Возникновение массовых коммуникаций в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 11:34, доклад

Описание работы

Развитие массово-коммуникативных процессов способствует по большому счету развитию всей цивилизации. Без общения человечество развиваться не сможет, причем миp и общение составляют единое целое, одно непременно подразумевает другое. Исходной конфигурацией теорий массовой коммуникации (в том числе и психологии) является, очевидно, само понятие «массовая коммуникация». В конце XIX—начале XX века Ч. Кули средствами массовой коммуникации впервые называет газеты, почту, телеграф, железные дороги, образование. Для того чтобы передавать информацию раньше достаточно было возможностей человеческого голоса. Следующий этап — развитие «усилителей» человеческого голоса для дистанционной передачи информации: в этом ряду может оказаться гонец, передающий известия из уст в уста, или барабанный бой, предупреждающий об опасности, или веревка с узелками, переданная посланцем, или же сигнальный костер, означающий приближение врага

Файлы: 1 файл

Шпаргалка по Системе массовых коммуникаций в социологии.doc

— 345.50 Кб (Скачать файл)

наблюдение;эксперимент.

№ 23.Исследование текста как научная процедура.

Программа социологического исследования – это изложение  основных задач, методических предпосылок  и гипотез исследования с указанием правил поцедуры и логической последовательности операций по проверке гипотез.

В практике исследований текстов методом контент-анализа  некоторым аналогом социальной проблемы в конкретном исследовании выступает категория анализа (это ёмкое выражение проблемы). Категория анализа не является рабочей, непосредственно данной нам в тексте, эта характеристика скорее принадлежит совокупности текстов (пример: наблюдая совокупность текстов под углом зрения «квалификации героев разной расовой принадлежности», автор выходит на проблему «расовой дискриминации»).

 Обращаясь  к конкретным текстам газет,  радио и телевидения, исследователь  оперирует рабочей единицей анализа. В нашем примере о расовой дискриминации таковой будет персонаж – фигура белого или темнокожего рабочего с определённой степенью квалификации. В качестве единицы анализа в исследовании оперативности материалов выступает отдельный материал, поскольку мы связываем оперативность с оперативным поводом целого материала. Для анализа надо предусмотреть объем информации, который будет мельчайшей единицей текста, где может появиться упоминание искомого нами географического типа. Прежде всего это может быть СЛОВО, АБЗАЦ, текстовые фрагменты.Единицу контекста рассмотрим на примере подсчета слов, соответствующих категориальной сетке исследователя. Слово существует в рамках предложения, более сложной пространственной единицы, состоящей из нескольких предложений, если все они обеспечивают законченное суждение, в рамках абзаца и, наконец, материала в целом. Инструментальную сетку исследования рассмотрим на примере: в анализе содержания местных газет, радио и телевидения, в одной из задач мы брали в качестве категории анализа сферу социальной действительности, единицей анализа был фрагмент текста, совпадающий с темой при описании каждой из этих сфер, единицей счёта – пространственные куски газетных колонок, совпадающие с этими темами, измеренные в условных единицах строкомером, единицей контеста – весь материал.

Инструкция  кодировщика. 1й способ для работы с библиографическими карточками: на чистый бланк заносятся названия характеристик или числовая нумерация по их коду, эти бланки накапливаются, и затем по мере необходимости суммируется частота появления той или иной характеристики. 2й способ – заготавливается массив бланков с отпечатанными на них названиями характеристик, кодировщику лишь остается в нужном месте вписать обнаруженную им характеристику. 3й способ – кодировщик обводит лишь те коды, которые соответствуют встреченным в тексте характеристикам

 

