Основные принципы функционирования информационной логистической системы
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 12:41, курсовая работа
Описание работы
Целью работы является изучение информационной логистической системы. Задачами работы являются: рассмотрение структуры информационной логистической системы, изучение различных видов информационных логистических систем, выявление необходимости создания и использования информационных систем в логистике и изучение информационных потоков.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 5 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В СКЛАДСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ 78 1.1 Понятие информационной логистики и логистической информационной системы 8 1.2 Функциональная и обеспечивающая подсистемы логистической информационной системы 9 1.3 Информационные потоки и их классификация 10 1.4 Классификация информационных логистических систем 13 1.5 Виды информационных логистических систем 15 1.6 Принципы построения логистических систем 17 1.7 Основные документы и документооборот на складе 21 1.8 Примеры информационных систем, используемых в логистике 22 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ООО «МИАРТ» 23 2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия 23 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ООО «МИАРТ» 33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
Исполнительные информационные
системы создаются на уровне административного
или оперативного управления. Обработка
информации в этих системах производится
в темпе, определяемом скоростью ее поступления
в ЭВМ. Это так называемый режим работы
в реальном масштабе времени, который
позволяет получать необходимую информацию
о движении грузов в текущий момент времени
и своевременно выдавать соответствующие
административные и управляющие воздействия
на объект управления. Этими системами
могут решаться разнообразные задачи,
связанные с контролем материальных потоков,
оперативным управлением обслуживания
производства, управлением перемещениями
и т. п.
Выше рассмотрены особенности
информационных систем различных видов
в разрезе их функциональных подсистем.
Но, как уже отмечалось, различия имеются
и в обеспечивающих подсистемах. Остановимся
подробнее на характерных особенностях
программного обеспечения плановых, диспозитивных
и исполнительных информационных систем.
Создание многоуровневых автоматизированных
систем управления материальными потоками
связано со значительными затратами, в
основном в области разработки программного
обеспечения, которое, с одной стороны,
должно обеспечить многофункциональность
системы, а с другой - высокую степень ее
интеграции. В связи с этим при создании
автоматизированных систем управления
в сфере логистики должна исследоваться
возможность использования сравнительно
недорогого стандартного программного
обеспечения, с его адаптацией к местным
условиям.
В настоящее время создаются
достаточно совершенные пакеты программ.
Однако применимы они не во всех видах
информационных систем. Это зависит от
уровня стандартизации решаемых при управлении
материальными потоками задач.
Наиболее высок уровень стандартизации
при решении задач в плановых информационных
системах, что позволяет с наименьшими
трудностями адаптировать здесь стандартное
программное обеспечение. В диспозитивных
информационных системах возможность
приспособить стандартный пакет программ
ниже. Это вызвано рядом причин, например:
производственный процесс на предприятиях складывается исторически и трудно поддается существенным изменениям во имя стандартизации;
структура обрабатываемых данных существенно различается у разных пользователей.
Внедрение информационной логистики
предусматривает предварительные оценку
существующих видов информационных систем,
выбор из них наиболее подходящей для
осуществления эффективной логистической
деятельности в конкретной организации.
В настоящее время выделяют такие информационные
системы, как MRP, MRP II, APS, ERP, WMS, SCM, DRP и TMS.
MRP-система (Material Requirements Plan –
планирование потребности в материалах)
является системой планирования закупочных
и производственных операций, а также
составления расписаний доставки приобретаемых
материалов, деталей и готовой продукции.
На концепции MRP базируется построение
логистических систем «толкающего типа».
В соответствии с MRP-системой
заказ на пополнение запасов формируется
только на требуемое количество и только
тогда, когда это действительно необходимо.
В логистической системе класса MRP должны
быть четко выделены три базовых блока:
Формирование основного плана
в соответствии с заказами клиентов и
прогнозом спроса.
Планирование потребностей
– составление планов-графиков изготовления
изделий собственного производства и
закупки материалов и комплектующих.
Оперативное управление – процедуры
проверки укомплектованности и запуска
заказов, управление ходом производства
через механизмы производственных циклов,
приоритеты, размеры заказов, складской
учет.
