Название |
Плотность,
т/м
|
Температура за
стывания, °С |
Температура
вспышки, °С |
Вязкость в гра-дусахЭнглера |
Бензин
Керосин
Дизельное топливо
Мазут
Нефть сырая
Битум |
0,7…0,78
0,7…0,78
0,82…0,86
0,94…1,0 |
-
-
-
-15… 0
+16… + 30
свыше +30 |
менее 28
менее 28
28…45
45…120
45…120
свыше 120 |
-
-
-
5…15
26…40
свыше 40 |
Вязкость жидкости в градусах Энглера показывает
во сколько раз время вытекания 200 см
этой жидкости больше времени истечения
такого же количества дистиллированной
воды при температуре 20°С. Понятно, что
более вязкий груз вытекает медленнее.
К особенностям жидких грузов,
которые следует учитывать при проектировании,
строительстве и эксплуатации складов,
можно отнести следующие:
· само физическое состояние
груза как жидкости, которую нельзя взять
какими-либо грузозахватными устройствами,
но зато можно переливать из одних емкостей
в другие, используя силу тяжести, свойства соощающихся сосудов
и другие физические явления;
· сравнительное небольшое число
наименований грузов, единовременно хранящихся
на складах и прибывающих в транспортных
партиях, в транспортных средствах, что
обычно исключает необходимость сортировки
грузов при приеме или отправлении и применения
разных способов хранения на одном и том
же складе;
· крупные транспортные партии
при перевозках жидких грузов (например,
на железнодорожном транспорте - маршрутные
перевозки жидких грузов целыми составами
или большими группами вагонов с грузом
одного и того же наименования). Погрузка
и разгрузка крупных транспортных партий
на складах жидких грузов требует большой
вместимости и перерабатывающей способности
погрузочно-разгрузочных участков складов
· легкая возгораемость большинства
жидких грузов, пожароопасность, взрывоопасность
самих грузов и в смести с воздухом. Поэтому
требуются особая технология и дополнительные
устройства по предотвращению образования
пожароопасных и взрывоопасных смесей
и концентраций жидких грузов, для обнаружения
и локализации очагов пожара на отдельных
технологических участков склада, пожарная
сигнализация, системы и средства пожаротушения
и т.д.
· способность некоторых жидких
грузов изменять свое физическое состояние
и свойства за время транспортировки или
хранения, а также – под воздействием
окружающих условий (например, загустевание при
низких температурах);
· вредные, разрушающие воздействия
многих жидких грузов на окружающие предметы,
оборудование, устройства, здания и сооружения,
что приводит к необходимости использования
специальных защитных покрытий этих объектов
и к быстрому выходу их из строя, к коротким
срокам службы. а также к большим расходам
на амортизацию, содержание и ремонты
указанных объектов, соприкасающихся
с такими опасными жидкими грузами;
· вредное воздействие некоторых
жидких грузов на здоровье и жизнь человека,
что требует особой технологии и дополнительных
устройств для обеспечения безопасной
переработки и складирования таких жидких
грузов, увеличивает стоимость строительства
и эксплуатации складов таких грузов.
Жидкие грузы бывают опасные
и неопасные. К неопасным грузам относят
неядовитые горючие жидкости с температурой
вспышки более 61°С Это – мазуты, дизельное
топливо, битумы, масла, продукты сельского
хозяйства. Опасные грузы делятся на три
группы:
- легковоспламеняющиеся жидкости,
имеющие температуру вспышки менее 61°С (нефть
и нефтепродукты и спирты);
- едкие и ядовитые жидкости
(кислоты, жидкий каустик);
- сжиженные газы (бутан, пропан,
аммиак, жидкий хлор).
Взрыв нефтепродуктов возможен
при содержании в воздухе паров бензина
– 1,1…6%, лигроина – 1,5…4,5%, керосина –
2…3%, бензола – 1,4…7,4%. При повышении температуры
возможно более интенсивное испарение
нефтепродуктов и образование пожароопасных
или взрывоопасных смесей с воздухом. По
вязкости жидкие грузы подразделяют на
высоковязкие (битум, гурон, патока, автол,
льняное и подсолнечное масла), слабо вязкие
(дизельное топливо, мазут флотский) и
невязкие (бензин, керосин). Чем более вязкие
грузы, тем более затруднены их погрузка
и разгрузка из транспортных средств на
складе.
