Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 22:54, шпаргалка
Основные категории в курсе «логистика»
Логистика – наука об организации, планировании, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя. Осн.цель логистики – необходимо доставить нужный продукт нужного качества в нужном количестве в нужное время в нужное место нужному потребителю с нужными (мин-ми) затратами (правило 6 н).
53. Анализ
и проектирование
Проектирование и создание ЛИС требует тщательного изучения существующих и вновь возникающих в процессе работы организации информационных потоков. Существуют следующие этапы проектирования инф-х потоков: 1) Изучение и анализ существующих информационных потоков 2) Формулирование задач управления 3) Определение потребности в информации для решения управленческих проблем 4) Анализ соответствия существующих информационных потоков потребности в информации на различных уровнях в различных звеньях логистической системы.
Несмотря
на кажущуюся простоту
Логистические информационные потоки отличают следующие особенности: множественность подразделений; сложность определения на практике направлений перемещения информации; многочисленность передач единиц документации по каждому маршруту; многовариантность оптимизации информационных потоков.
В логистике выделяют такие виды информационных потоков:
1.В зав-ти от вида систем, которые связываются потоком: гориз-й и вертик-й;
2.В зависимости от места
3.В зав-ти от напр-я по отн-ю к логистической системе: входящий и выходящий;
4.По виду носителя информации: на бумаж. носителях, электронных и т.д.
5.В зав-ти от назнач-я: директивные, нормат.-справочные, учетно-аналит-е, вспом-е.
Основными методами анализа и проектирования инф-х потоков являются: графический; сетевого моделирования; графоаналитический; описания потоков информации с помощью графов типа «дерево»; функционально-операционного анализа; модуль-метод; матричного моделирования; семиотического анализа; схем информационных связей; реквизитов; анализа и проектирования информационных потоков с помощью транспортной модели.
Графический метод. Потоки информации, основными элементами которых являются документы, изображают в виде графической схемы. Система координат графика двухмерная. В заголовки столбцов записывают наименования структурных подразделений конкретной организации, в заголовки строк — наименования моментов или промежутков времени. Стрелками размечают направления движения информации.
Метод сетевого моделирования. Строится сетевой график информационных процессов, основными элементами которого являются работы и события. Работа рассматривается как задача управления (на графике выделяются действительная работа, ожидание и фиктивная работа). Под событием подразумевается документ, составленный в период выполнения работы (конечное событие) либо использованный по ходу ее выполнения (начальное событие). Работа кодируется цифрами начального и конечного событий.
Графоаналитический метод. Строится информационный граф, анализируется его матрица смежности. Вершинами ин формационного графа служат отдельные компоненты потока информации.
Описание потоков информации с помощью графов типа «дерево». Строятся центральный граф — «дерево» взаимосвязи показателей и графы расчетов, отражающие потоки и преобразование информации при расчете отдельных показателей.
Метод функционально-операционного анализа. Выявляются основные функции объекта исследования и расчленяются на элементы, которые затем разбиваются на операции. Для каждой операции устанавливаются цели, функции, информационные связи. Определяются объемы входной и выходной информации в формах документов. Все перечисленные процедуры объединяются в логическую сеть, на основе которой формируется география потоков объективно необходимой информации.
Модуль-метод. Для каждого фиксированного сообщения составляется типовая карточка, которая затем пускается по выявленному информационному каналу. По ходу движения в ней отмечаются все операции по обработке информации: съем, отображение, передача, переработка, представление информации и выработка решений. Модуль-метод применяется для анализа структуры информационного потока.
Метод матричного моделирования. Строится матричная информационная модель — таблица, отражающая взаимосвязи подразделений организации и ее внешнего окружения через движение документов и изменение показателей, а также формирование новых данных в процессе функционирования системы управления. Данная модель выявляет потоки информации всех подразделений организации, выражает количественно и качественно их внешние и внутренние характеристики. Метод формализует основные процедуры и операции по обработке материалов анализа потоков информации.
Метод семиотического анализа. Информационное сообщение рассматривается как языковой элемент, т.е. определенная знаковая система, обеспечивающая общение функциональных подразделений друг с другом и внешней средой. Анализ проводится в трех аспектах — синтаксическом, семантическом, прагматическом. Синтаксический анализ устанавливает правильность формирования и переформирования документов (наличие обязательного набора высказываний), построения показателей. Иными словами, в его задачу входит формализация процедур составления и обработки документов. Семантический анализ устанавливает однозначность передачи смысла язы ковых выражений. Прагматический анализ помогает определить соответствие документа решаемым задачам, уровень его информативности и оптимальность формы.
Метод схем информационных связей. Графически отображаются состав, источники и приемники информации, направления ее дальнейшего использования.
Метод реквизитов. Анализируется детальный состав информационных потоков. Реализуется системный подход при проектировании информационных систем.
Метод анализа и проектирования информационных потоков с помощью транспортной модели применяется для решения задачи оптимизации документопотоков, которые сопровождают алгоритм транспортной модели. Критерием выступает суммарная кратность передач документов по маршрутам их движения.
54. Логистические информационные системы.
Инф-е системы в логистике могут созд-ся с целью упр-я мат-ми потоками на ур-не отдельного предпр-я, а могут способствовать орг-и логист-х проц-в на тер-и регионов, стран и группы стран. На ур-не отдельного предпр-я инф-е системы подразд-т на 3 группы: плановые; диапозитивные (диспетчерские); исполнит-е (оперативные).
Логистические информационные системы, входящие в разные группы, отличаются как своими функциональными, так и обеспечивающими подсистемами.
Функциональные подсистемы отличаются составом решаемых задач. Обеспечивающие подсистемы могут отличаться всеми своими элементами, т.е. техническим, информационным и математическим обеспечением. Остановимся подробнее на специфике отдельных информационных систем.
