Системы управления материальными потоками в производственной логистике на примере предприятия ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть организацию системы управления материальными потоками в производственной логистике на примере предприятия ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», а также разработать предложения по совершенствованию системы управления материальными потоками производственного предприятия.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть понятие, сущность и задачи производственной логистики;
рассмотреть теоретические основы управления материальными потоками на производственном предприятии;
охарактеризовать ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА»;

Файлы: 1 файл

0800853_45DEA_organizaciya_sistemy_upravleniya_materialnymi_potokami_v_pro.docx

— 92.35 Кб (Скачать файл)

 

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами  и готовыми изделиями – начиная  от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. Они могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.

Материальный поток – это продукция (в виде грузов, деталей, товарно-материальных ценностей), рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических (транспортировка, складирование и др.) и (или) технологических (механообработка, сборка и др.) операций и отнесенная к определенному временному интервалу [21, c. 74]. Материальный поток не на временном интервале, а в данный момент времени переходит в материальный запас.

Материальный поток характеризуется  определенным набором параметров:

  • номенклатура, ассортимент и количество продукции;
  • габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);
  • весовые характеристики (общая масса, вес брутто, вес нетто);
  • физико-химические характеристики груза;
  • характеристики тары (упаковки);
  • условия договоров купли-продажи (передачи в собственность, поставки);
  • условия транспортировки и страхования;
  • финансовые (стоимостные) характеристики;
  • условия выполнения других операций физического распределения, связанных с перемещением продукции, и т.д.

Материальный поток на своем пути от первичного источника  сырья до конечного потребителя  проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику  и носит название производственной логистики.

Организации и оперативному управлению материальными потоками принадлежит ведущая роль в оперативном  управлении предприятием, в своевременной  поставке продукции и особенно в  обеспечении повышения эффективности производства, так как в их рамках решаются все вопросы, связанные с использованием производственных ресурсов во времени и пространстве.

Современная организация  и оперативное управление производством (материальными потоками) должны отвечать ряду требований:

  1. обеспечение ритмичной, согласованной работы всех звеньев производства по единому графику и равномерного выпуска продукции;
  2. обеспечение максимальной непрерывности процессов производства.

Под системой управления материальными  потоками понимается организационный  механизм формирования планирования и  регулирования материальных потоков  в рамках внутрипроизводственной логистической  системы.

Существует два варианта (системы) управления материальными потоками:

  1. толкающая система (рисунок 1) – представляет собой систему организации производства, в которой предметы труда, поступающие на производственный участок, непосредственно этим участком у предыдущего технологического звена не заказываются. Материальный поток «выталкивается» получателю по команде, поступающей на передающее звено из центральной системы управления производством [21, c. 95].






 

 

Рисунок 1. Схема толкающей системы управления материальным потоком в рамках внутрипроизводственной логистической системы,         – это материальный поток,       – информационный поток.


Толкающие модели управления материальными потоками характерны для традиционных методов организации производства. Возможность их применения для логистической организации производства появилась в связи с массовым распространением вычислительной техники. Эти системы позволили согласовывать и оперативно корректировать планы и действия всех подразделений предприятия – снабженческих, производственных и сбытовых, с учетом постоянных изменений в реальном масштабе времени.


Однако в случае резкого  изменения спроса использование  «выталкивающей» системы приводит к созданию избыточного запаса и «затовариванию» из-за отсутствия возможности «перепланирования» производства для каждой стадии. Параметры «выталкиваемого» на участок материального потока оптимальны настолько, насколько управляющая система в состоянии учесть и оценить все факторы, влияющие на производственную ситуацию на этом участке. Однако чем больше факторов по каждому из многочисленных участков предприятия должна учитывать управляющая система, тем совершеннее и дороже должно быть ее программное, информационное и техническое обеспечение.

