикл по проектированию складского комплекса занимает 3–4 мес. [9]

Информация о работе Логистический подход к решению управленческих проблем