Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 11:34, доклад
Развитие массово-коммуникативных процессов способствует по большому счету развитию всей цивилизации. Без общения человечество развиваться не сможет, причем миp и общение составляют единое целое, одно непременно подразумевает другое. Исходной конфигурацией теорий массовой коммуникации (в том числе и психологии) является, очевидно, само понятие «массовая коммуникация». В конце XIX—начале XX века Ч. Кули средствами массовой коммуникации впервые называет газеты, почту, телеграф, железные дороги, образование. Для того чтобы передавать информацию раньше достаточно было возможностей человеческого голоса. Следующий этап — развитие «усилителей» человеческого голоса для дистанционной передачи информации: в этом ряду может оказаться гонец, передающий известия из уст в уста, или барабанный бой, предупреждающий об опасности, или веревка с узелками, переданная посланцем, или же сигнальный костер, означающий приближение врага
№ 39. «Четвертая власть» Четвё́ртая власть (англ. Fourth Estate) — словосочетание, определяющее и саму прессу, и её влияние в социуме. Утверждается, что «журналисты обладают большой властью в обществе» Термин впервые употребил Томас Карлейль. Иногда авторство приписывают Жан-Жаку Руссо.В связи с информатизацией общества в XX веке в современной теории государства и права принято выделять еще одну ветвь власти - «четвертую власть» - средства массовой информации. Дело в том, что телевидение, радио, печать и другие средства массовой информации, ставшие в наше время доступными почти всем слоям населения, не просто информируют общество о тех или иных политических событиях, но и навязывают людям свою оценку происходящего, свои идеалы, они имеют возможность манипулировать общественным мнением. Даже в недемократических государствах, где точка зрения «масс» проявляется лишь в критических ситуациях (революции и т.п.), правительства понимают всю значимость влияния «четвертой власти» на людей и пытаются регулировать и использовать эту власть в своих интересах (вспомнить хотя бы положение средств массовой информации в России в советский период, да и в более ранние периоды истории нашей страны). В демократических государствах «четвертая власть» - это реально действующая сила, не считаться с которой никто не может, нельзя просто запретить деятельность какой-либо газеты, телепрограммы и т.п. Нам трудно представить себе предвыборные кампании без участия средств массовой информации, ни один закон не будет действовать, пока он не опубликован, то есть «четвертая власть» является необходимой частью функционирования системы государственных органов. Средства массовой информации играют очень важную роль в системе «сдержек и противовесов», сдерживая действия органов государства. В результате столь широкого влияния на жизнедеятельность государства и общества можно с уверенностью назвать средства массовой информации «четвертой властью». Таковы основные изменения (дополнения) которые претерпела концепция разделения властей за более чем двухсотлетнюю историю своего существования, эта теория нашла очень широкое применение в государственно-правовой практике многих стран. Каковы же результаты? Прежде всего, теория разделения властей явилась одним из основных гарантов прав и свобод человека, именно в тех странах, где реализация данной концепции имеет наиболее прочные традиции, демократические принципы нашли самое широкое применение. Второе преимущество государственной системы, основанной на принципе разделении властей - это относительная стабильность внутриполитического положения государства, потому что разделение властей позволяет выходить из критических ситуаций на основе норм конституции, посредством консенсуса социальных сил. Вообще, сейчас трудно судить о результатах применения теории разделения властей на практике, потому что применение этого принципа невозможно отделить от других тенденций в развитии государств: стремление к демократии, созданию гражданского общества и правового государства. Поэтому некоторые перечисленные мной «результаты применения теории разделения властей» относятся, скорее, к результатам применения всех новых, прогрессивных государственно-правовых концепций, органично взаимосвязанных друг с другом.
40 Типология СМК
Часть из них связаны с разделением читательской аудитории по таким критериям:
-по возрастному признаку - газеты
для детей, для молодежи, для пенсионеров;-по половому признаку - женские
и мужские издания;-по социальному статусу групп
аудитории - рабочая пресса, пресса для
предпринимателей, издания для безработных;-по образовательному уровню
- издания для интеллектуальной элиты,
общедоступные издания, "желтая"
пресса;-по индивидуальным интересам
- издания для садоводов, любителей рукоделия,
для автомобилистов;-по физическим характеристикам
- издания для инвалидов, для слепых;-по специализации - издания
для врачей, для ученых, для бухгалтеров;-по политическим ориентациям
- демократические издания, коммунистические,
пресса социальной ответственности.Другая часть оснований
типологизации опирается на различия:-по издателю - государственные
издания, частные, коммерческие;-по региональному признаку
- центральные, республиканские, городские;-по языку - например: немецкие,
татарские, японские;-по характеру материалов - информационные,
аналитические, художественно-
Не удаляйте ничего в 40!!!!!
