Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 09:07, курсовая работа
Объектом исследования моей курсовой работы являются запасы готовой продукции на предприятии и рациональное управление ими. Целью исследования является изучение состава и структуры товарных запасов, выявление «узких» мест в системе распределения.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие основные задачи выполнения курсовой работы:
изучение теоретического материала по вопросам управления запасами и выделения особенностей для запасов готовой продукции;
характеристика системы управления товарными запасами на предприятии ООО «Арт-лист»;
анализ и выработка рекомендательной базы по повышению эффективности управления товарными запасами предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Управление запасами как элемент системы распределения 4
1.1 Причины формирования запасов в системе распределения 4
1.2 Факторы, определяющие величину товарных запасов 8
1.3 Управление запасами в сфере обращения оптовой и розничной торговли 12
2 Анализ деятельности предприятия ООО «Арт-лист» 17
2.1 ООО «Арт-лист»: характеристика деятельности предприятия 17
2.2 Экономический анализ деятельности ООО «Арт-лист» 20
2.3 Характеристика товарных запасов ООО «Арт-лист» 23
3 Рационализация товарных запасов как элемента системы распределения 28
3.1 Рекомендации по изменению структуры товарных запасов 28
3.2 Улучшение показателей оборачиваемости товарных запасов 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
Размер и оборачиваемость
К таким внутренним факторам относятся:
1) Местонахождение торгового предприятия: этот фактор определяет интенсивность потребительских потоков в районе деятельности предприятия, а соответственно, и размер однодневного товарооборота, а также скорость реализации товарных запасов. Чем выгоднее местонахождение торгового предприятия, тем выше скорость реализации товарных запасов и меньшая потребность в их создании.
2) Объем товарооборота торгового предприятия: относительно большие по размеру товарооборота предприятия, как правило, осуществляют торговую деятельность с меньшим уровнем товарных запасов. Это обусловлено тем, что они имеют возможность чаще делать завоз товаров, имея оптового поставщика.
3) Специализации предприятия и структура товарооборота: товары, в зависимости от их качества, особенностей назначения, имеют разное время обращения. Это зависит от свойств некоторых предметов потребления, количества разновидностей, входящих в товарной группы, особенностей приема и комплектования изделий. Так, товары, относящиеся к категории скоропортящихся, теряют свои свойства (мясо, хлеб, молоко) довольно быстро и должны быть реализованы в течение непродолжительного периода времени. Поскольку такого рода товары являются предметами периодического спроса, их запасы, выраженные в днях к обороту относительно выше, чем запасы других товаров. Следовательно, увеличение в розничном товарообороте доли непродовольственных товаров сложного ассортимента в других условиях является фактором роста общего уровня товарных запасов [6, с. 286].
4) Организация и доля завоза товаров: чем чаще завозятся товары в магазины, тем меньшими затратами можно обеспечить выполнение плана товарооборота, и наоборот. В свою очередь, частота завоза может зависеть от местонахождения предприятия, размещения основных поставщиков, транспортных условий. Чем ближе расположены поставщики, базы к районам потребления, тем чаще происходит завоз товаров в торговые предприятия, тем меньше размер товарных запасов [9, с. 306].
5) Площадь торгового зала и форма торгового обслуживания: размеры товарных запасов, находящихся в торговом зале, должны обеспечить представительную выкладку всего ассортимента товаров, имеющегося в наличии. Чем больше площадь торгового зала, тем больший размер товарных запасов должно находиться непосредственно в торговом зале. Существенное влияние создает и форма торгового обслуживания. При самообслуживании потребность в товарных запасах, находящихся в торговом зале, выше, чем при обслуживании через прилавок.
6) Состояние складского хозяйства: этот фактор имеет ограничительный характер и определяет максимально возможный размер запасов товаров. Чем больше площадь (емкость) складских помещений, тем в больших размерах могут создаваться (при необходимости) товарные запасы.
7) Организация коммерческой работы: большое значение для правильного определения потребности в создании товарных запасов и оперативного регулирования их размера имеют квалификация и компетентность кадров и уровень руководства торговым процессом, организация действенного контроля за поступлением, реализацией и остатками товаров, маневрирования товарными ресурсами.
8) Финансовых положение предприятия: формирование товарных запасов может осуществляться различными способами:
- путем оплаты товаров, поступающих денежными средствами предприятия;
- путем получения коммерческого
кредита от поставщиков (
- путем приема товаров под реализацию или на комиссию.
Применение каждого способа формирования товарных запасов и соотношение между ними напрямую зависят от финансовой устойчивости торгового предприятия, его платежеспособности, финансово ого положения, степени доверия к нему [8, с. 211].
Вывод об оптимальном размере товарных запасов можно сделать, если брать во внимание всю совокупность указанных факторов.
Управление запасами в сфере обращения – комплексная, сложная задача. Как было сказано в предыдущем пункте, множество как внешних, так и внутренних факторов влияет на выбор оптимального объема товарных запасов на складе.
Если рассматривать ближе
В розничной торговле потеря контроля над запасами может стать критичной для предприятия [7, с. 21]. Она приводит к уменьшению прибыли, акционерной стоимости компании, вредит репутации и портит отношения с клиентами. Склады – это основной ресурс в розничной торговле. Наличные запасы должны находиться под строгим контролем в режиме реального времени. Понимание того, когда настало время пополнить запасы потребительских товаров, какие товары залежались на складе, обладание точной информацией по поводу того, когда необходимо сделать новые закупки – все это помогает розничным сетям быстрее адаптироваться к быстро меняющимся требованиям потребителей.
При всем многообразии подходов в управлении запасами можно выделить так называемые творческий и математический подходы.
