Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 21:28, контрольная работа
В данной контрольной работе мы охарактеризовали своеобразие российской проторекламы по отношению к западноевропейской. Рассмотрели истоки устного рекламирования и виды ярмарочной рекламы. Сравнили российские вывески и западноевропейские, в чем их сходство и различие. Какие современные рекламные функции совмещались в придворной конклюзии XVII века. Охарактеризовали рекламу в газете "Ведомости", созданной Петром I. Так же рассмотрели особенности рекламных текстов в газетах "Санкт-Петербургские ведомости" и "Московские ведомости" XVIII века.
Введение 3 1. Элементы российской проторекламы 3 2. Истоки устного рекламирования 4 3. Реклама стационарных зазывал 7 4. Виды ярмарочной рекламы 9 5. Лубочные традиции в российской рекламе 12 6. Начало живописных и рукописных вывесок 14 7. Конклюзии и начало печатных афиш 15 8. Прообраз политической рекламы в народных зрелищах XVIII века 17 9. Рекламные летучие листки и начало печатной газеты в России 19 10. Реклама в российских газетах в XVIII веке 21 Заключение 24 Литература 25
Бытописатель М.И. Пыляев упоминает о том, что театральные афиши XVIII века назывались "перечневые". Они "печатались для лучшего объяснения публике содержания и хода представления".
Но не только театральные зрелища являлись объектами печатных афиш. В качестве таковых выступают праздничные шествия и народные гулянья, организуемые правительством по случаю значительных церковных дат и важных политических событий.
В предыдущих главах мы рассматривали
типы шествий, характерные для античной
и средневековой
Вот как описывает этот зрелищный ритуал немецкий наблюдатель Адам Олеарий по итогам своего участия в голштинском посольстве в 1634 году:
"Впереди, на очень большой и
Утверждение превосходства священства над светской властью здесь демонстрировалось весьма наглядно. Элементы конфессиональной рекламы присутствовали здесь, как и в иных ритуальных акциях, о которых говорилось ранее.
8. Прообраз политической рекламы в народных зрелищах XVIII века
Петр I упразднил патриаршество, а вместе с ним и ряд традиционных шествий. Теперь народ призваны были развлекать масленичный и святочный маскарады, новогодние фейерверки, триумфальные торжества, связанные с победой и благополучным заключением мира. Так, в 1721 году в Москве, по случаю подписания Ништадтского мирного договора со Швецией, были построены четыре триумфальные арки, украшенные античными персонажами и текстами поэтических панегириков. Расшифровка аллегорических фигур и символов давалась в печатных комментариях, распространявшихся значительным тиражом в виде афиш и летучих листков. Там говорилось:
"Изображение Марса с
Украшенные гравюрным орнаментом "объяснительные листы" сопровождали многочисленные фейерверки. Например, "изъявление фейерверка" с гравюрой на первой странице распространялось в Санкт-Петербурге в честь празднования нового, 1712 года.
Организация монархами подобных торжеств для самой широкой аудитории была, в первую очередь, ориентирована на повышение своей популярности, на поддержку "простым народом" осуществляемой политики. В разгар войны со шведами новогодний фейерверк 1710 года восхитил многих присутствующих.
Для разъяснения подобных
аллегорий и служили
С не меньшей изобретательностью готовились при Петре I, а затем - при Екатерине II маскарадные шествия, в которые также включались элементы политической рекламы - утверждение могущества самодержавия.
К написанию пояснительных
текстов, афиш и летучих листков,
посвященных различным аспектам
празднества, привлекались "лучшие
перья и умы" Славяно-греко-латинской
академии. В различное время эти
задачи исполняли префект академии
Иосиф Туробойский, ректор Феофилакт
Лопатинский, вице-президент Святейшего
синода Феофан Прокопович и другие
верховные идеологи. В период царствования
Елизаветы Петровны к этой деятельности
привлечен и глава
Екатерина II открыла счет пышным народным празднествам с дней своей коронации в Москве в сентябре 1762 года. В воспоминаниях об этих торжествах говорится:
"Улицы Москвы были убраны
После коронации императрица из Первопрестольной долго не уезжала, провела в ней всю зиму, а на масленицу даровала населению столицы грандиозный маскарад, длившийся три дня. Его разработчиком и координатором был придворный актер Ф.Г. Волков. Маскарад именовался "Торжествующая Миневра". В нем участвовало более 4-х тысяч человек. В печатном "изъяснении" говорилось, что в зрелище "изъявится гнусность пороков и слава добродетели".
