Понятийный аппарат логистики и факторы ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 14:20, лекция

Описание работы

Исторически логистика развивалась как военная дисциплина. Здесь термин известен с IX века нашей эры (Византия), обозначая, в основном, четкую, слаженную работу тыла по обеспечению войск всем необходимым. При этом наука и практика управления материальными потоками в военной области продолжала и продолжает развиваться. Это объясняется высокой зависимостью эффективности боевых действий от слаженного, быстрого, точного и экономичного обеспечения войск всем необходимым.

Файлы: 1 файл

лекции для заочников.doc

— 629.50 Кб (Скачать файл)

Циклы потребления (поставки) при этом способе управления имеют разную продолжительность вследствие меняющейся интенсивности потребления. Еще  одним важным параметром управления является максимальная величина запаса, определяющая необходимую для  хранения емкость склада. Она рассчитывается по формуле:

 

Следует отметить, что 

При необходимости размер партии поставки должен быть скорректирован. Если это  невозможно, то корректируется срок поставки. Расчет оптимальной партии выполняется также, как и в идеальной модели; появление в рассматриваемой модели резервного запаса не влияет на методику расчета. Объясняется это тем, что резерв создается один раз, и далее его уровень автоматически поддерживается действующей моделью управления, не будучи связанным с размером партии поставки.

3.3. Модель управления запасами с фиксированным ритмом поставки

Пусть, как и в предыдущей модели, заданы: Imin, Imax и Тпост, а вместо партии поставки по условию договора с поставщиком зафиксирован ритм поставки Rпост. В такой модели управляющим параметром является время, т.е. заказ и получение очередных партий происходят через строго определенные промежутки времени. В момент заказа фиксируются текущий остаток ресурса на складе Нтек и средняя интенсивность потребления за цикл Iтек и на их основе рассчитывается величина текущей партии поставки nтек, обеспечивающая заполнение склада емкостью Нскл:

Таким образом, размер партии поставки в этой модели — величина переменная, причем

Величину резервного запаса рассчитаем, ориентируясь на соотношение:

которое означает, что емкости склада должно хватить на случай потребления  ресурса с максимальной интенсивностью в течение всего цикла. Тогда

Рассматриваемая модель имеет один существенный недостаток - в момент заказа в ней происходит прогнозирование  интенсивности потребления ресурса  на срок поставки. Если прогноз ошибочен, то поступившая партия либо не заполнит склад целиком, тогда в следующем цикле может возникнуть дефицит ресурса, либо переполнит его, что также недопустимо.

В целях исключения переполнения склада необходимо ориентироваться на худший в этом смысле вариант — минимальное потребление ресурса в течение всего срока поставки. Тогда  текущая партия составит:

Во избежание дефицита необходимо резервировать емкость склада как  на весь следующий цикл потребления, так и на ближайший срок поставки. Для этого рассчитывается Нскл * - условный максимальный запас, т.е. тот уровень, которого достиг бы запас если бы заказанная партия поступила на склад мгновенно.

Если емкость склада может быть меньше Нскл* на величину минимально возможного потребления ресурса за время Тпост

В этом случае размер текущей партии поставки пересчитывается по формуле:

причем:

Резервный запас составит:

СКЛАДЫ В ЛОГИСТИКЕ

1. СКЛАДЫ, ИХ сущность и классификация

Под  складом понимается устройство, предназначенное для приемки и хранения материально-технических ресурсов различного назначения, подготовки их к производственному потреблению (продукция производственного назначения) и реализации через торговую сеть (продукция потребительского назначения) и обеспечению потребителей в плановом порядке или по заказам. Кроме этого, на складах выполняется значительный комплекс погрузочно-разгрузочных и складских работ.

Склады классифицируют по следующим  признакам:

