Роль электронных СМИ в условиях информационного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 11:29, курсовая работа

Описание работы

В современный период развития российского общества успешное решение политических, экономических и социальных задач все больше зависит от действия такого субъективного фактора как социальная активность личности. Важную роль в формировании активности играют средства массовой информации. О возрастающей роли печати, радио и телевидения в общественной жизни страны свидетельствуют их бурный рост, распространенность и доступность массовой информации. Печатное и устное слово, телевизионное изображение способны в кратчайшие сроки достигнуть самых отдаленных районов, проникнуть в любую социальную среду.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

Возникновение глобального  информационного пространства, предсказанное исследователями, имеет под собой совершенно реальное основание. Исторический процесс сближения наций и народов сопровождается превращением современного мира в глобальную коммуникационную систему. В самом общем смысле глобализация подразумевает «сжатие» мира, с одной стороны, и быстрый рост осознания миром самого себя – с другой. Доклад комиссара Европейского Союза Мартина Бангеманна, опубликованный в 1994 году к заседанию Европейского Совета на Корфу, подчеркнув определяющую и преобразующую роль информационных и коммуникационных технологий, ускоряющих индустриальную революцию, назвал десять основных приложений новых информационных и коммуникационных технологий в практической жизни, способных стать «переходным мостиком» в информационное общество:

  • телеработа;
  • дистанционное образование;
  • сети, связывающие университеты и исследовательские центры;
  • телематические услуги для предприятий мелкого и среднего бизнеса;
  • компьютерное управление транспортными услугами;
  • компьютерный контроль над воздушным сообщением;
  • компьютерные сети в сфере здравоохранения;
  • электронная торговля;
  • трансевропейская сеть национальных и муниципальных административных органов;
  • городские информационные супермагистрали.

К началу нового века политические, экономические, социальные и иные преобразования в стране привели к глубоким сдвигам во всей системе СМИ, к появлению многообразных форм собственности (от государственной до частной), широкого спектра новых направлений вещания, новых форм журналистики, к внедрению новых технологий, связанных со вступлением в информационное общество15.

Возникает новое информационное общество и информационная культура – это постиндустриальное общество, где главным объектом купли-продажи является информация и не последнюю роль в этом играют средства массовой информации (и дезинформации). Всё чаще информационные войны перекликаются с физическими конфликтами и становятся иногда важнее и приносят большую материальную выгоду при пока относительно малых вложениях.

Ученые мира предсказывают, что  в ХХI веке будут происходить мощные цивилизационные сдвиги и трансформации во всех сферах жизни: экономике, политике, власти, духовной жизни, культуре и религиях. Происходить они будут сложно, противоречиво и весьма проблематично, и затрагивая на глобальном уровне фундаментальные основы общественного бытия различных социумов. В основе всех этих глубинных преобразований все большую, практически определяющую роль играют знания и информация как субстраты «информационного общества». Человечество открыло для себя и активно использует в своих интересах новый ресурс – информационный. Информационная политика – один из основных ресурсов развития информационного общества16.

Информационное общество предполагает использование ин формационного  пространства для развития экономики  и культуры. От этого зависят будущее России, возможность сохранения вели чия нашего государства.

Информационное общество требует высокой культуры и доступа  к новым высоким технологиям.

 

Глава 2 ЭЛЕКТРОННЫЕ СМИ  И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

2.1 Взаимодействие  электронных СМИ с информационным обществом

 

Говоря о взаимоотношениях информационного общества и новых  средств массовой информации, следует  обратить внимание на три основных аспекта:

  • Первый: возможность передачи информации с помощью современных информационно-коммуникационных технологий и Интернета.
  • Второй: расширение территории действия традиционных средств массовой информации в условиях «интернетизации».
  • Третий: создание новых масс-медиа или новых средств массовой информации.

Технология коммуникаций и информации изменяется стремительно. Интернет создает новое публичное пространство, которое открывает большие возможности для глобального общения, а это уже существенным образом отразилось на развитии средств массовой информации, хотя еще нельзя сказать, как в конечном итоге преобразуются СМИ России и других стран. Очевидно одно: мир информации и коммуникации находится в движении и преобразовании. Еще более важной становится экономическая составляющая Интернета, которая стала в нем доминировать.

Важнейший элемент новых информационно-коммуникационных технологий – дигитализация, т.е. перевод содержания средств массовой информации в цифровую форму. В результате общей для всех них единицей становится текст, обретающий новое – цифровое – измерение. Происходит конвергенция СМИ. Тем самым новая информационная среда начинает оказывать возрастающее влияние и на сферу языка, в котором наряду с линейной выстраивается гипертекстовая структура.

Рассматривая перспективы  развития средств массовой информации в контексте становления информационного общества, необходимо выяснить перспективы развития новых информационных и коммуникационных технологий. В России, при общем отставании, информационные структуры и информационная насыщенность развиваются быстрее, чем другие отрасли.

