Информационное обслуживание продукты и услуги библиотеки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 07:53, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи курсовой работы:
Определить основные виды современных библиотечных услуг и продуктов, дать их понятия.
Изучить условия и перспективы развития современных библиотечных продуктов и услуг;
Объектом курсовой работы является продукты и услуги отечественных общедоступных библиотек.
Предмет исследования составляет изучение теоретических, и организационных аспектов информационного обслуживания общедоступных библиотек.

Файлы: 1 файл

Информационное обслуживание продукты и услуги библиотеки диплом на проверку 2015.docx

— 485.83 Кб (Скачать файл)

Но связи с такими проблемами читатели неравнодушны к проблемам библиотеки, для большинства респондентов библиотеки играют важную роль и как источник информации, и как центр общения. Читатели, отмечая недостатки в работе, все-таки с теплым чувством отзываются о предоставлении библиотечных услуг, о доброжелательном отношении библиотекарей к читателям, о профессионализме библиотекарей.

Исследование показало, что без использования в библиотеке новых технологий не может идти речь об оперативном, полном и качественном удовлетворении информационных потребностей населения. Библиотека должна постоянно развиваться и совершенствоваться. Пользователю нужны современные технически оснащенные библиотеки.

Полученные данные об ожиданиях пользователей помогут библиотекам гораздо продуктивнее выстраивать взаимоотношения с читателями, определить, куда двигаться дальше на пути внедрения новых информационных технологий и услуг.

Итоги исследования подтверждают, что в библиотеке необходимо заострить внимание на решении следующих задач:

• необходимость создания в ЦБС перспективной программы развития библиотек, где будут учтены и предложения респондентов;

• комплектование фондов; обновление книжного фонда и периодики;

• улучшение материально-технической базы библиотек;

• внедрение новых технологий во все сферы деятельности;

• обратить внимание на более широкую качественную рекламу библиотечных услуг, работы клубов, справочного аппарата библиотек.

По данным проведенного исследования, большинство респондентов предпочитает пользоваться ресурсами интернета, а не посещать библиотеки. Для успешной адаптации библиотек к принципиально новым условиям работы в необычной социальной и экономической среде необходимы изменения подходов к функционированию библиотек, разработка новой модели их развития и определение приоритетов, разработка концепции управления библиотекой с использованием элементов маркетинга.

Таким образом, при системном применении метода маркетинговых исследований с целью учета предпочтений потребителей и корректировании перечня и содержания основных и дополнительных услуг МБУК  «Центральная библиотечная система Пий-Хемского кожууна г. Турана» сможет повысить спрос на услуги и привлечь новых читателей.