Творческий подход подразумевае
Математический подход – это метод, при котором любой
заказ рассчитывается автоматически,
исходя из того или иного алгоритма [13].
В розничной торговле эти методы в чистом
виде применять сложно, т.к. даже на товары
повседневного спроса в магазинах с практически
постоянным потоком покупателей существует
разница не только в сезонных, но и в дневных продажах одного и того же товара.
Поэтому спрос - не единственное, что определяет управление запасами. Есть множество других факторов:
Большое значение в управлении запасами имеет и алгоритм заказов. Выбирая алгоритм заказов, целесообразнее остановится на фиксированном интервале между поступлениями товаров, т.к. в этом случае есть возможность планировать равномерную загрузку складских помещений.
Рассмотрим особенности
Каждый руководитель и менеджер должен рассматривать запасы как важную часть активов, в которую иммобилизуются денежные средства [14]. Это стадия в оборотном капитале, продолжительность которой определяет потребность в денежных средствах предприятия. Размер запасов зависит от масштабов деятельности предприятия. На размеры запасов влияют число поставщиков, их надежность и отдаленность, складские мощности, разнообразие покупателей и их постоянство, количество заказов, прогноз цен, ассортимент, реальная экономия от ускорения оборота запасов и т. д.
Задача о запасе возникает при условии, когда количество ресурсов можно регулировать и существует по крайней мере одна статья затрат, убывающая при увеличении запаса.
К управляемым переменным в задачах о запасах относят:
Управление запасами может быть прямым и косвенным [2, с. 58]. Прямое управление ориентировано на стабилизацию размера запаса или обеспечение заданной стратегии изменения запаса. Косвенное управление базируется на стабилизации параметров производства (численности работающих, объема выпуска) или удовлетворении параметров потребления. В этом случае размер запасов меняется в соответствии с колебанием потоков поступления или потребления материалов.
Прямое управление запасом опирается на контроль запаса и реализуется через следующий инструментарий:
Существуют условия, при
которых отсутствует
Есть известное правило в бизнесе, да и не только в бизнесе: 20% усилий приносят 80% результата. Данное правило часто называют также правилом 20/80 или законом Парето[12]. Для его внедрения в сферу обращения необходимо применить ABC-анализ к имеющимся товарным запасам и выявить перечень товаров (готовой продукции), которые в совокупности дают предприятию 80% дохода или прибыли. Это будет группа товаров А. Далее определяется перечень товаров, приносящих следующие 15% дохода. Эта группа запасов – группа В. Все оставшиеся запасы помещаются в группу С.
Данный вид анализа необходим для того, чтобы по-разному управлять разными запасами. Например, практикующие логисты на крупных предприятиях советуют дорогие запасы группы А закупать более мелкими партиями, чтобы не омертвлять капитал, а также чаще и точнее проводить их инвентаризацию. Наоборот, запасы группы С советуют закупать большими партиями, а инвентаризацию проводить «на глаз».
Также не менее важен для оценки товарных запасов XYZ-анализ. XYZ-анализ предназначен для учёта неопределённостей, возникающих в логистическом потоке. Данный анализ позволяет учитывать предсказуемость спроса на продукцию и поставок от поставщиков. Коэффициент вариации – это отношение среднего квадратичного отклонения к математическому ожиданию случайной величины. В качестве случайной величины в зависимости от задачи могут выступать продажи, поставки. Группа Х является наиболее прогнозируемой, Z – наименее.
Совместное применение двух видов анализа для управления товарными запасами на предприятии дает возможность адаптировать управление под каждую из девяти образующихся при сведении ABC- и XYZ-анализа групп товарных запасов и, как следствие, приводит к повышению оборачиваемости и снижению уровня издержек предприятия.
ООО «Арт-лист» - хабаровская фирма по оптовой и мелкорозничной торговле бумагой для цифровой и лазерной печати. Основной сегмент рынка – производственные предприятия, специализирующиеся на цифровой печати (типографии, рекламные агентства), а также сегмент подарочных и эксклюзивных изделий из дизайнерской бумаги.
Можно сделать вывод, что основной формат торговли направлен на клиентов В2В (бизнес для бизнеса). Конечно, среди покупателей встречаются конечные потребители, закупающие различного рода бумагу и картон для личных, непроизводственных целей, а также для корпоративного потребления. Однако удельный вес таких клиентов в общей картине не превышает 5 процентов.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что основным направлением деятельности является именно оптовая торговля, а розничная – лишь дополнительная сфера деятельности, придающая разнообразие предоставляемому ассортименту услуг.
Организация располагает довольно широким ассортиментным рядом как бумаги для лазерной печати, так и дизайнерских бумаг и картона. Бумага для лазерной печати – это стандартная печатная бумага различной степени белизны, матовости и плотности. ООО «Арт-лист» торгует тремя основными брендами такой бумаги: «Sunbright», «DNS» и «ColorCopy». В свою очередь, каждая из них имеет подразделение на матовую и глянцевую. Так же бумага классифицируется по плотности, которая измеряется в граммах на 1 квадратный метр. В основном торговые позиции имеют плотность 100, 120, 150, 170, 200, 250, 280 и 300 грамм на метр квадратный.
Такие бумаги продаются в пачках, содержащих определенное стандартное количество листов – от 250 до 500 листов в одной пачке. В свою очередь, пачки расположены в картонных коробках по формату бумаги. В каждой коробке стандартно находится 5 пачек бумаги. Вес одной такой коробки колеблется от 10 до 30 килограмм, это зависит от плотности соответствующей бумаги.
Информация о работе Рационализация товарных запасов как элемента системы распределения