Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 21:41, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть историю развития рекламы.
Для реализации поставленной цели необходимо осуществить следующие конкретные задачи:
- описать рекламу в государствах Древнего мира и в средневековье;
- изучить рекламу Нового времени;
- проанализировать историю рекламы в России;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РЕКЛАМА В ГОСУДАРСТВАХ ДРЕВНЕГО МИРА И В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ 5
Реклама античности 5
Реклама Западной Европы в средневековье 8
ГЛАВА 2. РЕКЛАМА НОВОГО ВРЕМЕНИ 15
2.1 Развитие рекламы в Западной Европе в XVIII – XIX веках 15
2.2 История рекламы США 21
2.3 Реклама современного мира 24
ГЛАВА 3. ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ В РОССИИ 29
3.1 Способы продвижения товаров в XV – XIX веках 29
3.2 Реклама советской эпохи 38
3.3 Реклама России периода рыночной экономики 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
Факультет заочное отделение
Кафедра связей с общественностью
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РЕКЛАМЫ
Защищена
«____»___________________2013 г.
Мурманск
2013
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РЕКЛАМА
В ГОСУДАРСТВАХ ДРЕВНЕГО МИРА И В
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
ГЛАВА 2. РЕКЛАМА НОВОГО ВРЕМЕНИ 15
2.1 Развитие рекламы в Западной Европе в XVIII – XIX веках 15
2.2 История рекламы
США
2.3 Реклама современного
мира
ГЛАВА 3. ИСТОРИЯ
РЕКЛАМЫ В РОССИИ
3.1 Способы продвижения товаров в XV – XIX веках 29
3.2 Реклама советской
эпохи
3.3 Реклама России
периода рыночной экономики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ
Одним из самых распространенных средств стимулирования спроса является реклама. Во все времена она выполняла функцию информации покупателей о существовании того или иного товара.
История рекламы, насчитывающая уже тысячелетия, тесно связана с процессом развития человеческого общества и его экономической жизни.
Простейшие формы рекламы существовали еще до нашей эры. Считается, что основной причиной возникновения рекламы явилось общественное разделение труда и его специализация. Однако реклама, начинается отнюдь не с расцветом торговли или производства, а намного раньше. Просто на первобытном этапе ею занимались, в основном, неосознанно. Как таковое зарождение рекламы связывают с появлением товара.
Анализируя развитие человечества, становится видна зависимость между техническими достижениями и проявлениями рекламы. Пока у человека в руках был каменный топор — рекламу трудно было называть рекламой. Когда человек обрел власть над огнем, научился обрабатывать металлы и приобрел письменность — реклама стала вырисовываться несколько обособленно.
Реклама прочно вошла в жизнь современного общества. Ее проникновение в различные сферы деятельности человека становится все более очевидным. Прежде всего, реклама служит средством коммуникации между товаропроизводителем и покупателем. Из рекламы потенциальный
потребитель может узнать о наличии нового или необходимого ему товара, а также о месте, где этот товар можно приобрести, или о фирме, которая его производит.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что реклама выполняет не только информационную функцию, но и функцию популяризатора новинки, стимулирует спрос на модернизированные, усовершенствованные товары, что на современном этапе развития рыночных отношений является очень важным. Она способствует созданию положительного имиджа предприятия, предлагающего потребителю свои товары или услуги.
Огромное влияние оказывает современная реклама и на социально-культурные аспекты жизни общества. Реклама способна дать людям новые знания и новый опыт. Кроме того, она вызывает реакцию общественности на информацию и способствует удовлетворению материальных нужд потребителей.
Цель курсовой работы – рассмотреть историю развития рекламы.
Для реализации поставленной цели необходимо осуществить следующие конкретные задачи:
- описать рекламу в государствах Древнего мира и в средневековье;
- изучить рекламу Нового времени;
- проанализировать историю рекламы в России;
В работе использовался теоретический метод исследования:
- теоритический анализ литературы для обоснования теоретических и практических направлений исследования;
- систематизация, обобщение.
Основные источники: Е.В. Ромат книга «Реклама», Д. Огилви книга «Огилви о рекламе», Л.М. Дмитриева книга «Основы рекламы», А.Н. Мудров книга «Основы рекламы».
Структура и объем работы определяются её целями и задачами. Работа состоит из введения, трёх глав (8 параграфов), заключения, библиографии.
ГЛАВА 1. РЕКЛАМА В ГОСУДАРСТВАХ
ДРЕВНЕГО МИРА И В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Слово «реклама» относится по своему происхождению к латинскому глаголу «reclamare» – кричать, выкрикивать, таким образом, в самом термине «реклама» отражено его происхождение из устного народного творчества.
В то же время в античности этим словом обозначали деятельность глашатаев, т. е. уже в Древнем Риме или Древней Греции мы видим предпосылки профессионализации рекламистов1. Глашатай – это не просто определённое физическое лицо, так называли тех, кто занимался рекламой профессионально, т. е. не от своего имени, а от имени клиента. Клиентом могло быть государство (государственные органы), местные органы власти, как их сейчас называют, либо торговые люди, ремесленники.
Преобладала устная форма рекламы. Существовали глашатаи, относящиеся к дипломатии, т. е. объявляющие о прибытии важных гостей и т. д. Вторая разновидность глашатаев была менее почетна, они относились к рангу частных, и сообщали городскому населению важнейшую оперативную информацию: деловую, коммерческую, политическую.
