Понятийный аппарат логистики и факторы ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 14:20, лекция

Описание работы

Исторически логистика развивалась как военная дисциплина. Здесь термин известен с IX века нашей эры (Византия), обозначая, в основном, четкую, слаженную работу тыла по обеспечению войск всем необходимым. При этом наука и практика управления материальными потоками в военной области продолжала и продолжает развиваться. Это объясняется высокой зависимостью эффективности боевых действий от слаженного, быстрого, точного и экономичного обеспечения войск всем необходимым.

Файлы: 1 файл

лекции для заочников.doc

— 629.50 Кб (Скачать файл)

Прогнозирование – включает разработку прогнозов изменения ценовой характеристики материальных ресурсов исходя из существующих тенденций, складывающихся на товарных рынках, а также тенденций изменения транспортных тарифов и тарифов на топливно-энергетические ресурсы, появлением новых видов, типов и марок материальных ресурсов, появлением (или возможным появлением) на рынке новых потенциальных поставщиков.

Организация материально-технического снабжения представляет собой решение ряда задач организационного характера, а именно: поиск потенциальных поставщиков материальных ресурсов; проведение сравнительного анализа и оценки потенциальных поставщиков; проведение переговоров с поставщиками; подготовка и заключение договоров по поставкам продукции материально-технического назначения; установление с поставщиками долгосрочных производственно-хозяйственных связей; организация снабжения производственных подразделений предприятия требуемым количеством материальных ресурсов.

В зависимости от особенностей продвижения  материально-технических ресурсов от предприятий-поставщиков к потребителям различают две формы организации снабжения: транзитную и складскую.

Транзитная форма снабжения подразделяется на два вида: первый вид (взаимодействие поставщик — потребитель) — материально-технические ресурсы поступают от поставщика на заводские снабженческие склады предприятия-потребителя, минуя внешний распределительный склад или таможенный терминал, а затем доставляются до производственных подразделений предприятия; второй вид (взаимодействие поставщик — производственное подразделение предприятия) — материально-технические ресурсы поступают от поставщика или из распределительного склада (таможенного терминала) непосредственно в производственное подразделение, минуя заводской снабженческий склад.

Применение транзитной формы снабжения  сокращает время пребывания материальных ресурсов в сфере торговли, снижает логистические издержки, связанные с погрузочно-разгрузочными операциями и временным хранением материальных ресурсов на распределительных складах или таможенных терминалах. Вместе с тем применение только транзитной формы снабжения для всех потребителей по всей номенклатуре материальных ресурсов приводит к образованию на предприятиях излишних запасов по той части продукции, потребность в которой ниже установленных транзитных норм.

При складской форме снабжения поставка материально-технических ресурсов от предприятия-изготовителя до предприятия-потребителя осуществляется через распределительный склад или таможенный терминал, где комплектуются соответствующие заказы и транспортные партии.

Основной задачей складской  формы снабжения является обеспечение потребителей необходимыми материальными ресурсами в нетранзитных количествах. Наиболее важную роль эта форма играет в обеспечении мелких потребителей. Складская форма позволяет предприятию-потребителю заказывать необходимые материальные ресурсы в требуемом количестве, исходя из его действительной потребности. Доставка материальных ресурсов с распределительных складов или таможенных терминалов может производиться с большей частотой, чем при транзитных поставках, так как объем разовой партии отпуска с распределительного склада или таможенного терминала не регламентирован. Все это способствует значительному сокращению производственных запасов материальных ресурсов у потребителей.

Контроль состоит, прежде всего, в системном контроле хода выполнения договоров с поставщиками. К задачам этой функции относятся также: контроль за рациональным использованием материальных ресурсов в подразделениях предприятия; за движением оборотных средств, зависящих от ритмичности поставок; за величинами норм расхода материальных ресурсов за организованными хозяйственными связями с поставщиками; за хранением материальных ресурсов на заводских снабженческих складах и на складах производственных подразделений предприятия; контроль за согласованностью условий снабжения и условий потребления материальных ресурсов т.п.;

Регулирование в материально-техническом снабжении заключается в маневрировании материальными ресурсами в производственном процессе при наступлении дисбаланса текущих запасов в производственных подразделениях предприятия (возникновение дефицита в одних цехах и излишков в других).

Доставка материальных ресурсов на заводские снабженческие склады или непосредственно в производственные подразделения предприятия. Решение основной задачи данной функции заключается в выборе варианта наличия транспортных средств — доставка материальных ресурсов транспортом поставщика «от двери до двери», доставка собственными транспортными средствами, пользование при доставке услугами независимой транспортной компании.