На практике применяются  различные варианты толкающих систем, известные под названием «системы MRP». MRP (Material Requirement Planning) – это общепринятая на Западе идеология, технология и организация управления промышленными предприятиями. Они представляют собой не хитроумные алгоритмы, наилучший опыт управления предприятиями в условиях конкурентной рыночной среды, опыт осмысленный, систематизированный и реализованный в виде компьютерных систем. Их основным недостатком является необходимость создания и поддержания значительных буферных запасов между производственными подразделениями и этапами технологического цикла;

  1. тянущая система представляет собой ситуацию, когда предметы труда на технологический участок поступают по мере необходимости. Здесь центральная система управления не вмешивается в обмен материальными потоками между различными участками предприятия, не устанавливает для них текущих производственных заданий. Производственная программа отдельного технологического звена определяется размером заказа последующего звена. Центральная система управления ставит задачу лишь перед конечным звеном производственной технологической цепи [21, c. 113].

Пример механизма функционирования тянущей системы представлен  на рисунке 2.



 






 


 

 

Рисунок 2. Тянущая система управления материальным потоком в рамках внутрипроизводственной логистической системы, где       – материальный поток,      – информационный поток. 


Допустим, предприятие получило заказ на изготовление 10 единиц продукции. Этот заказ система управления передает в цех сборки. Цех сборки, для  выполнения заказа, запрашивает 10 деталей  из цеха № 1. Передав из своего запаса 10 деталей, цех № 1 с целью восполнения  запаса заказывает у цеха № 2 десять заготовок. В свою очередь, цех № 2, передав 10 заготовок, заказывает на складе сырья материалы для изготовления переданного количества, также с целью восстановления запаса. Таким образом, материальный ноток «вытягивается» каждым последующим звеном. Причем персонал отдельного цеха в состоянии учесть гораздо больше специфических факторов, определяющих размер оптимального заказа, чем это смогла бы сделать центральная система управления.

Преимущества тянущей  системы:

  • отказ от избыточных запасов, информация о возможности быстрого приобретения материалов, или наличие резервных мощностей для быстрого реагирования на изменение спроса;
  • замена политики продажи произведенных товаров политикой производства продаваемых товаров;
  • задача полной загрузки мощностей заменяется минимизацией сроков прохождения продукции по технологическому процессу;
  • снижение оптимальной партии ресурсов, снижение партии обработки;
  • выполнение заказов с высоким качеством;
  • сокращение всех видов простоев и нерациональных внутризаводских перевозок.

Большой вклад в развитие мировой логистической системы  внесла Япония, которая разработала  и применила впервые в мире прогрессивную логистическую концепцию  «just in time» – «точно в срок» и внутрипроизводственную систему KANBAN.

Система «KANBAN» (в переводе с японского – «карточка») не требует тотальной компьютеризации производства, однако она предполагает высокую дисциплину поставок, а также высокую ответственность персонала, так как центральное регулирование внутрипроизводственного логистического процесса ограничено. Система «KANBAN» позволяет существенно снизить производственные запасы, ускорить оборачиваемость оборотных средств и улучшить качество выпускаемой продукции.

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «КОРПОРАЦИЯ ВСМПО-АВИСМА»

 

2.1 Характеристика ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА»

 

Открытое акционерное  общество «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» – мировой лидер по производству титана, надежный партнер на мировом титановом рынке. Место нахождения предприятия: Россия, Свердловская область, г. Верхняя Салда, ул. Парковая, 1.

Общество осуществляет все  виды внешнеэкономической деятельности в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации [22].

В частности, ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» осуществляет следующие виды деятельности:

