Особенности PR-деятельности в политической сфере (на примере местного отделения Томского района ВПП "ЕДИНАЯ РОССИЯ")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 04:30, дипломная работа

Описание работы

Цель данного исследования: выявить особенности PR-деятельности в политической сфере.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы PR-деятельности
2. Описать основные PR-технологии и методы
3. Рассмотреть особенности применения PR-технологий в политике
4. Изучить основные характеристики, структуру и идеологию партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
5. Изучить и проанализировать PR-деятельность местных отделений Томского района ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ»

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1. Становление и развитие PR, как общественно значимого вида деятельности.
1.2. Методы и технологии, используемые в PR-деятельности
1.3. Специфика PR-деятельности в политической сфере
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ТОМСКОГО РАЙОНА ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
2.1. ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ»: основные характеристики, идеология, структура
2.2. Особенности и механизмы организации PR-деятельности местного отделения Томского района ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 348.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ  РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ 
Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение  
                          высшего профессионального образования

«Томский  государственный педагогический университет  »

(ТГПУ)

 

 

Факультет психологии, связей с общественностью, рекламы

Кафедра рекламы и связей с общественностью

 

 

                                                                    «Допущен к защите»

                                                                    Зав. кафедрой рекламы и

                                                                    связей с общественностью,

                                                                            к.м.н. доцент Т. А. Булатова

                                                                             ________________________

                                                                             «___»_____________2012 г.

 

Лапина Юлия Сергеевна

 

Выпускная квалификационная (дипломная) работа

Особенности PR-деятельности в политической сфере (на примере местного отделения Томского района ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ»)

 

Специальность 350400 «Связи с общественностью»

 

Научный руководитель

к.и.н. доцент Р. А. Топчий

__________________

 

Автор работы

студентка гр. 872

Лапина Ю. С.

_________________

 

 

 

ТОМСК – 2012

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

1.1. Становление и развитие PR, как общественно значимого  вида деятельности.

1.2. Методы и технологии, используемые в PR-деятельности

1.3. Специфика PR-деятельности в политической сфере

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ТОМСКОГО РАЙОНА ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ» 

2.1. ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ»:  основные характеристики, идеология,  структура

2.2. Особенности и механизмы  организации PR-деятельности местного отделения Томского района ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Термин «связи с общественностью» еще до недавнего времени был  малоизвестен и непривычен для бывшей советской политической культуры и  ментальности. Но за очень быстрый период стал неотъемлемой частью всех сфер жизни. Сейчас PR - это эффективно работающая наука и искусство достижения взаимопонимания и согласия между разнообразными субъектами общества.

Неотъемлемой чертой гражданского общества, к которому стремятся постсоветские государства, в том числе и Россия, является развитие, наряду с государственными структурами, массовых движений, партий, групп по убеждениям и другим особым интересам. Такое общество характеризуется стремлением к децентрализации чрезмерной власти государства, передавая часть своих полномочий органам самоуправления, к налаживанию взаимодействия институтов и организаций с общественностью на основе согласования их позиций, взаимного сотрудничества и пользы. Наилучшим инструментом достижения такого взаимопонимания в обществе как раз и становятся PR.

Значимость темы данного  исследования обусловлена тем, что  как бы ни был сложен и манипулятивен коммерческий PR, он очень редко претендует на создание картины мира, идеологии или целостного представления о реальности, как это делает политический PR. Политический PR претендует на мировоззрение, конструирует целостное представление о происходящем и задает критерии его интерпретации, только затем заметно или незаметно помещая в этот контекст клиента – политическую организацию или конкретного политического лидера.

Актуальность исследования, которое будет проводиться в  дипломной работе, очевидна: отечественные  политические ученые и аналитики  занялись проблемами PR-технологий только лишь с 1991 года, после появления возможности альтернативных выборов. Серьезные и четко сформированные школы связей с общественностью в России еще только начали формироваться, однако уже довольно долго по времени исследуется и разрабатывается целая система важнейших проблем политической науки в сфере «public relations». Глубокое изучение проблем самостоятельности политического PR, его разницы и отличия от политической рекламы, а также правил пропаганды, провели такие ученые как Г.Г. Почепцов, И.Б. Манн, которые утверждают, что «public relations» – это самостоятельная сфера в политической науке. По их мнению, она занимается организацией внешней связи, одной из главных сторон которой непременно является общественность и общественное мнение. Этим данные исследователи прямо оппонируют школе «PR» С.Ф. Лисовского, которая приравнивает политический PR к рекламе и сводит всё к ситуации выборов, чем очень сужает подход. Но Филипп Буари еще в 1964 году в своем «Манифесте PR» разоблачил подобные мнения и выявил несовместимость этих понятий. Исследованием взаимосвязей «PR» и пропаганды занимались такие ученые-аналитики как Б.Л.Борисов, в своей книге «Технологии рекламы и PR» он утверждал, что это довольно спаянные вместе понятия, различия которых состоят только лишь в среде обитания, а именно – в политических режимах. Продолжая традицию профессора Тэйлора, российские ученые, а именно Э.Е. Старобинский утверждает, что «PR» является частью пропаганды. С ним совершенно согласен И.С. Березин, который отвел большое количество своих исследований тому, что пропаганда представляет собой часть PR. [19] В связи с этим в данном исследовании был сделан отдельный акцент на изучении, анализе и четком формулировании таких понятий как «связи с общественностью», «PR-технологии» и «методы PR».

Никогда не утратит свою значимость и углубленное изучение истории связей с общественностью, их теоретических основ. «Изучение эволюции связей с общественностью позволяет глубже понять их функции, а также их сильные и слабые стороны. Многим специалистам в области паблик рилейшенз остро не хватает знания исторических корней своей профессии, что приводит к непониманию истинного места и назначения PR в современном обществе. Между тем PR прошли достаточно сложный и драматичный путь развития, и понимание исторического контекста этой относительно новой профессии жизненно важно для дальнейшей профессионализации современной практики паблик рилейшенз» - писал Скотт Катлип. [18, C. 25]

В ходе данного исследования были изучены труды Ф. Шаркова, М. Шишкиной, И. Викентьева, А. Ситникова, С. Катлипа, Ф. Буари, Т. Гринберг, И. Кривогуз и других авторов. Общая черта большинства трудов по данной теме – слабое освещение в них региональных и местных аспектов. Что подводит нас к необходимости изучения применения PR-технологий в информационных войнах на примере местного отделения партии.

Цель данного исследования: выявить особенности PR-деятельности в политической сфере.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1. Изучить теоретические  основы PR-деятельности

2. Описать основные PR-технологии и методы

3. Рассмотреть особенности  применения PR-технологий в политике

4. Изучить основные характеристики, структуру и идеологию партии  «ЕДИНАЯ РОССИЯ»

5. Изучить и проанализировать PR-деятельность местных отделений Томского района ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ»

Объект: Политический PR

Предмет: Специфика PR-деятельности местного отделения Томского района ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ»

В качестве гипотезы было выдвинуто  предположение о том, что успешная деятельность местного отделения Томского района ПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в значительной степени определяется спецификой PR-деятельности, характерной для политического PR.

 

 

 

 

ГЛАВА 1. PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

1.1. Становление и развитие PR, как общественно значимого  вида деятельности.

 

В настоящее время в Российской Федерации происходят кардинальные изменения во всех сферах общественной жизни. Развитие процессов демократизации общества, формирования качественно нового типа отношений, изменения структуры человеческих ценностей, морально-этических норм, интересов и представлений и разрешение связанных с ними проблем напрямую зависит от системы информационных связей в обществе. Информация, информационные процессы сегодня оказывают существенное влияние не только на экономическое, социальное, политическое, научно-техническое и культурное развитие общества, но и на изменение мировоззрения людей, морально-психологические и поведенческие аспекты их жизнедеятельности, государственное устройство и функционирование государственного механизма, в целом на инфраструктуру межличностных, общественных, внутри- и межгосударственных отношений. [13, C. 48]

Для того, чтобы  общество и государство развивались  без социальных взрывов и потрясений, необходимо, чтобы общество адекватно  реагировало на прямые регулирующие воздействия власти и адаптировалось к условиям и правилам развития, определяемым этими воздействиями. Для достижения оптимального управления всех уровней власти, формирования соответствующего морально-психологического, нравственного и эмоционального состояния общества, повышения доверия и взаимопонимания система органов власти должна в максимально допустимых пределах постоянно предоставлять обществу объективную информацию о своих решениях и действиях, положении в стране, т.е. следовать принципам информационной открытости и прозрачности деятельности, а общество, его институциональные структуры и отдельные граждане, в свою очередь, должны иметь возможность открыто выражать коллективное и личное отношение к решениям и действиям государственных органов. Постоянное информационное взаимодействие между общественностью и государственной властью является важнейшим условием устойчивого развития государства, сохранения его единства и целостности. [28, C. 55-56]

В согласовании интересов и гармонизации отношений  между органами государственной власти и обществом огромную роль играет связь с общественностью (PR). В настоящее время не существует четкой, установившейся формулировки PR.

Еще в 1975 г., когда один из американских фондов предпринял глубокое исследование проблемы PR, было выявлено около 500 определений этого понятия. Российская научная школа PR сформировалась в Петербурге, на базе факультета журналистики Санкт-Петербургского университета. Этот факт признан профессиональным сообществом: весной 2002 г. президентом Российской ассоциации по связям с общественностью избрана профессор этого университета М. А. Шишкина. Она считает, что целью связей с общественностью «является формирование эффективной системы коммуникаций социального субъекта с его общественностью, обеспечивающей оптимизацию социальных взаимодействий со значительными для него сегментами среды». [52, C. 67]

В известной монографии С. М. Катлип, А. X. Сентер, Г. М. Брум предложили следующее определение: «Паблик рилейшнз — это функция управления, способствующая налаживанию или поддержанию взаимовыгодных связей между организацией и общественностью, от которой зависит ее успех или неудача». [18, C. 23]

Широкое толкование связей с общественностью дает украинский теоретик PR. В. Г.Королько: «Паблик рилейшнз — это специальная система управления информацией (в том числе социальной),если под управлением понимать процесс создания информационных поводов и информации заинтересованной в ней стороной, распространение готовой информационной продукции средствами коммуникации для целенаправленного формирования желаемого общественного мнения». [22, C. 51]

Российские ученые А. Н. Чумиков  и М. П. Бочаров считают, что «PR — это система информационно-аналитических и процедурно-технологических действий, предполагающих создание и распространение посланий, направленных на гармонизацию взаимоотношений внутри некоторого проекта, а также между участниками проекта и его внешним окружением в целях успешной реализации данного проекта».[50, C. 67]

Всемирная ассамблея организаций, занятых в области связей с общественностью» (World Assembly of Public Relations Associations), съезд которой состоялся в 1978 г. в Мехико, выработала следующую дефиницию: «Связи с общественностью - это и искусство коммуникации, и социальная наука, анализирующая тенденции, предсказывающая последствия действий, предоставляющая руководителям организации консультации и помощь в реализации тех плановых программ, которые служат как интересам организации, так и интересам ее общественного окружения».

«Институт связей с общественностью» (Institute of Public Relations) является профессиональной, объединяющей специалистов по связям с общественностью организацией Великобритании. В 1987 г. IPR выработал следующее определение термина: «практика связей с общественностью заключается в планомерной и непрестанной деятельности по налаживанию и поддержанию рабочих отношений и взаимопонимания между организацией и ее общественным окружением» (IPR, 1991). [49, C. 14]

Один из родоначальников СО, Эдвард Бернейз, давал следующее определение: «В идеале — это созидательная сила, с помощью которой предоставляется информация об интересных людях и событиях, в результате чего повышается интерес к основным и важным вопросам жизни, к социальной, экономической и политической жизни общества». [56, C. 33]

Связи с общественностью  — психологически насыщенная система  управления коммуникационными потоками. Главные ее функции (планирование, организация, информирование общественности и оценка эффективности) — глубоко психологичны. [47, C. 91]

Сэм Блек определяет связи с общественностью как «искусство и науку достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности». [7, C. 5]

А его коллега Рекс Харлоу дает более объемное толкование данному  понятию: «СО — это одна из функций управления, способствующая установлению и поддержанию общения, взаимопонимания, расположения и сотрудничества между организацией и ее общественностью. Они включают в себя решение различных проблем: обеспечивают руководство организации информацией об общественном мнении и оказывают ему помощь в выработке ответных мер, обеспечивают деятельность руководства в интересах общественности; поддерживают его в состоянии готовности к различным переменам путем заблаговременного предвидения тенденций, используют исследование и открытое общение в качестве основных средств деятельности». [56, C. 33]

Информация о работе Особенности PR-деятельности в политической сфере (на примере местного отделения Томского района ВПП "ЕДИНАЯ РОССИЯ")