Понятийный аппарат логистики и факторы ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 14:20, лекция

Описание работы

Исторически логистика развивалась как военная дисциплина. Здесь термин известен с IX века нашей эры (Византия), обозначая, в основном, четкую, слаженную работу тыла по обеспечению войск всем необходимым. При этом наука и практика управления материальными потоками в военной области продолжала и продолжает развиваться. Это объясняется высокой зависимостью эффективности боевых действий от слаженного, быстрого, точного и экономичного обеспечения войск всем необходимым.

Файлы: 1 файл

лекции для заочников.doc

— 629.50 Кб (Скачать файл)

Для выполнения своих  функций внутренние карточки отбора и карточки заказа имеют следующие реквизиты:

  1. обозначение типоразмера детали или сборочной единицы;
  2. номер производящего их участка или линии;
  3. номер потребляющего их участка или линии (этот реквизит у карточек заказа отсутствует);
  4. тип и вместимость тары в потоке деталей (сборочных единиц) данного типоразмера;
  5. номер склада, где хранятся данные детали или сборочные единицы;
  6. номера и расположение стеллажа и позиций для хранения;
  7. помер карточки;
  8. общее количество карточек в обороте.

Сигнальные карточки имеют дополнительные реквизиты: точку заказа и размер партии поставки. Эти карточки имеют треугольную форму и навешиваются на контейнер с мелкими деталями широкого использования (т. е. унифицированными деталями) на уровне точки заказа. Карточки поставщика содержат дополнительные реквизиты, указывающие на способ и периодичность доставки комплектующих изделий от фирм-производителей на  предприятие.

Основными правилами движения карточек «канбан» являются:

  1. Любое перемещение изделий без карточек запрещено.
  2. Для перемещения используются только стандартные контейнеры фиксированной емкости.
  3. Бракованная продукция не должна поступать на следующую операцию (находиться в контейнере).
  4. На каждый контейнер приходится только одна карточка заказа и одна карточка отбора.
  5. Любой отбор, превышающий указанное в карточке количество, запрещен.
  6. Производство в больших количествах, чем указано в карточке, запрещено.
  7. Число карточек, находящихся в обороте, должно быть минимальным.
  8. Различные типоразмеры изделий производятся в последовательности, заданной порядком поступления карточек заказа на участок.

Организация управления материальными  потоками с помощью карточек системы  «канбан» реализуется следующим  образом:

В технологической цепи между звеном «Поставщик-потребитель», которые взаимодействуют между собой только через предназначенный им склад. Этот склад предназначен для хранения оборотного, и, если нужно, страхового задела, предметов труда в контейнерах, а также для накопления пустых контейнеров. Каждый контейнер несет одну прикрепленную к нему карточку:

  • карточку отбора - при движении от склада к потребителю, когда он заполнен, и от потребителя к складу, когда он пуст;
  • карточку заказа - при движении от склада к поставляющей позиции, когда он пуст, и от поставляющей позиции к складу, когда он полон.

Смена на контейнере карточки заказа на карточку отбора, относящихся к  одному типоразмеру деталей, может  происходить только на складе, где  циклы оборота карточек пересекаются. Смена карточки на такую же, но относящуюся  к другому типоразмеру деталей  может происходить только на потребляющей и поставляющей позициях.

Работа всего механизма включает три фазы:

  1. потребляющее звено, получив заказ от последующего по ходу технологического звена, определяет свою потребность в деталях, необходимых для выполнения данного заказа. Из картотеки выбираются соответствующие карточки отбора, которые по мере освобождения контейнеров по одной прикрепляются к ним и транспортируются  на склад;
  2. на складе на основании информации карточек отбора выбираются контейнеры, заполненные требуемыми деталями. С них снимаются карточки заказа и прикрепляются на поступившие пустые контейнеры, с которых, в свою очередь, карточки заказа заменяются на карточки отбора, на таком же количестве пустых контейнеров карточки отбора меняются на карточки заказа. Заполненные контейнеры с карточками отбора отправляются к месту потребления;
  3. поставляющее звено, получив из склада пустые контейнеры с карточками заказа, планируют свою потребность в материалах и размещает соответствующие заказы в предыдущих звеньях. Поступившие с пустыми контейнерами карточки заказа служат основанием для запуска в производство именно таких и именно в таком количестве предметов труда, чтобы восполнить ими уменьшившийся запас на складе. Если поставляющее звено еще занять выполнением предыдущих закалов, вновь прибывшие карточки ставятся в конец очереди на выполнение  когда заказ выполнен и контейнеры заполнены, они с прикрепленными карточками заказа определяются на склад, где соответствующий запас восполняется до прежнего уровня.