24.Рейтинги  СМК

Рейтинговые программы  — показатель потребностей Аудитории  Не случайно, по социологическим данным, самыми рейтинговыми программами всегда остаются кинофильмы и информационные программы. В противовес мозаичности  мира, который создает СМК, кино, как и все искусство дает иллюзию упрощенного мира, сокращенного решения загадки жизни. Что касается интереса людей к информационным программам, подчеркнем: это канал, реально подключающий человека к социуму в самых широких границах — в национальных, общемировых. При представление рез-ов измерения аудитории подчеркивается, что полученная картина дает основание лишь для кол оценки передачиаудитории, ее размеров, но не оценки кач-ва этих передач. Для обозначения величины, обозначающей реальную аудиторию используют понятие рейтинг . Рейтинг- процент телевизоров, вкл на интересующей нас передаче, ко всем домам. Основная задача любого рейтинга СМИ - определить список печатных изданий, которые обладают наиболее качественной репутацией и популярностью не только в среде представителей российского бизнеса и власти, но и в народе. Компаний, исследующих аудиторию СМИ не так много, самыми известными из них являются TNS Gallup Media и Comcon. Другие же производят более точечные и специальные измерения в узких сегментах рынка. Ниже представлены некоторые описания разделов исследований популярности изданий, которые напрямую влияют на увеличение рекламы в газетах  и журналах.

Рейтинг качественности СМИ.

Рейтинг рассчитывается только для Общефедеральных изданий. Тираж, формат, периодичность и полиграфическое исполнение не влияют на результат. Для оценки выбраны только универсальные для всех типов изданий характеристики качества, что позволяет сравнивать их как в типологических группах, так и по списку в целом. Эксперты оценивают характеристики по 5-бальной шкале.

Основными критериями, по которым ведется оценка изданий, являются:-информативность издания;-актуальность издания;-достоверность издания;-объективность  издания;-независимость суждений;-представительность мнений;

Индекс качества рассчитывается из суммы всех баллов, полученных изданием по всем показателям, деленной на количество экспертов, оценивших издание. Средние индексы отдельных качественных характеристик изданий рассчитываются из суммы всех баллов по каждой характеристике, деленной на число экспертов, оценивших издание.

Рейтинг популярности СМИ. Рейтинг рассчитывается по наиболее развитым регионам России. Он ооценивает исключительно популярность печатного издания по шкале: "читаю регулярно - часто - изредка - не читаю - не знаком с изданием". Эксперты дают против каждого издания только один ответ, который оценивается в расчетах по следующей шкале баллов:-читаю регулярно - 4;-читаю часто - 3;-читаю изредка - 2;-не читаю, но издание знакомо - 1;-не знаком с этим изданием - 0.Индекс популярности рассчитывается из суммы всех полученных баллов, деленной на число экспертов, оценивших издание. Средние показатели по шкале оценок рассчитываются из суммы всех полученных баллов на отрезке шкалы, деленной на число экспертов, оценивших издание.

№ 25. Социология Массовой Коммуникации в  системе социологического знания.