Транспортная характеристика
скоропортящихся грузов
По своим транспортно-складским
характеристикам скоропортящиеся грузы
аналогичны тарно-штучным грузам. Поэтому
большая часть методов перевозок, организации
и механизации погрузочно-разгрузочных,
транспортных и складских работ (ПРТС
работ) и создания перегрузочно-складских
комплексов для тарно-штучных грузов применимы
и для скоропортящихся грузов. Отличие
состоит в особых температурно-влажностных
режимах, при которых должны транспортироваться,
перерабатываться и складироваться эти
грузы в транспортно-грузовых комплексах.
Эти особенности и освещаются
в этой главе. ПРТС работы с сыпучими и
жидкими скоропортящимися грузами, здесь
не рассматриваются. К скоропортящимся
грузам относится в основном продукция
сельского хозяйства и перерабатывающих
предприятий агропромышленного комплекса. Основные группы скоропортящихся
грузов и их характеристики приведены
в табл. 2.
Таблица
2.
Основные
виды штучных скоропортящихся грузов
Груз |
Объемная масса, т/м3 |
Теплоемкость,
кДж/кг-град |
Тара |
Температура,
градусы |
при перевозках |
при хранении |
Мясо
Рыба
Яйца
Масло
Овощи, фрукты
|
0,95…1,1
0,97…1,1
1…1,1
0,92…0,95
1,03…1,1
|
1,47…2,51
1,34…3,35
1,67…3,14
1,67…2,67
2,09…3,98 |
без тары или ящи-ки
коробки, бочки
ящики, коробки
ящики, коробки
обрешетки, ящичные поддоны |
-18…0
-18…0
-1…+5
-4…-18
-1…+6
|
-20…0
-9…-25
-1…0
-12…-18
-5…+9 |
Большинство скоропортящихся
грузов транспортируется и хранится при
влажности в пределах 80…95%. При нарушении
нормативного температурно-влажностного
влажностного режима скоропортящиеся
грузы могут терять свое качество. Основные
виды порчи разных групп грузов следующие:
по мясу –появление
слизи, плесневение, пигментация (появление
пятен), кислое брожение (серый цвет и кислый
запах), загар (изменение запаха и цвета
внутри туши), гниение;
по рыбе – помутнение
слизи, серый цвет, гнилостный запах, изменение
окраски жабр; загар (порча мяса у позвоночника),
затяжка (гнилостный распад белка), пухлянка
(вздувание брюшка) – у соленой рыбы;
по маслу – затхлый вкус, плесневение,
пигментация (появление пятен), штафф (изменение
вкуса и цвета на поверхности);
по сыру – вспучивание, гнилостный
запах, плесневение;
по овощам и фруктам – гниль, ботритис
(гриб, усиливающий гниение), пенициллиум
(мокрая гниль), трихосептория (горькая
гниль).
По химическому
составу скоропортящиеся грузы состоят
на 60…80% из воды, остальные 20…40% составляют
белки, жиры, углеводы, минеральные соли
и т.д. На магистральном транспорте скоропортящиеся
грузы перевозятся в стандартной таре
(в ящиках деревянных и картонных, в бочках
деревянных), на стандартных поддонах
размерами 1200х800 и 1200х100 мм и в специализированных
ящичных сборно-разборных поддонах.
Параметры ящиков дощатых и
фанерных для продовольственных товаров установлены ГОСТ 11354-82,
ГОСТ 9396-75, ГОСТ 9395-76, ГОСТ 1331-84, ГОСТ 2991-85
и ГОСТ 2463-81. В качестве транспортной тары
для продукции мясной, молочной и птицеводческой
промышленностей используют также картонные
ящики (коробки) по ГОСТ 13513-86 и 9142-84, а для масла
и маргарина - по ГОСТ 13515-80.
Стандартные размеры ящиков
установлены ГОСТ 21140-75: длина- 200, 240, 300,
400, 600, 800, 1000, 1200 мм; ширина - 133, 150, 200, 300, 400,
600, 800, 1000 мм; высота - 100, 120, 133, 142, 160,
200, 240, 266, 300, 400, 600, 800, 1000, 1200 мм.
Параметры бочек деревянных
для продовольственных товаров установлены
ГОСТ 11288-65. Они бывают объемом 15 и 25 дм3, высотой
330 и 395 мм и наружным диаметром 300 и 342 мм соответственно. Плоские деревянные поддоны
для формирования транспортных пакетов
со скоропортящимися грузами применяют
стандартные, а для перевозок плодов и
овощей используют специальные сборно-разборные
ящичные поддоны по ГОСТ 21133-75
3. Складское хозяйство
порта
Порт Римско располагает 12-ю
крытыми складскими помещениями, общей
полезной площадью 31690 кв. м., 6-ть (№ 24-29)
из них сданы в аренду.
