Транспортная логистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Транспорт — это отрасль материального производства. осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг.
Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику.

Файлы: 1 файл

Транспортная логистика.doc

— 351.50 Кб (Скачать файл)

 

Все эти факторы и  показатели необходимо учитывать при  планировании рациональной организации  перевозок товаров.

 

1.3 Тенденции развития  транспортно-логистического сервиса  в Республике Беларусь 

 

Выгодное геополитическое  положение республики способствует развитию грузовых перевозок как в международном, так и во внутриреспубликанском сообщении. Находясь на пересечении транспортных магистралей, Беларусь могла бы стать крупным центром международного перемещения товаров. На момент развала СССР именно Беларусь была базой перевалки грузов в страны СЭВ и ЕС. Здоровая конкуренция между бывшими предприятиями «Совтрансавто» и многими сотнями частных белорусских перевозчиков привела к расцвету отрасли, которая вскоре стала приносить до 250 млн. долларов в госбюджет ежегодно.

 

Однако, как отметили участники «круглого стола» по теме «Проблемы и перспективы развития транспортной логистики в Республике Беларусь», прошедшего в рамках международной  специализированной выставки «Белавтомеханика-2002», Беларусь теряет свои позиции на этом рынке. В немалой степени потому, что здесь не развита транспортная логистика.

 

Транспортная логистика, особенно в условиях рынка, имеет  свою специфику. Специалисты рассматривают  ее в аспекте движения товара в  целом, которое предполагает экспедирование, контроль и управление транспортными потоками, складирование и другие материальные и нематериальные операции, а также передачу, хранение и обработку соответствующей информации. Отсюда и деление собственно логистики на несколько «отраслевых» направлений. Но бесспорно одно, если сослаться на слова доцента кафедры промышленного маркетинга Белорусского государственного экономического университета В.Удовенко: логистика подразумевает, прежде всего, слаженную и согласованную работу всех участников движения товара. А цель его - экономия затрат. Нет экономии - нет и принципов логистики.

 

Как раз в данном плане  в Беларуси вопросов более чем  достаточно - это и недостаточное  информационное обеспечение, и сервисное  обслуживание, сложность таможенных процедур, проблемы создания и обустройства транспортных коридоров, размещение складов, а в общем и целом - отсутствие хорошо налаженного механизма регулирования транспортного потока.

 

Для Республики Беларусь, находящейся на перекрестке торговых путей между Европой и Россией, странами Балтии и Причерноморья (через территорию республики проходят два из десяти основных международных транспортных коридора, маршруты которых были определены в качестве одних из самых приоритетных: коридор № II(Берлин - Варшава - Минск – Москва – Нижний Новгород) и коридор № IX(Хельсинки - Санкт-Петербург - Псков - Витебск - Гомель - Киев – Кишинев – Бухарест – Димитровград Александрополис) и его ответвление IXB (Калининград/Клайпеда-Каунас-Вильнюс - Минск - Киев)), все более актуальной становится проблема не отстать от общих тенденций, не ослабить свои позиции на рынке международных перевозок грузов.

 

Здесь для страны нет  возможности рассчитывать на помощь иностранных инвесторов, что предопределяет необходимость поиска иных решений.

 

Определенные шаги в этом направлении уже сделаны. Развитие транспортных коммуникаций и соответствующей инфраструктуры было определено в качестве одного из приоритетов Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 – 2005 годы. Были разработаны и одобрены следующие документы:

 

Комплексная программа  развития приграничной инфраструктуры Республики Беларусь, в которой определены первоочередные инвестиционные проекты, приоритеты их выполнения, объемы и  возможные источники финансирования;

 

Государственная программа «Дороги Беларуси» на 1997—2005 годы; в дополнение к ней разработана Схема развития дорожного сервиса на сети магистральных дорог Республики Беларусь до 2005 года, в соответствии с которой приоритет в развитии отдан международным автомагистралям;

 

Концепция развития приграничной инфраструктуры Республики Беларусь, которая предусматривает конкретные маршруты движения транзитного грузового  транспорта и определяет основные направления  в развитии пограничных пунктов  пропуска и автомобильных дорог на подходах к пунктам пропуска;

 

Программа развития транзитных перевозок грузов и пассажиров железнодорожным  и автомобильным транспортом  через территорию Республики Беларусь до 2005 года, которая предусматривает  ряд мер по созданию условий, благоприятствующих увеличению транзитных перевозок через территорию республики.

 

В 2005 году правительством страны была принята «Комплексная программа  обеспечения эффективности транзитных возможностей Республики Беларусь на 2006-2010 годы», предусматривающая проведение эффективной транспортной политики, способствующей развитию приграничной инфраструктуры, совершенствованию таможенного законодательства и внедрению современных технологий.