Новые информационные и  коммуникационные технологии оказывают  серьезное воздействие на распространение  и доставку информации и на доступ к ней. Речь идет о глобализации массовой информации и демассификации. Эти  обстоятельства открывают новые  горизонты для получения и распространения информации, существенно изменяют коммуникационный пейзаж. Появляется множественность не только каналов, но и способов работы с новостями, оформляется несколько возможностей для получения информации. Одна, традиционная – через газеты, радио, телевидение, другая – через Интернет и банки данных. В последнем случае у людей появляется возможность получать информацию не массовую, а индивидуализированную. Эта демассификация может, с точки зрения многих, убить СМИ, во всяком случае, фрагментировать и атомизировать использование информации. И в этих условиях возникает проблема будущего СМИ – сохранятся ли они в информационном обществе и как они могут преобразоваться.

Информатизация открывает  новые возможности традиционным средствам массовой информации: печать, радио и телевидение используют Интернет для ускорения доставки своего содержания. Вместе с тем, по крайней мере, часть читателей перестает читать газеты, пользуясь информацией через Интернет. Многие любители телевидения переключаются на Интернет, и социологи отмечают некоторый отток зрителей. Наиболее устойчивым кажется положение радио: растет число автомобилей, а вместе с тем и число радиослушателей.

Необходимо видеть и  известную заинтересованность и, может  быть, даже зависимость Интернета в развитии содержания от газет и журналов, обладающих уникальными информационно-аналитическими запасами и потенциалом. Помимо этого, традиционные СМИ выступают в качестве путеводителя по информационным адресам Интернета.

Взаимодействие Интернета  и традиционных СМИ требует серьезного анализа. Хотелось бы напомнить, что с появлением радио начались разговоры о близкой кончине газет, рождение телевидения принесло прогнозы о грядущем упадке и газет, и радио. Но прогнозы эти не оправдались: традиционные СМИ сохранились, взаимодействуют и развиваются в условиях информационного плюрализма. Скорее всего, Интернет не погубит, а поспособствует их преобразованию и эволюции. Чем больше выбор, тем больше возможностей для получения информации. Важнейшее значение приобретает защита доступа к информации граждан, в том числе (и особенно) к Интернету, поскольку в этом случае требуется достаточно дорогостоящее оборудование. Европейский Союз и Совет Европы в связи с этим разрабатывают новые концепции доступа, о которых речь шла выше.

В информационном обществе Интернет наиболее активно взаимодействует  именно со СМИ и как канал доставки, и как потребитель их содержания. В условиях России с ее огромным пространством развитие доступа  к Интернету особенно важно и  актуально как с точки зрения сохранения и развития информационного пространства, так и, видимо, с точки зрения наиболее экономичного решения этой важнейшей национальной проблемы.

Журналистика, СМИ –  один из объектов информационной политики, направленной на развитие цивилизованной системы коммуникативно-информационных отношений как вида общественных отношений. Они являются объектом науки – социальной информациологии, разрабатываемой на кафедре информационной политики РАГС. Отсюда новые парадигмальные черты, механизмы, способы деятельности массмедиа.

Среди них особо выделяем следующие:

  • органическое вписывание системы СМИ в процесс взаимодействия общественного бытия и общественного сознания, где социальная информация выступает связующим и организующим звеном. Поэтому нужна социализация журналистики как: творчества, информационной деятельности, социального института. Сегодня острая потребность в развитии социальной журналистики;
  • трансформация журналистики из субъекта «четвертой власти» в «информационную власть» (признанную политологией) с целью обеспечения взаимодействия государства и гражданского общества в национальных (а не только корпоративных) интересов. И на основе понимания коммуникативной природы власти и власти как субъекта организации обменом информации «согласно» теории А. Панарина, Н. Лумана, Ю. Хабермаса и др. В данном контексте должна происходить коррекция политической журналистики17;
  • в условиях развития «информационной экономики» возрастание роли массмедиа в формировании новой парадигмы экономического сознания. Следовательно, в этом направлении должна обновляться экономическая журналистика;
  • изменение в информационном обществе парадигмальной структуры взаимодействия в системе: власть – СМИ – народ. К ранее существующим моделям такого взаимодействия:

1) механистической (тоталитарной, авторитарной),

2) манипулятивной (конструктивной  и разрушающей),

3) к диалоговой правомерным будет добавить: дискурсную в развитии диалоговой, виртуальной в развитии манипулятивной.

В настоящее время  дефицит на диалоговую, особенно дискурсную и доминирование в СМИ – манипулятивной и виртуальной. В виртуальной и манипулятивной в качестве основного субъекта выступает желтая пресса, а в структуре общественного сознания – желтопрессовое сознание, изводящее общество от реальностей информационной цивилизации. Огромный дефицит – аналитической, умной журналистики; 

  • опасное развитие в условиях информационно-психологических конфликтов, войн принимают психоаналитические информационные технологии: 25-1 кадр, НЛП, зомбирование, которые могут привести к работизации (от слова – информационный раб) население планеты.

В целях обеспечения  информационно-психологической безопасности населения возникает необходимость  овладения журналистами теорией  и практикой социального, политического  и коммуникативного психоанализа, где акцентируется внимание не только на сознании, но и на его взаимодействии с подсознанием и бессознательным. Что и позволяет понять многие «тайны» информационной политики. Общество нуждается в гуманистической психоаналитической парадигме журналистики и в экологии журналистского творчества.

Но в тайнах психологии есть, в то же время, большая опасность  – в каких целях эти технологии будут использоваться: информационный медиакиллер может перерастать  в «информационный терроризм». Вот  где самая большая проблема для информационной политики государства, властей всех уровней. Сегодня необходима организация медиаобразования населения и переподготовка журналистских кадров. Иначе все наши природные богатства, самое мощное оружие не спасут целостность России;

  • информационное общество – самое демократическое в смысле открытости власти перед народом, ее диалогового, дискурсного взаимодействия с ним. Для этого требуется развитие информационной демократии в стране и в мире, а, значит, развитие «демократической журналистики», которая сегодня в дефиците. Главный критерий оценки здесь – состояние информационного представительства народовластия в медийном пространстве, в общественном сознании, степень развития информационной и политической культуры в обществе. В данном контексте сегодня требуется парадигмальное обновление политической журналистики;
  • преодоление кризиса доверия к СМИ, особенно к федеральным телеканалам, о чем свидетельствуют многочисленные социологические исследования и о чем убедительно пишут авторы «Литературной газеты». А доверие к СМИ переносится на доверие к власти (Ю.Поляков). Это опасная ситуация. И пока не исправляется. Одна из главных причин – отсутствие стратегии государственной информационной политики, у нас нет сейчас информационного аттрактора – «супермедиа», задающего идеологический вектор развития, «общественный идеал» будущего России и критерии оценки массмедиа. Отсюда разорванность общественного сознания по горизонтали и вертикали, слабость коммуникативных связей между его уровнями: теоретическим, специализированным (управленческим) и массовым, обыденным;
  • одухотворение массмедиа, реализации ими психотерапевтической функции. Сегодня по оценке исследователей информационный фактор по негативному, разрушающему воздействию на население вышел на первое место.

Выход из духовного кризиса  невозможен без корректировки содержания СМИ, особенно телевидения на парадигмальном уровне. Без этого невозможен ни социальный, ни экономический прогресс, ни политическая стабильность, в которой  решающую роль играют средства информационной устойчивости. Взрыв «этнической журналистики» правомерен, но он обязан решать и проблему ментально-коммуникативной целостности России.

Особая проблема –  культура «массовой культуры» и  культура массмедиа, уход журналистики с суверенного культурного поля и копирование худших жанров, программ из западных массмедиа. А есть ведь другие примеры. Например, известно, что медийная продукция в США Голливудом (по госзаказу Рузвельта) способствовала выходу социума из состояния затяжного кризиса и депрессии социума. Россия нуждается в социогуманистической журналистике.

2.2 Вопросы  национальной безопасности в  условиях информационного общества

 

Глобальное использование  информационных технологий и телекоммуникаций, с одной стороны, обуславливает зависимость национальной безопасности государства от защищенности информационной инфраструктуры, что определяет степень уязвимости от воздействия недружественных государств, террористических организаций, криминальных сообществ и отдельных лиц через информационное пространство.

С другой стороны, решающее значение для национальной безопасности страны имеет уровень развития информационной инфраструктуры, который должен обеспечивать эффективность проведения государственной  политики. Под этим подразумевается ряд мер: обеспечение органов государственной власти и управления полной, достоверной и своевременной информацией для принятия обоснованных решений; обеспечение современных информационных отношений в сфере бизнеса для становления и развития цивилизованного рынка; реализация эффективного механизма включения информационного ресурса в хозяйственный оборот для решения социально-экономических задач; обеспечение прав граждан на информацию для поддержания социальной и политической стабильности в обществе и другое.

К важнейшим объектам национальной безопасности в информационной сфере кроме информационной инфраструктуры относятся информационные ресурсы, и в первую очередь – государственные информационные ресурсы, находящиеся в федеральной и региональной собственности.

Задача формирования государственной информационной политики, поставленная в Доктрине информационной безопасности РФ, решается, по оценке специалистов, весьма слабо, однобоко и хаотично. Свидетельством тому является разорванность  информационного пространства, разрыв в воздействии на массовое сознание между федеральными, региональными и муниципальными средствами массовой информации. Доверие к последним в 2-3 раза выше, чем к федеральным по причине их виртуальности  очевидно.

Информация о работе Роль электронных СМИ в условиях информационного общества