Для качественного выполнения функций материально-технического снабжения необходимо следующее обеспечение:

Ресурсное обеспечение  включает в свой состав два вида ресурсов. Первый вид ресурсов состоит из внешнего транспортного парка (при наличии собственных транспортных средств), классифицированного по видам, типам, маркам, грузоподъемности, внутризаводского транспортного парка, включая внутрицеховые транспортные средства, а также из оборудования, имеющегося в наличии на заводских снабженческих складах и на складах производственных подразделений предприятия, классифицированных также по назначению и направлениям использования, типам, видам и маркам. Второй вид ресурсов состоит из спектра вычислительной и организационной техники, офисного оборудования, площадей, которые имеются в наличии в настоящее время в службе материально-технического снабжения.

Информационное обеспечение  подразделяется на несколько видов в зависимости от назначения данных: информация о требованиях потребителей (производственных подразделений предприятия); информация о потенциальных поставщиках; информация о материально-технических ресурсах; информация о товарных рынках; информация об организациях, оказывающих логистические услуги.

Кадровое обеспечение  предусматривает несколько составляющих. Прежде всего, это наличие персонала с требуемыми для качественного выполнения соответствующих функций определенными знаниями, умениями, навыками и исполняемыми правилами, в которые входит, в том числе, соблюдение служебной дисциплины.

Другой важной составляющей в кадровом обеспечении является точная формулировка функций каждого отдельного сотрудника службы материально-технического снабжения — должностные обязанности.

Нормативное обеспечение  включает набор норм и нормативов, обеспечивающих функциональную деятельность материально-технического снабжения в полном объеме и с требуемым качеством. Нормы и нормативы укрупненно классифицируются на несколько групп ( нормы затрат живого труда, нормативы использования орудий труда, нормы и нормативы движения производства, нормы и нормативы затрат предметов труда).

Юридическое обеспечение  включает в себя акты, положения, инструкции, договоры, регламентирующие функциональную деятельность материально-технического снабжения,

Таможенное обеспечение  состоит из ряда законодательных актов и положений, регламентирующих таможенные операции, а также различных стандартов и форм, используемых при определении порядка прохождения продукции через границу.

3. Методы выбора поставщика

Выбор потенциального поставщика или  поставщиков – наиболее важная задача закупочной деятельности. Для ее успешного решения на предприятиях и в организациях различных направлений производственно-хозяйственной деятельности разрабатывают соответствующие критерии оценки потенциального поставщика. 

Все критерии, применяемые при оценке потенциального поставщика, классифицируются на три группы:

Техническая группа включает:

  1. Производственная мощность поставщика — возможность предприятия производить определенное количество продукции в установленный плановый период, которое зависит от состава и производительности станочного парка и оборудования, применяемого в производстве, квалификации и количества работающих.
  2. Прогрессивность технологии — данный критерий характеризует весь спектр технологических процессов у поставщика с позиции научно-технического прогресса, а именно: использование высокоточных, экономичных, малоотходных, высокопроизводительных технологических процессов;
  3. Комплектность поставляемой продукции — критерий, относящийся к изготовителю продукции длительного пользования и характеризующий наличие при ее поставке полного набора комплектации, включающего: требуемые номенклатуру и количество запасных частей, прикладываемых к поставляемой продукции; набор специальных инструментов, необходимых для монтажа оборудования или технического устройства;
  4. Соответствие общепринятым стандартам — этот критерий используется применительно к внешним и внутренним стандартам.
  5. Развитость инфраструктуры — критерий, характеризующий сферу деятельности по обслуживанию производства потенциального поставщика, которая заключается в создании требуемых условий для обеспечения производственного процесса:
  6. Наличие дефектов в продукции — критерий, характеризующий качество продукции, но в отличие от внутрифирменной оценки качества, которая осуществляется в процессе производства продукции, должна применяться внешняя оценка, при которой анализируется качество уже изготовленной и находящейся в производстве или эксплуатации продукции на предприятии.
  7. Послегарантийное обслуживание — по этому критерию оцениваются различные подходы предприятий-поставщиков к обслуживанию продукции длительного пользования, находящейся в эксплуатации.
  8. Ассортимент поставляемой продукции — критерий, характеризующий возможности потенциального поставщика в плане обеспечения потребителя одновременно несколькими позициями продукции материально-технического назначения или разнообразным ассортиментом материальных ресурсов.
  9. Постоянство упаковки продукции — многофункциональный критерий, оценивающий как разовую упаковку продукции, так и тару (разовую и возвратную) с позиции возможности реализации основного их назначения, заключающегося в сохранности продукции материально-технического назначения и удобстве при проведении транспортно-складских операций.

