Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 09:38, курсовая работа
Целью работы является выявление роли стереотипов в системе массовых коммуникаций и определение значения стереотипизации в осуществлении функций СМК. Для осуществления поставленной задачи в рамках исследования раскрываются базовые понятия, устанавливается связь между ними, приводятся практические примеры, на основании социологического эксперимента доказывается подсознательное стремление человека к шаблонному мышлению.
Введение…………………………………………………………………............3
Глава 1 Базовые понятия, их взаимосвязь и роль в процессе коммуникации
1.1 Понятие стереотипа: его сущность и психологические механизмы формирования………………4
1.2 Определение средств массовой коммуникации и их функции..………………………………………………………..7
1.3 Стереотип в системе массовых коммуникаций…………………………10
1.4 Роль стереотипов общественного мышления в коммуникационном процессе……………………………..12
Глава 2 Исследования и практическое применение стереотипов в рекламной коммуникации
2.1 Изучение влияния зрительных стереотипов на восприятие образа товара (на основе социологического исследования О. Грызунова).……...….……..17
2.2 Использование стереотипов женщины в рекламе…………..…………...20
Заключение……………………………………………………………..............26
Список используемой литературы…………………………………................27
российский
государственный
торгово-экономический университет
Курсовая работа
по дисциплине «Массовые коммуникации и медиапланирование» на тему № 16:
Место стереотипа
в механизме осуществления
Работу
выполнила:
студентка
Кованько Яна Владимировна
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Базовые понятия, их взаимосвязь и роль в процессе коммуникации
Глава 2 Исследования и практическое применение стереотипов в рекламной коммуникации
2.1 Изучение влияния зрительных стереотипов на восприятие образа товара (на основе социологического исследования О. Грызунова).……...….……..17
2.2 Использование стереотипов женщины в рекламе…………..…………...20
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы………………………………….......
Введение
Среди социальных процессов одно из ведущих мест занимает коммуникация как необходимый процесс взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляется обмен информацией и ее взаимная оценка. Без коммуникации невозможно формирование общественных систем и социальности. Коммуникация пронизывает все стороны жизни социума, отдельных групп и конкретных индивидов. Любое влияние извне прямо или косвенно затрагивает каждый социальный компонент и в большей или меньшей степени отражается на его функционировании. Мощнейшим фактором формирования общественного сознания являются средства массовой коммуникации. Они закрепляют в общественном мнении определенные понятия и модели поведения.
В современном мире темп жизни ежедневно ускоряется. При одновременном увеличении информационного потока возрастает потребность в фильтрах и элементах, упрощающих процесс восприятия. Одними из таких элементов являются стереотипы. Они имеют большое значение для нормального функционирования социума и человека в нем. Прежде всего, стереотипное мышление позволяет экономить мышление, сокращая тем самым процесс познания и принятия решений. Этим объясняется актуализация данного вопроса и выбор заявленной темы.
Целью работы является выявление роли стереотипов в системе массовых коммуникаций и определение значения стереотипизации в осуществлении функций СМК. Для осуществления поставленной задачи в рамках исследования раскрываются базовые понятия, устанавливается связь между ними, приводятся практические примеры, на основании социологического эксперимента доказывается подсознательное стремление человека к шаблонному мышлению.
Таким образом, объектом изучения настоящей курсовой работы выступает стереотип в системе массовых коммуникаций. Предметом является взаимодействие и взаимовлияние двух ключевых понятий.
Глава 1 Базовые понятия, их взаимосвязь и роль в процессе коммуникации
1.1 Понятие стереотипа: его сущность и психологические механизмы формирования.
Значение стереотипов в человеческой жизнедеятельности огромно. Они проявляют себя практически в любой сфере общественного сознания – религиозной, философской, научной, эстетической и др. Нередко стереотипы отождествляют с народными традициями, мифами, ритуалами. Однако следует помнить, что стереотипы, имея определенное сходство с ними, все же в значительной степени отличаются от них в плане психологической основы. Для специалистов в сфере коммуникаций, в частности, для рекламистов, чрезвычайно важно знание принципов стереотипного мышления как одной из форм восприятия.
Слово «стереотип» пришло из типографской лексики, в которой оно использовалось в XVIII веке для обозначения формы для печати оттисков. Термин в используемом ныне смысле ввел известный американский публицист Уолтер Липпман в 1922 году в книге «Общественное мнение». Липпман понимал под стереотипами создаваемые культурой образы людей из других групп, которые призваны объяснить поведение этих людей и дать ему оценку, и трактовал стереотипы как избирательный и неточный способ восприятия действительности, ведущий к ее упрощению и порождающий предрассудки. Вместе с тем социолог высказал идею о том, что стереотипы являются неизбежными, будучи объективной функцией взаимодействия человека и окружающей его действительности и проекцией на мир собственных чувств, ценностей человека. Липпман назвал стереотипы «картинками в головах», спасающими человека от сложности окружающего мира – этот яркий образ впоследствии часто использовался как краткая дефиниция стереотипов. [3, 113]
Согласно данной теории стереотип - это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте. Данное понятие отражает следующее содержание:
Стереотип содержит в себе оценочный элемент. Липпман считал, что стереотип нейтрален. Оценочный элемент выступает в виде установки, эмоционального общения. Стереотип — не просто упрощение. Он «в высшей степени заряжен чувствами». Оценочный элемент стереотипа всегда сознательно детерминирован, поскольку стереотип, выражая чувства личности, ее систему ценностей, всегда соотнесен с групповыми чувствами и групповыми действиями. Отсюда следовал вывод о возможном единстве стереотипов у тех или иных социальных институтов и социальных систем. Стереотипы эффективно управляют всем процессом восприятия, являясь эталоном оценки и соответственно защиты личности, входящей в данную группу. В конечном счете, стереотипы способствуют процессу толкования социального единства группы.
