Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 10:14, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических вопросов авиационных перевозок и рассмотрение деятельности международной компании.
Основные задачи курсовой работы:
Изучение авиационных перевозок в мире и России;
Анализ основных экономических показателей авиакомпании ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии»;
Разработка основных рекомендаций по повышению эффективности деятельности авиакомпании.
Введение………………………………………………………………………..…4
Глава 1. Общая характеристика авиационных перевозок..………….…..….6
1.1. Организация международного авиационного бизнеса ………………....6
1.2. Авиационный транспорт РФ………………………………..………....…14
1.3. Обслуживание авиапассажиров……………………..…….………..…....26
1.4. Авиабилеты, тарифы, скидки и льготы, аэропортовые сборы………...35
Глава 2. Оценка и анализ маркетинговой деятельности авиакомпании
ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии»……………………………….….46
2.1. Краткая характеристика производственно - хозяйственной деятельности ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии»………………........…..46
2.2. Организационная структура управления маркетинга
авиакомпании…………………………………….…………………………….48
Анализ основных экономических показателей авиакомпании
ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии»…………………………………...51
Глава 3. Разработка маркетинговых мероприятий по повышению эффективности деятельности авиакомпании ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии»…………………………………………………………………………...56
Заключение……………………………………………………………………..61
Список использованной литературы…………………………………………...63
— все последующие с частотой, адекватной времени пребывания туристических групп, например, неделя, с полной загрузкой туда и обратно;
— последний — туда пустой, обратно полный.
Таким образом, получается один пролет туда и обратно без за грузки. Это чистый убыток, который избежать невозможно, и он распределяется между всеми чартерными рейсами программы. Чем больше полетов по программе, тем она выгоднее. Основная трудность в организации чартера состоит в том, что самолет, доставив туристов в порт назначения, обычно не может долго стоять в аэропорту — посадка, стоянка и обеспечение взлета оплачиваются от дельно, и если обратной загрузки нет, то рейс обходится очень дорого. Перегонка самолетов, технический маршрут. Это может быть технический рейс самолета на профилактику и текущий ремонт на базу или «пустой» рейс при выполнении первого и последнего рей са чартерной программы по принципу «цепочки».
Туроператоры всегда стремятся использовать чартерные рейсы на цепочке групп, чтобы исключить «холостые» пролеты. Кроме того, сама организация чартерного рейса всегда связана с большой подготовительной работой:
— обучение летного состава особенностям нового маршрута и условиям обслуживания наземными службами зарубежных аэропортов;
— заказ и получение всех разрешений на воздушный коридор над третьими странами;
— оплата обслуживания в порту и т.д.
Иногда используются чартерные программы с отстоем самолета в порту дестинации на время пребывания туристической группы или делегации. Это допускается авиакомпаниями в несезон, когда загрузка самолетов не является максимальной. Но тогда следует
оплатить стоянку самолета в порту и расходы по пребыванию экипажа (трансфер, размещение, трехразовое питание).
Когда недостаточно туристов, чтобы арендовать самолет полностью, туристическая фирма может забронировать часть мест на сезон на рейсовом маршруте. Такая организация перевозок называется блок чартером. При этом туристическая фирма обязана за ранее оплатить все эти места на заказанное количество рейсов не зависимо от их заполнения.
Составление расписаний. Каждая авиакомпания твердо ориентируется на наиболее преимущественные группы клиентов и вы годное использование времени путешествия. Если внимательно посмотреть на расписание полетов различных авиакомпаний, то увидим, что отечественные компании, осуществляющие перевозку туристов на курорты Средиземноморья в пределах 3–5 часов поле та, планируют вылет ранним утром, чтобы прибытие и размещение в отеле состоялось после 13:00, а туристы активно использовали вторую половину дня для отдыха. Именно в это время обычно про исходит освобождение номерного фонда в гостиницах и у персона ла остается два три часа на подготовку номеров.
Воздушная перевозка пассажира включает в себя период с момента прохождения пассажиром воздушного судна предполетного досмотра для посадки на воздушное судно и до момента, когда пассажир воздушного судна под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика покинул аэродром.
Полеты воздушных судов и перевозки пассажиров и их багажа регулируются национальными и международными нормами.
В целях применения международных норм, регулирующих воз душные перевозки, выделяются категории воздушных судов: воз душное гражданское судно и воздушное иностранное судно. Воздушное гражданское судно вносится в национальный реестр судов, не сет надлежащие опознавательные знаки на борту. Воздушное иностранное судно — судно, занесенное в реестр воздушных судов иностранного государства. Следует отметить, что согласно между народным нормам воздушное иностранное судно не является «летающей территорией» государства. Оно может приравниваться условно к такой территории лишь для определенных целей, напри мер применения отдельных норм международного права. Согласно положениям Римской конвенции 1952 г., при пролете над открытым морем (т.е. вне территории действия норм национальной юрисдикции) воздушное судно считается территорией государства по принадлежности. При полете над территорией или нахождении на территории иностранного государства на воздушное судно распространяется действие всех законов этого государства.
