Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 09:11, контрольная работа
Цель работы: понять - насколько важна такая составляющая, как закупочная логистика и механизм ее функционирования в условиях рыночных отношений при жесткой конкуренции.
Введение ………………………………………………………………………………………. 3
1. Сущность закупочной логистики …………………………………………………………. 4
2. Задачи и функции закупочной логистики ………………………………………………... 5
3. Механизм функционирования закупочной логистики …………………………………. 12
4. Выбор поставщика ………………………………………………………………………... 20
4.1. Получение и оценка предложений …………………………………………………..… 20
4.2. Основные требования к выбору поставщика ……………………………………….… 22
5. Правовые основы закупок ………………………………………………………………... 23
5.1. Основные элементы контракта …………………………………………........................ 23
5.2. Условия контракта …………………………………………………………………….… 23
5.3. Оплата поставок ……………………………………………………………………….… 24
Заключение …………………………………………………………………...………………. 25
Список используемой литературы ………………………………………………………….. 26
Хорошо зарекомендовала себя в деле материально-технического снабжения производства система договоров с фирмами-посредниками. Система была разработана и применена в ФРГ в конце 70-х начале 80-х годов. Структура ее имеет меньшее количество звеньев, существенно упрощено прохождение запросов и вызванных ими материальных потоков, система связывает поставщика и потребителя продукции гораздо более короткими связями, чем описанная выше. Закупочные органы компании и склады разгружаются от рутинной работы. Функции отбора и доставки грузов переходят к поставщику, которым является не производитель сырья и комплектующих, а оптовая торговая компания, выполняющая распределительные функции, имеющая свои торговые склады и являющаяся посредником между промышленными предприятиями.
Структура и происхождение информационных и материальных потоков.
Как мы видим, потребитель прямо от производственного участка отправляет заявку на сырье и материалы в пункт регистрации (сосредоточения) заявок в складском хозяйстве. Пункт регистрации один - два раза в день направляет запросы на материалы, дальше к поставщикам, объединенным системой договоров. Поставщик рассылает на следующий день запрошенные материалы, которые в дальнейшем собираются и контролируются по каждой заявке в пункте накопления (торговых складах).
План-график поставок составляется поставщиком и заказчиком совместно в форме месячной сводки по агрегированным показателям. Вместо 14 формуляров запроса заполняется и фигурирует один, который одновременно является и заказом, и документом, регистрирующим поставку и получение товара.
Система договоров в материально-техническом снабжении имеет ряд преимуществ. Прежде всего, это сокращение делопроизводства, а, следовательно, административных издержек. Однако главный выигрыш для потребителей - возможность отказаться от собственной, часто распыленной системы складов. Система договоров позволяет высвободить капитал, замороженный в собственных запасах. Практика использования этой системы в ФРГ показала, что сокращение расходов на хранение и транспортировку колебалось в пределах 5-20% цены поставки материалов. Снабжаемые предприятия при получении заметной экономии соглашаются на более высокие цены на различные услуги и поручения, выполняемые поставщиком. В ряде случаев оптовые склады предлагают услуги, которые непосредственно влияют на технологические процессы предприятия - заказчика. Например, производится подбор различных комплектов деталей, раскрой стального проката и другие работы.
Особенно важным моментом в материально-техническом снабжении по договорам является возможность организации срочных поставок. Требуемый материал может быть доставлен заказчику в течение 24 часов через торговую организацию, располагающую широким ассортиментом образцов на складе. Опыт ФРГ показывает, что собственные склады предприятий обычно покрывают их потребности только на 50-60%. Хорошо организованный склад торговой посреднической фирмы может покрыть до 90% спроса на материалы.
Договорная документация включает в себя: собственно договор, каталоги материалов, соглашения по организации процесса подачи заявок и выполнения поставок, а также инструкции по ведению контроля и учета выполнения договорных условий. Вся документация формируется таким образом, чтобы было возможно применение ЭВМ на трех стадиях процесса материально-технического снабжения. Значительное влияние на закупочную логистику оказывает сама организация процесса производства в условиях быстрого изменения ситуации на рынке сбыта и закупок.
В условиях развитого рынка главная проблема логистического звена снабжения заключается в том, что рыночная потребность постоянно изменяется в промежутке времени между началом поставок и использованием компонентов. Это приводит к ситуации, когда сроки поставок могут быть отодвинуты из-за того, что с производства и от поставщиков поступают детали, в которых нет больше необходимости, в то время как не хватает других компонентов для выполнения текущих заказов клиентов.