Общее число карточек, находящихся в обороте, призвано точно и адекватно отражать объем незавершенного производства. Так как межлинейная транспортировка и хранение на складе предметов труда разрешено только в стандартных контейнерах, а на каждый контейнер приходится по одной карточке каждого вида, то количества контейнеров и карточек каждого вида равны. Контроль числа карточек позволяет контролировать незавершенное производство.

3. Интегрированные  системы автоматизированного управления производством

В последние годы в мире информационных технологий управления произошла революция. Получили широкое распространение системы управления ресурсами предприятия (enterprise resource planning, ERP). Первые такие системы появились более 30 лет назад, практически с того момента, как компьютеры стали использоваться для решения задач организационно-экономического управления предприятиями. В СССР такого рода системы назывались интегрированными автоматизированными системами управления производством (ИАСУП).

Системы  ERP отличают:

Интегрированность означает, что в системах ERP реально достигнута тесная связь между подсистемами. Это поднимает их на качественно более высокий уровень по сравнению с ИАСУП, которые собирались из нескольких узкофункциональных пакетов, слабо связанных между собой. Очевидно, что раздробленность таких систем приводила к дублированию информации, возникновению ошибок, снижению оперативности управления, а в конечном счете — к невозможности составления обшей картины деятельности предприятия и эффективного управления им.

Рациональное управление строится на упорядочении информационных потоков между всеми подсистемами предприятия (включая вспомогательные, от которых также в значительной степени зависит эффективность производства), на предоставлении доступа к данным менеджерам всех уровней для принятия управленческих решений, на накоплении информации для обобщения и анализа. Интегрированная система автоматизации управления предприятием — это, по сути, «операционная среда», которая способна предоставить актуальную и достоверную, полную и при необходимости обобщенную информацию руководителям о всех процессах, протекающих на предприятии. В этой среде реализуется полный рыночный цикл управления им — от планирования до анализа результатов деятельности и последующей корректировки планов.

Гибкость систем ERP основана на модульном принципе их построения. Современные системы такого класса состоят из ряда подсистем, которые могут компоноваться вместе в зависимости от конкретных потребностей предприятий. Минимальная комбинация включает следующие подсистемы: «Производство», «Финансы», «Сбыт, снабжение, склады», «Транспорт» и «Информационная система руководителя». В целом стандарт ERP содержит описание 16 групп функций системы, которые и компонуются в ее подсистемы:

  1. планирование производства и продаж;
  2. управление спросом;
  3. составление главного плана-графика производства;
  4. планирование потребностей в компонентах изделий (MRP);
  5. спецификация конечной продукции (модулей);
  6. управление складскими запасами и незавершенным производством;
  7. управление запланированными поставками;
  8. управление цеховыми материальными потоками;
  9. планирование потребности в производственных мощностях;

 

  1. контроль входа/выхода системы, т. е. контроль использования производственных мощностей;
  2. управление закупками и снабжением;

планирование распределения ресурсов

  1. планирование и управление инструментальным обеспечением производства;
  2. планирование и управление финансами;
  3. моделирование процессов производства;
  4. оценка результатов деятельности предприятия.

Система постоянно развивается и совершенствуется. С накоплением опыта автоматизированного планирования и управления производственной и сервисной деятельностью формализуемые понятия системы уточняются, охватывая постепенно все больше функций.