 

В 2006 году был принят и  введен в действие Закон Республики Беларусь «О транспортно-экспедиционнной деятельности (от 13 июня 2006 г. № 124-З), определяющий правовые и организационные основы осуществления транспортно-экспедиционной деятельности в Республике Беларусь в целях создания условий для обеспечения потребностей экономики и населения в транспортно-экспедиционных услугах. Также в республике действуют Закон «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», Закон Республики Беларусь «Об основах транспортной деятельности», Закон Республики Беларусь «О перевозках опасных грузов», Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, Правила экспедирования грузов при смешанных перевозках, утвержденные приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, Указ «О защите национального рынка транспортно-экспедиционных услуг».

 

В республике разработаны  проекты по логистике, некоторые  из которых уже находятся на стадии внедрения. Так, на ПО «Беларуськалий» (г. Солигорск) разрабатывается и внедряется проект в части логистики и управления железнодорожным транспортом предприятия, разрабатывается проект по логистике сбыта для Целлюлозно-картонного комбината (г. Светлогорск). Данными проектами занимается «НИИЭВМсервис». Он же участвует в построении информационного хранилища данных о грузовых перевозках для Белорусской железной дороги. Министерством транспорта и коммуникаций Беларуси сейчас проводится разработка проекта Программы по созданию логистической терминальной системы обслуживания грузовладельцев.

 

Минтранс РБ отмечает положительный опыт некоторых отечественных  предприятий и организаций, в  частности Белорусской ассоциации международных экспедиторов, БАМАП, железной дороги.

 

В начале 1990-ых годов в  стране грузоперевозками занимались лишь несколько транспортных компаний с автопарком в 400 грузовиков. В 2001 году (даже с учетом резкого падения перевозок после кризиса 1998 г. в России) грузоперевозки в Беларуси стали целой индустрий, которая обеспечивала работой более 50 тыс. человек, располагая более 12 тыс. автомобилей.

 

Также необходимо отметить, что Беларусь планирует вступить в Европейскую ассоциацию логистики. В данный момент эксперты завершают  подготовку заявки нашей страны. В  случае вступления это будет уже 32-е государство континента, получившее доступ к единой системе грузопотоков, а специалисты по логистике смогут активнее обмениваться опытом. Одно из требований по вступлению в ассоциацию - наличие учебной базы для подготовки будущих логистов. При участии специалистов из Италии (к слову, страна уже принята в Итальянскую ассоциацию логистики) в Беларуси постоянно проходят семинары для действующих сотрудников отрасли. А в следующем учебном году в экономическом университете открывается новая специальность.[9]

 

2. Транспортная логистика на РУПП «Ольса»

 

2.1 Характеристика РУПП  «Ольса» 

 

Республиканское унитарное  производственное предприятие «Ольса»  образовано в 1932 году. По технико-экономическим  параметрам «Ольса» представляет собой  металлообрабатывающее предприятие  среднего размера, выпускающее серийную и мелкосерийную продукцию.

 

РУПП «Ольса» ориентировано  на выпуск товаров мебельной группы, включающей складные и стационарные металлические кровати, мебель в  наборах (гостиные, террасные, кухонные), широкий ассортимент товаров для организации отдыха и кемпинга, мебель для учебных и медицинских учреждений. По своим параметрам продукция основана на использовании гнутых труб и других металлических профилей в сочетании с «мягким» покрытием или без него.

 

РУПП «Ольса» является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правом юридического лица, пользуется правами и выполняет обязанности, предоставленные ему Законом Республики Беларусь «О предприятиях Республики Беларусь». Зарегистрировано 07.08.2000 г. в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 700049597.

 

Осуществляет свою деятельность на всей территории Республики Беларусь, в странах СНГ и других государств. По типу сложности изготовления продукции  предприятие относится ко второй группе.

 

Основными направлениями  деятельности РУПП «Ольса» являются производство и реализация товаров  народного потребления, промышленной продукции, технологической оснастки, инструмента, а так же осуществление  розничной и оптовой торговли продовольственными и непродовольственными товарами.

 

Основными целями деятельности РУПП «Ольса» являются: получение  прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и собственника имущества.

 

За 2009 год предприятием была получена чистая прибыль в размере 2653 млн. р., в то время как за 2008 год прибыль составляла всего 127 млн. р. (Приложение А ).

 

По состоянию на 01.01.2010г. в соответствии с инструкцией  по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью  субъектов предпринимательской деятельности, утвержденной постановлениями Министерства финансов, Министерства экономики, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 27 апреля 2007г.№ 69/76/52 РУПП "Ольса" имеет неустойчивую платежеспособность.

