Но связи с такими проблемами
читатели неравнодушны к проблемам библиотеки,
для большинства респондентов библиотеки
играют важную роль и как источник информации,
и как центр общения. Читатели, отмечая
недостатки в работе, все-таки с теплым
чувством отзываются о предоставлении
библиотечных услуг, о доброжелательном
отношении библиотекарей к читателям,
о профессионализме библиотекарей.
Исследование показало, что
без использования в библиотеке новых
технологий не может идти речь об оперативном,
полном и качественном удовлетворении
информационных потребностей населения.
Библиотека должна постоянно развиваться
и совершенствоваться. Пользователю нужны
современные технически оснащенные библиотеки.
Полученные данные об ожиданиях
пользователей помогут библиотекам гораздо
продуктивнее выстраивать взаимоотношения
с читателями, определить, куда двигаться
дальше на пути внедрения новых информационных
технологий и услуг.
Итоги исследования подтверждают,
что в библиотеке необходимо заострить
внимание на решении следующих задач:
• необходимость создания в
ЦБС перспективной программы развития
библиотек, где будут учтены и предложения
респондентов;
• комплектование фондов; обновление
книжного фонда и периодики;
• улучшение материально-технической
базы библиотек;
• внедрение новых технологий
во все сферы деятельности;
• обратить внимание на более
широкую качественную рекламу библиотечных
услуг, работы клубов, справочного аппарата
библиотек.
По данным проведенного исследования,
большинство респондентов предпочитает
пользоваться ресурсами интернета, а не
посещать библиотеки. Для успешной адаптации
библиотек к принципиально новым условиям
работы в необычной социальной и экономической
среде необходимы изменения подходов
к функционированию библиотек, разработка
новой модели их развития и определение
приоритетов, разработка концепции управления
библиотекой с использованием элементов
маркетинга.
Таким образом, при системном
применении метода маркетинговых исследований
с целью учета предпочтений потребителей
и корректировании перечня и содержания
основных и дополнительных услуг МБУК
«Центральная библиотечная система Пий-Хемского
кожууна г. Турана» сможет повысить спрос
на услуги и привлечь новых читателей.
Список использованной
литературы
- Алешин, Л. Переход в "цифровую эру"что нас там ожидает? Государство. Библиотеки. Общество. В порядке обсуждения
/Л. Алешин // Библиотека. - 2014. - № 5. - С. 6-9
- Ахмадова Ю.А. Новый подход к исследованию качества предоставляемых библиотеками информационных продуктов и услуг // Библиотековедение. - 2006. - № 6. - С. 42-48.
- Ахмадова Ю. А. Основные положения МС ИСО серии 9000 и качество информационной продукции и услуг, предоставляемых современными библиотеками // Независимый библ. адвокат. - 2006. - № 6. - С. 83-91.
- 3.Ахмадова, Ю. А. Система менеджмента качества библиотеки : учеб.-практ. пособие / Ю. А. Ахмадова. - СПб. : Профессия, 2007. - 260 с.
- Баженов С. Р., Автоматизированная
система межбиблиотечного абонемента
и доставки документов под ИРБИС. Новые
результаты. С. Р. Баженов, Р. М. Паршиков(Вестник Ассоциации ЭБНИТ. Выпуск 13) // Науч.техн. б-ки. - 2012. - № 11. - С. 77-81.
- Бахтурина, Т.А. Знак информационной продукции / А.Т.Бахтурина //Науч.техн.б-ки. 20013.-№9.-С.36-41.
- Березина Н.Е. Российская государственная
библиотека как производитель информационно-библиотечных
продуктов и услуг: традиции и современность // Библиотеки и просвещение в области прав потребителей: Материалы Всерос. науч.-практ. семинара: [ 22 нояб. 2005 г., Москва] / Сост.: Тихомирова И.В.- Москва: 2006. - С. 84-89.
- Библиотека в электронной среде:
рецепты продвинутого пользователя. научно-практическое пособие. [сост. Л. В. Новинская - Москва : ЛИБЕРЕЯ-БИБИНФОРМ- 2011 - 191 с.(Библиотекарь и время. XXI век. 100+100 выпусков. № 132)
- 4. Библиотечная услуга // Справочник библиотекаря / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкиной. – СПб, 2006. – С. 177-180.
