Реклама как фактор снижения трансакционных издержек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 02:48, курсовая работа

Описание работы

Главным мотивом деятельности любой фирмы как хозяйственной единицы в условиях рыночной экономики является максимизация прибыли. В некоторых случаях, таких как завоевание места на рынке, привлечение потребительского интереса, фирма может идти на временное снижение прибыли или даже на убытки. Однако, длительное время фирма не может существовать без прибыли. Убыточное предприятие просто не выстоит в конкурентной борьбе. Поэтому каждая фирма стремится к положительному финансовому результату – к прибыли. Для этого фирма может прибегнуть к различным методам, таким как увеличение объёмов производства, цены реализации или уменьшение издержек производства. Наиболее реальным и эффективным является метод минимизации издержек производства, но для претворения его в жизнь необходимо изучить природу издержек, специфику данного производства, особенности формирования затрат на производство продукции, проанализировать структуру издержек, выявить резервы под снижения затрат.
Цель работы – изучить рекламу как фактор снижения трансакционных издержек.

Содержание работы

Введение 3
1. Анализ трансакционных издержек 5
1.1. Типы трансакционных издержек 6
1.2. Характеристики трансакций 11
1.3. Границы применимости концепции трансакционных издержек 19
2. Влияние рекламы на трансакционные издержки субъектов рыночной экономики 23
Заключение 29
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 186.00 Кб (Скачать файл)

При таком способе организации производства интегральных схем эффективный уровень издержек производства приносится в жертву ради получения других преимуществ: не будь на рынке второго поставщика-конкурента, потенциальные покупатели новой интегральной схемы неохотно шли бы на заключение сделок, опасаясь, что в дальнейшем единственный поставщик захочет воспользоваться выгодами своего монопольного положения. Создание второго поставщика-конкурента представляет собой эффективный способ обеспечения надежности, которая вызывает увеличение спроса. Как следует классифицировать дополнительные издержки в данном случае: отнести их к издержкам производства, возникающим вследствие применения неэффективной технологии, не в полной мере использующей экономию от масштаба, или же к трансакционным издержкам, которые фирма несет, чтобы убедить потребителей в надежности условий сделки? Невозможно найти какой-либо неопровержимый ответ на этот вопрос. Вывод из данного примера заключается в следующем: хотя трансакционные издержки действительно существуют, их не всегда бывает легко отделить от издержек других типов.

Вторая проблема связана не с понятием трансакционных издержек как таковых, а с идеей, согласно которой эффективные институты стремятся к минимизации этих издержек. Например, согласно постулату Коуза, трудовые отношения могут рассматриваться как способ минимизации общих трансакционных издержек. Но зачем же работодатели, стремящиеся минимизировать общие трансакционные издержки, разрабатывают системы найма, оплаты труда, продвижения по службе, оценки результатов труда и надзора за персоналом? Эти системы отнюдь не упрощают структуру тех издержек, которые они должны нести. Часть трансакционных издержек, несомненно, будут нести работники; можно ли ожидать, что работодатели, принимая свои решения, будут должным образом учитывать эти издержки? В сущности, почему бы им не переложить все трансакционные издержки на работников? Стандартный ответ на эти вопросы состоит в том, что конкуренция вынуждает работодателей учитывать те издержки, которые несут работники. В главе 8 мы докажем, что этот стандартный ответ применим лишь в определенных пределах. Но даже в тех случаях, когда он применим, ссылки на конкуренцию или другие внешние силы, обеспечивающие эффективность, значительно ослабили бы позиции этой теории, поскольку в данном случае диапазон ее потенциальной применимости резко сужается.

В более общем виде вторую проблему можно сформулировать следующим образом: поскольку любая проблема распределения ресурсов, как правило, имеет немалое число эффективных решений, эффективность сама по себе не является достаточно сильным критерием, позволяющим делать конкретные прогнозы или давать четкие объяснения. Критерию эффективности может соответствовать очень большое число различных типов организации, и это лишает понятие эффективности какой-либо практической ценности.

Данная проблема полностью решается при наличии одного упрощающего допущения, а именно отсутствия эффектов богатства, которые будут рассмотрены в следующем разделе. При этом условии лишь один тип поведения соответствует критерию эффективности — тот, который максимизирует общую стоимость, создаваемую в результате сделки.

 

2. Влияние рекламы на трансакционные издержки субъектов рыночной экономики

Будучи неотъемлемой составной частью условий хозяйственной деятельности, неопределенность лежит в основе массы сложных и важных экономических явлений, взаимодействие с которыми формирует поведение экономических агентов участников производства и потребления. Неопределенность оказывает двойственное воздействие на деятельность организаций: во-первых, является источником риска, во-вторых, порождает трансакционные издержки.

Согласно Ф. Найту неопределенность связана  с задержкой между принятием  решения и его выполнением. В  этот период возможны колебания состояния рынка. В результате непредвиденных событий вероятны колебания цен, что создает риск для участников заключенной сделки в процессе ее выполнения. К наиболее существенным факторам, уменьшающим степень неопределенности Ф. Найт относит:

– трансформацию  неопределенности в измеримый риск или полное устранение путем группировки;

– разное отношение  индивидов к неопределенности, порождающее  тенденцию к сосредоточению функций  ее преодоления в руках определенных индивидов и классов;

– снабжение  информацией о деловой конъюнктуре.

Информация  как понятие, противоположна неопределенности и обратно пропорциональна риску. Таким образом, если бы экономические  агенты располагали всей необходимой  информацией, то проблема измерения  и контроля за выполнением контрактов не возникла, а трансакционные издержки равнялись нулю. В условиях несовершенства рыночного механизма и асимметричности информации трансакционные издержки являются положительными. К аналогичному выводу приходит Д. Норт: «затратность информации является ключом к пониманию издержек трансакции».

Опираясь на положения, сформулированные Ф. Найтом при исследовании причин возникновения  и жизнедеятельности фирмы, Р. Коуз ввел в научный оборот идею трансакционных издержек. О. Уильямсон, при рассмотрении трансакционных издержек, попытался сделать их более операционными, постепенно выделил три основных измерения, значимых для объяснения величины издержек, возникающих при совершении любой конкретной сделки. К этим измерениям он отнес: степень неопределенности внешней среды, частоту совершения сделки и степень специфичности вовлеченных в нее активов *. Неопределенность и частота совершения сделок является связующими элементами между категориями «риск» и «трансакционные издержки». Причем риск является первичным, а трансакционные издержки вторичными и являются его следствием. Д.Норт утверждал, что трансакционные издержки отражают неопределенность путем включения премии за риск, размер которой зависит от вероятности нарушения партнером соглашения и, соответственно, возникновения дополнительных издержек у другой стороны.

Между риском и трансакционными издержками существует прямая зависимость. Высокий уровень риска является результатом неопределенности, которую можно минимизировать с помощью информации. Платность и ограниченность информация приводит к росту трансакционных издержек.

Уровень риска в реальном и финансовом секторах экономики позволит оценить динамику рыночных трансакционных издержек. 

По данным Федеральной  службы государственной статистики РФ к группе факторов, ограничивающих деловую активность организаций  была отнесена неопределенность экономической обстановки. В процентах от общего числа базовых организаций удельный вес фактора неопределенности составил в 2000г. – 36%, 2002г. – 24%, 2003г. – 23%, 2004г. – 20% и 2005г. – 21% *. Наличие неопределенности в деятельности организаций является объективной предпосылкой возникновения риска, следствием которого являются трансакционные издержки. Для проведения анализа определим уровень риска в реальном и банковском секторах.

На основании  двухфакторной модели банкротства  определим риск банкротства среди  организаций основных отраслей экономики. В соответствии с моделью прогнозирования риска за основу берутся два коэффициента: текущей ликвидности и финансовой независимости.

К группе отраслей с высокой вероятностью банкротства  относятся ЖКХ (за весь рассматриваемый  период), и транспорт (в 2000 г.) Начиная  с 2001 по 2003 гг. транспортная промышленность попала в группу отраслей с очень высокой вероятностью банкротства. Все остальные рассматриваемые отрасли (связь, промышленность, ТЭК, химическая и нефтихимическая) имеют низкий показатель рейтингового числа и попадают в группу предприятий с очень высокой вероятностью банкротства.