На территории порта имеются
открытые складские площадки, общей полезной
площадью 161385 кв. м., из них ОППК-1 принадлежат
73200 кв. м., ППК-2 - 88185кв. м. Характеристики,
расположение крытых складов представлены
в табл. 3.
Таблица3.
Характеристики крытых складов
|
Номер склада |
Строительный объём, куб. м. |
Общая площадь, кв. м. |
Полезная площадь, кв. м. |
Длина, ширина, высота, м |
Этажность |
Расположение |
Специализация |
|
№ 2 |
20400 |
2025 |
2000 |
100204 |
1 |
тыл 10 причал |
алюминий |
|
№ 3 |
11760 |
1820 |
1140 |
140144 |
1 |
тыл 10 причал |
алюминий |
|
№ 7 |
16731 |
2025 |
2000 |
100204 |
1 |
тыл 9 причала |
алюминий |
|
№ 10 |
92908 |
10800 |
8200 |
1826012 |
1 |
10 причал |
алюминий |
|
№ 12 |
86400 |
10800 |
8070 |
1826012 |
1 |
12 причал |
мин. удобрения |
|
№ 15 |
16731 |
2025 |
2000 |
1002012 |
1 |
тыл 5 причала |
ферросилиций |
|
№ 24 |
21613,8 |
2072 |
2036,2 |
109,719,311,2 |
1 |
в аренде |
- |
|
№ 25 |
21840 |
2160 |
2000 |
12018010,2 |
1 |
в аренде |
- |
|
№ 26 |
17731,3 |
2037 |
2003,4 |
19119 |
1 |
в аренде |
- |
|
№ 27 |
8500 |
1400 |
836 |
100147,3 |
1 |
в аренде |
- |
|
№ 28 |
8500 |
1400 |
836 |
100147,3 |
1 |
в аренде |
- |
|
№ 29 |
3410 |
568,4 |
568,4 |
40,6147,3 |
1 |
в аренде |
- |
|
4. Документирование
прохождения грузопотоков через порт.
4.1. Оформление
грузовых документов при каботажных
перевозках.
На
грузы межпортового сообщения "на море".
Прием груза в порт
осуществляется на основании погрузочного
ордера, который заполняется грузоотправителем
и предъявляется в Коммерческую дирекцию.
Реквизиты погрузочного ордера регистрируются
в АСУ.
На основании данных
грузоотправителя Коммерческая дирекция
изготавливает четыре экземпляра машиноориентированных
погрузочных ордеров, производит расчет платежей (таксировку
) и изготавливает четыре экземпляра коносамента.
Все экземпляры погрузочного
ордера и один экземпляр коносамента передаются
в кассу Коммерческой дирекции для определения
платежного обеспечения данной отправки.
После внесения
грузоотправителем всех причитающихся
морскому транспорту платежей, на двух
экземплярах погрузочного ордера наносится
штамп «Оплачено» после чего комплект
погрузочных ордеров (четыре экземпляра) вручается грузоотправителю.
Основанием для
завоза груза в порт является погрузочный
ордер с визой Коммерческой дирекции
с указанием номера причала, на который
завозится груз и/или наименование судна,
на которое груз должен грузиться (завозной
погрузочный ордер). Этот экземпляр погрузочного
ордера остается в Бюро пропусков.
.При приеме
груза на складе стивидорной
компании проверяется соответствие
груза документам. На всех (трех экземплярах)
экземплярах погрузочного ордера указывается фактически
принятое число мест, масса груза, дата,
разборчивая подпись должностного лица,
принявшего груз на склад. Указанные данные
заверяются штампом причала, два экземпляра
погрузочного ордера остаются на причале,
один экземпляр вручается грузоотправителю
для получения коносамента
Коносамент (первый
экземпляр) выдается грузоотправителю
Коммерческой дирекцией (касса)
после проверки платежей, причитающихся
морскому транспорту и в обмен на погрузочный
ордер с отметками причала, подтверждающими
прием груза на склад.
Погрузка груза
на судно производится по погрузочному
ордеру, один экземпляр которого
вручается тальману для счета груза, второй
вручается судну. По окончании погрузки
администрация судна на всех экземплярах
погрузочного ордера делает отметку
о приеме груза к перевозке и указывает
фактически принятое количество груза,
дату заверяют подписью (штурманская расписка).