Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 11:20, курсовая работа
Транспорт — это отрасль материального производства. осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг.
Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику.
Все эти факторы и показатели необходимо учитывать при планировании рациональной организации перевозок товаров.
1.3 Тенденции развития
транспортно-логистического
Выгодное геополитическое положение республики способствует развитию грузовых перевозок как в международном, так и во внутриреспубликанском сообщении. Находясь на пересечении транспортных магистралей, Беларусь могла бы стать крупным центром международного перемещения товаров. На момент развала СССР именно Беларусь была базой перевалки грузов в страны СЭВ и ЕС. Здоровая конкуренция между бывшими предприятиями «Совтрансавто» и многими сотнями частных белорусских перевозчиков привела к расцвету отрасли, которая вскоре стала приносить до 250 млн. долларов в госбюджет ежегодно.
Однако, как отметили
участники «круглого стола» по теме
«Проблемы и перспективы
Транспортная логистика, особенно в условиях рынка, имеет свою специфику. Специалисты рассматривают ее в аспекте движения товара в целом, которое предполагает экспедирование, контроль и управление транспортными потоками, складирование и другие материальные и нематериальные операции, а также передачу, хранение и обработку соответствующей информации. Отсюда и деление собственно логистики на несколько «отраслевых» направлений. Но бесспорно одно, если сослаться на слова доцента кафедры промышленного маркетинга Белорусского государственного экономического университета В.Удовенко: логистика подразумевает, прежде всего, слаженную и согласованную работу всех участников движения товара. А цель его - экономия затрат. Нет экономии - нет и принципов логистики.
Как раз в данном плане в Беларуси вопросов более чем достаточно - это и недостаточное информационное обеспечение, и сервисное обслуживание, сложность таможенных процедур, проблемы создания и обустройства транспортных коридоров, размещение складов, а в общем и целом - отсутствие хорошо налаженного механизма регулирования транспортного потока.
Для Республики Беларусь,
находящейся на перекрестке торговых
путей между Европой и Россией, странами Балтии и Причерноморья
(через территорию республики проходят
два из десяти основных международных
транспортных коридора, маршруты которых
были определены в качестве одних из самых
приоритетных: коридор № II(Берлин - Варшава
- Минск – Москва – Нижний Новгород) и
коридор № IX(Хельсинки - Санкт-Петербург
- Псков - Витебск - Гомель - Киев – Кишинев
– Бухарест – Димитровград Александрополис)
и его ответвление IXB (Калининград/Клайпеда-Каунас-
Здесь для страны нет возможности рассчитывать на помощь иностранных инвесторов, что предопределяет необходимость поиска иных решений.
Определенные шаги в этом направлении уже сделаны. Развитие транспортных коммуникаций и соответствующей инфраструктуры было определено в качестве одного из приоритетов Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 – 2005 годы. Были разработаны и одобрены следующие документы:
Комплексная программа
развития приграничной инфраструктуры
Республики Беларусь, в которой определены
первоочередные инвестиционные проекты,
приоритеты их выполнения, объемы и
возможные источники
Государственная программа «Дороги Беларуси» на 1997—2005 годы; в дополнение к ней разработана Схема развития дорожного сервиса на сети магистральных дорог Республики Беларусь до 2005 года, в соответствии с которой приоритет в развитии отдан международным автомагистралям;
Концепция развития приграничной
инфраструктуры Республики Беларусь,
которая предусматривает
Программа развития транзитных перевозок грузов и пассажиров железнодорожным и автомобильным транспортом через территорию Республики Беларусь до 2005 года, которая предусматривает ряд мер по созданию условий, благоприятствующих увеличению транзитных перевозок через территорию республики.
В 2005 году правительством
страны была принята «Комплексная программа
обеспечения эффективности
В 2006 году был принят и введен в действие Закон Республики Беларусь «О транспортно-экспедиционнной деятельности (от 13 июня 2006 г. № 124-З), определяющий правовые и организационные основы осуществления транспортно-экспедиционной деятельности в Республике Беларусь в целях создания условий для обеспечения потребностей экономики и населения в транспортно-экспедиционных услугах. Также в республике действуют Закон «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», Закон Республики Беларусь «Об основах транспортной деятельности», Закон Республики Беларусь «О перевозках опасных грузов», Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, Правила экспедирования грузов при смешанных перевозках, утвержденные приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, Указ «О защите национального рынка транспортно-экспедиционных услуг».
В республике разработаны проекты по логистике, некоторые из которых уже находятся на стадии внедрения. Так, на ПО «Беларуськалий» (г. Солигорск) разрабатывается и внедряется проект в части логистики и управления железнодорожным транспортом предприятия, разрабатывается проект по логистике сбыта для Целлюлозно-картонного комбината (г. Светлогорск). Данными проектами занимается «НИИЭВМсервис». Он же участвует в построении информационного хранилища данных о грузовых перевозках для Белорусской железной дороги. Министерством транспорта и коммуникаций Беларуси сейчас проводится разработка проекта Программы по созданию логистической терминальной системы обслуживания грузовладельцев.
Минтранс РБ отмечает
положительный опыт некоторых отечественных
предприятий и организаций, в
частности Белорусской
В начале 1990-ых годов в стране грузоперевозками занимались лишь несколько транспортных компаний с автопарком в 400 грузовиков. В 2001 году (даже с учетом резкого падения перевозок после кризиса 1998 г. в России) грузоперевозки в Беларуси стали целой индустрий, которая обеспечивала работой более 50 тыс. человек, располагая более 12 тыс. автомобилей.
Также необходимо отметить, что Беларусь планирует вступить в Европейскую ассоциацию логистики. В данный момент эксперты завершают подготовку заявки нашей страны. В случае вступления это будет уже 32-е государство континента, получившее доступ к единой системе грузопотоков, а специалисты по логистике смогут активнее обмениваться опытом. Одно из требований по вступлению в ассоциацию - наличие учебной базы для подготовки будущих логистов. При участии специалистов из Италии (к слову, страна уже принята в Итальянскую ассоциацию логистики) в Беларуси постоянно проходят семинары для действующих сотрудников отрасли. А в следующем учебном году в экономическом университете открывается новая специальность.[9]
2. Транспортная логистика на РУПП «Ольса»
2.1 Характеристика РУПП «Ольса»
Республиканское унитарное
производственное предприятие «Ольса»
образовано в 1932 году. По технико-экономическим
параметрам «Ольса» представляет собой
металлообрабатывающее
РУПП «Ольса» ориентировано на выпуск товаров мебельной группы, включающей складные и стационарные металлические кровати, мебель в наборах (гостиные, террасные, кухонные), широкий ассортимент товаров для организации отдыха и кемпинга, мебель для учебных и медицинских учреждений. По своим параметрам продукция основана на использовании гнутых труб и других металлических профилей в сочетании с «мягким» покрытием или без него.
РУПП «Ольса» является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правом юридического лица, пользуется правами и выполняет обязанности, предоставленные ему Законом Республики Беларусь «О предприятиях Республики Беларусь». Зарегистрировано 07.08.2000 г. в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 700049597.
Осуществляет свою деятельность на всей территории Республики Беларусь, в странах СНГ и других государств. По типу сложности изготовления продукции предприятие относится ко второй группе.
Основными направлениями деятельности РУПП «Ольса» являются производство и реализация товаров народного потребления, промышленной продукции, технологической оснастки, инструмента, а так же осуществление розничной и оптовой торговли продовольственными и непродовольственными товарами.
Основными целями деятельности
РУПП «Ольса» являются: получение
прибыли для удовлетворения социальных
и экономических интересов
За 2009 год предприятием была получена чистая прибыль в размере 2653 млн. р., в то время как за 2008 год прибыль составляла всего 127 млн. р. (Приложение А ).
По состоянию на 01.01.2010г. в соответствии с инструкцией по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности, утвержденной постановлениями Министерства финансов, Министерства экономики, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 27 апреля 2007г.№ 69/76/52 РУПП "Ольса" имеет неустойчивую платежеспособность.
Структура себестоимости продукции РУПП «Ольса» за 2009 год отражена в Таблице 1.
Таблица 1 - Структура себестоимости продукции РУПП «Ольса» за 2009 год В миллионах рублей
Показатели
2009 год
1 Материалы
11605
2 Электроэнергия
544
3 Основная заработная плата производственных рабочих
1821
4 Дополнительная заработная
платы производственных
219
5 Налоги, отчисления в
бюджет и во внебюджетные
717
6 Общепроизводственные расходы
2785
7 Общехозяйственные расходы
2650
8 Потеря от брака
25
9 Транспортные расходы
244
10 Коммерческие расходы
137
11 Производственная
20747
В том числе по элементам затрат:
1 Сырье, основные и вспомогательные материалы
11908
Показатели
2009 год
2 Покупные изделия,
полуфабрикаты, работы и
262
3 Топливо
194
4 Энергия
680
5 Расходы на оплату труда
4829
6 Отчисления на соц. страхование
1685
7 Амортизация
558
8 Прочие расходы
631
Организационная структура управления предприятия представлена на рисунке 2.
Работа с поставщиками ведется в зависимости от уровня цен и качества сырья и материалов. Основными поставщиками сырья и материалов на предприятие являются ОАО «Белметалл» г.Минск, ООО « ММЗ « г.Могилев, ИЧПУП «Данги Профил Компани» г.Гомель , ООО «Интерфом-СпБ» п.Войсково, Ленинградской обл., РУП «Гомельхимторг» г.Гомель, «Белорусский металлургический завод» г. Жлобин, УП «НАМАС-М» г.Минск, ЧТПУП «Интерсталь» г. Минск, ОАО «Светлогорск Химволокно», ООО «Ливком» г.Челябинск, ОАО»Борский трубный завод» г.Бор.
Основными потребителями продукции являются:
1. На внутреннем рынке
предприятия оптово-розничной
2. За пределами Республики
Беларусь крупные оптовые
РУПП «Ольса» занимает одно из лидирующих положений как на внутреннем рынке так и на рынке СНГ, поэтому одной из основных задач является сохранение и укрепление существующих позиций на рынке кемпинговой мебели в странах СНГ.
Предприятием ведётся работа по продвижению товара на рынок ЕС, включающая в себя приведение в соответствие с евростандартами по всем параметрам: от внешнего вида продукции до её упаковки.[8]
2.2 Особенности транспортной логистики предприятия
Стремясь повысить эффективность своей работы, предприятия всегда пытались контролировать технологические стадии, которые предшествуют основному производству или следуют за ним. Транспортная логистика – это управление транспортировкой грузов, т.е. изменением местоположения материальных ценностей с использованием транспортных средств. Внутренняя транспортная логистика занимается внутрипроизводственными перевозками, а внешняя транспортная логистика занимается снабжением предприятий и сбытом их продукции.
РУПП «Ольса» в ходе
своей хозяйственно-