Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 21:41, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть историю развития рекламы.
Для реализации поставленной цели необходимо осуществить следующие конкретные задачи:
- описать рекламу в государствах Древнего мира и в средневековье;
- изучить рекламу Нового времени;
- проанализировать историю рекламы в России;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РЕКЛАМА В ГОСУДАРСТВАХ ДРЕВНЕГО МИРА И В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ 5
Реклама античности 5
Реклама Западной Европы в средневековье 8
ГЛАВА 2. РЕКЛАМА НОВОГО ВРЕМЕНИ 15
2.1 Развитие рекламы в Западной Европе в XVIII – XIX веках 15
2.2 История рекламы США 21
2.3 Реклама современного мира 24
ГЛАВА 3. ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ В РОССИИ 29
3.1 Способы продвижения товаров в XV – XIX веках 29
3.2 Реклама советской эпохи 38
3.3 Реклама России периода рыночной экономики 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
Российской спецификой является появление в рекламе жанра конклюзии1. Конклюзия – это комплекс гравированного изображения и текста приглашения либо на диспуты, либо на придворные праздники. Причем в некоторых конклюзиях подробно излагалась программа предстоящего события. Впоследствии конклюзии разделились на три самостоятельных жанра – зрелищную афишу, театральную программку и пригласительный билет. Часто в конклюзиях указывалось посвящение данного события какой-либо влиятельной фигуре. Это как бы обязывало данное лицо к спонсированию зрелища, его
___________________________
1 Бизнес. Интернет-биржи. Бизнес. Реклама в России.
URL:http://xn----
финансированию.
При Петре Первом придворный театр начинает приобретать широкий публичный характер, поэтому возникает потребность в оповещении не только знати, но и широкого круга зрителей. Необходим становится новый народный вариант конклюзии, которым и является печатная театральная афиша. Чаще всего в XVIII в. театральные афиши были перечневые, где перечислялись один за другим все действия, которые должны быть на данном театральном представлении.
В российской жизни XVIII в., особенно в столичной, большое значение имеют устраиваемые монархом праздники. В праздниках по западноевропейской моде присутствовали или принимали участие аллегорические фигуры и символы, которые часто бывали непонятны не только простому народу, но и знати. Поэтому расшифровки аллегорических фигур и символов давались в печатных комментариях, в так называемых объяснительных листах.
Часто бывали фейерверки, народные празднества, и для объяснения аллегорий служили праздничные афиши. В то же время появились маскарады, которых до этого времени не было в России. На это время игра становилась самой жизнью, а к написанию пояснительных текстов афиш и летучих листков привлекались лучшие ученые Cлавяно-греко-латинской академии.
В отношении прессы Россия отставала от стран Западной Европы. В XVII в. издавалась только рукописная газета «Куранты», которой пользовался монарх и его приближенные.
Петр Первый подписал 16 декабря 1702 г. указ «О печатании газет для извещения оными о заграничных и внутренних происшествиях». Первый номер петровских «Ведомостей» вышел 2 января 1703 г. тиражом в несколько десятков экземпляров. Издание имело небольшой формат – 10 на 15 сантиметров, однако и его периодичность, и формат, и даже общий заголовок этой газеты были не установившимися вплоть до создания дублирующей типографии в Петербурге в 1711 г..
Следует отметить, что «Ведомости» с этого же времени начали печататься не церковно-славянским, а обычным гражданским шрифтом, для того, чтобы можно было облегчить восприятие этой газеты широкими кругами населения. В «Ведомостях» практически не было объявлений и рекламы, так как это правительственное издание, и оно предназначалось для правительственных новостей, указов, различного рода рекомендаций.
Отдельные объявления не играли решающей роли, можно сказать, что в «Ведомостях» рекламировались в основном книги, только что вышедшие из издания.
В русской культуре затем оформляется особый жанр такой рекламы – каталог. Так, в 1723 г. в московской типографии было напечатано несколько десятков экземпляров каталога рукописных книг, имеющихся в синодальной библиотеке.
Со временем «Ведомости»
прекратили своё существование, но в XVIII
в. россияне получили две другие газеты:
«Санкт-Петербургские
«Московские ведомости» появились
в 1756 г. под эгидой Московского университета.
Первым новшеством стал библиографический
отдел под заголовком «О российских
книгах», здесь рекламировались
книги, вышедшие в университетской
типографии, и новинки, продававшиеся
в университетской книжной
Также появляются частные специализированные издания – газеты и журналы. Например, еженедельники «Купец», «Журнал для акционеров» и газета «Посредник промышленности и торговли». Однако частным изданиям было сложно конкурировать с органом департамента внешней торговли «Коммерческой газетой». Она имела монопольное право на публикацию казенных и частных объявлений и на официальную справочную информацию, которая содержала ответы на главные вопросы: что, где, почем. Эти сведения освещали прейскуранты на главные товары не только в России, но и в Гамбурге, Амстердаме, Лондоне.
В середине 60-х гг., после отмены крепостного права, начинается новый этап в развитии отечественной рекламы. В предыдущий период рекламный бизнес был не у дел, что проявляется в изобилии скрытой рекламы. В1865 г. выходит правительственных указ «Временные правила о печати», который давал существенные свободы для развития частного газетного предпринимательства. Самым важным моментом была отмена государственной монополии на публикацию частных объявлений.
С самого начала газета «Голос»
публикует список адресов, где принимаются
объявления. Это более 20 пунктов, большая
часть из которых расположена
в провинции. Открываются иностранные
и провинциальные представительства
газеты, создавая новую для России
форму организации
В рекламе послереформенного периода часто употребляется такой прием, как формирование престижного образа: часто приводятся ссылки на заслуги перед императорскими дворами либо на многолетний опыт. Однако, через полтора–два десятка лет все изменится, и престижная реклама воплотится совершенно в других вариантах. Важной приметой рекламного бизнеса после реформы стало появление бесплатных листков объявлений.