По данным рейтингового агентства «Эксперт РА» в течение 2001–2006 гг. в группу наиболее часто  встречающихся нефинансовых рисков промышленных предприятий входят (по мере убывания значимости): политический риск, риски изменения законодательного регулирования деятельности, риски информационной безопасности, риски транспортировки сырья и готовой продукции, риски профессиональных заболеваний; риски недостатка квалифицированного персонала; риски наркомании и алкоголизма; риски террористических угроз; риски неадекватной оценки инвестиционных проектов, экологические риски.

Нефинансовые  риски компаний распределены неравномерно и находятся в некоторой зависимости  от их отраслевой принадлежности. Для  экспортно-ориентированных предприятий высоки политические риски, в то время как для компаний с преимущественной ориентацией на внутренние рынки характерны социально-трудовые риски. Регулятивные риски на фоне постоянно меняющегося законодательства являются угрозой любой компании. Существенные пробелы в корпоративном законодательстве наряду с превалированием в организационно-правовых структурах компаний открытых акционерных обществ дополняют рисковый ландшафт опасной высотой рисков фиксации собственности для всех отраслевых направлений экономики. Высокий уровень риска в реальном секторе российской экономики позволяет говорить и о высоком уровне трансакционных издержек.

Анализ риска  в банковском секторе экономики  проведем на основании показателей  Центрального Банка РФ (табл. 1).

Таблица 1. Структура рыночного риска банковского сектора

Данные представленные в табл. 2 показывают, что удельный вес валютного риска с 2000 – 2003 гг. снизился на 28,3%, в то время как фондовый и процентный риск вырос соответственно на 6,1% и 6,6%.

В финансовом секторе  банковские стратегии в области  рыночных рисков осторожны. Основными  видами рыночных рисков, которым подвержена банковская деятельность были и остаются в настоящий момент времени – фондовый риск, процентный и валютный риск. По классификации Банка России, число кредитных организаций, подверженных всем трем видам указанных рисков, в последние годы было относительно невелико (в 2005 г. – 83 банка совокупной деловой активности 21,2% всего банковского сектора). При этом наиболее опасным для банков остается фондовый риск – 42,9%, процентный риск – 39,8%, валютные риски – 17,3%. Высокий удельный вес кредитных организаций, имевших прибыль, в общем количестве действующих кредитных организаций составил: 2000 г. – 89,4%, 2001 г. – 91,5%, 2002 г. – 93,6% и 2004 г. – 95%. Положительная динамика в развитии банковского сектора объясняется наличием устоявшихся методик управления рисками, перспективами скорого присоединения России к новому Базельскому Соглашению (Базель – II). За последние два года, по утверждению рейтингового агентства «Эксперт РА» уровень управления рисками в крупнейших российских банках существенно возрос и вплотную приблизился к западным стандартам. Среди основных нововведений в практике управления рисками крупнейших российских банков можно выделить создание подразделений по оценке кредитных рисков розницы, а также управления операционными рисками. Проводимая политика положительно сказывается на деятельности банковского сектора, снижает величину рисков и трансакционные издержки банков. 

В отличие от финансового в реальном секторе  складывается обратная ситуация. При  всей декларативности независимости  деятельности юридического лица в условиях рыночной экономики, его поведение нельзя назвать абсолютно свободным. Любая компания ведет свою деятельность в условиях сложившейся правовой системы государства. Поэтому в реальности она не контролирует полностью все аспекты своей жизнедеятельности, поскольку часть ее прав передается третей стороне. Неопределенность результатов взаимодействия с внешней средой приводит к возникновению риска и росту трансакционных издержек.

Таким образом, динамика трансакционных издержек в  нефинансовом секторе экономики  определяется: во-первых, динамичностью развития нормативно-правовой базы, что приводит к изменению требований в хозяйственной деятельности; во-вторых, недостатками действующего корпоративного законодательства, прежде всего, в отношении учета прав собственности ОАО, которые приводят к возникновению процедур недобросовестного погашения с использованием недостатков деятельности регистраторов; в-третьих, кадровым дефицитом квалифицированной рабочей силы (за исключением нефтегазовой промышленности), обусловленным общим старением персонала и его оттоком в более оплачиваемые сегменты экономики, что приводит к возникновению проблемы «текучести» рабочей силы; в-четвертых, качеством предоставляемой информации о компании, что свидетельствует об уровне информационной политики предприятия и позволяет сформировать отношение к раскрываемой компанией информации. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о росте трансакционных издержек в российской экономике, который вызван формированием новых взаимоотношений между экономическими субъектами.

 

 

 

Заключение

В современных условиях российские предприятия функционируют  в обстановке высокой рентабельности как экономической, так и законодательной. Глубокие преобразования, произошедшие в отечественной экономике за последние годы, специфика нашего переходного периода к рыночным условиям, создали дополнительные сложности для выживания предприятий в такой ситуации.

Полное риска развитие проявляется в таких тенденциях, как насыщение рынка, стремление к концентрации и интернациональности  предприятий, сокращение технологических и жизненных циклов продукции, устранение барьеров для конкуренции. Поиску места издержек в системе рыночных отношений и было посвящено это исследование.

Рассматривая теорию трансакционных и постоянных издержек, мы пришли к выводу, что в принципе трансакционные издержки - это те же постоянные издержки, часть их. Учитывая, что данными издержками, как и любыми другими, можно управлять, в данной работе мы предложили определить понятие трансакционных издержек с позиции управленческого учета (хотя, возможно, понятие трансакционных издержек на данном этапе рыночного издержками», но это может стать темой для отдельной курсовой работы). Трансакционные издержки - это издержки (денежные и неденежные), появляющиеся при принятии управленческих решений о реализации товаров (информационных затрат по поводу рынков сбыта, покупателях, поставщиках, конкурентах, ценах реализации, затрат по рекламе, по заключению развития России правильнее было бы считать «маркетинговыми договоров и т.п.).

 

Список литературы

  1. Гутник В. Рыночные институты и трансформация российской экономики // МЭиМО 2005. .№7. С. 33-39.
  2. Клямкин И., Тимофеев Л. Теневая Россия. М.: РГГУ, 2010, с. 91-115.
  3. Ляско А. Особенности бартерных обменов в переходной экономике. // Вопросы экономки, 2010, № 6. С. 42-54.
  4. Олейник А.Н. Институциональная экономика. Учебное пособие // Вопросы экономики. 2008. №1-12.
  5. Полтерович В.М. Институциональные ловушки и экономические реформы // Экономика и математические методы. 2009. №2. С. 47-60.
  6. Радаев В.В. Российский бизнес: структура трансакционных издержек // Общественные науки и современность. 2009. №6. С. 32-38.
  7. Радаев В.В. Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика. М.: Центр политических технологий, 2008, с. 16.
  8. Радыгин А., Энтов Р. Институциональные проблемы развития корпоративного сектора: собственность, контроль, рынок ценных бумаг. М., ИЭПП, 2009, с.65-66.
  9. Российская экономика: финансовая система. / Под ред. Герасименко В.В., Городецкого Д.Е. – М.: МГУ, ТЕИС, 2010. С. 334-341.
  10. Современная экономика. / Под ред. Мамедова О.Ю. – Ростов-на-Дону,  1996. С. 215.
  11. Тамбовцев В.Л. Институциональные изменения в российской экономике // Общественные науки и современность. 2008. №5. С. 54-65.
  12. Теория переходной экономики. Микроэкономика. /Под ред. В.В. Герасименко. – М.: ТЕИС, 2011. С. 182.
  13. Экономика: Учебник /Под ред. Булатова А.С., 2-е изд., перераб. и доп. – М.: изд-во БЕК, 1999. С. 154-178.
  14. Экономические реформы в России. Итоги первых лет 1991-1996. /Под ред. В. П. Логинова, А. В. Барышевой, Р. Лекача. – М., 2007. С. 41.
  15. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. – Спб., 2006. С. 52.
  16. Волков А., Привалов А. А ну-ка, отниму! // Эксперт, 2011, № 1-2, с.28-29.

Информация о работе Реклама как фактор снижения трансакционных издержек