Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2015 в 03:53, дипломная работа
Цель работы: исследование теоретических и практических аспектов логистики складирования, разработка рекомендаций по оптимизации складского хозяйства ОАО «МАЗ».
Для достижения цели в работе ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы организации складского хозяйства, структуру складского хозяйства и виды складов.
2. Дать организационно-экономическую характеристику ОАО «МАЗ».
3. Охарактеризовать систему складирования на ОАО «МАЗ», проанализировать эффективность складских операций.
4. Предложить пути повышения эффективности организации складского хозяйства ОАО «МАЗ».
Введение 5
ГЛАВА 1 теоретические аспекты организации складского хозяйства на предприятиях 7
1.1 Склады, их определение, назначение и классификация 7
1.2 Технология складских операций на предприятиях 14
2 организация складского хозяйства на оао «маз» 19
2.1 Общая характеристика ОАО «МАЗ» 19
2.2 Общая характеристика складского хозяйства ОАО «МАЗ» 24
2.3 Анализ организации склада двигателей и крупногабаритных изделий автоматизированного складского цеха 34
ГЛАВА 3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СКЛАДСКОГО ХОЗЯЙСТВА 38
заключение 42
список использованных источников 44
Форма ярлыка сопровождения 46
Форма разрешения на запуск продукции в производство 47
до получения результатов входного контроля 47
Форма лимитной карты и сопроводительного листа к лимитной карте 48
Требование-накладная на сверхлимитный отпуск 50
Накладная на внутреннее перемещение материалов 51
Акт-требование на замену материалов 52
Схема ТРС ………………………………………………………………..54
Хранение продукции на центральном складе УМС и площадках определяется схемами и планировками, разработанными УГТ. Проектирование, устройство, изготовление и эксплуатация грузоподъёмных кранов, грузозахватных органов, приспособлений и тары должны осуществляться в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов. Забракованные при входном контроле материалы должны храниться в специально отведенных изоляторах брака.
Сортовой количественный учет ведется на карточках складского учета материалов на электронных носителях. Карточки с заполненными постоянными реквизитами (наименование, размер, марка материала, единица измерения, цена, номенклатурный номер, норма запаса) дополняются реквизитами, характеризующими места хранения материалов (номер стеллажа, ячейки, полки и т.п.). В местах хранения каждого вида материала на поступившую партию продукции должен прикрепляться ярлык сопровождения.
На основании оформленных в установленном порядке первичных документов материально ответственное лицо обязано сделать запись, по приходу, по отпуску материалов в карточке складского учета в день совершения операций и ежедневно выводить в них остатки материалов.
Отпуск материалов в производство должен осуществляться по документам только тем лицам, которым предоставлено право на получение материалов со склада. Хозяйственные операции по отпуску и перемещению материалов оформляются следующими документами:
Запрещается отпуск материалов по запискам и устным распоряжениям, независимо от должностного положения лица, дающего распоряжение на такой отпуск, по документам на отпуск материалов, неправильно или полностью неоформленным, а также исправленные и подчищенные. До оформления поступивших материалов приходными ордерами отпуск этих материалов со склада не производится.
Отпуск материалов производится в присутствии получателя строго по весу, счету и точному замеру и только количество, указанное в требовании документа. Отпуск материалов с небольшим отступлением против затребованного количества допускается производить в тех случаях, когда такой отпуск вызван неделимостью материала, состоянием упаковки, тары.
Ежемесячно до начала месяца, в котором планируется отпуск материалов, экономистами по материально-техническому снабжению отдела сводного планирования УМС выписываются лимитные карты на одно наименование материала в одном экземпляре с приложением «Сопроводительный лист к лимитной карте», с электронным заполнением номера склада-отправителя, наименования материала, номенклатурного номера, лимита отпуска материала, должности, фамилии и инициалов лица, ответственного за установление лимита, которые затем передают ответственным работникам центральных складов для отпуска ТМЦ.
Лимитная карта является основанием для отражения расхода ТМЦ в карточках складского учета центрального склада с последующей автоматической передачей информации в электронные карточки складского учета кладовых цехов получателей для отражения прихода. Таким образом, расход центрального склада на основании экземпляра лимитной карты автоматически является приходом в кладовую цеха-получателя.
Приложение «Сопроводительный лист к лимитной карте» предназначается для сопровождения материалов при перемещении (транспортировке) по территории завода, а также сверки оперативных данных по переданному количеству, по итогам за месяц с информацией в электронной картотеке, автоматически переданной центральным складом с использованием программного обеспечения в задаче «Оперативный учет на центральных складах и в кладовых цехов». Сопроводительный лист к лимитной карте хранится у материально ответственного лица до окончательной сверки переданного количества по итогам за месяц. При проведении ревизий и других документальных проверках используется первичный учетный документ – лимитная карта.
В лимитной карте и приложении к ней проставляется дата отпуска материала и количество отпущенного материала. Передача материалов подтверждается подписями отпустившего и принимающего лиц.