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Алешин, Л. Переход в "цифровую эру"что нас там ожидает? Государство. Библиотеки. Общество. В порядке обсуждения /Л. Алешин // Библиотека. - 2014. - № 5. - С. 6-9
  2. Ахмадова Ю.А. Новый подход к исследованию качества предоставляемых библиотеками информационных продуктов и услуг // Библиотековедение. - 2006. - № 6. - С. 42-48.
  3. Ахмадова Ю. А. Основные положения МС ИСО серии 9000 и качество информационной продукции и услуг, предоставляемых современными библиотеками // Независимый библ. адвокат. - 2006. - № 6. - С. 83-91.
  4. 3.Ахмадова, Ю. А. Система менеджмента качества библиотеки : учеб.-практ. пособие / Ю. А. Ахмадова. - СПб. : Профессия, 2007. - 260 с.
  5. Баженов С. Р., Автоматизированная система межбиблиотечного абонемента и доставки документов под ИРБИС. Новые результаты. С. Р. Баженов, Р. М. Паршиков(Вестник Ассоциации ЭБНИТ. Выпуск 13) // Науч.техн. б-ки. - 2012. - № 11. - С. 77-81.
  6. Бахтурина, Т.А. Знак информационной продукции / А.Т.Бахтурина //Науч.техн.б-ки. 20013.-№9.-С.36-41.
  7. Березина Н.Е. Российская государственная библиотека как производитель информационно-библиотечных продуктов и услуг: традиции и современность // Библиотеки и просвещение в области прав потребителей: Материалы Всерос. науч.-практ. семинара: [ 22 нояб. 2005 г., Москва] / Сост.: Тихомирова И.В.- Москва: 2006. - С. 84-89.
  8. Библиотека в электронной среде: рецепты продвинутого пользователя. научно-практическое пособие. [сост. Л. В. Новинская - Москва : ЛИБЕРЕЯ-БИБИНФОРМ- 2011 - 191 с.(Библиотекарь и время. XXI век. 100+100 выпусков. № 132)
  9. 4. Библиотечная услуга // Справочник библиотекаря / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкиной. – СПб, 2006. – С. 177-180.
  10. Библиотечное обслуживание в изменившейся системе экономических отношений : сб. науч. тр. — Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 1995. — 151 с.
  11. Бондарь, И. Промоакции-инструмент продвижения услуг /И. Бондарь // Б-ка. - 2014. -№5. - С. 25-28.
  12. Брежнева, В. В. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий / А. В. Брежнева, В. А. Минкина. – 2-e изд. перераб. – СПб. : Профессия, 2008. – С.
  13. Брежнева, В. В. Информационное обслуживание: сервисный подход / В. В. Брежнева // Б-ведение.-2004.-№4.-С.27-31.
  14. Брежнева В. В. Номенклатура информационных продуктов и услуг библиотеки: к проблеме разработки // Библиотечное дело-2004: всеобщая доступность информации: : материалы 9-й междунар. науч. конф. М., 2004. – С. 163-164.
  15.   Брежнева В. В. От библиотечно-библиографического обслуживания к информационному сервису // НТИ. — 2003. — № 6. — С. 18—23.
  16. Валевич, Е.А. Деятельность публичных библиотек по информационной социализации пользователей /Е.А. Валевич //Науч.техн.б-ки.-2013.-№8.-С.16-23. 5.Верхоланцева, Т. Ю.
  17. Виртуализация информационных продуктов и услуг / Т. Верхоланцева // Независимый библиотечный адвокат. — 2012. — № 2. — С. 61-64.
  18. Волкова, Н. Славное направление- модернизация системы обслуживания. / Н. Волкова // Библиополе. – 2008.-№1.-С.12-13.
  19. Галимова Е. Я.,Библиотечный сервис. учебно-методическое пособие. Е. Я. Галимова - М. : Либерея-Бибинформ- 2006 - 142 с.(Библиотекарь и время. XXI век)
  20. Давыдова Н.Д. Справки: автоматизированное обслуживание // Мир библиографии.: Науч.-практ. проф. изд. - 2000. - N 1. - С. 19 - 21.
  21. Ежегодная конференция Российской библиотечной ассоциации. Руководство для публичных библиотек России по обслуживанию молодежи (Общие принципы деятельности библиотек) // Библиотека и закон. - 2012. - № 2 (33). - С. 51-77.
  22. Елисина Е.Ю., Жабко Е.Д. Интернет и обслуживание пользователей (О проекте « Регистр полнотекстовых и библиографических ресурсов Интернета для библиотек») // Библиотековедение. – 2002. – № 2. – С. 44–50.
  23. Жабко Е.Д, Поэкспериментируем в чат-режиме // Библиотека. -2002. – № 6 – С. 33 – 35.
  24. Жабко Е.Д, Создание национального электронного ресурса / Е.Д. Жабко //Библ.дъло.-2014.-№5.-С.6-10.
  25. Жабко Е.Д. Формирование ресурсной базы онлайнового справочно-библиографического обслуживания // Науч. и техн. б-ки. – 2000. – № 8. – С. 20–30.
  26. Игнатова, Е, Студент в мультимедийной среде: коммуникативные сервисы для пользователей / Е. Игнатова //Б-ка.-2012.-№10.-С.14-18.
  27. Информационное обслуживание в библиотеках: электронные библиографические ресурсы : : научно-методическое пособие / [Н. В. Абакшева и др.] ; Российская нац. б-ка, Российская библ. ассоц. .- Санкт-Петербург : Российская нац. б-ка , 2009 - 200 с.ил.,
  28. Информационные продукты и услуги для пользователей / ГПНТБ России. - М., 1995. - 28 с.
  29. Картышова Е.Н. Справочно-библиографическое обслуживание пользователей в форме устной справки: (из опыта работы Российской государственной библиотеки) // Вестн. Библ. Ассамблеи Евразии: Науч.-практ. журн. - 2005. - № 4. - С. 48-51.
