Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 15:57, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности социальной и политической рекламы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить история социальной и политической рекламы;
определить понятие и сущность социальной рекламы;
рассмотреть сущность политической рекламы;
изучить рекламные технологии социальной и политической рекламы;
проанализировать проблемы и перспективы социальной и политической рекламы в России.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Социальная и политическая реклама: история, сущность, особенности 5
1.1 История социальной и политической рекламы 5
1.2 Понятие и сущность социальной рекламы 8
2.3. Сущность политической рекламы 11
2 Рекламные технологии социальной и политической рекламы 14
2.1 Особенности создания социальной рекламы 14
2.2 Рекламные технологии политической рекламы 18
3 Проблемы и перспективы развития социальной и политической рекламы в России 23
3.1 Социальная реклама: проблемы и перспективы развития 23
2.2 Проблемы политической рекламы в России 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Социальная и политическая реклама: история, сущность, особенности 5
1.1 История социальной и политической рекламы 5
1.2 Понятие
и сущность социальной рекламы
2.3. Сущность политической рекламы 11
2 Рекламные технологии социальной и политической рекламы 14
2.1 Особенности создания социальной рекламы 14
2.2 Рекламные
технологии политической
3 Проблемы и перспективы развития социальной и политической рекламы в России 23
3.1 Социальная реклама: проблемы и перспективы развития 23
2.2 Проблемы
политической рекламы в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Проблема исследования политической и социальной рекламы является актуальной как для практики, так и для политической науки, что обусловлено произошедшими за последние десятилетия социально-политическими изменениями. Политическая и социальная реклама в условиях перехода страны к информационному обществу основывается на новых технологиях воздействия на общественное сознание.
Знание теоретических основ политической и социальной рекламы позволяет политическим технологам и государственным структурам ориентироваться во всем многообразии информационных технологий, понимать концептуальные различия между ними, использовать разработанные алгоритмы применения форм и видов в политической и социальной рекламе. К тому же, понятие «политическая реклама» не определено и в законодательстве
Без понимания того, что представляет собой само явление политической и социальной рекламы, мы не можем приступить к анализу ее структуры, функций, видов и форм, организации рекламной кампании.
Цель исследования – изучить особенности социальной и политической рекламы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Объектом работы является реклама. Предметом – особенности социальной и политической рекламы.
Методологической основой исследования является диалектический метод познания и системный подход. В процессе исследования использовались такие общенаучные методы и приемы как анализ и синтез, методы описания, обобщения и другие.
Социальная (и политическая)
реклама существует с античных времен,
вернее, со времен римской демократии,
когда развертывались политические
кампании по выбору эдилов (должностных
лиц древнеримской
В те же годы Первой мировой войны созданный тогда Комитет по общественной информации проводил активную разъяснительную работу, информируя граждан о том, зачем США вступили в войну и чем грозит стране поражение в ней.В ноябре 1941 г. Национальная рекламная ассоциация США и Американская ассоциация рекламных агентств созвали съезд в штате Виргиния для обсуждения вопроса «Как выжить?». В получасовой речи Д. В. Янга на этом съезде впервые прозвучала идея об использовании рекламы для влияния на социальную сторону жизни Америки. Именно Янг предложил создать Рекламный совет - организацию, финансируемую бизнесом и ориентированную, прежде всего, на свободу волеизъявления и свободу слова [24].
Но 7 декабря 1943 г. японская авиация нанесла внезапный удар по Пёрл-Харбору, после чего Рекламный совет перенес сферу своих интересов с социальной жизни Америки на защиту ее национальной безопасности. И уже в январе 1942 г. по инициативе Ф. Рузвельта социальная реклама в США официально слилась с политической: Рекламный совет был преобразован в Военный рекламный совет. Реклама стала партнером политики и идеологии Вашингтона. Это принесло свои плоды. После войны Рекламный совет помогал вернувшимся с фронта военнослужащим обзавестись домами и автомобилями, организовал ряд кампаний за безопасность движения на дорогах и многое другое. А что же в наше время?
Наше время продолжает 1947 год, когда новый президент Рекламного совета Т. Реплайер так определил «мирное» предназначение социальной рекламы: «Война никогда не прекращается. Просто меняется враг». Эта фраза стала отправной точкой в деятельности Рекламного совета, который помимо социальных функций, таких, как создание социальных программ по защите детей с замедленным развитием, борьба с алкоголизмом и наркоманией, продолжал выполнять и политические - боролся с расизмом и коммунизмом, организовал Корпус мира и пр. Это очередной пример того, насколько тесно социальная и политическая рекламы взаимосвязаны. Так сказать, и сиамские близнецы, и двуликий Янус.
Другое дело - присоединение
к социальной рекламе во многом политизированной
рекламы государственных
В 1970-х гг. в США была отменена избирательная военная служб и возникла проблема набора в армию добровольцев. В связи с этим прошла крупная кампания по привлечению на военную службу молодых юношей и девушек. В настоящее время Министерство обороны США пользуется корпоративной рекламой. Связкой социальной и политической рекламы пользуются также многие правительства штатов. Так, штат Огайо объявляет об открытии службы по размещению заказов в промышленных концернах, Северная Каролина работает с имиджевой рекламой, в которой она выступает как типично сельский штат, а Калифорния рекламирует комфорт и развлечения. Эти примеры хорошо демонстрируют связь социальной, политической и коммерческой рекламы [12].