Воздушная территория государства входит в состав общей территории этого государства. Это воздушное пространство, расположенное над сухопутной, водной и морской территорией государства. Высотный предел воздушных границ не установлен, но ряд государств придерживается концепции ограничения воздушного пространства на высоте 100–110 км над уровнем Мирового океана. Все аппараты, летающие выше этой зоны, относятся к категории космических аппаратов, которые могут пролетать над территория ми других государств (например, искусственные спутники).
Воздушное пространство. С позиций пространственной теории границ воздушные границы «следуют» в горизонтальной плоскости за горизонтальными границами государств на поверхности земли (воды).
Для пролета воздушных судов в целях установления порядка полетов и предупреждения аварий устанавливаются воздушные трассы — условный коридор в воздушном пространстве, ограниченный по высоте и ширине, обеспеченный запасными аэродрома ми, оборудованный средствами навигации и управления воздушным движением. Установление воздушных коридоров регулируется национальным и международным законодательством. В России действует Положение об использовании воздушного пространства.
Воздушный эшелон. Для регулирования полетов используется порядок эшелонирования трасс полетов для рассредоточения воз душных судов в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Особенно это важно на оживленных трассах и в районах аэропортов для предотвращения опасного сближения и столкновения судов. Имеет место вертикальное, боковое и продольное эшелонирование. В эшелоне от нижнего до 8100 м интервал следования судов по вертикали составляет 300 м, в эшелоне 8100 м до 12 000 м — 500 м, в эшелоне выше 12 000 м — 1000 м соответственно. В пространстве ниже нижнего эшелона интервал следования судов по вертикали составляет 150 м при скорости до 300 км в ч и менее и 300 м, если скорость движения выше 300 км в ч. При полете на одной высоте продольное рассредоточение составляет не менее 2 км при скоростях движения менее 300 км в ч, при больших скоростях это рас стояние увеличивается до 5 км, 20 и 30 км в зависимости от района полета. Взлет и посадка воздушных судов, полет в районе аэропотта, в районе оживленных воздушных трасс обеспечиваются диспетчерской службой аэродромов, регулирующих движение судов.
Наиболее значимыми международными организациями гражданской авиации, определяющими большинство правил, процедур, рекомендаций и методических материалов по стратегическим направлениям развития международной гражданской авиации, являются ICAO и IATA. Каждая из них имеет многолетний опыт деятельности.
ICAO (International Civil Aviation Organization) образовалась 7 декабря 1944 г. в Чикаго подписанием 52 странами Конвенции по международной гражданской авиации. ICAO занимается воздушной навигацией, безопасностью воздушного транспорта и координацией летных служб.
В октябре 1947 г. ICAO стала специализированным агентством Организации Объединенных Наций в рамках Комитета по экономике и социальным вопросам (ECOSOC). В настоящее время членами ICAO являются 187 стран мира.
В сентябре — октябре 2001 г. в Монреале (штаб квартире ICAO) состоялась очередная, 33 я Ассамблея ICAO, призвавшая разработать глобальную стратегию повышения безопасности полетов и авиационной безопасности в международной гражданской авиации в связи с трагическими событиями 11 сентября в США. На Ассамблее было решено с 2004 г.:
— расширить универсальную программу проверок организации контроля за обеспечением безопасности полетов;
— создать международный механизм финансирования в целях безопасности полетов;
— укрепить программу технического сотрудничества ICAO;
— разработать принципы международного механизма в области авиационного страхования от военных рисков.
Помимо этого, Ассамблея приняла резолюцию, обусловленную тем, что в последнее время увеличилось количество серьезных инцидентов, совершаемых недисциплинированными пассажирами на борту гражданских воздушных судов. Согласно этой резолюции, всем государствам предлагается принять соответствующие законы и положения, позволяющие преследовать нарушителей в судебном порядке, где бы ни было совершено правонарушение.
В области экологической безопасности Ассамблея одобрила решение Совета ICAO принять новый, более жесткий стандарт для снижения шума. Этот стандарт введен в действие 1 января 2006 г. в отношении вновь конструируемых воздушных судов. Российское ведомство гражданской авиации является членом ICAO. Международная организация IATA (The International Air Transport Association) была образована в Гаване (Куба) в апреле
1945 г. Цель организации заключалась в объединении авиакомпаний для совместной работы по повышению безопасности полетов, надежности авиатехники и экономической эффективности наблаго всех пользователей авиатранспортом. Сегодня IATA насчитывает 230 членов из более чем 130 стран мира.
