Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2015 в 03:53, дипломная работа
Цель работы: исследование теоретических и практических аспектов логистики складирования, разработка рекомендаций по оптимизации складского хозяйства ОАО «МАЗ».
Для достижения цели в работе ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы организации складского хозяйства, структуру складского хозяйства и виды складов.
2. Дать организационно-экономическую характеристику ОАО «МАЗ».
3. Охарактеризовать систему складирования на ОАО «МАЗ», проанализировать эффективность складских операций.
4. Предложить пути повышения эффективности организации складского хозяйства ОАО «МАЗ».
Введение 5
ГЛАВА 1 теоретические аспекты организации складского хозяйства на предприятиях 7
1.1 Склады, их определение, назначение и классификация 7
1.2 Технология складских операций на предприятиях 14
2 организация складского хозяйства на оао «маз» 19
2.1 Общая характеристика ОАО «МАЗ» 19
2.2 Общая характеристика складского хозяйства ОАО «МАЗ» 24
2.3 Анализ организации склада двигателей и крупногабаритных изделий автоматизированного складского цеха 34
ГЛАВА 3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СКЛАДСКОГО ХОЗЯЙСТВА 38
заключение 42
список использованных источников 44
Форма ярлыка сопровождения 46
Форма разрешения на запуск продукции в производство 47
до получения результатов входного контроля 47
Форма лимитной карты и сопроводительного листа к лимитной карте 48
Требование-накладная на сверхлимитный отпуск 50
Накладная на внутреннее перемещение материалов 51
Акт-требование на замену материалов 52
Схема ТРС ………………………………………………………………..54
Продолжение таблицы 1.1.2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Площадь застройки |
40-45% |
40-45% |
40-45% |
Нет |
Нет |
Нет |
Пол (ровный бетонный пол с антипылевым покрытием, с нагрузкой не менее 5 тонн/кв.м., на уровне 1,20 м от земли) |
Есть |
Есть |
Есть |
Асфальт или бетон без покрытия |
Асфальт, бетонная плитка, бетон без покрытия |
Нет |
Высота потолков (стеллажи) |
Не менее 13 метров, (6-7 ярусов) |
Не менее 10 м (несколько уровней) |
От 8 м |
От 6 м |
От 4 м |
Нет |
Температурный режим |
Регулируемый |
Регулируемый |
Регулируемый |
Система отопления |
Система отопления |
Система отопления |
Система пожарной сигнализации и пожаротушения |
Автоматическая |
Автоматическая |
Автоматическая |
Есть |
Есть |
Есть |
Система вентиляции |
Есть |
Есть |
Есть |
Есть |
Есть |
Есть |
Система охранной сигнализации и система видеонаблюдения |
Есть |
Есть |
Есть |
Есть |
Есть |
Есть |
Охрана по периметру территории |
Нет |
Нет |
Нет |
Есть |
Есть |
Есть |
Автоматические ворота докового типа (dock shelters) с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты (dock levelers) |
Есть (Не менее 1 на 500 кв.м.) |
Есть (Не менее 1 на 700 кв.м.) |
Есть (Не менее 1 на 1000 кв.м.) |
Нет |
Есть (Ворота на нулевой отметке) |
Нет |
Пандус для разгрузки автотранспорта |
Нет |
Нет |
Есть |
Есть |
Есть |
Есть |
Продолжение таблицы 1.1.2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Автономная электроподстанция и тепловой узел |
Есть |
Есть |
Есть |
Есть |
Нет |
Нет |
Площадки для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей |
Есть |
Есть |
Есть |
Есть |
Есть |
Есть |
Парковка для легковых автомобилей |
Есть |
Есть |
Нет |
Нет |
Нет |
Нет |
Офисные помещения на складе |
Есть |
Есть |
Есть |
Есть |
Есть |
Есть |
Вспомогательные помещения при складе |
Есть |
Есть |
Есть |
Есть |
Есть |
Нет |
Система учета и контроля доступа сотрудников |
Есть |
Есть |
Есть |
Есть |
Нет |
Нет |
Телекоммуникации |
Оптико-волоконные |
Оптико-волоконные |
Оптико-волоконные |
Есть |
Есть |
Есть |
Огороженная и круглосуточно охраняемая, освещенная благоустроенная территория |
Есть |
Есть |
Есть |
Нет |
Нет |
Нет |
Расположение вблизи центральных магистралей |
Есть |
Есть |
Есть |
Нет |
Нет |
Нет |
Профессиональная система управления |
Есть |
Есть |
Есть |
Нет |
Нет |
Нет |
Ж/д ветка |
Есть |
Есть |
Есть |
Есть |
Есть |
Есть |
Таким образом, современный склад – это сложное техническое сооружение, которое состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеет определенную структуру и выполняет ряд функций по преобразованию материальных потоков, а также накоплению, переработке и распределению грузов между потребителями.
Основу технологии складского процесса составляет рациональное построение, четкое и последовательное выполнение складских операций, постоянное совершенствование организации труда и технологических решений, эффективное использование подъемно-транспортного и технологического оборудования, последовательное и ритмичное выполнение складских операций, способствующее планомерной загрузке работников склада. [4; 19]
Принципиальная схема технологического процесса на складе представлена на рисунке 1.2.1.
Примечание – Источник [8]
Рисунок 1.2.1 – Схема технологического процесса на складе
Организация складских операций включает следующие основные элементы: разгрузка транспорта, приемка, хранение, учет и контроль за отпуском материальных ценностей. [9]
Операции разгрузки и погрузки определяются следующим образом:
Технология выполнения погрузочно-разгрузочных работ на складе зависит от характера груза, от типа транспортного средства, а также от вида используемых средств механизации. [9]
Входной контроль товаров на складе. Приемка товаров на складах состоит из следующих операций:
Основными операциями являются тесно связанные между собой операции по проверке количества и качества товаров. Следует отметить, что проверка количества, как правило, предшествует проверке качества, т.к. условия работы по приемке таковы, что количество прибывшего товара необходимо установить сразу же после его выгрузки и рассортировки. [3]
Хранение товаров на складах предполагает выполнение следующих операций:
Принятые по количеству и качеству товары выкладывают в тару, пакетируют и перемещают в зону хранения.
Используются несколько основных способов хранения товаров:
На хранение товары укладываются различными способами (штабельный, стеллажный), выбор которых зависит от формы товара и тары, массы каждого тарного места и физических свойств товаров. Предпочтение отдается такому способу укладки, при котором не допускается повреждение товаров, тары, более рационально используются складские помещения и оборудование и создаются удобства для контроля за состоянием товарных запасов. [7]
Отпуск товаров со склада – заключительный этап складского технологического процесса, который заключается в выполнении заказов на хранящиеся на складе товары. Отпуск товаров предполагает выполнение следующих операций: [16]
Отборка может быть ручной (для небольшого количества товаров) и механизированной (для партии товаров). [16]
В настоящее время высокий уровень складских процессов формируется и достигается во многом за счет компьютеризации и автоматизации.
Автоматизированные системы управления складом. Под автоматизацией складского хозяйства подразумевается совокупность взаимосвязанных и согласованных процессов, методов и средств, обеспечивающих хранение, перемещение запасов и комплексный учет товарно-материальных ценностей (ТМЦ).
В настоящее время многие предприятия имеют систему управления производственной деятельностью класса ERP (от англ. Enterprise Resource Planning – планирование ресурсов предприятия). ERP – это набор совмещенных приложений, благодаря которым возможно создать единую среду для автоматизации планирования, учета, контроля и анализа всех основных хозяйственно-экономических операций. [5, c. 44]
Автоматизированное управление технологическими процессами складского хозяйства позволяет своевременно получать информацию о состоянии дел и при необходимости оперативно корректировать его работу.[22, c. 429]
Основные группы задач, решаемые системой управления складом (Warehouse Management System, WMS):
Автоматизация складского хозяйства также подразумевает автоматическую выписку необходимых документов, отражающих движение товара (накладных, счетов, счетов-фактур, актов списания), сопровождение операций по приходу товара, внутренним перемещениям со склада на склад, выдачу в подразделения и служащим, возврат из подразделений и от служащих, списание со складов и т. д. [5, c. 45]
Системы ERP и WMS объединены посредством промежуточных программных и технических средств. Специально разрабатываемая логика информационных взаимосвязей позволяет во время обмениваться необходимыми данными и обуславливает работоспособность каждой системы, а также авторизацию доступа к информации. [5, c. 45]
С каждым днем предложения WMS прогрессируют в своих интерпретациях, наращивают гибкость настроек, правил ротации и шагов процессов, охватывают весь масштаю складского функционала. [1, c. 83]
Таким образом, применение систем автоматизации существенно повышает эффективность работы складского хозяйства, минимизирует время выполнения складских операций и увеличивает их точность.
Производственная характеристика ОАО «МАЗ». Минский автомобильный завод (ОАО «МАЗ») – крупнейшее предприятие Республики Беларусь по выпуску большегрузной автомобильной, а также автобусной, троллейбусной и прицепной техники. МАЗ был создан в 1944 году и в настоящее время является одним из ведущих и стабильно работающих автомобильных заводов на рынке стран СНГ. МАЗ находится в ведении Министерства промышленности РБ и в качестве головного предприятия входит в состав производственного объединения «БелавтоМАЗ» (ПО «БелавтоМАЗ»), которое было создано приказом Министра автомобильной промышленности СССР №255 от 25.09.1975 г. В начале 2009 года МАЗ был преобразован в открытое акционерное общество, в котором 100% акций принадлежат белорусскому государству. В мае 2012 г. Министерством экономики в государственном реестре холдингов зарегистрирован холдинг "БелавтоМАЗ". С 19 декабря 2013 г. в состав холдинга «БелавтоМАЗ» входят:
Информация о работе Оптимизация системы управления снабжением на предприятии