Наличие технологий поэтапного внедрения играет важную роль по двум причинам: процесс внедрения длителен, трудоемок и дорогостоящ; к тому же он зависит от особенностей предприятия, на котором система внедряется. Технология внедрения включает ряд этапов, для каждого из которых прописано его содержание, набор разрабатываемых документов и принимаемых решений, ответственные за каждую работу и решение. Методология внедрения поддерживается программными средствами, которые помогают правильно спланировать этот процесс. Внедрение системы ERPзатрагивает практически все стороны деятельности предприятия. Поэтому методология внедрения предусматривает рациональное соотношение усилий специалистов и менеджеров предприятия с усилиями внешних консультантов внедряющей фирмы. Процесс занимает от 6 до 24 месяцев, и для его успеха необходимо активное непосредственное, повседневное участие высших менеджеров предприятия, в задачи которых входит:

а) разъяснение целей внедрения всем работникам предприятия;

б) раскрытие преимуществ, которые они получат в результате внедрения;

в) помощь им в освоении нового;

г) помощь в преодолении сложившиеся в коллективе стереотипов;

д) материальное стимулирование и компенсация временных трудностей и дополнительных работ;

е) кадровые перемещения в связи с изменением выполняемых функций;

ж) освоение новых методик выполнения управленческих процедур.

Важна постепенность внедрения. Средства настройки, имеющиеся в системе ERP, позволяют сначала установить систему в сложившейся структуре управления предприятием при ее минимальной модификации, а затем в ходе внедрения и эксплуатации эволюционно, без резкой ломки удалять и перестраивать нерациональные элементы.

 

Сбытовая логистика

1 Сущность, цель, задачи, функции и направления сбытовой  деятельности 

Сбытовая деятельность — процесс  продвижения конечной (промежуточной) продукции, выпускаемой конкретными предприятиями, на рынок и ее реализация организациям-потребителям (товары производственного назначения) и индивидуальным потребителям (товары потребительского назначения). Сбыт представляет собой комплекс организационных, плановых и оперативно-управленческих мероприятий, связанных с поставкой, реализацией и продвижением продукции от поставщика к потребителю.

Главная цель сбыта  — реализация экономического интереса производителя (получение предпринимательской прибыли) на основе удовлетворения платежеспособного спроса потребителей.

В соответствии с целью основными  задачами, стоящими перед службами сбыта являются:

1. Своевременность поставок сводится к тому, что поставщик в течение всего планового периода доставляет продукцию в установленные договором сроки.

Ритмичность поставок является составной частью своевременности поставок и означает, что поставки в пределах установленных сроков производятся через равные или близкие по величине промежутки времени (интервалы). Однако, если в течение установленного срока осуществляется разовая поставка, то ритмичность предполагает также, что одна поставка от другой отличается на интервал, равный или близкий по величине периодическому сроку поставки.

Комплектность поставки представляет собой поставки укомплектованных изделий или комплекта оборудования, деталей, запасных частей, а также неоднородных видов изделий, требующих одновременного поступления к месту потребления (монтажа, замены или эксплуатации). Необходимость комплектования продукции и осуществления такого вида поставок вытекает из характера поставляемой продукции, ее производственно-технического назначения.

Ассортимент поставок в зависимости от степени детализации отдельных позиций в части ассортиментного состава выпускаемой продукции подразделяется на развернутый ассортимент (номенклатуру) и групповой ассортимент. Развернутый ассортимент характеризует продукцию по маркам, профилям, сортам, типам, размерам, артикулам. Это конкретный перечень продукции, на которую предъявляет спрос потребитель при заказе и который предусматривается в ГОСТе, технических условиях, прейскурантах, договорах поставки или в других нормативных документах.

При организации планирования распределения  и поставок в отраслях с широким  ассортиментом продукции разрабатывается групповой ассортимент — это укрупненный перечень продукции, полученный в результате сведения позиций развернутого ассортимента в отдельные группы по существенным техническим и экономическим признакам.

Информация о работе Понятийный аппарат логистики и факторы ее развития