41 Сложность структурной организации аналитических жанров заключается в том, что журналист, как правило, имеет дело с большой группой фактов, которые уже на начальной стадии их обработки требуют тщательного отбора, систематизации, группировки и классификации по различным основаниям, нахождения причинно-следственных связей между ними и т. д. Именно на этом этапе творческого процесса решаются основные вопросы, связанные с единой организацией фактов в структурную ткань произведения. Целостность может быть достигнута при наличии определенной концепции, идеи или мысли. Журналисту необходимо прежде всего выявить наиболее существенные факты для анализа, определить узловые моменты основной проблемы и выбрать метод предъявления фактологических данных. После этого становится возможным определение целесообразных пропорций между различными частями текста.Важно не просто предъявить читателю факты, а проиллюстрировать их в контексте той проблемы, которую журналист пытается рассмотреть. Поэтому при структурной организации статьи главная роль отводится следующим моментам: — выдвижению основного тезиса для доказательства; — построению системы аргументации, раскрывающей суть выдвинутого тезиса, - выводам из системы доказательства.Виды жанров\Литературные жанры\Жанры журналистики\Музыкальные жанры\Жанры киноискусства\Театральные жанры
\Жанры живоп В журналистике существует множество жанров, но четыре из них особенно характерны для международных СМИ: - новости (заметка); - новостная статья с элементами анализа (корреспонденция); - очерк; - комментарий. информационные (referierende) жанры, к которым относятся: - заметка (Nachricht), - корреспонденция (Bericht), - отчет (Dokumentation), - обзор прессы (Pressespiegel), - заявление (Statement); а также интерпретирующие (interpretierende):- репортаж (Reportage), - портрет(Portrдt), - очерк (Feature), - журнальная публикация (Magazinbeitrag), - интервью (Interview), - дискуссия (Diskussion) и др.;
и комментирующие (kommentierende) жанры: - Glosse, - колонка (Kolumne), - комментарий (Kommentar), - критика (Kritik), - рецензия (Rezension), - передовая статья (Leitartikel).
42 Персонифика́ция (от лат. persona «лицо», лат. facio — «делаю») — представление природных явлений, человеческих свойств, отвлечённых понятий в образе человека. Распространена в мифологии, сказках, притчах, художественной литературе (см. также Аллегория, Олицетворение, Антропоморфизм).Понятие персонификация широко употребляется в философии, психологии, социологии. Есть также понятие — «персонификация сознания».Например, в социологии существует следующее определение: «Стремление индивида переложить на кого-либо вину за события или ситуации, вызывающие фрустрацию».
Национальная
персонификация — персонифицированный
образ нации или государства,
обычно используемый в культуре и
государственной пропаганде.
43 концепции свободы
Основные положения классических (неоклассических) либеральных концепций в части взаимосвязи индивидуальной свободы со свободой социетальной в самых общих чертах можно отразить в виде следующих тезисов.1. Наиважнейшей частью общей свободы индивида выступает его экономическая свобода. Гарантом и мерой свободы является частная собственность (“свобода нуждается в собственности, собственность создает свободу”) 2. Необходимым (хотя и недостаточным) условием индивидуальной свободы выступает экономическое устройство рыночного типа (“рынок всегда прав”): возможно, и существуют какие-то способы сохранить свободу при социализме, однако те, кто выступает и за социализм, и за свободу одновременно, по мнению либералов, не предпринимали серьезных попыток разработать институты, которые обеспечили бы их сочетание3. Экономическая свобода (как индивидуальная, так и социетальная) есть средство достижения свободы 4. Все страны движутся в направлении экономического и политического либерализма, “у либерализма не осталось никаких жизнеспособных альтернатив”
44 Цензу́ра (лат. censura) — общее название контроля власти за содержанием и распространением информации, печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений изобразительного искусства, кинемато- и фотографических произведений, передач радио и телевидения, веб-сайтов и порталов, в некоторых случаях также частной переписки, с целью ограничения либо недопущения распространения идей и сведений, признаваемых этой властью вредными или нежелательными
Основная идея цензуры — признание права государства на ограничение распространения информации, которую государство считает вредной или нежелательной. Цензура — это форма ограничения свободы слова, свободы печати, телевидения и других средств информации, обусловленная законодательно утверждёнными нормами защиты интересов государства, общества и общественных институтов.Формы цензурыПо способам осуществления различаются цензура предварительная и цензура последующая.Предварительная цензураЗаключается в необходимости получить разрешение на выпуск в свет печатного издания (газеты, журнала, книги и т. п.), исполнение музыкального произведения, постановку пьесы и т. д. Последующая цензураЗаключается в оценке уже опубликованных изданий, поставленных пьес и т. д. и принятии ограничительных или запретительных мер в отношении конкретного издания или произведения, изъятия его из обращения, а также применение санкций в отношении физических или юридических лиц, нарушивших требования цензуры созданием или опубликованием такого произведения.Карательная цензураЗа нарушение цензурных правил налагался арест на издание, автор и издатель привлекались к суду.Польза и вред цензурыВводя различные формы цензуры, государственные органы, как правило, мотивируют такого рода решение соображениями государственной безопасности, необходимостью борьбы с проявлениями экстремизма, распространением вредоносных идей, противодействием моральному разложению общества. Голоса в поддержку цензуры раздаются не только из государственных ведомств, но и из некоторых общественных и политических организаций, С другой стороны, по мнению критиков, цензура в действительности не решает социальные проблемы, а лишь помогает замалчивать их существование К тому же при росте числа авторов и наличии интернет цензура становится просто нереальной.
