Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 07:53, курсовая работа
Цели и задачи курсовой работы:
Определить основные виды современных библиотечных услуг и продуктов, дать их понятия.
Изучить условия и перспективы развития современных библиотечных продуктов и услуг;
Объектом курсовой работы является продукты и услуги отечественных общедоступных библиотек.
Предмет исследования составляет изучение теоретических, и организационных аспектов информационного обслуживания общедоступных библиотек.
Введение
Общие положения библиотеки, в чьи задачи входит обеспечение доступа к качественной, объективной и актуальной информации по всем областям знаний, признаются не только одним из ключевых инструментов построения информационного общества, но и одним из его базовых элементов. Современные общедоступные библиотеки являются центрами информации, дополнительного и инновационного образования, широкого культурного и межличностного общения, обеспечивают доступ к информации на разных носителях, способствуют приобретению новых знаний. Основу библиотечной деятельности составляет предоставление пользователям библиотек и другим заинтересованным лицам библиотечно-информационных услуг, в процессе потребления которых окончательно проявляется их качество и эффективность. Библиотечно-информационные услуги, удовлетворяя потребности пользователей в информации, образовании и культуре, становятся каналом социальной коммуникации и как средство информационного сервиса способствуют повышению человеческого потенциала, а также созданию дополнительного общественного продукта, продвижению идей развития общества.
Предоставляя конкретные услуги пользователей, библиотека не только должна соответствовать существующим информационным потребностям общества, но и, будучи социокультурным институтом общества, участвовать в формировании этих потребностей. При этом как живая и динамично развивающаяся структура библиотека способна заполнить собою едва ли не любую социальную нишу. Развитие телекоммуникационных технологий в библиотечной сфере существенно расширило границы обслуживания пользователей, предоставив возможности доступа к значительному количеству территориально удаленных ресурсов, использование которых в традиционной среде нередко затруднено, таким как полные тексты книг и периодических изданий, электронные публикации (не имеющие печатных аналогов), фактографические, адресные, справочные базы данных, новостная, реферативная и библиографическая информация, каталоги библиотек и издательств, изображения и т.д. Однако некоторые параметры, прежде всего, относящиеся к данным об электронных ресурсах и услугах и не одинаково характеризующие в настоящее время деятельность библиотек в силу различных причин, могут быть определены в качестве цели, к которой необходимо стремиться, т.к. каждой библиотеке приходится культивировать позитивный подход к своей «непохожести» (брэнду) как движущей силе изменений и развития. [25,с.6]
Цели и задачи курсовой работы:
Объектом курсовой работы является продукты и услуги отечественных общедоступных библиотек.
Предмет исследования составляет изучение теоретических, и организационных аспектов информационного обслуживания общедоступных библиотек.
Структура курсовой работы состоит из введения, с трех глав, заключения, приложения и списка литературы.
Глава 1. Информационные продукты и услуги. Понятия, виды.
Об информации и ее продуктах
написано немало научных работ.
Однако до сих пор не
Библиотека является одним из производителей информационных продуктов и услуг, основным и исторически первоначальным информационным институтом, обеспечивающим общественное использование социально значимой документной информации. За свою многовековую историю библиотека выработала собственные формы и методы удовлетворения информационных запросов пользователей.
Само понятие «библиотечная услуга» привлекло внимание отечественных библиотековедов в конце 70-х годов XX века, понятие «библиотечный продукт» вошло в научный оборот десятилетием позже. Несмотря на продолжительное бытование названных понятий в профессиональной среде, специалистами не удается добиться согласия в их толковании.
Весьма распространено полное отражение понятий «библиотечный продукт» и «библиотечная услуга», либо различение их на уровне материализованных (продукты) и нематериализованных (услуги) результатов библиотечной деятельности.
Основным результатом деятельности библиотек является создаваемая ими информационная продукция. В межгосударственном стандарте ГОСТ 7.0-99. «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения» это понятие определено следующим образом:
«Информационная продукция» - это документы, информационные массивы, базы данных и информационные услуги, являющийся результатом функционирования информационных систем.
Информационная продукция может быть представлена в материальной, вещевой форме и тогда для ее обозначения используется термин информационный продукт или информационный товар. В качестве информационных продуктов могут выступать аналитические обзоры, библиографические указатели и т.д.
В состав информационной продукции
помимо продуктов входят также и информационные
услуги, не имеющие вещной формы (материального
носителя). В качестве примеров можно привести
устные справки, консультации библиографа,
поиск в Интернете и др.
Существует большое разнообразие трактовки
термина «информационные услуги»:
• информационные услуги – предоставление
информации определенного вида потребителю
по его запросу ;
• информационные услуги – услуги, ориентированные
на удовлетворение информационных потребностей
пользователей путем предоставления информационных
продуктов;
• информационные услуги в сфере научно-информационной
деятельности – работа по выполнению
определенного технологического процесса
и доведение полученного конечного результата
до потребителя с целью удовлетворения
его потребностей.
Как
правило, результатом оказания информационной
услуги является предоставление потребителю
информационного продукта (15).
При оказании услуги подготовка новой
информации или смысловая переработка
имеющейся, как правило, не предусматриваются.
Информационная услуга, в отличие от продукта,
имеет ряд специфических свойств.
• неосязаемость (вербальная,
визуальная, виртуальная) природа отдельных
услуг (удаленный доступ к информационным
ресурсам, презентация программного продукта,
читательская конференция, рекламное
радиообъявление);
• невозможность хранения без дополнительных
затрат на фиксацию информации;
• неотделимость некоторых услуг от производителя
(устная справка, консультация, лекция).