Оформление возврата неиспользованного материала производится записью со знаком «минус» в лимитной карте с указанием даты возврата и подтверждающими подписями получателя и отправителя.
По окончании текущего месяца (при закрытии лимита) материально ответственное лицо обязано в лимитной карте проставить общее количество отпущенного материала и заверить подписью в графе «Всего отпущено за месяц» за вычетом возвращенного количества. Сведения о расходе материально ответственное лицо включает в задачу «Оперативный учет материалов на центральных складах и в кладовых цехов». При наличии разногласий материально ответственное лицо цеха-получателя совместно с руководителем центрального склада немедленно обязаны урегулировать их путем сверки приложения «Сопроводительный лист к лимитной карте» с лимитной картой.
Отпуск цехам материалов, потребность в которых возникает не регулярно, периодически, а также отпуск на хозяйственные нужды должен осуществляться по накладным на внутреннее перемещение (НВП) (ПРИЛОЖЕНИЕ Е). НВП выписываются в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в кладовой для отражения расхода в карточке складского учета и последующей передачи в бухгалтерию, второй – у получателя, подтвердившего получение подписью в графе «Принял».
Отпуск материалов со склада производится только того наименования и количества, которое указано в требовании. При отсутствии затребованного материала замена его на другой не разрешается. В случае отсутствия затребованного материала на складе, отдел УМС выписывает акт-требование на замену материала (далее – акт-требование) (ПРИЛОЖЕНИЕ Ж) для получения другого вида материала. Акты-требования выписываются на основании разрешающих нормативных документов, утвержденных в установленном порядке в двух экземплярах. Акт-требование на замену материала служит основанием для уменьшения остатка лимита в лимитной карте и в приложении «Сопроводительный лист к лимитной карте». Первый экземпляр акта-требования прикладывается к лимитной карте, второй к приложению «Сопроводительный лист к лимитной карте». Контроль над использованием лимита в соответствии с произведенной заменой материала на основании акта-требования несет ответственное лицо службы снабжения, указанное в графе «Разрешил».
Дополнительный (сверхлимитный) отпуск материалов должен оформляться выпиской специального требования (ПРИЛОЖЕНИЕ Д) и только с разрешения заместителя генерального директора по материально-техническому снабжению или лиц, им уполномоченных. При этом в верхней части требования ставится надпись «сверхлимитный отпуск» с указанием кодов, причин и виновников.
Отпуск ТМЦ другим филиалам и непроизводственным структурным подразделениям, сторонним организациям, а также для выполнения ремонтно-строительных и иных работ на объектах, находящихся за пределами территории завода, оформляется товарно-транспортными (ТТН-1) и товарными (ТН-2) накладными. Помимо товарно-транспортных накладных также оформляется договор, четко регламентирующий сроки и условия поставки, ассортимент, стоимость и количество отгружаемой продукции.
Бухгалтерия завода должна контролировать и анализировать работу всех складов, строго проводя принцип материальной ответственности складских работников за правильное использование вверенных им ценностей. Контроль работы складов бухгалтерией завода проводится по приходно-расходным документам складов и лимитным картам, с учетом установленных норм потерь и путем проведения систематических инвентаризаций складов, с сопоставлением фактических и документальных остатков материальных ценностей.
Управление складского хозяйства ведет автоматизированный учет ТМЦ в местах хранения через программу «Склад» (собственная разработка Управления информационных технологий ОАО «МАЗ»). Функциональным назначением программы является:
В основном используется бумажная форма документации (без ввода в работу системы сбора данных, основанной на штрих-кодировании, в связи с чем значительно увеличиваются затраты труда и времени.
Структура складского хозяйства ОАО «МАЗ» включает в себя общезаводские и цеховые склады, а также кладовые в цехах. Общезаводские склады подразделяются на:
Численность складского персонала представлена в таблице 2.2.1.
Таблица 2.2.1 – Штатная численность работающих управления складского хозяйства
Примечание – Источник: данные ОАО «МАЗ»
Категория |
Цех |
Итого | |||
Управление |
Автоматизированный складской цех |
Лимекс |
Центральная кладовая | ||
Основные рабочие |
- |
- |
- |
14 |
14 |
Вспомогательные рабочие |
- |
103 |
58 |
124 |
285 |
Служащие |
16 |
13 |
7 |
15 |
51 |
Итого по цеху |
16 |
116 |
65 |
153 |
350 |
Таким образом, складское хозяйство ОАО «МАЗ» – это система, состоящая из множества взаимосвязанных элементов. Его основными задачами являются прием поступающих материальных ресурсов, организация достоверного учета материальных ресурсов, контроль за состоянием запасов, своевременное обеспечение производства сырьем, материалами, оборудованием, запасными частями, комплектующими изделиями, обеспечение сохранности материальных ценностей на складах.
Подробнее организацию работы склада на ОАО «МАЗ» рассмотрим на примере склада двигателей и крупногабаритных изделий.
Cклад двигателей и крупногабаритных изделий автоматизированного складского цеха (АСЦ) сдан в эксплуатацию в 1997г. С 2005г. работает в двухсменном режиме. Общая площадь склада составляет 1100 м2. Производительность автоматизированного высотного хранилища в режиме загрузки/выгрузки – 50 движений/час.
Автоматизированный склад двигателей и крупногабаритных изделий представляет собой 5-проходный стеллажный блок, обслуживаемый трансманипуляторами с автоматическим управлением. Используются двухколонные краны-штабелеры – трансманипуляторы ТС-25 производства фирмы «Интрансмаш». Два двухсторонних девятиярусных прохода высотного хранилища предназначены для хранения крупногабаритных изделий. Размеры стеллажного блока – 84000×8610×16560 мм, количество загружаемых ячеек –1509 шт., грузоподъемность до 2 тонн. Размеры стеллажной ячейки – 2000×1100×1650 мм.
Три двухсторонних восьмиярусных прохода предназначены для хранения двигателей. Размеры стеллажного блока – 79650×12860×16560 мм. Количество загружаемых ячеек – более 1216 шт., грузоподъемность до 2,5 тонн. Размеры стеллажной ячейки – 3060×1100×1900 мм.
Условная схема технологических сооружений склада приведена в ПРИЛОЖЕНИИ И. На склад поступают крупногабаритные изделия (КГИ) на поддонах размерами 1640/1240/1200 мм, которые хранятся в проходах (1, 2) и двигатели на поддонах размерами 1640/1240/680 мм, которые хранятся в проходах (3, 4 и 5). Подача поддонов осуществляется электрическим погрузчиком на входе участка транспортно-распределительной системы (ТРС), оснащенном устройством контроля габаритов и веса. Неисправные грузовые единицы (ГЕ) передвигаются на устранение брака (поз 1-6). Годные ГЕ передвигаются автоматически по роликовым и цепным секциям ТРС (7-65) и при помощи распределительных тележек 20, 48 они подаются на соответствующие цепные секции и ТМ – трансманипуляторы для складирования, выдачи пустых поддонов или возврата пустых поддонов или перекомплектованных грузов. ТМ отбирает, транспортирует и автоматически укладывает ГЕ на выбранный системой управления верхнего уровня адрес. Заложена возможность складирования КГИ в стеллажный блок для двигателей.
Пустые поддоны для двигателей проходят на экспедицию по заявке с приемного пункта, а крупногабаритные изделия – по заявке из монтажного цеха. После получения задания от системы управления ТМ выводят автоматически ГЕ на экспедиционные секции ТРС. Пустые поддоны снимаются с ТРС электрическим погрузчиком. Со склада двигателей ГЕ идут на ПТК (подъемно-транспортный комплекс) для монтажа. Пустые поддоны двигателей от ПТК (с позиции 54) обязательно возвращаются на склад и трансманипуляторами автоматически укладываются в хранилище.
Система управления автоматизированным складом представляет собой программно-аппаратные средства, имеющие двухуровневую иерархическую структуру. Верхний и нижний уровни связаны между собой коммуникационной средой, которая также представляет собой программно-аппаратное средство, характеризующееся связными процессорами и протоколами передачи данных. Грузы, поступающие в склад, проходят регистрацию сопроводительных документов в системе верхнего уровня и формируются приходные документы и комплектующие документы (ярлыки) – сопроводительные документы груза по складу. Верхний уровень ведет обработку, накопление и хранение приходной информации, справочной информации по грузам, таре, управляет технологией склада и работает с расходными процедурами по ГЕ.
Грузовые единицы комплектуются в поддоны, к ним прилагается ярлык – сопроводительный документ, и автопогрузчиком устанавливаются на приемную поддонную станцию. В ярлыке указаны номер тары, номер деталей, вид документа, информация по грузу и его количество, фамилия комплектовщика. ГЕ движется по поддонной станции в склад автоматически, проходит контроль габаритов и веса и следует до автоматизированного рабочего места (АРМ) кладовщицы. Около поста останавливается, кладовщица осуществляет контроль и отправку в склад, ГЕ, не прошедшие контроль веса или габаритов, проходят перерегистрацию и повторно идут на контроль. На втором АРМ кладовщицы идет формирование плана и списков выгрузки на конвейер завода, покупателям и другим потребителям ГЕ. АРМ кладовщицы загрузки в склад отдает команды на загрузку в хранилище. ГЕ, находящиеся в хранилище, и те, которые еще не вошли в зону стеллажей, и те, которые выгрузились из стеллажей в экспедицию, все они еще считаются в складе. После оформления на АРМ кладовщицы выгрузки расходных документов ГЕ вышли из склада. Загрузка осуществляется по номеру тары и количеству (возможно коду) деталей. Выгрузка осуществляется по коду деталей/наименованию и количеству.
Информация о работе Оптимизация системы управления снабжением на предприятии