Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2012 в 14:44, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ и синтез оборотных средств(ОС), вложенных в материальные запасы на предприятии с помощью современных логистических методов.
Задачами данной работы являются:
- изучение понятия запасы;
- краткое описание принципов логистики управления запасами;
- описание основных понятий об оборотных средствах ;
-рассмотрение логистического подхода к управлению оборотными средствами;
- приведение расчетов показателей материальных, временных и финансовых нормативов, в соответствии с исходными данными;
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Управление запасами в логистической системе…………………….6
1.1 Теоретические аспекты функционирования логистической системы управления запасами промышленного предприятия…………………………….. 6
1.2. Типы запасов и критерий их оптимизации………………………………….8
1.3. Системы управления запасами……………………………………………...10
1.4. Выводы по результатам анализа области исследования………………….13
Глава 2. Понятие оборотные средства и оптимизация величины запасов материальных ресурсов предприятия…………………………..……………...15
2.1.Состав, классификация оборотных средств и источники их формирования…………………………………………………………………………...………15
2.2.Определение потребности предприятия в оборотных средствах (нормирование оборотных средств)…………………………………………………….……18
2.3. Показатели эффективности использования оборотных средств………….23
2.4. Влияние управления оборотными средствами на конечные результаты хозяйственной деятельности предприятия……………………………………….…26
2.5. Выводы по результатам исследования……………………………………..27
Глава 3. Расчеты объемов материально-технических запасов в звеньях логистической цепи предприятия и объемы финансовых вложений в оборотные средства в соответствии с исходными данными…………………..…… 29
3.1.Расчет норматива оборотных средств (ОС) предприятия в текущем запасе МТ ресурсов………………………………………………………………..……….29
3.2. Расчет норматива ОС предприятия в страховом запасе материалов на складе………………………………………………………………………..………33
3.3. Расчет норматива ОС предприятия в транспортном запасе материалов на складе……………………………………………………………………..…………34 3.4. Расчет норматива ОС предприятия в запасе материалов на стадии разгрузки, приемки, складирования, подготовки к производству………………36
3.5. Расчет норматива ОС в производственных запасах материалов на складах предприятия………………………………………………………………………...37
3.6. Расчет норматива ОС в незавершенном производстве на складах предприятия …………………………………………………………………………...…….38
3.7. Расчет норматива ОС на запасные части и инструмент для ремонта оборудования и транспортных средств……………………………………….………...43
3.8. Расчет норматива ОС на малоценный инструмент и быстроизнашивающиеся предметы……………………………………………….45
3.9. Расчет норматива ОС на спецодежду………………………………………...47
3.10. Расчет норматива ОС в расходах будущего периода………………………49
3.11. Расчет норматива ОС в готовой продукции………………………………..50
3.12. Определение совокупного норматива ОС предприятия…………………...52
3.13. Выводы по полученным результатам……………………………………….53
Заключение………………………………………………………………………...54
Список использованной литературы и источников…………………
Рис. 1.1. Границы логистической системы предприятия.
При реализации очевидных преимуществ логистического подхода к управлению предприятием на современном этапе развития российских предприятий, его внедрению препятствует наличие определенных проблем, одним из которых является отсутствие методик формирования логистических систем, какие бы характеризовались относительной простотой и высокой адаптивностью к действиям внешней и внутренней среды.
Одним из наиболее важных факторов эффективности логистических систем являются материальные запасы, которым не уделяется необходимое внимание, что свидетельствует об отсутствии единственного определения сущности запасов как экономической категории. Как свидетельствует анализ публикаций по этой проблеме, работа в отрасли моделирования управления запасами материальных ресурсов находится на стадии теоретических исследований, хотя ее практическая значимость бесспорна.
Запасы как экономическая категория играют важную роль в сфере производства и обращения продукции. Исследованию экономической сущности запасов посвященные труды отечественных и зарубежных авторов.
Запасы выполняют несколько важных функций, которые способствуют повышению гибкости в управлении предприятием: нагромождение; защита от инфляции; управление расходами с помощью использования дисконта, что зависит от объема заказа.
Запас – главный элемент экономической системы, который сглаживает неравномерность производства, обмена, деления и потребления материальных благ.
В производственной логистике большая роль принадлежит процессам своевременного снабжения производства всеми необходимыми материалами, заготовками, полуфабрикатами, комплектующими изделиями. Заграничными специалистами разработано и внедрено в практику несколько систем управления этими процессами: 1) МRP (Materials Requirements Planing) - планирование потребности в материалах - система планирования производственных ресурсов; 2) “KANBAN” - метод, что обеспечивает оперативную регуляцию количества проведенной продукции на каждой стадии поточного производства; 3) “Just-in-time”; 4) ОPT - (Optimized Production Technologies) - оптимизированные производственные технологии; 5) DRP (Distribution Requirements Planing) - система управления и планирования деления продукции.
На основании исследований зарубежного и отечественного опытов разработки, внедрения и эксплуатации разных систем управления производственными запасами утверждается, что формирование таких систем происходит лишь относительно некоторых типов организации производства: массовое, крупносерийное, серийное производство продукции. Однако на это время не существует окончательно сформированной системы управления производственными запасами, которая бы одинаково подходила для всех типов организации производства.
Важным направлением совершенствования процесса формирования запасов и повышения эффективности управления ими в условиях реформирования экономической системы является определение оптимального размера запасов.
Контроль за запасами необходимо осуществлять в соответствии со следующими принципами: 1) завозить материалы необходимо лишь те, что используются в производстве; 2) размер запаса каждого вида сырья и материалов устанавливать с учетом среднего производственного запаса, который содержит текущую потребность, подготовительный и гарантийный запасы; 3) хранение запасов организовывать по современным ресурсосберегающим технологиям; 4) запасы должны подлежать полному учету, маркировке; 5) установить единственный принцип отпуска сырья и материалов в производство – за методом средних цен, LIFO, или FIFO.
1.2. Типы запасов и критерий их оптимизации
Запасы служат для того, чтобы ослабить непроизводственные зависимости между поставщиком, производителем и потребителем. Наличие запасов позволяет обеспечить производство сырьем, поставляемым оптимальными по размеру партиями, а также производить переработку сырья в готовую продукцию партиями оптимального размера. Запасы сырья ослабляют зависимость поставщика сырья от производителя продукции, запасы готовой продукции ослабляют зависимость производителя этой продукции от потребителя, а запасы полуфабрикатов, находящихся в процессе производства, снижают зависимость друг от друга отдельных цехов. На предприятиях, где производство построено таким образом, что материалы обрабатываются отдельными партиями, необходимо наличие межцехового буферного запаса полуфабрикатов.
Типы запасов:
Буферный запас организуется между поставщиком и потребителем. Он используется для компенсации издержек, связанных с движением материалов; для ослабления зависимости потребителя от поставщика; для обеспечения возможности закупки продукции, а также ее производства партиями оптимального размера.
Запасы готовой продукции служат следующим целям: обеспечению производства продукции партиями оптимального размера; удовлетворению ожидаемого спроса; компенсации отклонений фактического спроса от прогнозируемого (гарантийного) запаса.
Запасы для компенсации задержек связаны с продвижением материальных ресурсов. Обычно определение таких запасов не вызывает затруднений, если известно время задержки.
Запасы, необходимые для удовлетворения ожидаемого спроса, содержатся для того, чтобы покрыть прогнозируемый спрос. Поскольку величина и время спроса предполагаются известными, то определение таких запасов не вызывает особых затруднений.
Гарантийный запас служит для удовлетворения непредсказуемого увеличения спроса. Наличие этих запасов компенсирует отклонение фактического спроса от прогнозируемого.
Практически реализация концепции логистики связывается с оптимизацией совокупных запасов на фирмах и компаниях. Критерием оптимизации запасов служат издержки: по закупкам, по содержанию запасов, в результате отсутствия продукции и т.д.
Типы издержек:
Издержки по закупкам: издержки по оформлению заказа; издержки по оформлению договора о поставках и коммуникации с поставщиками; транспортные издержки, если стоимость транспортирования не входит в стоимость получаемого товара; издержки по складированию и получению заказа. Некоторые — фиксируются в заказе и не зависят от его объема, другие, — например, транспортные и складские издержки — находятся в прямой зависимости от величины заказа.
Издержки по содержанию запаса определяются затратами на складское хранение продукции в течение известного времени и непосредственно зависят от объема складируемой продукции. Сюда относятся складские издержки и рентные платежи, если помещение арендуется, или текущие затраты по содержанию складов, принадлежащих производственной единице. К данному виду издержек относятся капитальные издержки, Страховые запасы поддерживаются как защита от потерь запасов на случай пожара и краж. Страховые запасы облагаются налогами по состоянию на день оценки. Этот уровень не всегда отражает действительное содержание запасов. К этой же группе относят потери от разрушения и порчи запасов.
Потери в результате отсутствия продукции несет изготовитель в том случае, если он не может удовлетворить спонтанно возникший спрос из-за отсутствия продукции на складе. Эти потери могут быть двух видов:
Стоимость потерянных продаж, когда заказчик передает свой заказ другому изготовителю. В данном случае издержки определяются как потери прибыли от предполагаемых затрат;
Заказчик ожидает выполнения заказа. Продажи не потеряны, а отложены. Однако ожидание может создать дополнительные затраты на оформление заказа, транспортные и складские расходы, когда заказ не может быть выполнен через обычные каналы распределения. Определить эти издержки не составляет труда.
