Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 21:41, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть историю развития рекламы.
Для реализации поставленной цели необходимо осуществить следующие конкретные задачи:
- описать рекламу в государствах Древнего мира и в средневековье;
- изучить рекламу Нового времени;
- проанализировать историю рекламы в России;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РЕКЛАМА В ГОСУДАРСТВАХ ДРЕВНЕГО МИРА И В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ 5
Реклама античности 5
Реклама Западной Европы в средневековье 8
ГЛАВА 2. РЕКЛАМА НОВОГО ВРЕМЕНИ 15
2.1 Развитие рекламы в Западной Европе в XVIII – XIX веках 15
2.2 История рекламы США 21
2.3 Реклама современного мира 24
ГЛАВА 3. ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ В РОССИИ 29
3.1 Способы продвижения товаров в XV – XIX веках 29
3.2 Реклама советской эпохи 38
3.3 Реклама России периода рыночной экономики 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
Такой метод Огилви называл «Метод интригующей истории». Но Огилви умел создавать не только яркие рекламные образы, но и составлять гениальные тексты. Копирайтер Джо Рафаэльсон, устроившийся в агенство Огилви в 1958 г., вспоминает: «Дэвид никогда не пытался вставить в рекламный текст заумные длинные фразы, если простые слова и конструкции вполне соответствовали поставленным задачам».
Американская реклама, благодаря своему бурному развитию, приобрела основные черты и составляющие той бизнес пропаганды, к которой мы все привыкли.
Сегодня в центре Нью-Йорка на Мэдисон авеню располагаются штаб-квартиры крупнейших мировых рекламных агентств, в которых работают более 30 тысяч человек. На сегодняшний день на долю США приходится 41.6% мирового рекламного рынка. Эти цифры говорят о многом!
2.3 Реклама современного мира
Анализируя развитие человечества становится видна зависимость между техническими достижениями и проявлениями рекламы. Пока у человека в руках был каменный топор - рекламу трудно было называть рекламой. Когда человек обрел власть над огнем, научился обрабатывать металлы и приобрел
___________________________
1 Ромат Е.В. Реклама. СПб.: Питер, 2006
письменность - реклама стала вырисовываться несколько обособленно.
Значительное развитие получает реклама с появление такого явления, как товарообмен и торговля. Являясь двигателем торговли, реклама одновременно является движущей силой технического прогресса, а прогресс неизбежно откладывает отпечаток на пути и способы рекламирования.
Пройдя долгий путь вместе с самим человечеством, реклама превратилась из незаметного придатка бытия человеческого в яркое и многогранное явление. Сегодня это и наука и искусство и путь самопознания общества одновременно.
Рекламная информация играла
роль простого сообщения о чем-либо
(о событии, сервисе, товаре) вплоть
до начала XIX в., после чего начался качественный
скачок в развитии рекламы: появились
рекламные агенты и рекламные агентства.
Реклама стала приобретать черты, к которым
мы привыкли сегодня, и к началу XX в. она
превратилась в мощную индустрию.
Наиболее развитой «рекламной» страной
на начальном периоде развития рекламы
стала Англия, на тот момент одна из самых
передовых стран мира. Примерно с середины
XIX в. пальма первенства перешла к США,
которые и в настоящее время занимают
лидирующие позиции. Но теперь сильная
рекламная индустрия есть не только в
США и Англии, но и в Германии, Франции,
Японии, Италии.
Значительный толчок рекламе дали такие изобретения человека, как радио, телевидение, книгопечатание и Интернет. Сегодня наибольший поток информации излучают именно эти четыре средства рекламы. Более того, этот поток имеет и наибольшую область охвата благодарных слушателей или зрителей.
Уровень конкуренции в современной жизни задает свои условия. Наша жизнь насыщена информацией, кажется до предела и борьба за внимание потенциальных потребителей товаров и услуг заставляет рекламодателей искать все более эффективные методы рекламы.