  1. эксплуатация металлургических производств и объектов; производство прочих цветных металлов и изделий из них;
  2. производство продукции производственно-технического назначения, в том числе с использованием драгоценных металлов;
  3. производство товаров народного потребления, в том числе с использованием драгоценных металлов;
  4. осуществление строительной деятельности;
  5. осуществление проектно-изыскательских и проектно-конструкторских работ, подрядной строительно-монтажной и ремонтно-строительной деятельности, производство строительных конструкций;
  6. строительство и ремонт подземных коммуникаций;
  7. осуществление перевозочной, транспортно-экспедиционной и другой деятельности, связанной с организацией транспортного процесса, ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств, а также деятельности по перевозке пассажиров и грузов на автомобильном транспорте, погрузочно- разгрузочным работам, услугам по хранению грузов;
  8. деятельность, связанная с предоставлением услуг по отпуску тепла и электроэнергии;
  9. деятельность, связанная с предоставлением услуг связи;
  10. осуществление деятельности по эксплуатации инженерных сооружений;
  11. приобретение, получение и передача безвозмездно или в аренду, а также продажа земельных участков, складских, торговых помещений и иных объектов недвижимости;
  12. осуществление общественного питания;
  13. осуществление розничной торговли;
  14. деятельность по предоставлению бытовых услуг населению и организациям, в т.ч. гостиничное обслуживание;
  15. посредническая деятельность;
  16. осуществление выпуска еженедельной газеты, радио и телепередач, оказание платных услуг юридическим и физическим лицам по размещению рекламы и объявлений;
  17. осуществление культурно-массовых, зрелищных и спортивно-развлекательных мероприятий;
  18. организация выставок и продаж;
  19. реализация закупленных новых автомототранспортных средств, номерных узлов и агрегатов, а также осуществление комиссионной продажи автотранспортных средств и номерных агрегатов;
  20. эксплуатация и ремонт объектов котлонадзора и подъемных сооружений (котлов; грузоподъемных кранов; лифтов; автоподъемников; сосудов, работающих под давлением);
  21. изготовление съемных грузозахватных приспособлений, тары, съемных грузозахватных органов;
  22. техническое обслуживание и ремонт газового оборудования (газопроводов); эксплуатация и ремонт газового хозяйства; техническое обслуживание и ремонт газового оборудования котельных; ремонт газового оборудования; ремонт газораспределительных пунктов (ГРП); ремонт оборудования газоиспользующих установок (котлы, производственные печи и др.); пусконаладка объектов газового хозяйства (ГРП, газораспределительных устройств (ГРУ), газопроводы, газо-печное оборудование);
  23. производство, наладка и эксплуатация природоохранного оборудования, средств измерения и контроля экологических параметров производств и транспортных средств;
  24. иные виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством Российской Федерации [22].

Основные финансово-экономические  показатели деятельности общества представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Показатели финансово-экономической деятельности ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА»

Наименование  показателя

2010 год

2011 год

Стоимость чистых активов общества, руб.

28 025 637 000

31 366 445 000

Отношение суммы привлеченных средств к капиталу и резервам, %

77

80

Отношение суммы краткосрочных обязательств к капиталу и резервам, %

33

32

Покрытие платежей по обслуживанию долгов, %

18

42

Уровень просроченной задолженности, %

1.5

2.3

Оборачиваемость дебиторской задолженности, раз

1.8

2.1

Производительность труда, руб./чел

987 000

1 136 000


Управленческая структура  ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» представляет собой совокупность структурных подразделений – отделов, служб, выполняющих определенные функции. Возглавляет предприятие генеральный директор.

В состав предприятия входит Научно-технический Центр, который  располагает современным конструкторско-технологическим  оборудованием и испытательной  базой. Структуру предприятия составляет шесть механосборочных цехов, два инструментальных цеха, три литейных цеха по выплавке крупногабаритных титановых слитков, энергомеханический цех, транспортный, строительный цех, модельный участок, участок испытательной базы. Цикл производства замкнутый, цеха оснащены высокоточным современным оборудованием.

Производство продукции  организуется на существующих производственных мощностях ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА». На предприятии имеются обустроенные подъезды, площади для погрузочно-разгрузочных работ, железнодорожная ветка и необходимые объекты энергообеспечения – трансформаторные подстанции, водопровод и канализация, компрессорная станция, служебно-бытовые помещения.

При анализе внешней среды  деятельности предприятия изучим основных потребителей, а также определим факторы его конкурентоспособности.

Информация о работе Системы управления материальными потоками в производственной логистике на примере предприятия ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА»