Транспортная логистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Транспорт — это отрасль материального производства. осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг.
Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику.

Файлы: 1 файл

Транспортная логистика.doc

— 351.50 Кб (Скачать файл)

 

Средства производства транспортной отрасли рассредоточены по всей стране, большая часть их находится в постоянном перемещении. Масштабы деятельности отрасли, рассредоточенность ее объектов, динамический характер производственного процесса, воздействие большого числа случайных факторов обусловливают чрезвычайную сложность управления транспортной системой.

 

Базовым системообразующим  элементом товарных (материальных, экономических) систем является логистическая  промышленная система, определяемая как  «экономическая система, обеспечивающая в рамках осуществляемого в течение определенного периода времени воспроизводственного цикла определенного товара выполнение необходимых вещественных, количественных, пространственных, временных и институциональных трансформаций материального продукта и материального потока». Транспорт, являясь неотъемлемой частью этой системы и действуя на невещественных стадиях воспроизводственного цикла товара, осуществляет комплекс операций, направленных на реализацию процессов распределения, снабжения и сбыта товаров.

 

При этом на транспорте, как и во всей сервисной экономике, потребительские предпочтения существенно  влияют на функцию маркетинга и организационные  структуры управления. В сервисной  экономике главным фактором, определяющим успех маркетинговой политики организации, является способность ее маркетологов уяснить систему потребительских предпочтений, выявить тенденции ее развития и на этой основе наметить меры по наилучшему удовлетворению требований потребителей.

 

Взаимодействие маркетинга и логистики в деятельности транспортных организаций имеет свои особенности. Действительно транспорт присутствует в виде обязательного компонента в любой другой составляющей логистики (закупочной, производственной или распределительной логистики) и в то же время крайне зависим от потребителей транспортных услуг. В связи с этим транспортная логистика невозможна без серьезных маркетинговых исследований, направленных в первую очередь на изучение мотивов спроса и неудовлетворенных потребностей потребителей.

 

Транспортная логистика может быть реализована только как синтез деятельности логиста предприятия, координатора перевозки (транспортно-логистического посредника) и перевозчика.

 

Значение транспортной логистики заключается в организации  перемещения материального потока транспортом общего пользования исходя из приоритетных критериев экономических субъектов рынка (грузовладельцев). В связи с этим инициатором логистического процесса, а значит и выбора того или иного вида транспорта является именно грузовладелец (как правило, грузоотправитель), находящийся в начале логистической цепи (цепочки поставок).

 

Таким образом, грузовладелец  понимает под транспортной логистикой в первую очередь возможность  выбора того вида транспорта, который  удовлетворяет его с точки  зрения реализации критериев предпочтения. Поэтому главная задача перевозчика в рамках транспортной логистики – это формирование конкурентоспособных транспортных составляющих логистических систем экономических субъектов рынка (грузовладельцев), позволяющих удовлетворять их потребности не только с точки зрения возможности перемещения продукции, но и при обязательном выполнении требований, предъявляемых к качеству перевозки.

 

В условиях рыночной экономики  взаимоотношения между экономическими субъектами рынка (грузовладельцами) и перевозчиками принципиально изменились:

 

– создан потребительский  рынок транспортных и других логистических  услуг, в котором приоритет выбора вида транспорта и транспортной схемы  принадлежит покупателю его услуг, а не планирующим органам, которые  централизованно прикрепляли производителей к различным перевозчикам;

 

– возникла необходимость  изучения спроса на транспортные и  другие логистические услуги, которое  должно проводиться не для грузоотправителей  вообще, а с учетом их сегментации: по роду груза, дальности перевозки, количеству предъявляемого груза и др.;

 

– разработка мероприятий  по повышению прибыльности транспортной организации должна строиться именно с учетом сегментации рынка, а  не для среднестатистического грузоотправителя, так как требования клиентов, их критерии предпочтения к качеству перевозок в разных сегментах отличаются.

 

Привлекательность любого вида транспорта, и в первую очередь  в экономическом аспекте, должна обеспечиваться за счет удовлетворения потребностей покупателей транспортных услуг и создания таких условий, при которых материальный поток доводится до конечного потребителя с минимальным участием грузовладельца.