В последние десятилетия разработан ряд методов снабжения, ориентированных на конкретную потребность производства:
- метод «канбан» (разработан в Японии с целью управления поставками в условиях поточного производства; учитывает потребность, которая исходит из конечного монтажа);
- система планирования материальных потребностей, охватывающая планирование на 3 уровнях: на первом уровне осуществляется программное планирование, затем распределение материалов и управление закупками (здесь фактическое отклонение от плана передается через обратную связь на уровень планирования и возникает замкнутая система);
- метод «Точно в срок», с помощью которого в результате частых («дробных») поставок резко сокращаются накопленные, запасы;
- система запросов, по которой с поставщиками заключаются типовые контракты на длительный период существования потребностей, а данные по фактической потребности запрашиваются на основе поэтапного уточнения;
- метод прогнозных показателей, спрос на большие партии закупок формируются на определенном уровне, а затем конкретный объем поставок приводится в соответствие со спросом;
- электронно-информационный метод коммуникации клиента и поставщика на основе передачи необходимых данных, когда запрос поступает в виде заказа, а данные о поставке и транспортировке уточняются в прямом межкомпьютерном общении.
Правильной ориентации политики закупок служит ряд мероприятий, устанавливающих связь между производственной программой, сбытом и потребностью в материалах. Для своевременной закупки материалов составляется прогноз сбыта, если он не обеспечен заказами клиентов. Прогноз - это исходное звено последующей плановой цепи на предприятии. Тщательность его составления имеет важное значение для определения размеров запасов, готовности к поставкам и затрат на изготовление продукта и его сбыта. На основе прогноза составляется план сбыта. Сбыт должен сбалансироваться таким образом, чтобы возникла этапная производственная программа. Затем производственная программа служит вводом для последующего определения потребностей в материалах.
После того, как определены объем потребностей в сырье и комплектующих изделиях, а также структура материально-технического снабжения, фирмы выбирают способ действий и организуют поставки. Выше уже упоминались некоторые способы организации поставок (закупок) производственной продукции. Условно их все можно поделить на традиционные и оперативные (основанные на минимальных запасах на складе и оперативной связи между поставщиком и потребителем). Наиболее перспективным и характерным способом оперативного снабжения является метод «Точно в срок». Метод возник в середине 50-х годов в Японии и получил широкое распространение сначала в Японии, а затем в Европе и США. Многие американские компании модифицировали идею снабжения «Точно в срок» и внедрили свои собственные разновидности под различными названиями - «система производства с нулевыми запасами», «материалы по потребности» и пр., однако смысл оперативного снабжения остается прежним: закупка по долгосрочному контракту и поставка предметов снабжения, минуя промежуточные склады, прямо на производственные линии.
Наибольшее распространение метод поставок «точно в срок» получил в машиностроении при сборочном производстве. Характерным примером, иллюстрирующим главные особенности данного метода, является поставка автомобильных сидений на сборочный завод концерна «Мерседес-Бенц» (ФРГ) в г. Бремен. Поставки осуществляет специализированное предприятие-фирма «Кайнер-Рекаро», расположенная в 6 км от основного производства. Предварительное планирование закупок осуществляется на срок до 6 месяцев от начала поставки и включает информацию о примерной потребности и типоразмерах комплектующих. Фаза уточнения поставок начинается за 15 дней до начала сборки конкретной партии автомобилей. Здесь уточняются количество, типоразмеры и отделка необходимых сидений.
На основании конкретных заказов потребителей сборочный завод за неделю до начала выпуска очередной партии автомобилей формирует свою производственную программу, на основании которой субпоставщик организует свой производственный процесс. С началом сборки конкретный (синхронный ей) запрос на сиденья отправляется на завод для точного согласования темпа основного производства и темпа сборки и отправки сидений. Максимум через 6 часов после начала сборки конкретного автомобиля на соответствующий пост сборочного производства поступает и встраивается в автомобиль заказанный комплект сидений.
Как видно из приведенного примера, условия деятельности закупочных структур в рамках оперативного снабжения сильно меняются по сравнению с традиционными. Например, в американских компаниях обычно используются следующие основные виды снабженческой деятельной по закупкам: определение закупаемой партии; выбор поставщиков; оценка поставщиков; организация приемочного контроля; процесс переговоров и заключение контракта; определение способа транспортировки; определение технической характеристики изделия; оформление документов; упаковка.
Все эти виды деятельности в традиционном американском снабжении используются совсем иначе, чем в оперативном. Так, например, в традиционном снабжении закупка осуществляется большими партиями с менее частыми поставками, а в оперативном - мелкими партиями и частыми поставками. При оценке поставщика традиционно уделялось внимание качеству товара, организации поставки и цене (при этом допускалось до 2% брака). В оперативной системе при прочих тех же условиях брак совершенно недопустим. Главная цель переговоров и заключения контракта в традиционном снабжении - минимально возможная цена, а в оперативном снабжении - достижение высокого качества товара путем подписания долгосрочного контракта и приемлемой цены.