- Библиотечное обслуживание
в изменившейся системе экономических отношений : сб. науч. тр. — Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 1995. — 151 с.
- Бондарь, И. Промоакции-инструмент продвижения услуг /И. Бондарь // Б-ка. - 2014. -№5. - С. 25-28.
- Брежнева, В. В. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий / А. В. Брежнева, В. А. Минкина. – 2-e изд. перераб. – СПб. : Профессия, 2008. – С.
- Брежнева, В. В. Информационное
обслуживание: сервисный подход / В. В.
Брежнева // Б-ведение.-2004.-№4.-С.27-31.
- Брежнева В. В. Номенклатура информационных продуктов и услуг библиотеки: к проблеме разработки // Библиотечное дело-2004: всеобщая доступность информации: : материалы 9-й междунар. науч. конф. М., 2004. – С. 163-164.
- Брежнева В. В. От библиотечно-библиографического обслуживания к информационному сервису // НТИ. — 2003. — № 6. — С. 18—23.
- Валевич, Е.А. Деятельность публичных библиотек по информационной социализации пользователей /Е.А. Валевич //Науч.техн.б-ки.-2013.-№8.-С.16-23. 5.Верхоланцева, Т. Ю.
- Виртуализация информационных
продуктов и услуг / Т. Верхоланцева // Независимый библиотечный адвокат. — 2012. — № 2. — С. 61-64.
- Волкова, Н. Славное направление- модернизация системы обслуживания. / Н. Волкова // Библиополе. – 2008.-№1.-С.12-13.
- Галимова Е. Я.,Библиотечный сервис. учебно-методическое пособие. Е. Я. Галимова - М. : Либерея-Бибинформ- 2006 - 142 с.(Библиотекарь и время. XXI век)
- Давыдова Н.Д. Справки: автоматизированное
обслуживание // Мир библиографии.: Науч.-практ. проф. изд. - 2000. - N 1. - С. 19 - 21.
- Ежегодная конференция Российской библиотечной ассоциации. Руководство для публичных
библиотек России по обслуживанию молодежи (Общие принципы деятельности библиотек) // Библиотека и закон. - 2012. - № 2 (33). - С. 51-77.
- Елисина Е.Ю., Жабко Е.Д. Интернет и обслуживание пользователей (О проекте « Регистр полнотекстовых и библиографических ресурсов Интернета для библиотек») // Библиотековедение. – 2002. – № 2. – С. 44–50.
- Жабко Е.Д, Поэкспериментируем
в чат-режиме // Библиотека. -2002. – № 6 – С. 33 – 35.
- Жабко Е.Д, Создание национального
электронного ресурса / Е.Д. Жабко //Библ.дъло.-2014.-№5.-С.6-10.
- Жабко Е.Д. Формирование ресурсной
базы онлайнового справочно-библиографического
обслуживания // Науч. и техн. б-ки. – 2000. – № 8. – С. 20–30.
- Игнатова, Е, Студент в мультимедийной
среде: коммуникативные сервисы для пользователей
/ Е. Игнатова //Б-ка.-2012.-№10.-С.14-18.
- Информационное обслуживание
в библиотеках: электронные библиографические ресурсы : : научно-методическое пособие / [Н. В. Абакшева и др.] ; Российская нац. б-ка, Российская библ. ассоц. .- Санкт-Петербург : Российская нац. б-ка , 2009 - 200 с.ил.,
- Информационные продукты и
услуги для пользователей / ГПНТБ России.
- М., 1995. - 28 с.
- Картышова Е.Н. Справочно-библиографическое обслуживание пользователей в форме устной справки: (из опыта работы Российской государственной библиотеки) // Вестн. Библ. Ассамблеи Евразии: Науч.-практ. журн. - 2005. - № 4. - С. 48-51.
- Качанова, Е. В команде реформаторов / Е.Качанова // Библиотека. - 2005. - №11. - С. 25-26.
- Качанова Е.Ю. Классификационный анализ в изучении и управлении инновационной деятельностью библиотек // НТБ. - 2002. - №10. - С. 5 - 24.
- Качественные показатели государственных
услуг (работ), оказываемых государственными
бюджетными учреждениями культуры Санкт-Петербурга
(библиотеками) (утв. Председателем Комитета
по культуре Санкт-Петербурга 18.12.2011 г.)
- Клюев, В.К., Абакумова Н.П. Ценообразование
и ценовой маркетинг в библиотеке/ В.К.
Клюев, Н.П. Абакумова. – М.:ФАИР-ПРЕСС, 1997. – 86 с.
- Колосов К. А. Решения Системы автоматизации
библиотек ИРБИС для региональных порталов
государственных и муниципальных услуг.
К. А. Колосов(Вестник Ассоциации ЭБНИТ. Выпуск
13) // Научные и технические библиотеки.
- 2012. - № 11. - С. 61-66.
- Конакова, А.К. LIBCOM-2012. Цифровые эмигранты из бумажной эры / А.К. Конакова // Совр. Б-ка.-2013.-№1.-С.46-53.
- Копочкина, И.П. Библиотечные услуги перезагрузка /И.П. Копочкина // Совр. Б-ка.-2012. - №6. - С.42-45.
- Коптяева М. В. Принципы менеджмента
качества современной библиотеки: процессный
подход // Науч. и техн. б-ки. - 2009. - № 12. - С. 27-36.
- Коскяла С. Платные услуги в библиотеках // Науч. и техн. б-ки.-1992.-Т.1.-С.5-8.
- Лесных, Л. Новое качество обслуживания
[новые подходы к обслуживанию]/ Л. Лесных . -Библиотека.-2007.-№6.-С.43.
- Логинов, Б. Приоритет – компьютерные
сети [наряду с другими информационными учреждениями библиотеки выполняют одну из важнейших задач обеспечения равного для всех доступа к информации]/ Б. Логинов // Библиотека.-2011.-№4.-С.14-15.
- Лоу Д. Библиотеки в цифровую эпоху: воплощая будущее. / Д. Лоу // Науч. и техн. б-ки. - 2012. - № 5. - С. 68-80.
- Лысанова, Л. Модельные – особая примета [справочно-информационное обслуживание населения] / Л. Лысанова // Библиополе. - 2011.-№9.-С.21-22.
- Матвеева И. Ю. Электронный сервис в библиотеке:
вопросы содержания и организации (Проблемы. Факты. Решения) // Библиография. - 2012. - № 6. - С. 17-22
- Мелентьева Ю. П., Публичные
центры правовой информации: новые возможности
библиотечного обслуживания. Ю. П. Мелентьева
- Москва : ГРАНД : Фаир-Пресс- 2004 - 86, [1] с.(Специальный издательский проект для библиотек. М-во культуры и массовых коммуникаций Рос. Федерации, Моск. гос. ун-т культуры и искусства, Библ.-информ. ин-т)
- Меньщикова С. П. Современные
критерии и показатели оценки качества
библиотечной деятельности: [практ. пособие]. - М. : Литера, 2009. - 107 с.
- Носова А. В. Документационная
составляющая системы менеджмента качества
в библиотеках: проблемы и перспективы
// Науч. и техн. б-ки. - 2012. - № 8. - С. 40-44.
- Осипова, И.П. Библиотечные услуги: современное состояние, проблемы, региональный опыт / Ирина Павловна Осипова // Библиотечное дело — ХХI век. — Вып. 2 (20). — 2010. — Вып. 2 (20). — С. 81-113.
- Подшийвалова, О. Служба Библиосервис [Текст]: [информационные потребности читателей]/ О. Подшийвалова // Библиотека. -2006. - №1.- С.58-59.
- Пилко, И.С. Информационные и библиотечные технологии : : учеб. пособие / И. С. Пилко .- Санкт-Петербург : Профессия , 2006 - 341, [1] с.ил., табл.;21 см. - (Серия : Библиотека / Кемеровский гос. ун-т культуры и искусств).
- Редькина Н. С. Качество онлайн-услуг. / Н. С. Редькина // Науч. и техн. б-ки. - 2014. - № 8. - С. 18-27.
- Руководство по системе управления
качеством информационно-библиотечного
обслуживания пользователей общедоступных
библиотек: совместная разработка ЦУНБ
им. Н.А. Некрасова, г. Москва и ЦГПБ им.
В.В. Маяковского, г. Санкт-Петербург.-Москва.-2012.-С.3-117.
- Рынок информационных услуг
и продуктов / И. И. Родионов, Р. С. Гиляревский, В. А. Цветкова, Г. 3. Залаев. — М. : МК-Периодика, 2002. – С.40.
- Сазанова, Е. Информационные потребности пользователей каковы они / Е. Сазанова // Библиотека .-2008.-№3.-С.15-16.
- Соловьева, О. Сколько стоят
услуги [выделение бюджетных средств под конкретные услуги с учетом их количества и качества] / О. Соловьева // Библиотека.-2006.-№10.-С.58-60.
- Стандарты по библиотечно-информационной
деятельности. [список действующих стандартов. Стандарты СИБИД. ГОСТы по информ. технологиям] - Санкт-Петербург : Профессия- 2003 - 575,[1] с.("Библиотека")
- Сукиасян Э. Р. Менеджмент качества в действии. Стали ли наши библиотеки лучше работать? // Науч. и техн. б-ки. - 2011. - № 6. - С. 19-27
- Суслова И.М. Менеджмент библиотечно-информационной
деятельности. учеб. для вузов культуры и искусств. И. М. Суслова, В. К. Клюев - СПб. : Профессия- 2009 - 600 с.(Библиотека)
- Тарачева, О.В. Библиотека ON-LINE: новые пути развития / О.В. Тарачева // Новая библиотека. - 2006. - Июнь. - С. 27-30.
- Шенина С. А. Внедрение новых технологий в обслуживание читателей: проблемы и преимущества // НТБ. — 2000. — № 2. — С. 75-80.
- Фесенко К. Как выбрать электронные
ресурсы и умело организовать их использование
// Библиотека. – 2002. – № 8. – С. 25–28.
- Цикухр, К. Библиотечные услуги в цифровом веке: о способах поиска и получении информации / К. Цикухр, Л.Райне, К Персил // Библ. дъло. - 2014-. - №5.-С.20-23.
- Эйнасто О. Чего библиотекарь ждет от читателя - к вопросу о качестве электронных услуг библиотеки // Школьная б-ка. - 2011. - № 6-7. - С. 78-82.
Приложение
Информационных продуктов
и услуг, предоставляемых библиотеками
и службами информации Ассортиментные
группы |
Виды информационных
продуктов и услуг |
Информационные продукты и
услуги, предоставляемые в результате
документального обслуживания |
Адресные справки
Предоставление во временное
пользование (на абонементе или в читальном
зале) документов из фонда
Предоставление в постоянное
пользование (скачивание) документов из
полнотекстовых БД
Электронная доставка документов;
МБА |
Информационные продукты и
услуги, предоставляемые в результате
библиографического обслуживания |
Устные справки:
• на уточнение библиографического
описания;
• тематические
Библиографические пособия
(указатели; списки литературы; БД):
• тематические и проблемно-тематические;
• новых поступлений;
• биобиблиографические, трудов
организаций страноведческие, краеведческие
Тематические подборки
Библиографические и реферативные
обзоры
Списки цитируемой литературы
ИРИ (Избирательное распределение информации)
|
Информационные продукты и
услуги, предоставляемые в результате
фактографи-ческого обслуживания
|
Фактографические справки
Фактографические БД, справочники,
досье (адресно-фирменные, биографические,
ценовые)
Бизнес-справки
Пресс-клиппинг (дайджесты:
новостные ленты (бегущая строка); персональные
газеты) |
Комплексные информа-ционные
мероприятия |
Выставки
Презентации
Ярмарки
Бизнес-семинары
Конференции
Круглые столы
Дни информации
Дни специалиста
Профессиональные клубы
Клубы по интересам |
Информационные продукты и
услуги, предоставляемые в результате
проведения информационных исследований
|
ДОР (дифференцированное обеспечение
руководства)
Тематические аналитические
обзоры
Отчеты о результатах библиографических
исследований (рубрикаторы перспективных
направлений; атласы (карты) фронта научных
исследований и т. д.)
Отчеты о маркетинговых исследованиях
|
Консультационные услуги
|
Обучение пользователей, консультации
по поиску в сетевых ресурсах (в том числе
в chat-режиме),
фонде и СПА
Подготовка информационной
продукции, облегчающей нави-гацию в сетевых
ресурсах, фонде и СПА (коллекции ссылок,
путеводители, листовки, закладки, плакаты,
указатели и т. д.) |
Сервисные услуги |
Ксерокопирование и сканирование
документов
Прием заказа по телефону, факсу,
электронной почте
Аренда компьютеров
Организация Интернет-кафе
Продажа канцелярских принадлежностей
|