 

Транспорт в экономике  страны выполняет двоякую роль: во-первых, он присутствует как составная часть  или компонент в любых других типах деловой логистики (логистике снабжения, логистике распределения и сбыта, производственной логистике, логистике сбора и переработки отходов производства, торговой логистике); во-вторых, транспорт представляет собой одну из отраслей экономики, в которой также развивается предпринимательская деятельность: транспорт предлагает на рынок товаров и услуг свою продукцию – транспортные услуги, за которые получает доходы и имеет прибыль. Функциональную структуру деятельности перевозчика в рамках транспортной логистики (логистику грузовых перевозок) можно представить следующими взаимосвязанными блоками (Рисунок 1).

 

Если говорить о логистике  вообще, то необходимо сказать, что  потребность в ней возникает  при необходимости оптимизации  взаимодействия всех звеньев логистической цепи в условиях дефицита ресурсов и многовариантности возможных решений, где в качестве критерия оптимальности выступает, как правило, минимизация затрат. [2, c.52]

 

1.2 Показатели использования  транспортных средств, методика  их расчета

 

Транспортные средства и транспортные коммуникации характеризуются  высокой капитальностью. Поэтому  вполне справедливым является утверждение  большинства ученых – экономистов, о том, что высокая инвестиционная составляющая по транспорту оправдывается только при эффективном его использовании.

 

Постоянный рост объемов  перевозок товаров автомобильным  транспортом, в том числе принадлежащим  торговым организациям и предприятиям, вызывает необходимость более эффективного его использования.

 

 

Рисунок 1 Функциональная структура транспортной логистики

 

К числу факторов, определяющих более интенсивное использование  автомобильного транспорта, относятся: улучшение использования грузоподъемности транспортных средств; повышение коэффициента сменности работы транспорта; сокращение простоев; улучшение использования пробега; ускорение погрузочно-разгрузочных работ.

 

Для оценки эффективности  работы автомобильного транспорта используются технико-экономические показатели. Так, использование парка подвижного состава можно оценить при помощи коэффициентов технической готовности и выпуска. Коэффициент технической готовности (Кг) подвижного состава к работе определяется по формуле:

 

Кг=АДг/АДс, (1)

 

где АДг – автомобиле-дни  в готовом для эксплуатации состоянии;

 

АДс – списочные автомобиле-дни подвижного состава в автохозяйстве.

 

Коэффициент выпуска  подвижного состава можно определить по формуле:

 

Кв=АДэ/АДс, (2)

 

где АДэ – число  автомобиле-дней эксплуатации.

 

Указанные показатели можно  улучшить за счет повышения уровня технической готовности автомобилей, постоянно обновляя парк подвижного состава, своевременно проводя профилактические и ремонтные мероприятия.

 

Для определения степени  использования грузоподъемности транспортных средств можно применить статический  и динамический коэффициенты.

 

Статический коэффициент (Кс) определяется отношением:

 

Кс=Qa/Qn (3)

 

где Qa – количество фактически перевозочного груза;

 

Qn – номинальная грузоподъемность  автомобиля.

 

Динамический коэффициент (Кд) определяется отношением:

 

Кд=Рт.ф./Рн (4)

 

где Рт. ф. – фактическая  транспортная работа, ткм;

 

Рн – количество тонно-километров, которое можно было выполнить  при полном использовании номинальной  грузоподъемности автомобиля.

 

Улучшению использования  грузоподъемности автотранспортных средств в значительной степени способствует применение рациональных приемов размещения грузов в кузове автомобиля, хорошо продуманная разработка маршрутов их доставки.

 

К сожалению, многие авторы этими показателями и ограничиваются, что на наш взгляд, не способствует более широкой оценке уровня использованных автомобилей.

 

В данном случае из поля зрения выпадает такой фактор, который  характеризует уровень организации  перевозок. Ведь не секрет, что в  ряде случаев автомобиль поехав за товаром, приезжает ни с чем, сделав холостой пробег. А в других случаях транспортировка организована так, что товар перевозится в обоих направлениях: в одну сторону для себя, в другую попутный груз сторонних организаций.

 

Даже перевозку собственных  грузов в ряде случаев можно организовать так, что машина будет загружена в оба конца рейса.

 

Например, выезжая за товаром, автомобиль можно загрузить  тарой освободившейся после реализации товара. Это позволит сократить транспортные расходы предприятия и в целом  издержки обращения.

 

Поэтому для оценки работы транспортных средств можно использовать и такой показатель, как коэффициент  полезного пробега (Кп), который должен исчисляться по следующей формуле:

 

Кп=П2/П0 (5)

 

где П2 – пробег с грузом, км.

 

П0 – общий пробег, км.

 

И конечно же, для оценки работы транспортных средств следует  использовать такой обобщающий показатель, как себестоимость одного тонно  – километра. В нем заложены все  факторы характеризующие уровень  использования автомобиля.

 

Например, если себестоимость тонна – километра низкая, то это наглядно свидетельствует не только об экономном использовании ресурсов, но и о грамотной организации перевозок, хорошем техническом состоянии автомобилей и их высокой технической готовности.

 

Если же себестоимость  высокая, то данная оценка будет совершенно противоположной.

 

В условиях перехода к  рынку, когда цены на энергоносители, в том числе на бензин и дизельное  топливо резко возросли, особое внимание должно быть обращено и на такой  показатель, как расход топлива на 100 километров пробега автомобиля.

 

Этот показатель, как  впрочем и другие, необходимо анализировать  не только в динамике за несколько  лет, но и сопоставлять с такими же показателями по другим родственным  предприятиям, а также с нормативными данными.

 

В частности, по всем маркам автомобилей имеются в числе других технических данных и такой показатель, как норма расхода горючего на 100 километров пробега.

 

Улучшению использования  автомобилей в значительной степени  способствует применение рациональных приемов размещения грузов в кузове автомобиля, хорошо продуманная разработка маршрутов их доставки, выбор наиболее подходящего для перевозки конкретного товара типа автомобиля и его грузоподъемности.

 

Важное условие роста  эффективности использования автотранспорта – повышение сменности его работы, чего можно добиться путем продления времени работы экспедиционных складов и диспетчерских служб, а также созданием условий для ночного завоза товаров в торговые предприятия.

 

При этом необходимо учесть, что эффективность перевозок зависит от большого количества факторов. Речь идет в первую очередь о том, что не все грузы в одинаковой степени используют грузоподъемность транспортных средств. В этой связи все народно-хозяйственные грузы по степени использования грузоподъемности транспортных средств делятся на 4 класса. К первому классу отнесены грузы обеспечивающие загрузку транспорта на 100 %, ко второму – на 85 %, к третьему – на 63 % и наконец, к четвертому отнесены же грузы, которые обеспечивают использование грузоподъемности транспорта менее чем на 45 %. Классификация всех народнохозяйственных грузов дана в экономических справочниках. А так как торговые предприятия одновременно перевозят грузы различных классов, но нормативно для расчетов установлены применительно к конкретному классу грузов, то в практике планирования перевозок определяют средний класс перевозимых грузов по следующей формуле:

 

К=(01*к1+02*к2+03*к3)/(К1+К2+К3) (6)

 

Где К – средний  класс перевозимых грузов;

 

01, 02, 03 – вес отдельных  видов грузов, т. 

 

К1, К2, К3 – класс отдельных  видов грузов (берется из справочников).

 

Показатели по перевозкам во многом зависят от типа дорог, по которым осуществляются перевозки. В этой связи все автомобильные  дороги делятся на три группы.

 

К первой группе относятся дороги с твердым покрытием и с односторонним движением при наличии разделительных полос. Ко второй группе относятся дороги также с твердым покрытием, но и со встречным движением. Таких дорог в Беларуси больше, чем первой группы. Наконец, к третьей группе дорог относятся грунтовые дороги.

 

Наиболее высокие нормативы  по использованию транспорта установлены  для первой группы дорог, и наоборот – самые низкие установлены для  третей группы дорог.

 

Издержки по транспортировке  товаров во многом зависят от средней дальности их перевозок. Чем меньше расстояние перевозок, тем ниже транспортные издержки, и наоборот.

Информация о работе Транспортная логистика