  1. По виду хранимых материально-технических ресурсов. Классификация складов по данному признаку предусматривает разделение материально-технических ресурсов -на три основные группы: продукция производственного назначения(сырье, материалы, полуфабрикаты,  запасные части для эксплуатируемого парка технических средств, инструменты различного назначения, производственные отходы) продукция потребительского назначения(ассортимент товаров, реализуемых индивидуальным потребителям в виде конечного готового продукта) ; продукция хозяйственного назначения (товары, используемые предприятиями и организациями независимо от вида производственно-хозяйственной деятельности. В зависимости от групп складируемых и хранимых материально-технических ресурсов профилируются соответсвующие склады.
  2. По функциональному характеру деятельности. По данному признаку склады классифицируются на:
    • Распределительные склады обслуживают группу складов или потребителей. Для субъектов хозяйствования, которые являются участниками товаропроводящей сети, склады являются одними из основных функциональных подразделений. Потребителями
    • Склады сезонного хранения создаются в связи с неравномерностью выработки продукции в течение года, связанной с сезоном, и, как правило, интенсивность их работы меняется в отдельные периоды года.
    • Склады длительного хранения продукции (резервные склады) предназначены для материально-технических ресурсов на случай чрезвычайных ситуаций. На такого рода складах хранятся мобилизационные и стратегические запасы средств производства  и предметов потребления, предназначенных для использования в непредвиденных обстоятельствах.
    • Транзитно-перевалочные склады, как правило, организуются при железнодорожных станциях, речных пристанях, морских портах, аэропортах, автогрузовых терминалах. Такого рода склады служат для кратковременного хранения грузов в период их перегрузки с одного транспорта на другой.
    • Таможенные склады (терминалы) организуются на период проведения таможенных операций, связанных с оформлением соответствующих документов в зависимости от вида экспортно-импортной продукции. Таможенный склад представляет собой терминал, на котором ввезенные товары хранятся под таможенным контролем, но без взимания таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость и акцизов и без применения к товарам лицензирования и квотирования на период хранения.
    • Склады досрочного завоза организуются в районах, в которые доставка продукции материально-технического назначения возможна только в определенное время года.
    • Розничные склады организуются на торговых предприятиях — в торговых точках (магазинах, универмагах, супермаркетах), различающихся величиной занимаемой площади и ассортиментом реализуемых товаров. Розничные склады максимально приближены к конечным потребителям, они являются замыкающим звеном логистической цепи в товаропроводящих сетях.

3. По месту расположения. Данный признак предполагает деление складов на :

  • Склады производителей организуются на промышленных предприятиях, производящих продукцию производственного и потребительского назначения в виде складов готовой продукции, с которых осуществляется отгрузка продукции промежуточным потребителям (складская форма снабжения) или конечным потребителям (транзитные поставки).
  • Склады торгово-посреднических организаций представляют собой комплексы, формируемые: по отраслевому признаку — обеспечивают материально-техническими ресурсами определенную отрасль; по определенной специфической номенклатуре хранимой продукции; по широкому ассортименту.
  • Склады транспортных организаций и транспортно-экспедиторских компаний формируются в транспортных узлах, как правило, на железнодорожных грузовых станциях или разделительных пунктах, предназначенных для приема, хранения, погрузки, выгрузки, сортировки и выдачи грузов.
  1. По форме собственности. Данный признак предусматривает классификацию складов на:
    1. Собственные склады, как правило, имеют промышленные предприятия (склады материально-технических ресурсов — сырье, материалы, комплектующие изделия, склады готовой продукции) и производственные дистрибьюторы (склады различного диапазона хранимой номенклатуры конечной готовой продукции).
    2. Арендуемые склады представляют собой площади, которые арендуют оптово-розничные организации и торгово-посреднические компании, производственно-хозяйственная деятельность которых заключается в продвижении готового продукта по товаропроводящим сетям. Арендаторы, как правило, складируют и хранят ограниченный ассортимент продукции в зависимости от профиля склада.
    3. Коммерческие склады общего пользования организуются для обслуживания достаточно широкого круга потребителей складских услуг, при этом склады принимают и хранят широкую номенклатуру продукции.
    4. Государственные и муниципальные склады предназначены для продукции, собственностью которой являются государственные и муниципальные органы. Данные склады организованы для хранения стратегических и мобилизационных запасов продукции материально-технического назначения.

В деятельности складского хозяйства  существует альтернатива — иметь  собственный склад или хранить  продукцию на складе общего пользования. Содержать собственный склад имеет смысл при стабильном значительном грузообороте, наличии постоянной клиентуры, возможности развивать мощности склада. Склады общего пользования в большей степени пригодны для предприятий, реализующих сезонные товары, предприятий с низким товарооборотом и новых предприятий, у которых еще не сформировалось четкое представление о спросе на осваиваемой территории.

5. По товарной специализации. По данному признаку склады классифицируются на три группы:

  • Специализированные склады предназначены для хранения определенных видов материально-технических ресурсов.
  • Унифицированные склады предназначены для хранения одновременно различных видов материально-технических ресурсов, близких по требуемым условиям хранения, (например продукция черной и цветной металлургии).
  • Смешанные склады представляют собой комбинированный вариант специализированного и унифицированного склада с соответствующей организацией складирования и хранения.

6. По масштабу действия в производстве. Склады по этому признаку классифицируются на: заводские снабженческие склады, межцеховые склады, склады в производственных подразделениях (цехах), склад готовой продукции.