Кроме городских глашатаев, могли выкрикивать свои объявления на улицах античных городов и бродячие торговцы, и фокусники, и жонглеры, и странствующие проповедники, служители всевозможных культов. Кроме устной рекламы, широко использовалась и изобразительная символизация, в частности, при изобретении символьных знаков, которыми помечали свои изделия античные ремесленники. В целом выделяют четыре группы изображений:
_____________________
1Бернадская Ю.С., Марочкина С.С., Смотрова Л.Ф.. Основы рекламы. Под ред. Л.М. Дмитриевой./ М.: Наука, 2005.
1) различные предметы, например, треножник, молоток, алебарда;
2) растения: ветки, венки, цветы;
3) животные, например, бык, слон, собака, конь, лев;
4) изображения божеств в человеческом облике, что являлось очень типичным для античности.
Многие из этих эмблем сопровождались надписями, некоторые из них расшифровывались, как имена владельцев мастерских или отдельных ремесленников.
Своеобразным средством изобразительной рекламы являлись вывески для таверн, гостиных дворов, харчевен. Каждый из хозяев старался придумать как можно лучшую вывеску.
Кроме мраморных рельефов, в качестве вывесок служили подобные им красочные аналоги, т. е. красками на специальных досках наносились изображения в основном услуг, в некоторых случаях товаров, и среди подобных попыток встречались вывески, которые даже можно сравнить с современными комиксами .
Кроме этого, существовали в античности и терракотовые барельефы, так как это было намного дешевле, чем мраморные рельефы, но все же достаточно представительно и монументально.
Текстовая реклама играла меньшую роль в античности. Эти надписи рекламного характера помещались путем создания граффити. «Граффити» – это слово происходит от итальянского «граффито» – нацарапанный. Граффити могли выцарапываться на стенах либо писаться краской, чаще всего черной или красной. Для того, чтобы граффити лучше выделялись, их помещали на альбумах. Альбум – белая стена, сооруженная специально для рекламных объявлений. Также местом помещения граффити были выбеленные стены общественных зданий. Таким образом, «альбум» происходит от латинского корня и имеет под собой то же основание, т. е. от слова «белый».
Граффити повествовали об общезначимых событиях. Например, это были главнейшие события общественно-политического характера: крупнейшие политические события, «дела сенатские», т. е. решения сената. Кроме этого, на альбумах появлялись сообщения о предстоящих гладиаторских боях, ярмарках, о продаже рабов, о продаже имущества, товаров и т. д.
К античному периоду стоит отнести и появление афиш. В частности, в раскопанном городе Помпеи были обнаружены надписи на стенах, выполненные в стиле граффити, которые являются прародительницами современных афиш. Афиша отличается от объявления степенью детализации информации: объявление должно быть кратким, как бы спрессованным, а афиша позволяет себе многие детали, которые будут интересны горожанам. В Древней Греции и Древнем Риме существовала не только торговая или так называемая административная реклама, не только реклама зрелищ. Наряду с этим существовала реклама и в жанре политики, религии. Например, политическая реклама с особенной остротой и актуальностью необходима была во время выборов. Выбирались, обычно, градоначальники – «эдилы» от той или иной профессии. Например, раздавались призывы к рыбакам выдвинуть своего эдила, к торговцам – своего и т. д. Эти надписи и устные выкрики служили своего рода средством к привлечению свободных граждан активно участвовать в выборах. Также свое место занимает и конфессиональная реклама, когда провозглашались славословия в адрес богов, особенно в честь богини плодородия. Здесь начало или зародыш рекламных акций, целенаправленного сочетания множества средств: музыки, пения, танца, фарса, которые мобилизовывались ради комплексного воздействия на потенциального потребителя, зрителя, участника, простого горожанина.
Администрация древнегреческих
и древнеримских городов
Попытки упорядочить рекламный процесс повторяются вновь и вновь, так как не всегда удавалось добиться беспрекословного подчинения административным установлениям.
Специалисты по средневековью делят его на три различных по продолжительности периода. Это раннее средневековье – с V по X вв., развитое средневековье – с XI по XIV вв. и позднее средневековье («Возрождение») XV–XVI вв.
Период раннего средневековья характерен почти полным затуханием выделившихся в античности рекламных средств и отдельных функций.
По-своему затухает все многообразие коммуникационных потоков по причине кризиса, переживаемого большинством регионов Западной Европы. Это время характеризуется распадом ранее оживленных торговых связей и упадком городской жизни. Таким образом, процесс дезурбанизации приводит к снижению потребности в массовой коммуникации и рекламе как способе ее выражения.
В первый период практически существует в основном конфессиональная
________________________
1 UAMCONSULT. Экономический портал. История античной рекламы.
URL: http://www.uamconsult.com/
реклама, т. е. религиозные акции (в основном в виде церковных праздников). Отправления христианского культа постепенно наращивают элементы демонстративности. Религиозные процессии как бы рекламируют христианских святых, особенно наиболее почитаемых. Эти компоненты, прославляющие или даже навязывающие совокупность религиозных идей на следующем этапе – этапе развитого средневековья – формируют русло реальной конфессиональной рекламы.