Выбор поставщика традиционно основан на множестве источников, а в оперативном снабжении чаще всего имеет дело с единственным источником поставки данной детали с долгосрочным контрактом. Приемочный контроль традиционно организует покупатель, он же несет за него ответственность. В новой системе счетный и приемочный контроль сокращены (а в идеале ликвидированы вовсе). Традиционной целью выбора способа транспортировки было обеспечение низкой цены на транспорт и надежность вывоза, при этом график вывоза составлял поставщик. В новой системе обращается внимание, как на вывоз, так и ввоз грузов; поставки осуществляются, как правило, в рассрочку, график поставок составляет покупатель.
Традиционный подход декларирует «жесткое» определение технической характеристики изделия с учетом того, что покупатель требует строгого выполнения изделия по чертежам и схемам, соответствующим техническому заданию. Поставщик не имеет свободы выбора и не вправе изменять задания. Напротив, в операционной системе подход более гибкий, покупатель ориентируется на эксплуатационные показатели, проект изделия отодвинут на второй план, нововведения поставщика поощряются.
Оформление документов - процедура, требующая много времени и согласований при традиционном подходе, когда изменение даты и размера поставки влекут за собой новый заказ на поставку. При оперативной системе документации меньше, время и размер поставок согласуются по телефону. Условия на упаковку товара также меняются. Согласно традиционному подходу упаковка каждого вида деталей и их нумерация обычно производятся при отсутствии четкой характеристики содержания товара. В новых же условиях для упаковки используются стандартные контейнеры небольшого размера, которые содержат точное количество материала или деталей и точные эксплуатационные их характеристики. Такова общая схема сравнения подходов к закупкам и поставкам предметов снабжения на американском рынке.
Коснемся подробнее определения мотивации описанных выше узловых моментов при осуществлении закупок по тому или иному принципу. Согласно традиционной практике снабжения, из всех возможных выбирается поставщик, удовлетворяющий по качеству закупаемого материала, условиям поставок и цена. Выявить, какой из этих факторов является критическим, можно, установив, как оценивается их важность. Кроме того, попутно оцениваются еще не менее 20 факторов, но главными все, же являются первые два из перечисленных.
В качестве эффективного метода оценки качества работы поставщика признано ежемесячное или ежеквартальное составление таблиц учета выработки материалов. Американские компании обычно разрабатывают схему оценки работы поставщиков, состоящую из категорий от высшей до неудовлетворительной. Ежемесячно организация поставок данным поставщиком табулируется по отдельным критериям и затем дается окончательная оценка. Требования достаточно строги; уместно сказать, что лучшие американские поставщики имеют не более 1,8% брака от партии, а японские 0,003%, что и позволяет им вводить в действие оперативные системы снабжения.
Согласно традиционной американской практике снабжения, отдел приемки несет ответственность за контроль качества, поштучный подсчет, идентификацию поступающих грузов. В Японии, например, поставщики подают свои автомобили с грузом деталей прямо на сборочную линию (за исключением принципиально новых деталей и новых поставщиков). То есть функции контроля и приемки выполняет сам поставщик, а гарантия качества обеспечивается еще до выхода изделия с завода. Многие американские компании сейчас также переходят к передаче ответственности за качество поставщикам. Такие компании, как «Ниссан-Америка», «Дженерал Моторс-Бьюик» (обе автомобилестроительные), «Хьюллет-Паккард» (производство ЭВМ), а также некоторые другие доставляют закупленную продукцию прямо на линию сборки без особого контроля.
В связи с тем, что традиционно покупатель на западном рынке имеет многочисленные источники поставок, процесс переговоров о заключении контракта главным образом ставит цель получить наименьшую цену. Основной причиной этого является стремление минимизировать издержки в условиях жесткой заданности параметров закупаемого товара. Важная сторона принятия решения - краткосрочность контракта и возможность его расторжения из-за повышения цен. Совершенно противоположные принципы закладываются при снабжении по оперативной схеме. Покупатель здесь стремится сократить количество источников поставок, и участники переговоров ищут для обеих сторон «справедливую» цену на закупаемый товар. Технические новшества и рационализация в поставляемом товаре поощряются. Особое внимание уделяется качеству - главному фактору при заключении контракта. Договоры становятся более долгосрочными благодаря проведению дополнительных переговоров, корректирующих цену и технические характеристики.
Информация о работе Механизм функционирования закупочной логистики