Ближе к концу XIX в. российская экономика переживает бурный расцвет капитализма. В это же время достигает пределов и рекламная деятельность по своему объему. Как правило, реклама занимает от 1/3 полосы до полной полосы.
В это время наблюдается
такая тенденция, как словесная
компоновка более тесного характера.
Лаконичность становится модной, и
для того, чтобы ярко воспринимались
немногочисленные слова, применяются
разные приемы, например, в центре помещается
изображение товара, небольшая подпись
и значительное белое пространство
вокруг рекламы. Это, конечно, могли
себе позволить только достаточно богатые
заказчики. Таким образом, в это
время развивается газетная иллюстрация.
Наиболее распространен типичный натуралистический
лобовой рисунок. Продуманных рекламных
образов фирмы или товаров
достаточно мало. Текст рекламного
объявления обычно включает и собственные
резервы привлечения публики. Реклама
помещается под призывами «Новость!»,
«Стой!», «Сенсация», «Распродажа». Также
в привлечении возможных
Рекламное искусство XIX в. также претерпевает ряд изменений. Огромной популярностью продолжает пользоваться лубок, где постепенно ксилографическая резьба по дереву сменяется травлением меди, а затем он начинает печататься методом литографии.
На степень популярности
народных картинок не повлияло даже это
изменение. Напротив, вместо народно-кустарного
производства во второй половине XIX в.
производство лубков становится все
более профессиональным. За счет этого
теряются черты фольклорной
Полностью ушел из быта народной культуры лубок в конце XIX – начале XX-го в. Однако он дал импульс к развитию многоцветного плаката в России. В начале XX в. лубочный стиль стал основой работ художников – примитивистов. Позднее возращение к лубку художников Казимира Малевича, Владимира Маяковского и других выразилось в виде цветных народных картинок с надписями частушечного типа. Они повсюду пользовались большим успехом. Еще раз Маяковский использовал эту стилистику в знаменитых «Окнах РОСТА» в период гражданской войны 1918–20-х гг.
Во второй половине XIX в. ранее появившиеся афиши претерпевают ряд изменений, в частности, на афишах появляются изображения; часто это рисунки профессиональных художников. Эти художественно оформленные настенные рекламы, которые еще нельзя назвать плакатом, отграничиваются от строгих театральных шрифтовых афиш
Если в XVIII в. и первой половине
XIX в. в основе российских вывесок
были лубки, то со второй половины XIX в.
ситуация меняется. Здесь также формируется
значительный слой профессионалов. Обычная
жизненная стезя профессионала-
Также оказалось наиболее
приемлемым в российских условиях использование
фамилии предпринимателя в
С течением времени деятельность Патентного бюро стала только более жёсткой, а в 1883 г. с принятием Парижской конвенции об охране промышленной собственности, которая законодательно выделила товарные знаки и наделила их правовыми гарантиями, это послужило изданию соответствующего закона в России в 1896 г.
Усовершенствовалось производство упаковочной продукции, которая берет на себя часть символики торговой марки или фабричного знака. В России это началось с XVIII в. с аптекарских коробок. С середины XIX в. оно внедрилось в производство бутылочной тары. Также весьма изысканно стали выглядеть на исходе XIX в. коробки для кондитерских изделий и емкости для напитков и парфюмерии.
В Западной Европе с XVII в., а в России с XIX в. значительную роль в рекламировании продукции стали играть малые рекламные формы. Это открытки, вкладыши, визитки, меню и т. д.
В начале XX в. появились рекламные почтовые марки, кроме того, заказывались специальные резиновые штемпели, на которых вырезались торговый знак и логотип фирмы. Применялись также художественные вкладыши. Вкладыши отличались тем, что были изображены с особой тщательностью и их роль была та, что они вкладывались в приобретенный товар и вручались покупателю бесплатно вместе с этим товаром. В частности, были вкладыши, посвященные памятникам России, домашнему быту, средствам передвижения и т. д. Так же в таких малых жанрах, как визитка, пригласительный билет, прейскурант изобразительная часть редко бывает лидирующей. Главный смысл принимает на себя вербальный текст.
Таким образом, к началу XX в. все традиционные виды рекламы (рекламные средства) в России переживали свой расцвет.
Двадцатый век открыл новые возможности (фоторекламу, кинорекламу и т. д.), но это уже материал для дальнейшего исследования, так как тесно связано с научно-техническим прогрессом и развитием маркетинга, появившегося в мире именно в начале XX в.
3.2 Реклама советской эпохи
Советский период был временем
практического отсутствия рекла
Отношение к рекламе в СССР нашло полное отражение в ее определении, данном в Энциклопедическом словаре (1955): «Реклама — это ознакомление потребителей с товарами или услугами, оказываемыми данным производственным, торговым, транспортным, финансово-кредитным или иным предприятием, осуществляемое в форме объявлений в печати и по радио, плакатов, выставок и т.п.; в буржуазном обществе реклама служит интересам наживы капиталистов, стремящихся путем рекламы расширить сбыт товаров, навязать потребителю определенные товары или услуги. Отсюда переносное значение слова «реклама» — чрезмерное восхваление. Расходы на рекламу в эпоху империализма достигают огромных размеров. В социалистическом обществе реклама информирует потребителя о выпускаемой продукции, помогает покупателю выбирать необходимый товар, воспитывает вкусы потребителя...»1.