IATA проводит активную политику, направленную на снижение всевозможных аэронавигационных и аэропортовых сборов, взимаемых с участников воздушного движения (так, благодаря лоббистским усилиям NATA удалось на 7,5% снизить сборы за по садку и стоянку воздушных судов в новом афинском аэропорту Спарта); содействует тому, чтобы взимаемые в виде сборов средства использовались для развития авиационной инфраструктуры.
В центре внимания NATA находятся вопросы, связанные со снабжением подвижного состава топливом, так как доля затрат на топливо составляет в среднем 15% эксплуатационных расходов авиакомпаний.
В области реализации услуг NATA является законодательным органом по всем вопросам, связанным с разработкой тарифов на международные пассажирские перевозки; устанавливает правила регистрации пассажиров, порядок бронирования мест, обработки, оформления и выдачи багажа; устанавливает стандарты обслуживания пассажиров в полете, включая требования к организации работы бортпроводников и их подготовке, требования к обеспечению питанием в полете, к оборудованию и к организации медицинской помощи на борту.
NATA разрабатывает процедуры аэропортового обслуживания пассажиров и багажа; проводит конференции по координации рас писания авиакомпаний и проблемам загруженности аэропортов; предоставляет возможность коллективного обсуждения авиакомпаниями соответствующих правил и процедур.
NATA предоставляет консультационные услуги по вопросам воздушных перевозок; занимается информационной деятельностью — публикует тарифы на международные рейсы, издает руководство TIM (Travel Informational Manual), в котором содержатся требования к документации, сопровождающей воздушные пере возки, санитарные и таможенные правила и другую необходимую документацию (всего свыше 360 специфических для отрасли воз душного транспорта изданий).
1.2. Авиационный транспорт РФ
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации объемы пассажирских перевозок в России за ряд лет составили (табл. 1)
Таблица 1. Перевозки пассажиров транспортом общего пользования по отдельным видам сообщения, млн человек
Вид перевозок |
Год | ||||||||||||||||||||
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |||||||||||||||
Международное сообщение — всего |
9,5 |
10,764 |
12,964 |
13,863 |
14,862 |
17,283 |
18,203 | ||||||||||||||
В том числе: | |||||||||||||||||||||
железнодорож# ное |
1,1 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,5 |
0,5 |
0,5 | ||||||||||||||
автобусное |
1,0 |
1,6 |
2,2 |
2,0 |
2,0 |
1,8 |
1,7 | ||||||||||||||
морское |
0,1 |
0,004 |
0,004 |
0,003 |
0,002 |
0,003 |
0,003 | ||||||||||||||
внутреннее водное |
0,2 |
0,06 |
0,06 |
0,06 |
0,06 |
0,08 |
0,1 | ||||||||||||||
воздушное |
7,1 |
8,4 |
10,0 |
11,1 |
12,3 |
14,9 |
15,9 | ||||||||||||||
Междугородное сообщение — всего |
544 |
329 |
320 |
324 |
328 |
338 |
320 | ||||||||||||||
В том числе: | |||||||||||||||||||||
железнодорож# ное (дальнее со# общение, вклю# чая междуна# родное) |
157 |
138 |
130 |
121 |
127 |
132 |
134 | ||||||||||||||
автобусное |
358 |
175 |
172 |
185 |
181 |
184 |
164 | ||||||||||||||
морское кабо# тажное (без портовых судов) |
0,1 |
0,06 |
0,06 |
0,06 |
0,07 |
0,07 |
0,07 | ||||||||||||||
внутреннее во# дное (дальнее сообщение) |
3,5 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
1,3 |
1,3 | ||||||||||||||
воздушное |
25,0 |
14,6 |
16,4 |
16,9 |
18,6 |
20,3 |
20,7 | ||||||||||||||
Пригородное со# общение — всего |
5627 |
4802 |
4406 |
4354 |
4120 |
3919 |
3071 | ||||||||||||||
В том числе: | |||||||||||||||||||||
железнодорож# ное (включая внутригород# ское сообще# ние) |
1676 |
1280 |
1176 |
1150 |
1177 |
1203 |
1205 | ||||||||||||||
автобусное |
3936 |
3511 |
3219 |
3193 |
2928 |
2701 |
1855 | ||||||||||||||
морское (вклю# чая местное сообщение) |
3,2 |
1,0 |
0,7 |
0,6 |
0,5 |
0,5 |
0,7 | ||||||||||||||
внутреннее водное |
11,7 |
10,4 |
10,3 |
10,5 |
14,7 |
14,5 |
10,0 |