Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 21:28, контрольная работа
В данной контрольной работе мы охарактеризовали своеобразие российской проторекламы по отношению к западноевропейской. Рассмотрели истоки устного рекламирования и виды ярмарочной рекламы. Сравнили российские вывески и западноевропейские, в чем их сходство и различие. Какие современные рекламные функции совмещались в придворной конклюзии XVII века. Охарактеризовали рекламу в газете "Ведомости", созданной Петром I. Так же рассмотрели особенности рекламных текстов в газетах "Санкт-Петербургские ведомости" и "Московские ведомости" XVIII века.
Введение 3 1. Элементы российской проторекламы 3 2. Истоки устного рекламирования 4 3. Реклама стационарных зазывал 7 4. Виды ярмарочной рекламы 9 5. Лубочные традиции в российской рекламе 12 6. Начало живописных и рукописных вывесок 14 7. Конклюзии и начало печатных афиш 15 8. Прообраз политической рекламы в народных зрелищах XVIII века 17 9. Рекламные летучие листки и начало печатной газеты в России 19 10. Реклама в российских газетах в XVIII веке 21 Заключение 24 Литература 25
В резервах воздействия устной
фольклорной рекламы "были не только
фразы. (вербальные - авт.) но и те мелодии,
музыкальные фразы, на мотив которых исполнялись
эти выкрики". Заклички соединялись
с прибаутками, рифма цеплялась за рифму,
и краткий рекламный текст перерастал
то в разухабистую песенку, то в обстоятельный
речитатив.О более крупных жанрах устной
фольклорной рекламы мы скажем далее.
Здесь обратим внимание на устное рекламирование
в российских городах и весях развлечений
и зрелищ. Для них именно музыкальные мелодии
становились исходным рекламным сигналом.
А затем - успех представления во многом
предопределял не столько репертуар, сколько
"жалостливый" облик бродячих артистов.
Послушаем очевидца:"По улицам
3. Реклама стационарных зазывал
С относительным немногословием
в устном рекламировании бродячих музыкантов
резко контрастировала
"И здесь, так же как на
Да мне не надо платья! - отбивается от двух молодцов
Помилте, вышздоровье, - или,
И каждый не отстает от него,
Перед нами - непосредственно
запечатленный живой процесс
формирования устной фольклорной рекламы,
образования в текстах зазывал
уговоров, присказок, прибауток, запоминающихся
фразеологических оборотов, которые, раз
возникнув, переносятся "по воздуху"
от приказчика к приказчику, от лавчонки
к лавчонке, становясь привычными
рекламными клише. Бытописатели комментировали:
"Продавец и покупщик, сойдясь,
4. Виды ярмарочной рекламы
Наибольший размах ситуации
психологического "перетягивания
каната" от продавца к покупателю
и обратно получали в атмосфере
российских ярмарок. Сведения о развитии
ярмарок на Руси имеются и от домонгольского
периода, и от первых лет становления
новой государственности в XV веке.
К XVIII веку в источниках сообщается
о наличии нескольких тысяч регулярных
ежегодных ярмарок. Среди них, в
качестве первостепенных, упоминаются
Архангельская, Сольвычегодская, Брянская,
Тихвинская ярмарки, расположенные
на традиционных путях торговли России
с Западом. Связи центральных
районов с Сибирью
Рис. 3. Раек - популярное развлечение российских ярмарок
Устная реклама разносчиков, бродячих ремесленников фокусников, и артистов, многоречивые приемы профессиональных зазывал взаимо-обогащаются в ярмарочном фольклорном словотворчестве, формируют новые варианты устной рекламы. Таков, в первую очередь, речитативный уговор. Он складывается вокруг повсеместной ярмарочной потехи - райка. Это - вариант "зрелищной шарманки" - ящик, на задней внутренней стенке которого передвигалась лента соединенных в серии лубочных картинок. Раешник вращал ручку, картинки сменяли друг друга, а зритель наблюдал за движущимися изображениями в специально устроенное отверстие. При желании в райке можно обнаружить далекий прообраз будущего кинематографа. Нас же раек интересует как энергичный рассадник устной рекламы.
Стихотворные импровизации
раешников были нередко блистательны
и искрометны. Они зазывали народ
на зрелище, обещая завидную потеху, а
также комментировали серии картинок
иронично, изобретательно и весело.
С точки зрения известного отечественного
культуролога Ю. Лотмана, реклама в
XVIII веке для народной аудитории "не
могла выступать в виде плаката
"для глаз", а требовала соединения
рисунка с выкриком зазывалы. Соединение
рекламных выкриков с лубочной картинкой
лучше всего соответствует
Длительное время успех такого соединения многократно подтверждался огромной популярностью райка. Тексты, создававшиеся вокруг этого игрового зрелища, сформировали особую разновидность фольклора - "раёшный стих". Он стал непременной составляющей сноровки ярмарочных зазывал, а затем и рекламным приемом обычных лавочек средней руки.
Раешный стих не ограничивался коммерческими зазывами. Эти стихотворные комментарии освещали важнейшие политические события, биографии царствующих особ, знаменитых полководцев, касались басенных и сказочных сюжетов.
Завершение строительства первой русской железной дороги Петербург - Царское Село вызвало к жизни серию лубочных картинок и раешных присказок.
Теперь вот посмотрите
сюда:
Ну, теперь поедемте назад.
Столь же детально живописуется обратный путь, так что у зрителя, тем более у доверчивого и неискушенного ярмарочного зеваки, создается полный эффект присутствия в движущемся поезде.
В раешном стихе притягательный
рекламный образ создается
Зазывалы охотно обращаются к приемам народного юмора, настраивают окружающих на игровой праздничный лад. Атмосфера ярмарки - всегда атмосфера праздника, прекрасно описанного классиками русской литературы, например, Н.В. Гоголем в "Сорочинской ярмарке".
При всей легкости, игривости
подобных завлечений, их прагматическая
цель весьма определенна. Она достигается
напором изложения, нагнетанием
оценочных характеристик. Единство
праздника и дела, развлечения
и коммерческой выгоды характерно для
ярмарочного фольклора. Все это
в концентрированной форме
Балаганы представляли собой
шатры типа цирка-Шапито или временные
деревянные строения, обильно украшенные
яркими рисунками, плакатами, надписями.
На крыше балагана делали помосты, на
которых актеры разыгрывали мини-спектакли,
а в самом помещении шло
цирковое представление. Специфика
балаганного действа - единство музыки,
слова, жеста, изображения и
Реклама начиналась у самых
дверей балагана усилиями обычных зазывал и ряженых "
В зазывах балаганных "дедов" присутствует не только характерная для развитой рекламы гипербола, но и набор традиционных обманных приемов. Зазывалы постоянно объявляли о распроданных билетах, когда в зале сидело два-три человека, кричали о начале спектакля, хотя до него оставалось много времени. Попавшие на удочку зрители тоскливо ожидали заполнения всего зрительного зала.
Расторопные, громкоголосые творцы балаганной рекламы - ряженые деды были нарасхват. И немудрено - ведь от их умения напрямую зависела выручка. Эффективность рекламы не требовала здесь дополнительных исследований: она исчислялась количеством привлеченных зрителей.
Как известно, главная цель рекламы - побудить человека к действию, вызвать нужный рекламодателю поступок. В балаганной рекламе широко используются "формулы побуждения" - императивные обороты. Срабатывает и инстинкт подражания - стоило привлечь группу людей, за ними тянулись и многие другие.