Вместе с тем система не лишена
недостатков. К основным можно отнести:
значительный объем вычислений и предварительной
обработки данных, нечувствительность
к кратковременным изменениям спроса,
рост логистических затрат при переходе
на обработку и транспортировку малых
заказов из-за высокой частоты их выполнения.
Появление более совершенной
концепции MRP II, развитие программы класса
ERP, снижение их стоимости привело к тому,
что программные продукты класса MRP в настоящее
время встречаются все реже.
APS-система (Advanced Planning and Scheduling
– усовершенствованное планирование)
– это альтернативное системе MRP II решение,
которое лишено недостатков последней.
APS представляет собой систему синхронизированного
оптимизационного планирования производства,
ориентированную на интеграцию планирования
звеньев цепочки поставок, учитывающую
все особенности и ограничения производства.
Цель системы – объединение цепочки поставщиков
и потребителей для достижения максимальной
прибыли и максимально возможного удовлетворения
требований рынка за счет усовершенствованного
планирования на базе информационных
технологий.
APS состоит из трех основных
компонентов: прогнозирование сбыта и
спроса; основной производственный план
и общее планирование загрузки производственных
мощностей; планирование производства
и детальное планирование загрузки производственных
мощностей. Для её внедрения требуется
высокая точность исходной информации,
а также наличие мощной ERP-системы.
ERP-система (Enterprise Resource Planning
– планирование ресурсов предприятия)
– это финансово-ориентированная информационная
система, которая служит для определения
и планирования ресурсов всего предприятия,
требуемых для получения, изготовления,
отгрузки и учета заказов потребителей.
Её главными целями являются создание
и поддержание информационных потоков
между всеми подразделениями внутри предприятия,
а также информационная поддержка связей
с другими организациями. ERP автоматизирует
такие логистические бизнес-процессы
предприятия, как снабжение, управление
взаимоотношениями с поставщиками и клиентами,
цепочками поставок и транспортировкой,
запасами, складами, инвентаризацией и
др. Вся информация о выполняемых операциях
сводится в единую базу для последующей
обработки и получения сбалансированных
планов в режиме реального времени. ERP
позволяет клиенту предприятия отследить
местонахождение своего заказа в данный
момент времени, для чего ему нужно войти
в систему и набрать номер заказа. При
отлаженных процедурах заказ проходит
все этапы производства и реализации намного
быстрее, чем обычно, а клиенты получают
их без задержек и даже ранее установленного
срока.
Основными поставщиками ERP-систем
в настоящее время являются такие предприятия,
как «SAP», «Oracle», «Microsoft», «1С», «Галактика»
и ряд других.
WMS-система (Warehouse Management System –
система управления складом) представляет
собой аппаратно-программный комплекс,
позволяющий эффективно управлять размещением
и перемещением товаров на складе. Основными
целями ее внедрения являются активное
управление складом, получение точной
информации о месте нахождения на нем
товара, повышение эффективности процессов
обработки здесь товаров, оптимизация
использования складских площадей. Система
контролирует все действия работника
и позволяет практически полностью исключить
возможность ошибочного размещения груза
или неправильного комплектования заказа.
В WMS мгновенно обновляется вся информация
о местоположении грузов, наличии товара
на складе, действиях работников и произведенных
операциях, а также имеется возможность
наблюдения за складом в режиме двухмерного
графического отображения. При автоматизации
складского комплекса «с нуля» наиболее
привлекательно применение программного
обеспечения таких организаций, как «SAP»,
«Oracle», «Microsoft», поскольку они предлагают
не просто WMS, а WMS, интегрированные в ERP-системы.
SCM-система (Supply Chain Management – управление
цепями поставок) предназначена для автоматизации,
управления и контроля за материальными,
финансовыми и информационными потоками
на этапах движения товаров от источника
сырья к потребителю готовой продукции.
DRP-система (Distribution Requirements Planning
– управление распределением продукции)
обеспечивает оптимальное решение (планирование,
учет и управление) транспортных задач
по перемещению материально-технических
ресурсов и готовой продукции.
TMS-система (Transportation Management System
– система управления транспортом) предназначена
для автоматизации бизнес-процессов транспортной
логистики предприятия, обеспечения «прозрачности»
в режиме реального времени и, как результат,
соответствия заданным стандартам качества.