7. По типу сооружения или его техническому устройству. Данный признак пред полагает классифицировать склады на следующие группы:

  • Открытые склады представляют собой площадки для открытого хранения отдельных видов материальных ресурсов. Площадки должны иметь соответствующее покрытие быть поднятыми на некоторую высоту и иметь уклон к водостокам — устраиваются  в виде грунтовых площадок или площадок на столбах и ленточных фундаментах.
  • Полузакрытые складские устройства состоят из навесов (для защиты от осадков и от солнца), а также складов, у которых боковые стены устраиваются с одной, двух, трех сторон или по всему периметру (для защиты от ветра).
  • Закрытые складские помещения представляют собой сооружения — одноэтажные  с высотой до 6 м или многоэтажные (высотные, высотно-стеллажные более 10 м с перепадом высот), отапливаемые или неотапливаемые.
  • Специальные складские устройства состоят из бункерных сооружений (емкости прямоугольной, круглой или конической формы — деревянные, железобетонные и металлические), предназначенных для хранения навалочных и сыпучих материалов, из  сооружений резервуарного типа (цистерны, баки, бочки), предназначенных ранения жидкостей, из специальных контейнеров, предназначенных для хранения наливных грузов.

8. По технической оснащенности. По данному признаку различают: частично механизированные; механизированные склады; автоматизированные склады. Степень механизации складов зависит также от наличия них транспортных связей — склады с речными причалами и морскими портами, железнодорожными подъездными путями, с автодорожным подъездом, со смешанным подъездом.

2. ФУНКЦИИ СКЛАДОВ

Совокупность работ, выполняемых  на различных складах, примерно одинакова. Это объясняется тем, что в разных логистических процессах склады выполняют следующие схожие функции:

  • накопление необходимых запасов сырья, материалов, полуфабрикатом, комплектующих изделий, топлива и обеспечение бесперебойного снабжения ими всех прикрепленных потребителей;
  • обеспечение сохранности материально-технических ресурсов при их хранении с соблюдением необходимых норм — температурного режима, режима  влажности, сроков складского хранения отдельных номенклатурных групп материальных ресурсов;
  • осуществление рациональной организации погрузочно-разгрузочиых и внутрискладских работ, а также операций, связанных с комплектованием заказов и транспортных партий с минимальными затратами ручного труда;
  • рациональное использование складских площадей и объемов при максимальном  применении подъемно-транспортного и складского оборудования по производительности, грузоподъемности, времени работы, вариантам выполняемых операций;
  • осуществление, при необходимости, надлежащей подготовки материальных ресурсов  к производственному потреблению или к реализации продукции (расфасовка, упаковка);
  • организация, по возможности, централизованной доставки материально-технических ресурсов различного назначения потребителям: на промышленных предприятиях – в производственные подразделения, в торгово-посреднических организациях – в оптовую и розничную торговлю.
  • своевременное выявление и мобилизация сверхнормативных запасов материально-технических ресурсов и прогнозирование позиций материальных ресурсов, которые могут быть в ближайшем будущем неиспользованными в производстве для промышленных предприятий или нереализованным в торгово-посреднических организациях.

 

3. Логистический процесс  на складе

1 Приемка грузов от перевозчиков. Данная функция является начальным звеном национальной логистической цепи. Она включает следующие процедуры

  • «коммерческий осмотр товара» - совокупность операций по досмотру груза, проверке транспортных средств и контр0. состояния тары. Эта процедура включает следующие операции: подача транспортного средства к рампе под разгрузку; внешний осмотр транспортного средства (проверка целостности пломб железнодорожных вагонов, наличие повреждений и поломок контейнера); открывание дверей транспортного средства; визуальный осмотр поступившего товара; подача необходимых подъемно-транспортных средств; осмотр состояния тары, упаковки, укладки.
  • «разгрузка транспортного средства» состоит из следующих операций: разгрузка вагонов с укладкой товара на поддоны или тележки; строповка и перемещение контейнера на разгрузочную рампу: взятие грузовой единицы транспортным средством и вывоз его на рампу.
  • «первичная приемка товара» включает: приемку поступившего товара по количеству — числу грузовых мест в соответствии с сопроводительными документами; сверку и оформление сопроводительных документов; оформление актов приемки с указанием порчи или недостачи груза (при наличии таковых).
  • «перемещение товара в зону приемки» состоит из транспортировки товара в зону или участок приемки для осуществления дальнейшей приемки и определения мест хранения.

Информация о работе Понятийный аппарат логистики и факторы ее развития