Рекламное дело во всех странах развивается с такой быстротой, охватывает такие широкие аспекты экономики и производства, вовлекает такие большие человеческие ресурсы, что можно с уверенностью сказать: реклама на современном этапе превратилась в отдельный вид деятельности человека - рекламный бизнес. Залогом его успеха, как и любого другого вида деятельности, является качественное, профессиональное управление. Применительно к рекламе такое управление можно определить как понятие «рекламный менеджмент». Рекламный менеджмент (управление рекламой) выступает как всеобъемлющий фактор эффективности рекламы на современном этапе ее развития.
Реклама использует исторически сложившиеся формы и способы обще-ния людей, но нагружает их своими целями и задачами, обогащает их своими методами и приемами, и таким образом, преобразует простой процесс комму-никации в рекламный процесс. Адресная направленность, количество повторов рекламных акций, а также территория, охваченная рекламой, составляют важ-ный аспект рекламы. Но для успешного решения стоящих задач менеджер по рекламе должен хорошо знать формы, виды и средства рекламы и рационально ими пользоваться в конкретных условиях.
Форма рекламы - это форма
доведения рекламного сообщения до потребителя
или объекта рекламы. Базовыми формами
рекламы являются:
1) личностная, когда сообщения передаются
буквально «из уст в уста, из рук в руки»;
2) безличностная, когда сообщения передаются
техническими средства-ми.
В эти две формы укладываются все виды
и подвиды рекламы, такие как:
- устная реклама, в том числе и радио озвученная;
- печатно-письменная: листовки,
проспекты, буклеты, каталоги, газеты
и журналы
- художественно-изобразительная (или
рисованная): щиты, вывески, тумбы, планшеты,
плакаты, баннеры, транспаранты, растяжки
и т.д.;
- графическая (схемы, таблицы, пиктограммы, указатели, в том числе выполненные в компьютерной графике);
- фотореклама (фотопанно,
фото-слайды, фотоальбомы, фотовитрины
и т.п.);
- радиореклама (трансляционная и эфирная);
- аудиовизуальная, в том числе:
а) экранно-проекционная (кино и проекционное видео),
б) электронно-экранная (телевизионная, видеомагнитофонная и компью-терная).
Особенность управления рекламой состоит в инновационном принятии решений, что позволяет быстрее довести замысел рекламы товара до целевого потребителя. Другими особенностями управления следует считать активную рекламную позицию потребителя и общества в целом. Потребитель через сред-ства интерактивных каналов, почтовую связь сам запрашивает у рекламодателя, рекламного агентства, канала рекламы необходимую ему рекламную информа-цию, выступает средством обратной связи в коммуникационном процессе. Кроме того, его деятельность базируется на данных аналитических методов, стратегического планирования рекламной кампании, медиапланирования. Ее неотъемлемой частью стало выявление тенденций развития как рекламного, так и товарного рынков.
В XVIII–XIX вв. в Европе появляются многочисленные рекламные новации: образуются малые рекламные средства, такие как вкладыши, открытки, рекламные меню, пригласительные билеты, этикетки, театральные и цирковые программки и т. д. Развивается иллюстрированная реклама в прессе. Кроме того, на улицах английских городов появляются так называемые «люди-сэндвичи»: в английской столице появляются передвижные рекламные установки. Рекламисты также использовали такой рекламный трюк, как разукрашивание тротуаров рекламными текстами и рисунками.
Франция как законодательница
мод имела очень развитую
Несмотря на её блистательное
развитие в стране в XV–XVI вв., в том
числе в сфере печатных (книжных,
газетных) публикаций, несмотря на развитие
такой отрасли рекламной
Афишные тумбы и витрины, изобретенные в Англии, более успешно стали применять французские мастера рекламы.
В Германии мастерство оформителей витрин не исчерпывалось только декорированием и освещением. Одними из первых в Европе здесь стали использовать динамичную демонстрацию товара.
Говоря об истории рекламы, нельзя не упомянуть истинного гения рекламы Дэвида Огилви в США.
Наиболее развитой «рекламной» страной на начальном периоде развития рекламы стала Англия, на тот момент одна из самых передовых стран мира. Примерно с середины XIX в. пальма первенства перешла к США, которые и в настоящее время занимают лидирующие позиции. Но теперь сильная рекламная индустрия есть не только в США и Англии, но и в Германии, Франции, Японии, Италии.