 

Структура себестоимости продукции РУПП «Ольса» за 2009 год отражена в Таблице 1.

 

Таблица 1 - Структура  себестоимости продукции РУПП «Ольса»  за 2009 год В миллионах рублей

Показатели  

2009 год 

 

1 Материалы  

11605

 

2 Электроэнергия  

544

 

3 Основная заработная плата производственных рабочих  

1821

 

4 Дополнительная заработная  платы производственных рабочих   

219

 

5 Налоги, отчисления в  бюджет и во внебюджетные фонды,  отчисления местным органам власти   

717

 

6 Общепроизводственные  расходы  

2785

 

7 Общехозяйственные расходы  

2650

 

8 Потеря от брака   

25

 

9 Транспортные расходы   

244

 

10 Коммерческие расходы   

137

 

11 Производственная себестоимость   

20747

 

В том числе по элементам  затрат:

 

1 Сырье, основные и  вспомогательные материалы   

 

11908

 

Показатели  

2009 год 

 

2 Покупные изделия,  полуфабрикаты, работы и услуги  производственного характера  

262

 

3 Топливо  

194

 

4 Энергия  

680

 

5 Расходы на оплату  труда  

4829

 

6 Отчисления на соц.  страхование  

1685

 

7 Амортизация  

558

 

8 Прочие расходы  

631

 

 

Организационная структура  управления предприятия представлена на рисунке 2.

 

Работа с поставщиками ведется в зависимости от уровня цен и качества сырья и материалов. Основными поставщиками сырья и  материалов на предприятие являются ОАО «Белметалл» г.Минск, ООО « ММЗ « г.Могилев, ИЧПУП «Данги Профил Компани» г.Гомель , ООО «Интерфом-СпБ» п.Войсково, Ленинградской обл., РУП «Гомельхимторг» г.Гомель, «Белорусский металлургический завод» г. Жлобин, УП «НАМАС-М» г.Минск, ЧТПУП «Интерсталь» г. Минск, ОАО «Светлогорск Химволокно», ООО «Ливком» г.Челябинск, ОАО»Борский трубный завод» г.Бор.

 

Основными потребителями  продукции являются:

 

1. На внутреннем рынке  предприятия оптово-розничной торговой  сети (Универмаг «Беларусь» г.  Минск, УП ТД «Мебель» г. Гродно, «Витебский универмаг» г. Витебск», ОАО «ТД Универсал-Маркет» г. Брест, ОАО «ГУМ Минск» г. Минск, ОАО «ЦУМ Минск», ЗАО «Интер-Партер» г.Минск, ООО «ОМА» г.Минск, ООО «Юнайтед- Компании» г.Минск, ОРБ «Мебель» ГКОРУП «Облторгсоюз» г.Гомель, УКТПП «Полоцкстройматериалы» г.Полоцк);

 

2. За пределами Республики  Беларусь крупные оптовые покупатели, прочие оптовые торговые организации  ( ИП Осадинов А.В. г.Королев,  ООО»Промсбытком» г.Москва, ООО»Декарт»  г.Москва, ИП Цыганкова г.Можайск,  ООО «САПУ-ГРУПП» г.Москва, ООО «Кемпинг» г.Санкт-Петербург, ООО «АВ-Сервис» г.Киев).

 

РУПП «Ольса» занимает одно из лидирующих положений как  на внутреннем рынке так и на рынке  СНГ, поэтому одной из основных задач  является сохранение и укрепление существующих позиций на рынке кемпинговой мебели в странах СНГ.

 

Предприятием ведётся  работа по продвижению товара на рынок  ЕС, включающая в себя приведение в  соответствие с евростандартами  по всем параметрам: от внешнего вида продукции  до её упаковки.[8]

 

2.2 Особенности транспортной логистики предприятия

 

Стремясь повысить эффективность  своей работы, предприятия всегда пытались контролировать технологические  стадии, которые предшествуют основному  производству или следуют за ним. Транспортная логистика – это  управление транспортировкой грузов, т.е. изменением местоположения материальных ценностей с использованием транспортных средств. Внутренняя транспортная логистика занимается внутрипроизводственными перевозками, а внешняя транспортная логистика занимается снабжением предприятий и сбытом их продукции.

 

РУПП «Ольса» в ходе своей хозяйственно-производственной деятельности постоянно сталкивается с необходимостью определения наиболее рационального способа доставки своей продукции потребителям. Это  связано, во-первых, с широким перечнем потребителей продукции, в т.ч. и в ближнем зарубежье (Москва, Можайск, Санкт-Петербург, Киев и т.п.). Во-вторых, с постоянно обновляющимся их перечнем.

Информация о работе Транспортная логистика