А что же в России? Для социальной рекламы государственных структур (Министерство по налогам и сборам, ГАИ-ГИБДД, МЧС и т.д.) характерно колебательное размещение по принципу «спад-подъем». Например, рекламные призывы налоговой полиции «Заплати налоги!», особенно на уличных билбордах и в телерекламе, заметно активизируются в апреле, поскольку апрель - последний месяц финансового года для сдачи налоговых деклараций.
Термин «социальная реклама» как аналог английского «public service advertising» (PSA) в профессиональной среде стал активно применяться Игорем Буренковым, который впоследствии стал директором общественных связей Первого канала.
Первой широко известной в России после распада СССР кампанией социальной рекламы стала серия роликов «Позвоните родителям!». После этого в эфир первого канала была запущена серия роликов «Русский проект». Оба проекта до сих пор в первую очередь ассоциируются у большинства жителей России с термином «социальная реклама» [24].
Социальная государственная реклама включена в политический контекст (особенно активно используется в рамках выборов, что наглядно продемонстрировали президентские выборы 14 марта 2004 г.), а это существенно снижает ее ценность в глазах населения. Случилось так, что с самим понятием «социально-политическая реклама» ассоциируется другое понятие - «выборы».
Социальная реклама — вид некоммерческой рекламы, направленной на изменение моделей общественного поведения и привлечения внимания к проблемам социума [24].
Социальная реклама — разновидность социального продукта (в США и Европе для обозначения традиционно используется термин PSA — public service announcement), существенно отличается от государственной и политической рекламы.
Чаще всего заказчиками
такой рекламы выступают
Наиболее известными примерами такой рекламы являются кампании по борьбе с наркотиками, соблюдению правил дорожного движения, пропаганда здорового образа жизни, охрана окружающей среды и другие.
Общественная (социальная) реклама передает сообщение, пропагандирующее какое-либо позитивное явление. Профессионалы создают ее бесплатно (корректнее говорить об этической позиции отказа от прибыли), место и время в СМИ также предоставляются на некоммерческой основе [23].
Строго говоря, термин социальная реклама используется только в России. А во всем мире ему соответствуют понятия некоммерческая реклама и общественная реклама. В США для обозначения такого типа рекламы используются термины public service advertising и public service announcement (PSA). Предметом PSA является идея, которая должна обладать определенной социальной ценностью. Цель такого типа рекламы – «изменить отношение публики к какой-либо проблеме, а в долгосрочной перспективе – создать новые социальные ценности [7].
Согласно ст. 3 Закона РФ «О рекламе» «социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства» [1]. Социальная реклама носит некоммерческий характер и решает важные общественные задачи. Она призвана пропагандировать определенный образ жизни и побуждать к конкретным действиям.
Основным источником появления
социальной рекламы является современная
общественная жизнь, которая изобилует
конфликтными ситуациями и противостоянием
на уровне социальных групп и поэтому
остро нуждается в
Социальная реклама использует тот же набор инструментов, что и коммерческая: телевизионные ролики, печатная, уличная, транспортная реклама и т.д. Основное отличие социальной рекламы от коммерческой заключается в цели. В то время как коммерческие рекламодатели стимулируют благожелательное отношение к тому, или иному товару или рост его продаж, цель социальной рекламы заключается в привлечении внимания к общественному явлению [10].
Например, если конечной целью
коммерческой телевизионной рекламы
нового сорта кофе является изменение
потребительских привычек, то целью
ролика социальной рекламы, например,
по борьбе с беспризорностью, является
привлечение внимания к этой проблеме,
а в стратегической перспективе
– изменение поведенческой
В отличие от коммерческой рекламы, информация, содержащаяся в социальной, не является новой. Наоборот, чем более адресат социальной рекламы осведомлен о теме социального сообщения, тем острее он реагирует на него, тем результативней кампания. Социальная реклама возникает внутри общества и является отображением тех процессов, которые происходят внутри него.
Социальной рекламе присущи такие критерии психологической эффективности, как запоминаемость, привлекательность, информативность, побудительность, но с определенными ограничениями.
Задачи социальной рекламы
формулируются следующим
В целом функции социальной рекламы можно определить следующим образом:
1. Информирование граждан о наличии определенной социальной проблемы и привлечение к ней внимания.
2. Социальная реклама в долгосрочной перспективе экономически выгодна государству, поскольку устранение многих социальных проблем ведет к благосостоянию государства (напр., здоровье нации, поступление в полной мере налогов в бюджет и т.д.)
3. Пропаганда определенных социальных ценностей, объяснение проблемы (ее источника, пути решения).
Информация о работе Проблемы и перспективы развития социальной и политической рекламы в России