1.3 Принципы построения
логистических информационных систем
и их виды
В соответствии с принципами
системного подхода любая система сначала
должна исследоваться во взаимоотношении
с внешней средой, а уже затем внутри своей
структуры. Этот принцип, принцип последовательного
продвижения по этапам создания системы,
должен соблюдаться и при проектировании
логистических информационных систем.
С позиций системного подхода
в процессах логистики выделяют три
уровня (ПРИЛОЖЕНИЕ Б, Рис. 4).
Первый уровень - рабочее место,
на котором осуществляется логистическая
операция с материальным потоком, т. е.
передвигается, разгружается, упаковывается
грузовая единица, деталь или любой другой
элемент материального потока.
Второй уровень – участок,
цех, склад, где происходят процессы транспортировки
грузов, размещаются рабочие места.
Третий уровень — система транспортирования
и перемещения в целом, охватывающая цепь
событий, за начало которой можно принять
момент отгрузки сырья поставщиком. Оканчивается
эта цепь при поступлении готовых изделий
в конечное потребление.
В плановых информационных
системах решаются задачи, связывающие
логистическую систему с совокупным материальным
потоком. При этом осуществляется сквозное
планирование в цепи «сбыт—производство—снабжение»,
что позволяет создать эффективную систему
организации производства, построенную
на требованиях рынка, с выдачей необходимых
требований в систему материально-технического
обеспечения предприятия. Этим плановые
системы как бы «ввязывают» логистическую
систему во внешнюю среду, в совокупный
материальный поток.
Диспозитивные и исполнительные
системы детализируют намеченные планы
и обеспечивают их выполнение на отдельных
производственных участках, в складах,
а также на конкретных рабочих местах.
В соответствии с концепцией
логистики информационные системы, относящиеся
к различным группам, интегрируются в
единую информационную систему. Различают
вертикальную и горизонтальную интеграцию.
Вертикальной интеграцией считается
связь между плановой, диспозитивной и
исполнительной системами посредством
вертикальных информационных потоков.
Принципиальная схема вертикальных информационных
потоков, связывающих плановые, диспозитивные
и исполнительные системы, приведена на
рис. 5 (ПРИЛОЖЕНИЕ В) .
Горизонтальной интеграцией
считается связь между отдельными комплексами
задач в диспозитивных и исполнительных
системах посредством горизонтальных
информационных потоков.
В целом преимущества интегрированных
информационных систем заключаются в
следующем:
совмещаются ранее разрозненные
информационные блоки.
При построении логистических
информационных систем на базе ЭВМ необходимо
соблюдать определенные принципы: [3, с.
74].
1) Принцип использования аппаратных
и программных модулей. Под аппаратным
модулем понимается унифицированный функциональный
узел радиоэлектронной аппаратуры, выполненный
в виде самостоятельного изделия. Модулем
программного обеспечения можно считать
унифицированный, в определенной степени
самостоятельный, программный элемент,
выполняющий определенную функцию в общем
программном обеспечении. Соблюдение
принципа использования программных и
аппаратных модулей позволит:
—обеспечить совместимость
вычислительной техники и программного
обеспечения на разных уровнях управления;
2) Принцип возможности поэтапного
создания системы. Логистические информационные
системы, построенные на базе ЭВМ, как
и другие автоматизированные системы
управления, являются постоянно развиваемыми
системами. Это означает, что при их проектировании
необходимо предусмотреть возможность
постоянного увеличения числа объектов
автоматизации, расширения состава реализуемых
информационной системой функций и количества
решаемых задач. При этом следует иметь
в виду, что определение этапов создания
системы, т.е. выбор первоочередных задач,
оказывает большое влияние на последующее
развитие логистической информационной
системы и на эффективность ее функционирования.
3) Принцип четкого установления
мест стыка. «В местах стыка материальный
и информационный поток переходит через
границы правомочия и ответственности
отдельных подразделений предприятия
или через границы самостоятельных организаций.
Обеспечение плавного преодолевания мест
стыка является одной из важных задач
логистики» [3, с.70].
4) Принцип гибкости системы
с точки зрения специфических требований
конкретного применения.
5) Принцип приемлемости системы
для пользователя диалога «человек-машина».
Существование и использование
логистической информационной системы
было бы невозможно без проходящих через
неё информационных потоков