Организационно-экономическая  группа критериев оценки потенциальных поставщиков, так же как и техническая группа, включает в себя ряд критериев:

1. Доступность продукции — направленность данного критерия заключается в том, что если конкретный продукт  представлен в каталогах, рекламных проспектах, буклетах и иных информационных источниках, то он должен быть в наличии или у потенциального поставщика на складе готовой продукции, или на промежуточном, распределительном терминале (терминалах) внутреннего товарного рынка, или на складах за рубежом, если речь идет об экспортных поставках, и, таким образом, доступен потребителю.

  1. Условия доставки продукции — критерий, определяющий возможные варианты доставки продукции потребителю.
  2. Сроки поставки продукции — критерий, строго определяющий время доставки потребителю необходимой продукции материально-технического назначения.
  3. Условия оплаты продукции — критерий, оценивающий условия платежа и систему скидок при оплате закупаемой продукции.
  4. Удаленность поставщика — критерий, оценивающий «транспортный рычаг», который характеризует расстояние между местонахождением поставщика и потребителя.
  5. Финансовое положение поставщика — данный критерий оценивает потенциального поставщика с финансовой точки зрения:

Психологическая группа включает ряд критериев оценки потенциальных поставщиков, представлена в таблице

п/п

Критерии

Содержание критериев

1

Надежность поставщика

Честность, порядочность, коммуникабельность, открытость поставщика в решении  деловых вопросов

2

Предыдущая история поставщика

Период существования потенциального поставщика на рынке в условиях конкуренции

3

Репутация

Создавшееся мнение потребителей и  партнеров о достоинствах и недостатках  поставщика

4

Степень сотрудничества

Варианты взаимоотношений «поставщик-потребитель», характеризующие уступчивость во взаимных требованиях и пожеланиях

5

Трудовые отношения

Психологический «микроклимат» во внутренних взаимоотношениях коллектива поставщика

6

Местонахождение поставщика

Климатические и другие условия  расположения потенциального поставщика

7

Уровень компетентности

Профессиональные навыки и знания представителей поставщика, характеризующие  их понятие и представление о  продукции, потребителях, рынке, договорных обязательствах

8

Договорная дисциплина

Выполнение поставщиком в полном объеме всех позиций договорных отношений между поставщиком и потребителем

9

Уровень взаимодействия

Взаимопонимание между поставщиком  и потребителем практически по всем производственно-хозяйственным вопросам


 

Для оценки поставщика используются различные методы. Однако наиболее распространенными являются следующие:

1) Из приведенных выше групп  критериев выбираются наиболее  значимые для конкретного предприятия.  Затем каждому критерию присваивается  определенный «вес» (как правило,  от 0 до 1), отражающий его относительную  значимость для грузоотправителя, при этом сумма весов критериев не должна превышать единицу. Затем по пяти или десятибалльной шкале оценивают эффективность поставщика по каждому критерию. Рейтинг по каждому критерию определяется перемножением оценок «относительной значимости» и «эффективности», а итоговый рейтинг перевозчика –  сложением оценок.

2) Основан на разделение критериев  на три группы: количественные, качественные, релейные.

К релейным показателям отнесены такие, которые имеют только два значения: «да» или «нет». Например, наличие у поставщика соответствующего сертификата качества или лицензии, страховых полюсов, допуск к каким-либо процедурам и другие. Выделение релейных показателей повышает объективность процесса выбора, а также сократить объем работы экспертов.

Для определения значений количественных показателей, помимо оценок экспертов, используются различные источники информации (отчеты, справочники, прайс-листы, результаты обследований и опросов и т. п.). Теоретически возможен вариант, когда все количественные оценки анализируемых поставщиков могут быть получены без участия экспертов.

Обработка количественных показателей  предусматривает следующие этапы:

  • построение таблицы, в горизонтальных строках которой указываются показатели, в столбцах – значения анализируемых поставщиков  по каждому показателю;
  • для каждого параметра определяется эталонное значение – максимальное или минимальное, в зависимости от влияния показателя на общую оценку;
  • если в качестве эталонного выбрано наибольшее значение, то все значения данной строки делятся на него, в клетках таблицы заносится Aij = Aij / Aimax;
  • если в качестве эталонного выбрано наименьшее значение, то эталонное значение делится на другие значения данной строки и в клетках таблицы заносятся;

Для получения оценок качественных показателей предлагается использовать шкалу желательности  представленную в таблице 

 

 

 

 

Таблица – Оценка качества и соответствующие  им стандартные оценки

на шкале желательности

Оценка качества

Отметки на шкале желательности

Диапазон

Среднее значение

отлично

более 0,950

0,975

очень хорошо

0,875-0,950

0,913

хорошо

0,690-0,875

0,782

удовлетворительно

0,367-0,690

0,530

плохо

0,066-0,367

0,285

очень плохо

0,0007-0,066

0,033

скверно

менее 0,0007

-

Информация о работе Понятийный аппарат логистики и факторы ее развития