Значительный толчок рекламе дали такие изобретения человека, как радио, телевидение, книгопечатание и Интернет. Сегодня наибольший поток информации излучают именно эти четыре средства рекламы. Более того, этот поток имеет и наибольшую область охвата благодарных слушателей или зрителей.
ГЛАВА III. ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ В РОССИИ
3.1 Способы продвижения товаров в XV-XIX вв.
В России с XV в. известно о
функционировании государственных
глашатаев, т. е. царских глашатаев-вестников.
С XV в. стало обычным провозглашать
правительственные указы с
С конца XVI в., после начала
книгопечатания на Руси, у Спасской
башни создается еще одно место
постоянного распространения
Фольклорная устная реклама в России может быть условно разделена на два ведущих направления. Первое направление – это реклама разносчиков, коробейников, бродячих ремесленников. Второе направление – это реклама стационарных зазывал, которые вырабатывали свои, более агрессивные, в то же время, более изобретательные, чем разносчики, приемы устной рекламы. Разносчики сообщали о своем товаре очень кратко, например, – «пирожки горячие», что можно услышать и по сей день.
Гораздо более многословными
и эмоционально более насыщенными
были рекламные зазывы коробейников,
которые развозили вначале
Все же в устном рекламировании бродячих торговцев, а так же коробейников многословие было достаточно редким, и с ним контрастирует агрессивная реклама стационарных зазывал небольших купеческих предприятий (лавок). Здесь наиболее расторопные приказчики должны были караулить у дверей прохожих, и не только любезно предлагать им зайти в лавку-магазинчик, но и буквально затаскивать людей туда силой, зазывалы были великими мастерами своего дела.
На Руси с XVII в. существует лубок – это народное изображение, образцы которого были впервые завезены итальянскими купцами в середине XVII в.. Они быстро получили настолько широкое распространение, что началось активное ремесленное их производство. Лубки делались методом ксилографии, т. е. прорезания контуров рисунка по деревянной доске. Отпечатанные с досок несколько сотен черно-белых оттисков отдавались другим группам художников, если их так можно назвать, для раскраски. Лубки были очень красочными с сочетаниями ярких контрастов и создавали впечатление веселой праздничности. Но в основе сюжетов лубков были не только потешные сцены, а и религиозные сюжеты. Потешные сцены представляли собой карикатуру или сатиру на какое-либо развитое социальное явление. Например, в XVIII в. появился лубок, рекламирующий иноземную модную продукцию, которой тогда являлись французские товары типа помады, духов, одним словом, косметики и парфюмерии. Хотя этот лубок был выполнен в жанре сатиры, т. е. пародировал увлечение русских аристократов иноземными товарами, он в то же время и рекламировал эти товары, так как заставлял задуматься о самой сути предмета, изображенного на лубке.
Другим видом изобразительного городского фольклора были живописные вывески. До появления вывесок, как и на Западе, непосредственно выкладывался товар или продукты ремесла на подоконники или выдвижные столы для всеобщего обозрения. В частности, по свидетельствам современников, лавка торговца обувью была оснащена следующим образом: к козырьку над прилавком были подвешены сапоги, что и свидетельствовало о предмете торговли. Таким образом, заменялась и вывеска, и витрина.
К концу XVII в. в российский быт проникает живописная вывеска, которая в своих ранних образцах опирается на лубок, лубочное творчество. На ней присутствовал как цвет, так и в целом графическое изображение, рисунок и подпись. Это три основных компонента, которые в результате должны были раскрыть содержание объекта и заинтересовать потребителя. Обычно в центре живописных вывесок помещался предмет торговли.
Имелись некоторые отличия вывесочной рекламы на Западе и в России. В частности, для западноевропейских городов с их узкими улицами характерны кронштейны с двусторонними изображениями, в то время как в российских городах, с их сравнительно широкими улицами, активно применялись плоскостные настенные вывески, крупные и яркие. Некоторое же упорядочение, выделение профессионалов из среды художников по вывескам появляется в царствование Екатерины II, когда создаются ремесленные цеха, в том числе мастеров вывески.