Критики отмечают
также, что призывы о введении
цензуры нередко являются признаком
бессилия государственных и общественных
организаций в решении тех
или иных социальных проблем. Так, например,
призывы религиозных
№45.
Зависимая и независимая
Прессу, конечно же, условно, следует разделить на две группы НЕЗАВИСИМУЮ (свободная) и ЗАВИСИМУЮ (несвободная).
Под независимой прессой подразумеваются те издания, которые не зависят ни от кого ни экономически, ни политически. Таких изданий, к сожалению, ничтожно мало. Основополагающими принципами деятельности независимых изданий являются свобода слова и плюрализм мнений.
Следует отметить, что понятие "независимая пресса" применительно к постсоветскому пространству - явление с исторической точки зрения достаточно новое, и мы бы сказали, молодое, так как она, конкретно в Азербайджане, имеет историю, которой не более восемнадцати лет. У истоков независимой прессы стояли профессиональные журналисты, и что нужно подчеркнуть особенно, в массе своей молодые. В начале 90-х годов рынок СМИ был пуст. Органы КПСС в счет не берутся, так как они вообще не понимали, что такое самоокупаемость, самофинансирование, и вообще не представляли себе, что может существовать рынок СМИ, где придется конкурировать и бороться за читателя. (Они, хоть и трансформировались, и сейчас очень далеки от всего этого.) О рекламе в советское время и говорить не приходится. Поэтому и по ряду других причин новые независимые органы печати за очень короткое время сумели завоевать симпатии читателей и вырваться вперед. Так как они прекрасно понимали, что пресса - это не только средство самовыражения и удовлетворения собственного творческого "я", но и предприятие, которое при хорошо и грамотно поставленной работе может приносить неплохие доходы. Как ни странно, но ЗАВИСИМАЯ пресса по своей сути более многогранна. Эта группа печатных СМИ находится в зависимом положении как экономически, так и идеологически. И именно поэтому их следует классифицировать, с одной стороны, как ОППОЗИЦИОННАЯ и ПРООППОЗИЦИОННАЯ, а с другой, как ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ и ПРОПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ пресса. Таким образом, ЗАВИСИМАЯ пресса также делится на две группы. Весьма интересно, что и на этом нельзя ставить точку. Эти две группы также делятся на подгруппы, ибо в рядах как правительственной, так и оппозиционной прессы особое место занимают ПАРТИЙНЫЕ газеты. Правда, чисто юридически эта классификация может вызвать возражения, однако по сути данное утверждение сомнению не подлежит. Итак, планомерное и методическое выдавливание НЕЗАВИСИМОЙ прессы из "игрового поля" построения истинно демократического общества, искусственно поддерживаемая посредством "кислородной подушки" ЗАВИСИМАЯ пресса во всех ее проявлениях, будь то пресса правительственная, проправительственная, партийная и, самое страшное, то нечто, что мы так беспечно называем "рэкетирской журналистикой", приводит к возникновению НЕУВАЖАЕМОЙ прессы. Как уже было отмечено выше, общество перестает уважать журналистику и, соответственно, НЕ ВЕРИТ СЛОВУ.
Информация о работе Возникновение массовых коммуникаций в обществе