Шествие было построено по
принципу антитезы: сначала двигались
сатирически маскированные
Все это произвело огромное
впечатление на широчайшие круги
московских жителей от мала до велика.
Подобные демонстративные процессии
- чрезвычайно эффективное
Подобно Петру I, Екатерина II прибегала к таким акциям довольно часто, не считаясь с хлопотами и затратами. По случаю заключения Кучук-Карнаджийского мира с Турцией в 1775 году были даже построены макеты крепостей и городов на Ходынском поле, осязательно представлявшие те, что были взяты русскими войсками. Глава победоносной русско-турецкой кампании граф П.А. Румянцев отказался всецело повторять ритуал римских триумфаторов и участвовать в шествии на стилизованной колеснице. Однако триумфальные врата все же были выстроены, и фейерверк состоялся.
Русские самодержцы XVIII века
использовали наглядно-демонстративные
формы популяризации своих
9. Рекламные летучие
листки и начало печатной
На протяжении XVII-XVIII веков
лидирующее положение в российской
рекламе занимали устные и зрелищные
жанры. Это и понятно: грамотность
"простого народа" была весьма ограничена.
Ревнитель просвещения, соратник Петра,
Феофан Прокопович распоряжением Святейшего
синода начал создание на Руси сети церковно-приходских
школ. Однако вплоть до времени Екатерины
II это новшество приживалось с трудом.
Петр I все же начал вводить для массового
употребления печатные летучие листки,
распространявшиеся по трактирам и рынкам.
Среди них были, как мы уже упоминали, афиши,
разъяснявшие смысл праздничных зрелищ.
Но не только. Они посвящались очередным
царским указам, манифестам, историческим
и календарным сведениям, порядку проведения
петровских ассамблей. Последнее - продукт
рекламной деятельности с характерным
заголовком: "Объявление, какимобразом
Параллельно с изданием печатных
летучих листков наступило
Подобно тому, как формировалось
становление журналистики в западных
странах, в России существовала предшественница
регулярного печатного издания -
рукописная протогазета "Куранты". "Считалось, что
Петр I решительно расширил
этот круг, издав 16 декабря 1702 года указ
"О печатании газет для
Были ли в этой газете объявления, реклама? Развитой, регулярной, широкомасштабной рекламной деятельности газета не вела. Это правительственное издание, и его отношения с частными рекламодателями еще не сформировались. Но объявления все-таки появляются.
Любопытна параллель с первой французской правительственной газетой Теофраста Ренодо. В предыдущей главе мы приводили ее объявления о пользе лечения на минеральных водах и об издании многотомной Библии. В петровских "Ведомостях" популяризируются минеральные воды Олонца. В 1719 год газета убедительно советует посетить вновь открытый курорт:
"Понеже оные воды исцеляют
Престижность курорта подкреплялась ссылкой на поездки туда придворных особ - царицы Прасковьи Федоровны, фаворита А. Меншикова. Параллельно появляются печатные листки на ту же тему:
"Объявление о лечительныхъ
Иногда в "Ведомостях"
публиковались списки книг, только
что вышедших из-под типографского
станка. Например, в номере от 31 мая
1710 года читаем: "Реестръ книгамъ гражданскимъ,
В библиографических сведениях, систематизировавнных по 15 разделам, встречаем:
"комплекты, или образцы, как
Так начинается развернутая библиографическая реклама в русской культуре. Вскоре оформляется особый жанр библиографической рекламы - каталог. Например, в ноябре 1723 года в Московской типографии напечатано 80 экземпляров каталога "рукописныхъ книгь въ синодальной библиотеке обретающихся".
10. Реклама в российских газетах в XVIII веке
В XVIII веке россияне имели
дело еще с двумя газетами: "Санкт-Петербургскими