Плановые информационные системы создаются на администр-м ур-не упр-я и служат для принятия долгоср-х реш-й стратегического хар-ра. Среди реш-х задач могут быть след-е: создание и оптимизация звеньев логист-й цепи; упр-е условно-постоянными, т. е. малоизменяющимися, данными; план-е произв-ва; общее управление запасами; управление резервами и др.
Диспозитивные информационные системы созд-ся на ур-не упр-я складом или цехом и служат для обесп-я отлаж-й работы логист-х систем.
Здесь могут решаться следующие задачи: детальное управление запасами (местами складирования); распоряжение внутрискладским транспортом; отбор грузов по заказам и их комплектование, учет отправляемых грузов и др.
Исполнительные информационные системы создаются на уровне административного или оперативного управления. Обработка информации в этих системах производится в темпе, определяемом скоростью ее поступления в ЭВМ. Это режим работы в реальном масштабе времени, который позволяет получать необходимую информацию о движении грузов в текущий момент времени и своевременно выдавать соответствующие административные и управляющие воздействия на объект управления. Этими системами могут решаться разнообразные задачи, связанные с контролем материальных потоков, оперативным управлением обслуживания производства, управлением перемещениями и т. п.
Созд-е многоур-х автоматиз-х систем упр-я мат-ми потоками связано со знач-ми затр-ми, в осн-м в обл. разработки прогр-го обесп-я, кот-е должно обесп-ть многофункц-ть системы и высокую степень ее интеграции. В связи с этим при созд-и автоматиз-х систем упр-я в сфере логистики должна исслед-ся возм-ть использ-я сравнит-но недорогого станд-го прогр-го обесп-я, с его адаптацией к местным усл-ям.
Наиболее высок уровень стандартизации при решении задач в плановых информационных системах, что позволяет с наименьшими трудностями адаптировать здесь стандартное программное обеспечение. В диспозитивных информационных системах возможность приспособить стандартный пакет программ ниже. Это вызвано рядом причин, например, произв-й процесс на предпр-х склад-ся исторически и трудно поддается сущ-м измен-м во имя стандарт-и.
В исполнительных информационных системах на оперативном уровне управления индивидуальное программное обеспечение применяют наиболее часто.
55. Принципы
построения логистических
При постр-и логист-х инф-х сист. на базе ЭВМ необх. соблюдать след. принципы.
1.
Принцип использования
2. Принцип возможности поэтапного создания системы. Логистические информационные системы явл-ся постоянно разв-ми системами. При их проект-и необходимо предусмотреть возм-ть пост-го увеличения числа объектов автоматизации, расширения состава реализуемых информационной системой функций и количества решаемых задач.
3. Принцип четкого установления мест стыка. В местах стыка материальный и информационный поток переходит через границы правомочия и ответственности отдельных подразделений предприятия или через границы самостоятельных организаций. Обеспечение плавного преодоления мест стыка явл-ся одной из важ-х задач логистики.
4. Принцип гибкости системы с точки зрения специфических требований конкретного применения.
5. Пр-п приемлемости системы для пользователя диалога «человек — машина».
Если говорить о постр-и лог-й системы в общем, то в ее основе должен лежать принцип последовательного продвижения по этапам издания системы. В соотв-и с принципами системного подхода любая с-ма сначала должна исследоваться во взаимоотношении с внешн средой, а уже затем внутри своей стр-ры.
С позиций системного подхода в процессах логистики выделяют три уровня. Первый уровень - рабочее место, на котором осуществляется логистическая операция с материальным потоком, т. е. передвигается, разгружается, упаковывается грузовая единица, деталь или любой другой элемент материального потока. Второй уровень — участок, цех, склад, где происходят процессы транспортировки грузов, размещаются рабочие места. Третий уровень — система транспортирования и перемещения в целом, охватывающая цепь событий, за начало которой можно принять момент отгрузки сырья поставщиком. Оканчивается эта цепь при поступлении готовых изделий в конечное потребление.
В соотв-и с концепцией логистики инф-е системы, относ-ся к различным группам, интегрируются в единую инф-ю с-му. Различают верт и гориз интегр-ю.
Вертикальная интеграция - связь между плановой, диспозитивной и исполнительной системами, осущ-я посредством вертик-х информационных потоков.
Горизонтальная интеграция - связь между отдельными комплексами задач в диспозитивных и исполнит-х системах посредством горизонт-х инф-х потоков.
В целом преимущества интегрированных информационных систем заключаются в следующем: возрастает скорость обмена информацией; уменьшается количество ошибок в учете; уменьшается объем непроизводительной, «бумажной» работы; совмещаются ранее разрозненные информационные блоки.
56. Содержание финансовой
Финансовая логистика представляет собой систему управления финансовыми потоками на основе информации и данных по организации материальных потоков.
Логистические финансовые потоки создаются и используются для обеспечения эффективного движения товарных потоков.
Финансовый поток в логистике - направленное движение финансовых средств, циркулирующих в логистической системе, а также между логистической системой и внешней средой, необходимых для обеспеч-я эф-го движ-я опред-го товарного потока.
Финансовая логистика предст-т собой часть фин. менедж-та и проявл-ся в таких выполняемых им функциях, как воспроизв-я, распределительная и контрольная.
1. Воспроизводственная функция обеспечивает сбалансированность товарно-материальных и финансовых ресурсов при минимизации производственных затрат по всей логистической цепи. Формами проявления воспроизводственной функции являются эффективность использования основных фондов и оборотных средств, прибыльность и ликвидность.
2. Распределительная функция заключается в формировании и использовании денежных средств, поддержании их эффективной структуры в логистической системе. С ее помощью осуществляются: