Роль электронных СМИ в условиях информационного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 11:29, курсовая работа

Описание работы

В современный период развития российского общества успешное решение политических, экономических и социальных задач все больше зависит от действия такого субъективного фактора как социальная активность личности. Важную роль в формировании активности играют средства массовой информации. О возрастающей роли печати, радио и телевидения в общественной жизни страны свидетельствуют их бурный рост, распространенность и доступность массовой информации. Печатное и устное слово, телевизионное изображение способны в кратчайшие сроки достигнуть самых отдаленных районов, проникнуть в любую социальную среду.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ  ИНСТИТУТ

(ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ) «МАИ»

 

ИНСТИТУТ ИНОСТРАННЫХ  ЯЗЫКОВ

кафедра «Связи с общественностью  и массовые коммуникации»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Роль электронных  СМИ в условиях информационного общества

                                                                          

 

 

 

 

 

Студент группы 11-204

Табунов Георгий Сергеевич

 

Научный руководитель

Доцент, кандидат

филологических наук

Кушваха Хуршуд Неждатовна

 

 

 

 

 

 

Работа допускается                                                                  Работа рекомендуется

к защите                                                                                    к защите

 

Зав. кафедрой                                                                           Научный руководитель

«Связи с общественностью                                                     Доцент, кандидат

и массовые коммуникации»                                                     филологических наук

                                                                                                      

проф.Л.Е. Уколова                                                                   Кушваха Х. Н.

«____»______________2012 г.                                                   «____»______________2012 г.

 

 

 

Москва 

2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современный период развития российского общества успешное решение политических, экономических  и социальных задач все больше зависит от действия такого субъективного  фактора как социальная активность личности. Важную роль в формировании активности играют средства массовой информации. О возрастающей роли печати, радио и телевидения в общественной жизни страны свидетельствуют их бурный рост, распространенность и доступность массовой информации. Печатное и устное слово, телевизионное изображение способны в кратчайшие сроки достигнуть самых отдаленных районов, проникнуть в любую социальную среду.

Решающее значение для национальной безопасности страны имеет уровень развития информационной инфраструктуры, который должен обеспечивать эффективность проведения государственной политики. Под этим подразумевается ряд мер: обеспечение органов государственной власти и управления полной, достоверной и своевременной информацией для принятия обоснованных решений; обеспечение современных информационных отношений в сфере бизнеса для становления и развития цивилизованного рынка; реализация эффективного механизма включения информационного ресурса в хозяйственный оборот для решения социально-экономических задач; обеспечение прав граждан на информацию для поддержания социальной и политической стабильности в обществе и другое.

К важнейшим объектам национальной безопасности в информационной сфере кроме информационной инфраструктуры относятся информационные ресурсы.

Актуальность темы обусловлена  тем, что средства массовой информации – мощная сила воздействия на сознание людей, средство оперативного донесения информации в разные уголки мира, наиболее эффективное средство влияния на эмоции человека, способное убеждать реципиента наилучшим образом. Особенно четко это проявляется в отношении электронных СМИ. По мере расширения технических возможностей их роль возрастает. А по эмоциональному воздействию на чувства и сознание людей они остаются пока непревзойденными и собирают самую большую аудиторию. В средствах массовой информации, а особенно на телевидении вопросы повышения эффективности выступлений тесно связаны с уровнем организации творческого процесса, форм и средств социально-политического воспитания журналистского, художественного и технического персонала. Прежде всего, это отбор проблем, решение которых может быть поддержано и подсказано аудиторией, и создание перспективных планов работы СМИ, их включающих.

В настоящее время  значительно возросло влияние средств  массовой информации на личность. Господствующее положение среди средств массовой информации на сегодняшний день занимает телевидение. Если в конце 70-х начале 80-х годов телевизор считался роскошью, то сегодня телевидение прочно вошло в быт, практически каждой семьи. Постепенно телевидение вытесняет газеты и журналы, серьёзно конкурирует с радио. Конкуренция с прессой объясняется появлением на телевидении новых технологий.

Эффективность деятельности СМИ неразрывно связана с учетом потребностей людей, их возросших социальных, духовных и политических запросов. При этом необходимо различать понятия информационные потребности и тематические интересы аудитории. Потребности в информации социальны по своей природе и обусловлены в первую очередь содержанием, структурой повседневной деятельности человека, в том числе объективными характеристиками его профессиональной и общественной деятельности. Тематические же интересы зависят от содержания предлагаемой информации и от ситуативных социально-психологических факторов (таких, как популярность, злободневность, престижность определенных тем, лиц, явлений и др.). Некоторые сведения об информационных потребностях аудитории можно получить путем опроса.

Современная аудитория  включена во всю систему общественных отношений. Поэтому СМИ для реализации целей своей деятельности необходимо учитывать потребности, интересы, мотивы, установки и соответствующие им характеристики аудитории, включающие и ряд специфических, формируемых при прямом участии средств массовой информации. При таком подходе аудитории отводится деятельная, целевая роль, являющаяся результатом коммуникативного процесса.

В наши дни телевидение  и средства печати ищут новые подходы  к своей аудитории. Исходя из этого, среди тематики газет и журналов появились новые, пусть не всегда «чистые», но зато привлекающие читателя направления («Желтая пресса», «Скандалы», «Совершенно секретно», «СПИД-инфо и т.д.). Уровень культуры населения во многом предопределяет уровень культуры СМИ.

Объектом исследования являются средства массовой информации.

Предметом исследования – электронные средства информации и их роль в условиях информационного общества.

Целью работы является исследование современных видов электронных  СМИ, а также их роли в современном  информационном обществе.

Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:

  • Изучение специальной литературы и источников;
  • Определений понятий электронных СМИ и информационного общества;
  • Исследование взаимодействия электронных СМИ и информационного общества;
  • Выделение роли электронных СМИ в современном информационном обществе.

В основу исследования вошли следующие пособия: Беспалова А.Г. История мировой журналистики, Попов В.Д. Социальная информациология и журналистика, М.И. Алексеев; учебники: Ворошилов В.В. Журналистика, Корконосенко С.Г. Основы журналистики; научные работы: Акопов А.И. Электронные сети как новый вид СМИ, Батманова С. К вопросу определения понятия сетевых СМИ, Герасименко А.П. Электронные СМИ конца XX – начала XXIв. в России: технологии формирования образа, Зиновьев И.В. Современные электронные СМИ и профессионализм журналиста, Маслюков С.Г. Идеология и практика информационной политики в современном российском обществе, Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития, Элвин Тоффлер Метаморфозы власти.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.

Во введении обоснованна  актуальность исследования, определены цель, объект, предмет, сформулированны  задачи и указана литература.

В первой главе «Понятие электронных средств массовой информации и информационного общества» рассмотрено: общие понятия об электронных СМИ и их классификация; характеристика электронных СМИ; информационное общество.

Во второй главе «Электронные СМИ и информационное общество» рассмотрено: взаимодействие электронных СМИ с информационным обществом; вопросы национальной безопасности в условиях информационного общества; роль электронных СМИ.

В заключении подведены  общие итоги курсовой работы, изложены основные выводы.

 

Глава 1 ПОНЯТИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

1.1 Общие понятия об электронных СМИ и их классификация

 

У советского зрителя  в середине 1980-х годов был весьма ограниченный выбор – главная информационная программа «Время», 90% продукции отечественного производства, в основном общественно-политических и культурно-просветительских программ, редкие западные фильмы, прошедшие цензуру, никакой рекламы. Центральное телевидение середины 1980-х было воплощением авторитарного, идеологического телевидения1.

Для того чтобы говорить об электронных средствах информации (далее СМИ) или «интернет-СМИ», необходимо вначале определиться, что это такое. Существует официальное определение СМИ, которое содержится в федеральном законе о средствах массовой информации.

Конечно, корректнее сказать, что российское законодательство дает определение не электронному СМИ вообще, а российскому СМИ, но для наших целей это различие не очень существенно.

Определение это звучит следующим образом: «под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации»2.

Вот в эту самую  иную форму попадают интернет – или электронные СМИ.

В понятие электронные  СМИ входят радио, телевидение, глобальная сеть Интернет и периодические интернет-издания, рекламные щиты и панели. Электронные СМИ буквально окружили человека, заменив ему общение с живыми людьми. Естественно, что в данном случае огромное количество информации из телевизора или Интернета оказывает значительное воздействие на умы граждан.

Закон о СМИ, по мнению исследователей, очень профессионально написан, но еще тогда, когда интернет-СМИ как таковых не было. Возможно, поэтому уже почти 15 лет юристы обходятся без конкретного определения.

Фрагментация рынка, различные задачи, которые ставятся перед интернет-ресурсами, не дают четкой концепции.

Например, для газетчиков их интернет-СМИ – это часто онлайновое представительство «офлайнового» издания.

В обиходе – сайт, где регулярно выкладываются материалы журналистского формата; чаще всего имеющий собственную редакцию.

Для чиновников же – любой регулярно обновляемый ресурс с правами и обязанностями СМИ (свидетельством о регистрации электронного средства массовой информации). Характерный пример такого подхода – регистрация в качестве СМИ «ЖЖ-дневника» пользователя «ottenki_serogo».

Такая разница в определениях продиктована не только разными подходами к концепции интернет-СМИ, но и самой историей их развития. Несмотря на то, что интернет-СМИ существуют менее двадцати лет, их роль, предназначение, место в медиасфере не раз менялись.

В России проблема электронных  сетей как нового вида СМИ была впервые поставлена А.И. Акоповым. Он отмечает, что «без какой-либо доли преувеличения Интернет можно рассматривать как некое глобальное средство массовой информации». Кроме того, «именно на видовом уровне иерархия СМИ, содержащая на первой ступени печатные и аудиовизуальные средства, в последние годы пополнилась новым видом – сетевыми СМИ»3

При рассмотрении электронной сети как явления СМИ ученый выделяет два направления. С одной стороны, все сетевое пространство можно рассматривать как некое средство массовой информации, с определенной структурой, имеющей деление по тематическому, целевому и иным признакам. К другому направлению относятся создаваемые профессиональными журналистами газеты, журналы, информационные агентства, которые в свою очередь подразделяются на электронные версии печатных изданий и собственно электронные издания4.

В.В. Ворошилов также  отмечает, что «конец двадцатого столетия ознаменован возникновением уникального и чрезвычайно перспективного средства массовой информации – глобальной компьютерной сети «Интернет». «Появление нового носителя информации, доступного массам людей, не могло не привести к превращению его в СМИ»5,– отмечает ученый.

Однако существуют мнения, опровергающие данную точку зрения. Ведь в интернете существует множество ресурсов и сервисов, которые сложно однозначно отнести к СМИ.

Например, И. Давыдов определяет интернет как еще один носитель информации и приходит к выводу, что как таковых интернет-СМИ в противовес прочим СМИ нет, а «есть общая сфера медиа, внутри которой можно производить различия по типам носителей. И есть с некоторых пор среда, которая позволяет снять противоречия между типами носителей, объединить в рамках одного СМИ все достоинства (впрочем, и недостатки) этих носителей»6.

Информация о работе Роль электронных СМИ в условиях информационного общества