- область социологии, предмет к-рой - закономерности  массовых информационных процессов  и деятельности соц. ин-тов,  производящих и распространяющих  массовую информацию. Исследования С.м.к. традиционно разделяются (исходя из структуры процесса  массовой коммуникации) на исследования проблем коммуникатора,  аудитории, содержания и проблем восприятия массовой информации, проблем изучения функционирования отдельных средств массовой коммуникации (печать,  радио, телевидение,  кино, рекламы), всей системы массовой информации в целом. Толчок к развитию С.м.к. в рамках социологии дало развитие  радиовещания в 20-х гг. XX в. Рождение тоталитарных гос-в с их мощной системой массовой пропаганды сделало актуальными проблемы эффективности пропаганды и контрпропаганды. Поэтому основной задачей, к-рую решала С.м.к. в начальный период своего развития в 30-40-е гг., было изучение условий эффективного пропагандистского воздействия, а соответственно содержания пропаганды. С решением  этой задачи  связаны имена представителей амер. школы С.м.к. Г. Лассуэляа (см.), К. Хов-ланда. В тот же период складывался методический арсенал исследований массовой коммуникации: разрабатывались процедуры массового выборочного опроса  и панельного исследования аудитории (П. Лазарсфельд), контент-анализа  (Г. Лассуэлл и Б. Берельсон), экспериментов (К. Левин и К. Ховланд). В этих исследованиях эффективность  коммуникации рассматривалась как прямое следствие единичного или повторяющегося пропагандистского воздействия и выяснились факторы,  усиливающие или ослабляющие его. В 50-х гг. структурный функционализм  внес изменения в теоретическую ориентацию С.м.к. в к-рой понятие  эффективности было дополнено понятиями функции и дисфункции,  а объектом исследования все больше становилась система  соц. связей, в к-рых протекает и на к-рые влияет процесс массовой коммуникации. Влияние  массовой коммуникации объяснялось не столько воздействием на установки или знания отдельных реципиентов, сколько расширением определенных институционализированных стандартов восприятия действительности, культурных норм, эталонов поведения. Объектом исследования наряду с пропагандой и рекламой все чаще становится взаимосвязь массовой коммуникации с культурой; популярными становятся различн. теории массовой культуры, от апологетич. до критических. Структурно-функциональная ориентация  С.м.к. в 60-е гг. проявилась также в обилии теоретич. схем, раскрывающих системные связи как внутри процесса массовой коммуникации, так и между средствами массовой коммуникации. Одновременно отчетливо проявляется склонность  теоретиков массовой коммуникации к замене обществ.-политич. анализа  развития системы массовой коммуникации изучением ее технологич. факторов. Крайним проявлением  технологич. детерминизма  была концепция  Г. М. Маклуэна о влиянии технич. способов коммуникации на всемирную историю. Острая критика позитивизма  и структурного функционализма  усилила влияние на С.м.к. марксистского подхода  к явлениям. На этой почве возникает т. н. радикальное критич. направление С.м.к., во многом опирающееся также на работы представителей франкфуртской школы Т. Адорно  и Ю. Хабермаса. Главным объектом критики становится манипуляция массовым сознанием,  распространение идеологии средствами массовой коммуникации. Обостряется интерес  к междунар. коммуникации, к глобальным проблемам  распространения информации, к-рые рассматриваются исходя из концепции "культурного империализма"  (X. Шиллер). В СССР социологич. исследования в области массовой коммуникации начались в 20-х гг. с изучения читательской аудитории газет и книг. Основными методами социологич. изучения ассовой коммуникации являются массовые анкетные опросы населения и аудиторий отдельных каналов, опросы коммуникаторов; работники  редакций, авторов и внештатных корреспондентов, представителей издающих органов; широкое применение находит контент-анализ (см.) сообщений. В исследовании эффективности массовой коммуникации используются также экспериментальные методы.  Лит.: Фирсов Б.М. Телевидение глазами социолога. М., 1971; Массовая информация  в советском промышленном городе. 

 

№26. Массовая коммуникация и её роль в социальных процессах.В противовес им ряд социологов (например Д. Белл) пытались найти смягчающие, позитивные моменты в деятельности массового общества, в частности подчеркивали роль массовой коммуникации в становлении социально-экономической и политической однородности различных слоев населения, роль первичных и промежуточных социальных групп. В этих своих попытках найти позитивные стороны массовизации они доходили и доходят подчас до прямой апологетики современной буржуазной действительности. Роль массовой коммуникации начали усматривать не только во влиянии на установки, знания отдельных индивидов, но и в распространении определенных институциализирована стандартов восприятия действительности, культурных норм, стереотипов поведения. В конце сороковых - пятидесятых годах ХХ века преобладали два подхода к изучению коммуникации. Первый рационалистский подход базировался на концепции технологического детерминизма, ( в частности, теории информационного общества- см. 1.3) Такой подход придает средствам массовой информации роль единственного стимула и источника социального развития. Информация рассматривается расширительно как основа культуры и всех культурных ценностей. Второй иррационалистический подход представлен понимающей социологией, в основе которой лежит концепция взаимопонимания, т. е. понимание человеком другого человека. Здесь рассматриваются действия, ставящие своей целью коммуникацию (сознательно использующие знаки - Шюц), и не имеющие такой цели. Теория массового общества эта теория особо выделяет роль СМИ в формировании общественного мнения. Критическая теория Рассматривая манипулятивные функции СМИ, в то же время  признавали их ведущую роль в идеологизации экономического базиса в интересах господствующего класса. Теория гегемонии массовой коммуникации - система положений раскрывающих господствующую роль массовой коммуникации в обществе благодаря их массовости и возможности воздействия на людей как в прямой, так и в опосредованной, латентной форме. С. Холл, В его трудах и работах его последователей сделана попытка исследовать более тщательно роль СМИ в процессе взаимодействия массовой культуры и различных социальных структур, представляющих субкультуры молодежи, рабочих, этнических меньшинств и др. При этом подчеркивается позитивная, интегрирующая роль массовой культуры.

 

№ 27. Роль массовой коммуникации в интеграции общества.

Развитие средств  массовой информации совпадает с социальным развитием общества, с его основными этапами. Так возникновение газет связано с укреплением буржуазии как класса. Спрос на информацию приводит к развитию средств информации.

СМИ становятся инструментами реализации экономических, политических и культурных целей. СМИ являются основным инструментом политических взаимодействий и решений конфликтов в обществе.Именно пресса привела к появлению новых либеральных ценностей – либеральная демократия.За последние 40 лет появилось несколько концепций где роль СМК играет определенную социальную роль.Теоретические подходы:1.Коммуникация и развитие. Возник после войны. Этнонациональные движения привели к тому что колониальная система рухнула и возникло много новых государств. Возникла концепция модернизации вновь создаваемых государств. Особо важное место занимали СМИ в процессе модернизации. Шрам интересовался социальными действиями, нормами ит.д. и как они влияют на развитие молодых государств. Важными составляющими должны быть экономическая и политическая активность. А главное препятствие – традиционные ценности. Новое можно привить через СМИ.Особая роль СМК определялась:- СМИ способствуют национальной интеграции- они обеспечивают связь внутреннего и международного рынка- они стимулируют (за счет рекламы) потребности в новых товарах и услугах- они мобилизуют ресурсы для развития- способствую проникновению ценностей2.Теория зависимого развития (культурный империализм). Возник в ответ на 1, т.к. развивающиеся страны решили, что таким образом будут в большей зависимости.

Теория модернизации далека от политических ситуаций, реальной жизни.3.Концепция «плюрализм мировых коммуникаций». Тенденция связана с тем, что политические вопросы также как и идеологии и культуры, должны развиваться, но так как СССР пал, то возникли вопросы экономические. Стал меняться фокус работы массовой коммуникации, происходит изменение не только количественные, но и качественные. Важна экономическая составляющая.

 
№ 28. Функции массовой коммуникации. 
Направление социологии СМК, связанное с изучением функций, накопило к сегодняшнему дню огромный эмпирический материал. Помимо самоценности этого материала (для практической деятельности Коммуникатора, для рекламодателя), он является фундаментом двух теоретических подходов к деятельности СМК, которые можно коротко сформулировать как «СМК в жизни общества» и «СМК в жизни индивида». Свою типологию функций СМК предложили в 1960 г. социологи Райты, которые развили типологию Лассуелла и дополнили ее понятием развлекательной функции. В 1970 г. анализ функций СМК предприняли Д. Маккуэл, Дж. Бламлер и Дж. Браун (1972). Они оперировали следующими категориями:  
• отвлечение внимания (включая бегство от повседневности и от груза проблем и эмоциональную разрядку);  • замещение межличностного общения социальной деятельностью;  • осознание человеком себя как личности (включая самооценку, познание действительности, убежденность в своей самоценности);  • социальный надзор.  
Е. Катц, Дж. Бламлер и М. Гуревич исходили из предпосылки, что человек использует СМК для установления/устранения контактов, которые могут быть: • инструментальными (прагматическими, прикладными);  • аффективными (эмоциональными, психического комфорта);  • интегративными (с друзьями, с семьей, с нацией...)  Мы можем также оперировать сугубо теоретической схемой взаимодействия СМК с разными уровнями социальной структуры. Ю. Левада выделяет три уровня последней: уровень личности, уровень социальной группы, уровень социальных институтов. Грушин выдвинул такую классификацию функций: функция информирования, воспитания (информация об идеалах данного общества, передаче опыта поколений), организации поведения (распространение  моды, организация СМИ сбора помощи пострадавшим), снятия напряжения (развлекательная, креативная), коммуникации (связь, общение, обмен духовными ценностями или эмоциональными состояниями).  Если рассматривать функции отдельных средств передачи информации, то печать характеризуется графически обозначенным словом и статическим изображением; радио – звучащим словом и звуком; телевидение – звучащим словом, звуком и динамическим изображением. Телевидению больше свойственна рекреативная функция (развлечение, интимность, сериальность).

Информация о работе Возникновение массовых коммуникаций в обществе