В основу теории стереотипов Липпмана положены два основных постулата:
1. Стереотип обыденного сознания – реальный внутренне присущий человеческому сознанию и поведению феномен.
2. Стереотип формируется, причем формируется не только в контексте отражения объективной действительности, но и в процессе коммуникации.
Именно здесь заложены
познавательные и инструментальные
возможности манипулирования
В последующие десятилетия понятие стереотипа все активнее вовлекалось в научный оборот. Однако, если до шестидесятых годов XX века исследователи стереотипов более всего интересовались ответом на вопрос, в какой мере они соответствуют действительности, то в последующие десятилетия изучение содержания стереотипов уходит на второй план, уступая место другой проблеме – выявлению причин и функций стереотипизации, а также возможных путей изменения стереотипов.
По мнению Д.Мацумото, стереотипы базируются на таких психологических процессах, как избирательное внимание, оценка, формирование понятий и категоризация, атрибуция, эмоции и память. [4, с. 256] Таким образом, стереотипы являются продуктом нормальных, психологических процессов, которые естественным и неизбежным образом ведут к их формированию и сохранению. Следовательно, чтобы понять, как стереотипы создаются и сохраняются, важно обладать базовым пониманием психологических процессов, из которых они произрастают.
Процесс формирования стереотипа проходит три этапа:
- выравнивание – некий объект восприятия сводится к хорошо известным массовому сознанию признакам;
- усиление –
выделенным характеристикам
- ассимиляция – в результате выравнивания общих и усиления конкретных признаков объекта, строится образ, который затем воспринимается индивидом автоматически. [10]
Реакция аудитории на какой-либо объект будет зависеть от интенсивности эмоционального воздействия, от искусства манипулирования стереотипом. Ведь стереотип – это эмоционально-оценочное образование. Природа его складывается из двух компонентов – знания и отношения (установки), причем знание это – стандартное, упрощенное, а отношение – эмоциональное. Отношение в стереотипе преобладает.
Источником формирования социальных стереотипов является как личный опыт человека, так и выработанные обществом нормы. [1, с.130] Разные социальные группы, реальные (нация) или идеальные (профессиональная группа) вырабатывают стереотипы, устойчивые объяснения определенных фактов, привычные интерпретации вещей. Это вполне логично, так как стереотипизация — необходимый и полезный инструмент социального познания мира. Он позволяет быстро и на определенном уровне достаточно надежно категоризовать, упрощать социальное окружение человека. Сделать его понятным, следовательно, прогнозируемым.
1.2 Определение средств массовой коммуникации и их функции
Если средства массовой коммуникации (СМК) рассматривать как фактор социализации, надо иметь в виду, что непосредственным объектом воздействия потока сообщений является сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного средства массовой коммуникации. Средства коммуникации выступают вещественным, материальным компонентом коммуникативного процесса и всегда выражают собой способ передачи, сохранения, производства и распространения культурных ценностей в обществе. Распространение информации на количественно большие рассредоточенные аудитории осуществляется посредством технических средств, таких как печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети и проч.
Зачастую термины «средства массовой коммуникации» (СМК) и «средства массовой информации» (СМИ) употребляются как синонимы. Однако между ними существуют определенные различия. Объем понятия средства массовой коммуникации шире, чем объем понятия средства массовой информации. Понятие СМК включает в себя понятие СМИ. Средствами массовой коммуникации могут выступать социальные институты, отличные от СМИ. Тому примеры — слухи, как коммуникационный канал распространения неформальной и неофициальной информации; школа, как институт распространения определенного объема знаний о мире, общественных норм и т. п.
Система средств массовой коммуникации обладает определенными характеристиками, если говорить о ее теоретической модели. Наиболее полно и адекватно представлены данные характеристики в модели, предложенной в 60-е годы прошлого века Г. Гербнером:
1. Средства массовой коммуникации включают в себя дистанционные способы передачи информации, максимально доступные аудитории. Эта доступность может быть рассмотрена:
-в физическом смысле,
когда информационная
-в экономическом смысле
- потребление информации
2. Информация адресуется большим массивам разрозненной и анонимной для источника аудитории.
3. Система функционирует как производство, подчиняющееся основным законам бизнеса; как корпоративное производство со своими социальными целями; как конвейерное производство с максимальным разделением труда, где каждый участник имеет узкую специализацию и в малой степени определяет выходные параметры готового продукта.
4. Источником информации
для системы средств массовой
коммуникации является не
5. Производство информации в системе сложно технологически.
6. Для аудитории средств
массовой коммуникации
7. Взаимоотношения
Средства массовой коммуникации сегодня являются чрезвычайно важными каналами общения государственной власти с населением страны. В этой деятельности можно отметить два взаимосвязанных плана, входящих в само понятие управления. Один из них состоит в актуализации властью управленческой программы, что является гарантией ее выполнения в той мере, в какой от населения требуются определенные шаги (поведенческие – «заплати налоги и живи спокойно», социально-психологические – доверие, терпение, ожидание результатов и т.д.).
Информация о работе Место стереотипа в механизме осуществления функций СМК