1.3. Системы управления запасами
При управлении запасами любого товара следует ответить на два вопроса: когда пополнять запас и каков должен быть размер заказа на пополнение. Проанализируем ответы на эти вопросы для различных обстоятельств. По существу каждое решение, принимаемое при управлении запасами всякой организацией вне зависимости от сложности системы снабжения, так или иначе связано с вопросами о том, сколько заказывать и когда заказывать. Для решения этих вопросов существуют определенные системы управления запасами:
• с фиксированным размером заказа;
• с фиксированным интервалом между заказами (с постоянным уровнем запаса).
Остальные системы представляют собой разновидности этих двух систем.
Рассмотрим подробно систему с фиксированным размером запаса, которая проста и является своего рода классической. В этой системе размер заказа является постоянной величиной, И повторный заказ подается при уменьшении наличных запасов до определенного критического уровня. Нормальное функционирование системы изображено на рис. 1.2.
.
------------- Максимальный желательный запас, шт.
_________ Пороговый уровень запаса, шт.
_________ Гарантийный (страховой) запас, шт.
tn – время поставки, дней; О – точка заказа
Рис. 1.2. Вид графической модели работы системы управления запасами с фиксированным размером заказа без сбоев в поставках.
Потребление относительно равномерно, но скорость его разная в разные периоды, именно поэтому размер запаса на момент доставки второго заказа опустился несколько ниже порогового уровня. В этом случае (а также в других, см. ниже) поддерживает систему в бездефицитном состоянии гарантийный запас. В целом, как видно из рис. 2, при отсутствии сбоев в поставках поступление заказа происходит в тот момент, когда размер запаса достигает гарантийного уровня (или находится вблизи него). Если размер заказа является оптимальным (как в данном случае), запас пополняется до максимального желательного уровня.
В случае единичного сбоя поставки, при котором задержка поставки не более максимально допустимой, происходит расходование гарантийного (страхового) запаса. При этом возможна ситуация, когда первый поступивший заказ пополняет запас до уровня меньше порогового. Этим объясняется введение в систему дополнительного условия: в том случае, если поступивший заказ пополняет систему до уровня менее порогового, то в день его поступления производится новый заказ Функционирование системы при наличии единичного сбоя в поставках изображено рис. 1.3.
------------- Максимальный желательный запас, шт.
_________ Пороговый уровень запаса, шт.
_________ Гарантийный (страховой) запас, шт.
tn – время поставки, дней; tзn – время задержки поставки , дней ; О – точка заказа
Рис. 1.3. Вид графической модели работы системы управления запасами с фиксированным размером заказа с одной задержкой в поставках.
При неоднократных задержках поставок, а также при превышении максимально допустимого времени задержки поставки, система с фиксированным размером заказа может перейти в дефицитное состояние.
Для исправления ситуации необходимо единоразовое увеличение объема поставки, что позволит пополнить запас до максимального желательного уровня. Если же сбои носят систематический характер, необходимо пересмотреть расчетные параметры системы (время поставки, возможную задержку, уровень гарантийного запаса).
Однако при других исходных данных система может работать более стабильно.
Оптимальный размер заказа можно определить согласно формуле Уилсона (Wilson):
где Q – оптимальный размер заказа, шт.;
А – затраты на поставку единицы заказываемого продукта, руб.;
S – потребность в заказываемом продукте за определенный период, шт.;
W – затраты на хранение единицы запаса, руб./шт.
Теперь рассмотрим систему заказов с фиксированным интервалом времени между заказами (с фиксированным уровнем запасов). Заказ производится через фиксированные промежутки времени. Размер заказа при этом определяется таким образом, чтобы поступивший заказ пополнил запас до максимального желательного уровня. Предположим, что начальный объем запаса соответствует максимальному желательному запасу.
Единовременный сбой в поставках приводит к использованию гарантийного запаса. Следовательно, поступивший после этою заказ пополнит запас до уровня меньше максимального желательного, что необходимо учесть при расчете размера следующего заказа.
При наличии неоднократных сбоев поставок, если задержка поставки не превышает максимально допустимую величину, система с фиксированным интервалом времени между заказами будет всегда оставаться в бездефицитном состоянии, поскольку в этом случае (при дополнительном условии отсутствия сбоев в потреблении) размер каждого последующего заказа пересчитывается таким образом, чтобы пополнить систему до максимального желательного уровня.
Эффективный интервал времени между заказами, являющийся исходным параметром данной модели, предлагается, исходя из оптимального размера заказа.
Интервал времени между заказами I, дни, можно рассчитать по следующей формуле:
I = N · Q / S, (1.2)
где N – число рабочих дней в периоде, дн.;
Q – оптимальный размер заказа, шт.;
S – потребность, шт.
Выбор той или иной системы зависит от следующих обстоятельств: