Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 04:30, дипломная работа
Цель данного исследования: выявить особенности PR-деятельности в политической сфере.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы PR-деятельности
2. Описать основные PR-технологии и методы
3. Рассмотреть особенности применения PR-технологий в политике
4. Изучить основные характеристики, структуру и идеологию партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
5. Изучить и проанализировать PR-деятельность местных отделений Томского района ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1. Становление и развитие PR, как общественно значимого вида деятельности.
1.2. Методы и технологии, используемые в PR-деятельности
1.3. Специфика PR-деятельности в политической сфере
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ТОМСКОГО РАЙОНА ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
2.1. ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ»: основные характеристики, идеология, структура
2.2. Особенности и механизмы организации PR-деятельности местного отделения Томского района ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Что касается технологий, которые не применяются МО ТР ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ», то это, в первую очередь, технологии так называемого «черного PR» и реклама на телевидении.
Как уже говорилось выше, главной целью интервью было выяснить особенности PR-деятельности МО ТР ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ». В ходе интервью было выделено несколько моментов. Первый – это принадлежность к партии власти, обладание определенным набором ресурсов. Второй момент – это дифференцированный подход, учитывание специфики различных аудиторий (учитывается и возрастная категория, и место проживание). Третий, достаточно важный момент, корпоративный PR, позволяющий создать сильную единую команду.
Что касается оценки эффективности PR-деятельности МО ТР ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ» руководитель агитационно-пропагандистского отдела отмечает достаточно хорошие результаты и выделяет несколько положительных моментов в избирательной кампании по выборам 4 декабря 2011 г. Это: качественная агитационная продукция, в которой учитывались интересы и специфика отдельных целевых групп; массовые агитационные мероприятия; использование предварительных соц.исследований, нацеленность на определенную аудиторию, осознание специфики села.
Теперь проанализируем второе интервью. В качестве эксперта здесь выступила Елена Владимировна Фатнева, председатель ТИК ТР. Целью данного интервью было получение мнение независимого эксперта о деятельности МО ТР ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ», а также выявление особенностей их деятельности относительно других партий.
Что касается особенностей электората Томского района, Е. В. Фатнева выделяет особенности, о которых говорилось ранее – нехватка информации и видов досуговой деятельности, склонность доверять «сарафанному радио». А также разнородность аудитории по принадлежности к поселкам и деревням разных типов. Но к этим особенностям еще добавляются заинтересованность в политических процессах, что в свою очередь повышает процент явки на избирательные участи в день голосования.
В ответе на вопрос «Учитывают ли партии эту специфику в своей PR-деятельности?» председатель ТИК ТР выделяет исключительно «ЕДИНУЮ РОССИЮ». Объясняется это неспособностью учитывать специфику электората Томского района простым незнанием этой специфики, т. к. остальные партии не проводят постоянной системной работы на территории Томского района.
В ходе интервью экспертом были выделены партии «КПРФ», «Справедливая Россия» и «ЕДИНАЯ РОССИЯ» как самые активные участники предвыборной гонки. ЛДПР и прочие проявляли себя менее активно.
Среди наиболее часто применяемых PR-технологий были выделены следующие: «от двери к двери», личные встречи, распространение агитационно-пропагандистского материала, технологии «черного PR» (как явного, так и латентного характера).
Один из главных вопросов касался особенностей PR-деятельности МО ТР ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Частично ответ совпадает с выводами, сделанными раннее в первом интервью. Это касается принадлежности к партии власти и активной PR-кампании на федеральном уровне. С положительной точки зрения можно выделить хорошую команду, как и в руководящем звене, так и в исполнительном. Например, четко налаженная агитационная сеть.
Среди наиболее успешных технологий, применяемых МО ТР ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ», были выделены вновь спец.события и корпоративные мероприятия.
Для выявления общих особенностей PR-деятельности политических партий был задан вопрос о технологиях, применяемых оппонентами, а конкретнее партией «Справедливая Россия». Из общих черт отмечалось: активное распространение АПМ и проведение личных встреч кандидата с избирателями. Главной отличительной особенностью стало активное распространения негативной информации о партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» и ее представителях.
На вопрос «были ли ожидаемы результаты выборов?» однозначного ответа Е. В. Фатнева дать не смогла. С одной стороны, предварительные исследования показали правильные рейтинги. С другой стороны, было предположение о более высоких результатах отдельных партий.
Один из вопросов интервью касался мотивов выбора избирателей. В результате мы выяснили, что особое влияние на выбор кандидатов оказывает сама личность кандидата от той или иной партии. Также как важный фактор определения выбора был выделен агитационно-пропагандистский материал, и, в первую очередь, качество этого материала.
Таким образом, можно сделать вывод, что PR-технологии, характерные исключительно для политической сферы, непосредственным образом влияют на имидж партии и на электоральное поведение.
По итогам анализа интервью, можно сделать вывод, что одной из особенностей PR-деятельности в политической сфере является работа агитационной сети и непосредственная разработка агитационно-пропагандистского материала. Для того, чтобы выявить особенности PR-деятельности МО ТР ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ» мы провели сравнительный анализ выпущенного и распространенного АПМ различных партий в период избирательной кампании по выборам депутатов в Законодательную Думу Томской области от 4 декабря 2011 года, как основной особенности PR-деятельности местных отделений партий.
Агитационная продукция кандидатов от партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» синхронно распространялась по всем избирательным округам в ходе нескольких агитационных волн, по принципу «От двери к двери».
Выделим наиболее характерными особенностями продукции. Прежде всего, это обширная номенклатура изделий: всего более 20 наименований, включающих в биографические и программные листовки, листовки с высказываниями референтных лиц, плакаты, поздравительные открытки, подарочные магниты, листовки приглашения на мероприятия и приглашения выборы). Также отмечается высокое качество изготовления и проработанная система адресной доставки материала, направленность агитматериалов на определенную аудиторию (поздравительные листовки к профессиональным праздникам День учителя, День детсадовского работника, поздравления с днем старшего поколения, большое количество именных приглашений и поздравлений). В АПМ презентуется обширная и подробная предвыборная программа, изложенная в листовке, рассчитанная на политически активного и вдумчивого избирателя. Демонстрируется «человеческое лица» кандидата путем изложения его биографических данных. Отмечается широкое использование высказываний референтных лиц (директора школ, садиков, работники администрации, предприниматели, священнослужители) в листовках.
Это позволяет выявить ключевые моменты ведения избирательной кампании штабом «ЕДИНОЙ РОССИИ»: ставка была сделана на традиционную часть электорат партии - пенсионеры, советы ветеранов, работники социальной сферы, тех, кто обычно и голосует на выборах, внимательно изучает предвыборные программы. Большое внимание, уделяемое подробным описаниям биографий и достижений кандидатов, обусловлено тем, что именно личности кандидатов стали «локомотивом» предвыборной кампании партии, именно симпатии к тому или иному кандидату определяли итоговый процент голосов отданных в пользу Партии. Другими словами, «единороссам» удалось грамотно выстроить стратегию избирательной кампании в соответствии с особенностями проведения выборов по мажоритарным избирательным округам, проходящим в режиме одного тура, когда избиратели в первую очередь голосуют не за партию, а за наиболее понравившегося им кандидата.
Высказывания референтных лиц, представляющих в большинстве своем элиту Томского района (руководителей предприятий и учреждений, лидеров общественного мнения), в поддержку кандидатов от «ЕДИНОЙ РОССИИ» свидетельствуют о том, что Партии удалось добиться консолидированной поддержки властных и общественных элит Томского района на данных выборах.
Кроме того, стоит обратить
внимание и на такие факты, как
нарочитая скромность некоторых
агитационных материалов, довольно ограниченное
присутствие партийной
Листовки кандидатов от КПРФ, позволяют делать выводы о стратегии, которой придерживался избирательный штаб коммунистов. По сути основным их агитационным материалом стала складывающиеся 4-страничная брошюра. Содержание подобных брошюр распространявшихся почти по всем избирательным округам Томского района практически идентично, они отличаются друг от друга лишь незначительными деталями – фамилиями и фотографиями кандидатов.
Основными элементами брошюры являются: краткие и довольно обезличенные биографии кандидатов, его фотография, тезисы предвыборной программы, в большинстве своем дублирующиеся по всем избирательным округам, где выдвигались кандидаты от КПРФ и критические высказывания в адрес партии власти и областных властей. Как примеры можно привести основной слоган избирательной кампании коммунистов, повторяющийся на всех без исключения агитматериалах – «Заставим вернуть украденное».
Критика в адрес «ЕДИНОЙ РОССИИ», расположенная на одном листе с программой и биографией кандидатов от коммунистов, воплощает собой принцип контраста, самоопределения через противопоставление, свой - чужой, побуждает человека голосовать по принципу «против, а не за». Учитывая сложную социально-экономическую ситуацию в стране и в Томском районе в частности, КПРФ делает ставку на мобилизацию людей недовольных сложившимся положением, и именно эта листовка призвана помочь недовольным оформить свою неудовлетворенность работой властей в форме протестного голосования (стать протестным электоратом).
Несмотря на всю ту агрессию, которую коммунисты направили на своих оппонентов из «ЕДИНОЙ РОССИИ», они, тем не менее, не пытались переманивать сторонников «единороссов».
Но если основные лидеры предвыборной гонки четко разграничили сферы влияния, определив «свой» электорат, на который и сделали основную ставку, не пытаясь посягать на чужие «голоса», то стратегия межпартийной конкуренции, выбранная ЛДПР, оказалась довольно-таки бессистемной и представляла собой пример так называемой catch-all partie – «всеохватной» партии, что достаточно хорошо можно выразить фразой «Каждой бабе по мужику, каждому мужику по бутылке», высказанной лидером этой партии В.В. Жириновским.
В листовках ЛДПР отсутствует четко сформулированная программа кандидата, но с другой стороны, в наличии есть туманные обещания всеобщего благоденствия, которое наступит в случае избрания кандидата от либерал-демократов главой района и призывы к изменению сложившейся ситуации. По сути дела реклама кандидатов от партии была заменена рекламой партии, что заставляет задуматься, а не забыл ли избирательный штаб ЛДПР, что голосование в Томском районе будет идти по мажоритарным округам, а не по партийным спискам? Такая стратегия привела к малой узнаваемости кандидатов, но в то же время ЛДПР со своими популистскими и протестными лозунгами сыграла роль своего рода «громоотвода» для партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» - немалая часть протестного электората, которая отдала свои голоса за ЛДПР, чем отняла у коммунистов немалый процент по итогам выборов. Попытка охватить все без разбору население Томского района, явно не способствовало успеху ЛДПР.
Для агитационных материалов, выпущенных кандидатами от партии «Справедливая Россия», характерно присутствие на фоне популистских обещаний, обличительных слов в адрес власти, что говорит о желании «справедливороссов» получить свою долю пирога под названием «протестный электорат». АПМ «Справедливой России» своей структурой напоминает материалы КПРФ: биографии и фотографии кандидатов параллельно с критическими высказываниями в адрес действующей власти и партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Что интересно, все политические оппоненты «ЕДИНОЙ РОССИИ» с удовольствием примерили на себя роль оппозиции, видимо рассчитывая на все те же протестные голоса.
Подводя общий итог, можно
отметить, что разработка и распространение
агитационно-пропагандистского
Проведенный анализ PR-деятельности МО ТР ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ» (на примере выборов депутатов в Законодательную Думу ТО 5 созыва от 4 декабря 2011 г.) подтверждает выводы, сделанные в разделе 1.3 «Специфика PR-деятельности в политической сфере». Самыми популярными и эффективными технологиями являются личные встречи кандидатов с избирателями и распространение АПМ. Стоит отметить, что последний разрабатывается, как и вся предвыборная кампания, с учетом специфики электоральных групп, а также социально-экономического развития территории.
Также к специфике PR-деятельности в политической сфере можно отнести методы и технологии так называемого «черного PR». Необоснованная критика в адрес правящей партии, выдуманные негативные моменты биографии ее кандидатов, спланированные скандалы и распространение слухов – неотъемлемые элементы деятельности некоторых партий. И, как уже обозначалось выше, не смотря на существование целого комплекса нормативных актов, устанавливающих особые правила проведения избирательных кампаний, полностью регулировать данную деятельность невозможно.
На основании анализа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель данного исследования было выявление особенностей PR-деятельности в политической сфере. Для достижения цели был решен целый ряд задач.
В рамках первой задачи были
изучены теоретико-
Так как PR – явление достаточно обширное и противоречие в настоящее время не существует его четкой, установившейся формулировки. В данном исследовании мы изучили и проанализировали точки зрения на трактовку термина PR таких авторов как М. А. Шишкина, С. М. Катлип, В.Г. Королько, А. Н. Чумиков, Э. Бернейз. За основу мы взяли следующее определение: «PR — это управленческая деятельность, направленная на установление взаимовыгодных, гармоничных отношений между организацией и общественностью, от которой зависит успех функционирования этой организации».