Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 11:29, курсовая работа
В современный период развития российского общества успешное решение политических, экономических и социальных задач все больше зависит от действия такого субъективного фактора как социальная активность личности. Важную роль в формировании активности играют средства массовой информации. О возрастающей роли печати, радио и телевидения в общественной жизни страны свидетельствуют их бурный рост, распространенность и доступность массовой информации. Печатное и устное слово, телевизионное изображение способны в кратчайшие сроки достигнуть самых отдаленных районов, проникнуть в любую социальную среду.
Возникновение глобального информационного пространства, предсказанное исследователями, имеет под собой совершенно реальное основание. Исторический процесс сближения наций и народов сопровождается превращением современного мира в глобальную коммуникационную систему. В самом общем смысле глобализация подразумевает «сжатие» мира, с одной стороны, и быстрый рост осознания миром самого себя – с другой. Доклад комиссара Европейского Союза Мартина Бангеманна, опубликованный в 1994 году к заседанию Европейского Совета на Корфу, подчеркнув определяющую и преобразующую роль информационных и коммуникационных технологий, ускоряющих индустриальную революцию, назвал десять основных приложений новых информационных и коммуникационных технологий в практической жизни, способных стать «переходным мостиком» в информационное общество:
К началу нового века политические, экономические, социальные и иные преобразования в стране привели к глубоким сдвигам во всей системе СМИ, к появлению многообразных форм собственности (от государственной до частной), широкого спектра новых направлений вещания, новых форм журналистики, к внедрению новых технологий, связанных со вступлением в информационное общество15.
Возникает новое информационное общество и информационная культура – это постиндустриальное общество, где главным объектом купли-продажи является информация и не последнюю роль в этом играют средства массовой информации (и дезинформации). Всё чаще информационные войны перекликаются с физическими конфликтами и становятся иногда важнее и приносят большую материальную выгоду при пока относительно малых вложениях.
Ученые мира предсказывают, что в ХХI веке будут происходить мощные цивилизационные сдвиги и трансформации во всех сферах жизни: экономике, политике, власти, духовной жизни, культуре и религиях. Происходить они будут сложно, противоречиво и весьма проблематично, и затрагивая на глобальном уровне фундаментальные основы общественного бытия различных социумов. В основе всех этих глубинных преобразований все большую, практически определяющую роль играют знания и информация как субстраты «информационного общества». Человечество открыло для себя и активно использует в своих интересах новый ресурс – информационный. Информационная политика – один из основных ресурсов развития информационного общества16.
Информационное общество предполагает использование ин формационного пространства для развития экономики и культуры. От этого зависят будущее России, возможность сохранения вели чия нашего государства.
Информационное общество требует высокой культуры и доступа к новым высоким технологиям.
Глава 2 ЭЛЕКТРОННЫЕ СМИ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
2.1 Взаимодействие электронных СМИ с информационным обществом
Говоря о взаимоотношениях информационного общества и новых средств массовой информации, следует обратить внимание на три основных аспекта:
Технология коммуникаций и информации изменяется стремительно. Интернет создает новое публичное пространство, которое открывает большие возможности для глобального общения, а это уже существенным образом отразилось на развитии средств массовой информации, хотя еще нельзя сказать, как в конечном итоге преобразуются СМИ России и других стран. Очевидно одно: мир информации и коммуникации находится в движении и преобразовании. Еще более важной становится экономическая составляющая Интернета, которая стала в нем доминировать.
Важнейший элемент новых информационно-коммуникационных технологий – дигитализация, т.е. перевод содержания средств массовой информации в цифровую форму. В результате общей для всех них единицей становится текст, обретающий новое – цифровое – измерение. Происходит конвергенция СМИ. Тем самым новая информационная среда начинает оказывать возрастающее влияние и на сферу языка, в котором наряду с линейной выстраивается гипертекстовая структура.
Рассматривая перспективы
развития средств массовой информации
в контексте становления информ
Новые информационные и коммуникационные технологии оказывают серьезное воздействие на распространение и доставку информации и на доступ к ней. Речь идет о глобализации массовой информации и демассификации. Эти обстоятельства открывают новые горизонты для получения и распространения информации, существенно изменяют коммуникационный пейзаж. Появляется множественность не только каналов, но и способов работы с новостями, оформляется несколько возможностей для получения информации. Одна, традиционная – через газеты, радио, телевидение, другая – через Интернет и банки данных. В последнем случае у людей появляется возможность получать информацию не массовую, а индивидуализированную. Эта демассификация может, с точки зрения многих, убить СМИ, во всяком случае, фрагментировать и атомизировать использование информации. И в этих условиях возникает проблема будущего СМИ – сохранятся ли они в информационном обществе и как они могут преобразоваться.
Информатизация открывает новые возможности традиционным средствам массовой информации: печать, радио и телевидение используют Интернет для ускорения доставки своего содержания. Вместе с тем, по крайней мере, часть читателей перестает читать газеты, пользуясь информацией через Интернет. Многие любители телевидения переключаются на Интернет, и социологи отмечают некоторый отток зрителей. Наиболее устойчивым кажется положение радио: растет число автомобилей, а вместе с тем и число радиослушателей.
Необходимо видеть и известную заинтересованность и, может быть, даже зависимость Интернета в развитии содержания от газет и журналов, обладающих уникальными информационно-аналитическими запасами и потенциалом. Помимо этого, традиционные СМИ выступают в качестве путеводителя по информационным адресам Интернета.
Взаимодействие Интернета и традиционных СМИ требует серьезного анализа. Хотелось бы напомнить, что с появлением радио начались разговоры о близкой кончине газет, рождение телевидения принесло прогнозы о грядущем упадке и газет, и радио. Но прогнозы эти не оправдались: традиционные СМИ сохранились, взаимодействуют и развиваются в условиях информационного плюрализма. Скорее всего, Интернет не погубит, а поспособствует их преобразованию и эволюции. Чем больше выбор, тем больше возможностей для получения информации. Важнейшее значение приобретает защита доступа к информации граждан, в том числе (и особенно) к Интернету, поскольку в этом случае требуется достаточно дорогостоящее оборудование. Европейский Союз и Совет Европы в связи с этим разрабатывают новые концепции доступа, о которых речь шла выше.
В информационном обществе Интернет наиболее активно взаимодействует именно со СМИ и как канал доставки, и как потребитель их содержания. В условиях России с ее огромным пространством развитие доступа к Интернету особенно важно и актуально как с точки зрения сохранения и развития информационного пространства, так и, видимо, с точки зрения наиболее экономичного решения этой важнейшей национальной проблемы.
Журналистика, СМИ – один из объектов информационной политики, направленной на развитие цивилизованной системы коммуникативно-информационных отношений как вида общественных отношений. Они являются объектом науки – социальной информациологии, разрабатываемой на кафедре информационной политики РАГС. Отсюда новые парадигмальные черты, механизмы, способы деятельности массмедиа.
Среди них особо выделяем следующие:
1) механистической (тоталитарной, авторитарной),
2) манипулятивной (конструктивной и разрушающей),
3) к диалоговой правомерным будет добавить: дискурсную в развитии диалоговой, виртуальной в развитии манипулятивной.
В настоящее время дефицит на диалоговую, особенно дискурсную и доминирование в СМИ – манипулятивной и виртуальной. В виртуальной и манипулятивной в качестве основного субъекта выступает желтая пресса, а в структуре общественного сознания – желтопрессовое сознание, изводящее общество от реальностей информационной цивилизации. Огромный дефицит – аналитической, умной журналистики;
В целях обеспечения
информационно-психологической
Но в тайнах психологии есть, в то же время, большая опасность – в каких целях эти технологии будут использоваться: информационный медиакиллер может перерастать в «информационный терроризм». Вот где самая большая проблема для информационной политики государства, властей всех уровней. Сегодня необходима организация медиаобразования населения и переподготовка журналистских кадров. Иначе все наши природные богатства, самое мощное оружие не спасут целостность России;
Выход из духовного кризиса невозможен без корректировки содержания СМИ, особенно телевидения на парадигмальном уровне. Без этого невозможен ни социальный, ни экономический прогресс, ни политическая стабильность, в которой решающую роль играют средства информационной устойчивости. Взрыв «этнической журналистики» правомерен, но он обязан решать и проблему ментально-коммуникативной целостности России.
Особая проблема – культура «массовой культуры» и культура массмедиа, уход журналистики с суверенного культурного поля и копирование худших жанров, программ из западных массмедиа. А есть ведь другие примеры. Например, известно, что медийная продукция в США Голливудом (по госзаказу Рузвельта) способствовала выходу социума из состояния затяжного кризиса и депрессии социума. Россия нуждается в социогуманистической журналистике.
2.2 Вопросы
национальной безопасности в
условиях информационного
Глобальное использование информационных технологий и телекоммуникаций, с одной стороны, обуславливает зависимость национальной безопасности государства от защищенности информационной инфраструктуры, что определяет степень уязвимости от воздействия недружественных государств, террористических организаций, криминальных сообществ и отдельных лиц через информационное пространство.
С другой стороны, решающее значение для национальной безопасности страны имеет уровень развития информационной инфраструктуры, который должен обеспечивать эффективность проведения государственной политики. Под этим подразумевается ряд мер: обеспечение органов государственной власти и управления полной, достоверной и своевременной информацией для принятия обоснованных решений; обеспечение современных информационных отношений в сфере бизнеса для становления и развития цивилизованного рынка; реализация эффективного механизма включения информационного ресурса в хозяйственный оборот для решения социально-экономических задач; обеспечение прав граждан на информацию для поддержания социальной и политической стабильности в обществе и другое.
К важнейшим объектам национальной безопасности в информационной сфере кроме информационной инфраструктуры относятся информационные ресурсы, и в первую очередь – государственные информационные ресурсы, находящиеся в федеральной и региональной собственности.
Задача формирования государственной информационной политики, поставленная в Доктрине информационной безопасности РФ, решается, по оценке специалистов, весьма слабо, однобоко и хаотично. Свидетельством тому является разорванность информационного пространства, разрыв в воздействии на массовое сознание между федеральными, региональными и муниципальными средствами массовой информации. Доверие к последним в 2-3 раза выше, чем к федеральным по причине их виртуальности очевидно.
Информация о работе Роль электронных СМИ в условиях информационного общества