  30.   Качанова, Е. В команде реформаторов / Е.Качанова // Библиотека. - 2005. - №11. - С. 25-26.
  31. Качанова Е.Ю. Классификационный анализ в изучении и управлении инновационной деятельностью библиотек // НТБ. - 2002. - №10. - С. 5 - 24.
  32. Качественные показатели государственных услуг (работ), оказываемых государственными бюджетными учреждениями культуры Санкт-Петербурга (библиотеками) (утв. Председателем Комитета по культуре Санкт-Петербурга 18.12.2011 г.)
  33. Клюев, В.К., Абакумова Н.П. Ценообразование и ценовой маркетинг в библиотеке/ В.К. Клюев, Н.П. Абакумова. – М.:ФАИР-ПРЕСС, 1997. – 86 с.
  34. Колосов К. А. Решения Системы автоматизации библиотек ИРБИС для региональных порталов государственных и муниципальных услуг. К. А. Колосов(Вестник Ассоциации ЭБНИТ. Выпуск 13) // Научные и технические библиотеки. - 2012. - № 11. - С. 61-66.
  35. Конакова, А.К. LIBCOM-2012. Цифровые эмигранты из бумажной эры / А.К. Конакова // Совр. Б-ка.-2013.-№1.-С.46-53.
  36. Копочкина, И.П. Библиотечные услуги перезагрузка /И.П. Копочкина // Совр. Б-ка.-2012. - №6. - С.42-45.
  37. Коптяева М. В. Принципы менеджмента качества современной библиотеки: процессный подход // Науч. и техн. б-ки. - 2009. - № 12. - С. 27-36.
  38. Коскяла С. Платные услуги в библиотеках // Науч. и техн. б-ки.-1992.-Т.1.-С.5-8.  
  39. Лесных, Л. Новое качество обслуживания [новые подходы к обслуживанию]/ Л. Лесных . -Библиотека.-2007.-№6.-С.43.
  40. Логинов, Б. Приоритет – компьютерные сети [наряду с другими информационными учреждениями библиотеки выполняют одну из важнейших задач обеспечения равного для всех доступа к информации]/ Б. Логинов // Библиотека.-2011.-№4.-С.14-15.
  41. Лоу Д. Библиотеки в цифровую эпоху: воплощая будущее. / Д. Лоу // Науч. и техн. б-ки. - 2012. - № 5. - С. 68-80.
  42. Лысанова, Л. Модельные – особая примета [справочно-информационное обслуживание населения] / Л. Лысанова // Библиополе. - 2011.-№9.-С.21-22.
  43. Матвеева И. Ю. Электронный сервис в библиотеке: вопросы содержания и организации (Проблемы. Факты. Решения) // Библиография. - 2012. - № 6. - С. 17-22
  44. Мелентьева Ю. П., Публичные центры правовой информации: новые возможности библиотечного обслуживания. Ю. П. Мелентьева - Москва : ГРАНД : Фаир-Пресс- 2004 - 86, [1] с.(Специальный издательский проект для библиотек. М-во культуры и массовых коммуникаций Рос. Федерации, Моск. гос. ун-т культуры и искусства, Библ.-информ. ин-т)
  45. Меньщикова С. П. Современные критерии и показатели оценки качества библиотечной деятельности: [практ. пособие]. - М. : Литера, 2009. - 107 с.
  46. Носова А. В. Документационная составляющая системы менеджмента качества в библиотеках: проблемы и перспективы // Науч. и техн. б-ки. - 2012. - № 8. - С. 40-44.
  47. Осипова, И.П. Библиотечные услуги: современное состояние, проблемы, региональный опыт / Ирина Павловна Осипова // Библиотечное дело — ХХI век. — Вып. 2 (20). — 2010. — Вып. 2 (20). — С. 81-113.
  48. Подшийвалова, О. Служба Библиосервис [Текст]: [информационные потребности читателей]/ О. Подшийвалова // Библиотека. -2006. - №1.- С.58-59.
  49. Пилко, И.С. Информационные и библиотечные технологии : : учеб. пособие / И. С. Пилко .- Санкт-Петербург : Профессия , 2006 - 341, [1] с.ил., табл.;21 см. - (Серия : Библиотека / Кемеровский гос. ун-т культуры и искусств).
  50. Редькина Н. С. Качество онлайн-услуг. / Н. С. Редькина  // Науч. и техн. б-ки. - 2014. - № 8. - С. 18-27.
  51. Руководство по системе управления качеством информационно-библиотечного обслуживания пользователей общедоступных библиотек: совместная разработка ЦУНБ им. Н.А. Некрасова, г. Москва и ЦГПБ им. В.В. Маяковского, г. Санкт-Петербург.-Москва.-2012.-С.3-117.
  52. Рынок информационных услуг и продуктов / И. И. Родионов, Р. С. Гиляревский, В. А. Цветкова, Г. 3. Залаев. — М. : МК-Периодика, 2002. – С.40.
  53. Сазанова, Е. Информационные потребности пользователей каковы они / Е. Сазанова // Библиотека .-2008.-№3.-С.15-16.
  54. Соловьева, О. Сколько стоят услуги [выделение  бюджетных средств под конкретные услуги с учетом  их количества и качества] / О. Соловьева // Библиотека.-2006.-№10.-С.58-60.
  55. Стандарты по библиотечно-информационной деятельности. [список действующих стандартов. Стандарты СИБИД. ГОСТы по информ. технологиям] - Санкт-Петербург : Профессия- 2003 - 575,[1] с.("Библиотека")
  56. Сукиасян Э. Р. Менеджмент качества в действии. Стали ли наши библиотеки лучше работать? // Науч. и техн. б-ки. - 2011. - № 6. - С. 19-27
  57. Суслова И.М. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности. учеб. для вузов культуры и искусств. И. М. Суслова, В. К. Клюев - СПб. : Профессия- 2009 - 600 с.(Библиотека)
     