В таких услугах производство и потребление
вступают как единый в пространстве и
времени процесс;
• жесткая зависимость качества от характеристики
исходного «сырья» (информационный поиск,
копирование, редактирование рукописи,
просмотре видеофильма);
• изменчивость качества в зависимости
от квалификации исполнителя услуги (беседа,
учебное занятие, синхронный перевод).
Границы между информационными продуктами
и услугами не являются абсолютными, непреодолимыми.
Один и тот же продукт может служить основанием
для реализации целого спектра услуг.
Так, первичный документ может быть выдан
пользователю библиотеки на абонементе,
в читальном зале, скопирован, представлен
на выставке, использован для проведения
презентации, читательской конференции
и т. п. (3, с. 39).
В отечественном библиотековедении содержательную интерпретацию термина «библиотечная услуга» пытались дать Ю.П. Столяров, А.С. Арзуханов, Л.В. Камушкина, М.Я.Дворкина, С.А. Басов. Следует отметить отсутствие единства в трактовке этого термина, что характерно не только для библиотековедения. Имеют место также различные взгляды на сущность сферы услуг, характер труда в этой сфере, роли ее в народном хозяйстве.
Информационный продукт есть результат создания или семантической переработки информации в документированной форме, допускающей многократное использование продукта в процессе удовлетворения информационных потребностей.
Информационная продукция разнообразна по содержанию, форме, способам фиксации на различных носителях информации (бумажном, машиночитаемом, пленочном и др.) статья, полнотекстовая база данных (БД), компакт-диск, фотодокумент, видеофильм, программный продукт, рекламные объявления и др. Аналитические (справочники, обзоры, переводы, тематические подборки). Вторичную (библиографическую) информацию содержит информационные продукты в фирме каталогов, библиографических баз данных, указателей, списков литературы, отдельных библиографических записей.
Информационная услуга – предоставление пользователю информационных продуктов (ранее подготовленной информации) в соответствии с ранее поступившим запросом или выявленной информационной потребностью.
При производстве информационных продуктов внимание исполнителя сосредоточено главным образом на процессах сбора и обработки исходной информации, организации информационных массивов, а также обеспечения сохранности промежуточных и конечного результатов.
Потребительские свойства информационных продуктов и услуг. Специфика каждого отдельно взятого информационного продукта или услуги определяется его потребительскими свойствами. Потребительские свойства информационных продуктов и услуг – это способность удовлетворять конкретные запросы пользователей. Потребительские свойства информации могут изменяться во времени, но не «изнашиваются» и не амортизируются, а сама информация не расходуется и не исчезает по мере ее потребления. Номенклатура эксплуатационных свойств документа определена ГОСТ 7. 48-2002 «Консервация документов. Основные термины и определения». Таким образом, при моделировании потребительских свойств информационных продуктов должны быть учтены потребительские свойства информации и документов (45).
Фасетный метод позволяет определить видовую принадлежность конкретного продукта, услуги по любому количеству признаков, существенных для конкретной ситуации (исследовательской, учебной, производственной, сервисной).
Основу другого варианта многоаспектной классификации ИПУ, разработанной В. В. Брежневой и В. А. Минкиной (13) составляют следующие фасеты:
•характер предоставляемых сведений;
•ресурсная база;
•особенности поиска информации и критерии ее отбора;
•основания для осуществления обслуживания;
•место и способ представления информации.
Фасетный метод может быть положен в основу многоаспектной характеристики реального ассортимента НПУ (конкретно информационной службы или сектора информационного рынка).
Различные варианты и формы предоставления научно обоснованных классификаций ИПУ (в виде иерархического ряда, матрицы, дескрипторной статьи) могут быть востребованы в ходе проведения библиотековедческих исследований для анализа практической деятельности, организации профессионального обучения и повышения квалификации библиотечного персонала в процессе разработки словарей предметных рубрик, рекламных проспектов и буклетов информационных продуктов и услуг библиотек.
Тенденции развития ассортимента информационных продуктов и услуг. Наблюдается тенденция специализации объектов данных по отдельным отраслям и проблемам. Постепенно поиск информации в удаленных БД становится основным видом информационных услуг. Среди фирм, обеспечивающих (14). доступ в БД, наметилась специализация в ходе которой выделились: «Информационные супермаркеты – службы предоставляющие доступ к большому количеству разнообразных по тематике БД (ДІАLOG); специализированные службы, ориентированные на конкретные группы пользователей по профессиональным и иным интересам (LEXIS, NEXIS); службы библиотечной ориентации, имеющие доступ к электронным каталогам, видеотекстовые службы (Viewtron); службы выявляющие функции телекоммуникационного шлюза к разным информационно-поисковым системам и БД (Easement, Internet).
В группу потребительский свойств могут быть включены следующие характеристики информационных продуктов и услуг:
•адресность информации;
•оперативность представляемой информации;
•временные затраты на подготовку и исследование информационного сообщения;
•возможность многоаспектного поиска информаций;
•надежность представленных данных;
•многоаспектность охвата темы, проблемы в пределах основной и сложных областей;
•знания и практическая деятельность;
•возможность машинной обработки и распространения информации;
•доступность;
•защищенность от несанкционированного доступа и воздействия;
•условия хранения и актуализации;
•эстетичность, современный дизайн, фирменный стиль и др.
Ее отличительные черты от аналогичных характеристик материальных объектов:
•ценность информации индивидуализирован.
•качество и количество информации не убывает по мере ее потребления;
Информация о работе Информационное обслуживание продукты и услуги библиотеки