  1. Тарачева, О.В. Библиотека ON-LINE: новые пути развития / О.В. Тарачева // Новая библиотека. - 2006. - Июнь. - С. 27-30.
  2. Шенина С. А. Внедрение новых технологий в обслуживание читателей: проблемы и преимущества // НТБ. — 2000. — № 2. — С. 75-80.  
  3. Фесенко К. Как выбрать электронные ресурсы и умело организовать их использование // Библиотека. – 2002. – № 8. – С. 25–28.
  4. Цикухр, К. Библиотечные услуги в цифровом веке: о способах поиска и получении информации / К. Цикухр, Л.Райне, К Персил // Библ. дъло. - 2014-. - №5.-С.20-23.
  5. Эйнасто О. Чего библиотекарь ждет от читателя - к вопросу о качестве электронных услуг библиотеки // Школьная б-ка. - 2011. - № 6-7. - С. 78-82.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 

Информационных продуктов и услуг, предоставляемых библиотеками и службами информации Ассортиментные группы

Виды информационных продуктов и услуг

Информационные продукты и услуги, предоставляемые в результате документального обслуживания

Адресные справки

Предоставление во временное пользование (на абонементе или в читальном зале) документов из фонда

Предоставление в постоянное пользование (скачивание) документов из полнотекстовых БД

Электронная доставка документов; МБА

Информационные продукты и услуги, предоставляемые в результате библиографического обслуживания

Устные справки:

• на уточнение библиографического описания;

• тематические

Библиографические пособия (указатели; списки литературы; БД):

• тематические и проблемно-тематические;

• новых поступлений;

• биобиблиографические, трудов организаций страноведческие, краеведческие

Тематические подборки

Библиографические и реферативные обзоры

Списки цитируемой литературы ИРИ (Избирательное распределение информации)

Информационные продукты и услуги, предоставляемые в результате фактографи-ческого обслуживания

Фактографические справки

Фактографические БД, справочники, досье (адресно-фирменные, биографические, ценовые)

Бизнес-справки

Пресс-клиппинг (дайджесты: новостные ленты (бегущая строка); персональные газеты)

Комплексные информа-ционные мероприятия

Выставки

Презентации

Ярмарки

Бизнес-семинары

Конференции

Круглые столы

Дни информации

Дни специалиста

Профессиональные клубы

Клубы по интересам

Информационные продукты и услуги, предоставляемые в результате проведения информационных исследований

ДОР (дифференцированное обеспечение руководства)

Тематические аналитические обзоры

Отчеты о результатах библиографических исследований (рубрикаторы перспективных направлений; атласы (карты) фронта научных исследований и т. д.)

Отчеты о маркетинговых исследованиях

Консультационные услуги

Обучение пользователей, консультации по поиску в сетевых ресурсах (в том числе в chat-режиме), фонде и СПА

Подготовка информационной продукции, облегчающей нави-гацию в сетевых ресурсах, фонде и СПА (коллекции ссылок, путеводители, листовки, закладки, плакаты, указатели и т. д.)

Сервисные услуги

Ксерокопирование и сканирование документов

Прием заказа по телефону, факсу, электронной почте

Аренда компьютеров

Организация Интернет-кафе

Продажа канцелярских принадлежностей


 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Информационное обслуживание продукты и услуги библиотеки