Шпаргалки по "Литературоведению"

Дата добавления: 16 Мая 2013 в 21:48
Автор работы: n*************@yandex.ru
Тип работы: шпаргалка
Скачать архив (154.09 Кб)
Файлы: 1 файл
Скачать файл  Просмотреть файл 

литвед.экзамен.docx

  —  157.10 Кб
  1. Литературоведение как наука. Структура литературоведения. «Базисные» и «надстроечные» литературоведческие дисциплины. Место литературоведения в системе гуманитарных наук.

Литвед - наука, изучающая  специфику, генезис и развитие словестно-худжественного творчества, исследующая идейно эстетическую ценность и структуру литературных произведений,  а так же социально-исторические закономерности литературных процессов  прошлого и настоящего.

Предмет литературоведения  в целом - совокупность литературных явлений, многообразие которых может  быть упорядочено с помощью понятия "система".

Филология: 1. Лингвистические  дисциплины ( изучают явления словесности, но разные предметы и задачи. Все явления словесности, речевую деятельность. Используется для установления особенностей языка. Литература материал для исследования. 2. Литературоведческие (Изучает только художественную словесность, мемуары, эссе, критическая литература. Наука искусствоведческая, примыкает к искусству, важен эстетический момент).

 

Литературоведение как наука  возникло в начале 19 века. Конечно, еще  со времен античности существовали литературные труды. Аристотель был первым, кто  попытался их систематизировать  в своей книге, первый дал теорию жанров и теорию родов литературы (эпос, драма, лирика).

Литература – вид искусства, она создает эстетические ценности, и поэтому изучается с точки  зрения разных наук.

Литературоведение изучает  художественную литературу различных  народов мира для того, чтобы понять особенности и закономерности ее собственного содержания и выражающих их форм. Предметом литературоведения  является не только художественная литература, но и вся художественная словесность  мира – письменная и устная.

Современное литературоведение  состоит из:

- Поэтика – изучает  состав и строение литературного  произведения.

- Теория литературного  процесса – изучает закономерности  развития родов и жанров.

- Литературная эстетика  – изучает литературу как вид  искусства.

- История литературы изучает  развитие литературы. Делится по  времени, по направлениям, по месту.

- Литературная критика  занимается оценкой и анализом  литературных произведений. Критики  оценивают произведение с точки  зрения эстетической ценности.

С точки зрения социологии структура общества всегда отражается в произведениях, особенно древних, поэтому она также занимается изучением литературы.

Структура литературоведения:

Вспомогательные литературоведческие  дисциплины (базовые):

- текстология – изучает  текст как таковой: рукописи, издания,  редакции, время написания, автор,  место, перевод и комментарии

- палеография – изучение  древних носителей текста, только  рукописи

- библиография – вспомогательная  дисциплина любой науки, научная  литература по тому или иному  предмету

- библиотековедение –  наука о фондах, хранилищах не  только художественной, но и научной  литературы, сводные каталоги.

Основные (надстроечные):

-История литературы

-Теория литературы

-Литературная критика

 

 

 

  1. Поэтика: определение, разновидности, задачи. Методы литературоведения ( не менее 3).

Важнейшей частью Литературоведение является поэтика —раздел литературоведения о структуре, составе, совокупности приёмов отдельного произведения или комплекса произведений. Поэтика соотносится с основным отраслями Литературоведение: в плоскости теории литературы она даёт общую поэтику, т. е. науку о структуре любого произведения; в плоскости истории литературы существует историческая поэтика, исследующая развитие целых художественных структур и их отдельных элементов (жанров, сюжетов, стилистических образов и т. д.); возможно применение принципов поэтики в критике Охватывая широкий круг проблем — от вопросов речи художественной и стиля до вопросов о специфических законах строения и развития рода литературного и жанра, а также развития литературы как целостной системы, Поэтика как литературоведческая дисциплина, с одной стороны, соприкасается вплотную со стилистикой и стиховедением (ряд теоретиков включают их в состав Поэтика), а с другой — с эстетикой и теорией литературы, которые обусловливают её исходные принципы и методологическую основу. Для Поэтики необходимо постоянное взаимодействие с историей литературы и литературной критикой, на данные которых она опирается и которым, в свою очередь, даёт теоретические критерии и ориентиры для классификации и анализа изучаемого материала, а также для определения его связи с традицией, его оригинальности и художественной ценности.

Поэтика может быть подразделена на общую (оперирующую общими закономерностями и элементами литературы в целом) и частную (Поэтика конкретного  жанра, определённого писателя, отдельные  произведения и т.д.). Общая Поэтика  включает в себя теоретическую (учение о литературе как системе, её элементах  и их взаимосвязи) и историческую (учение о движении и смене литературных форм

Под методом литературоведения  подразумевается принцип исследования художественного произведения. Метод указывает пути искусства как формы отражения и образного пересоздания жизни. Литературоведческий метод выявляет логику внутреннего развития сюжетов и образов в произведениях. Он определяет художественные принципы отражения и литературные направления. Метод в литературоведении – наиболее фундаментальная часть последнего, на нем основана вся теория литературы. На разных исторических стадиях активно действовали различные специфические методы литературной науки. Но основных методов литературоведения немного, несмотря на то, что литературоведение как наука существует более двухсот лет.

Методология – часть лит-вед., которая изучает методы исследования, т.е. теоритичексие предпосылки с  которыми ученый подходит к произведению, терминологический аппарат.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ:

  • Сравнительно-исторический (компоротивный, компоротивизм) – произведения рассматриваются как совокупность мотивов новых и заимствованных. Представители: В. Буслаев, А. Веселовский.
  • Историко-типологический – произведения рассматриваются в связи с соц.-историческим периодом и единством формы и содержания. *Г.Н. Поспелов, В.Е. Хализев.
  • Психологический – психология
  • Формальный (формализм) – рассматривают произведение как совокупность авторских приемов. Анализировали форму, но содержание не исследовали. *Шкловский, Эхенбаум, Тынянов.
  • Психо-аналитический. Базируется на концепциях Фрейда. Лит. Произведение рассматривается как вытесненная проекция мотивов и желаний.
  • Структурно-семиотический – выявляется структура формы и содержания. Основной прием исследование бинарных оппозиций. *Ю.М. Лотман
  • Постструктуролистский – представитеи данного метода очень радикально относятся к категории литературного произведения, заменяют на текст и письмо. Писатель для них – это скриптор

3. Проблема сущности  искусства. Концепция искусства  как подражания жизни (Платон, Аристотель, деятели Просвещения). Категория  катарсиса.

*Искусство – любое  высокое мастерство в сфере  производства, в том числе и  материального.

*Искусство – творчество  в духовной сфере по законам  эстетики (соотношение формы и  содержания, идеи, заложенные чувства,  эмоции, которые вызывает)

*Искусство – пластические  виды искусства (скульптура, архитектура  и живопись)

Концепции:

1. Сущность искусства  заключается в подражании жизни

2. Символизация жизни.

3. Выражение творческих  способностей человека (субъективная  творческая способность)

4. Объективное историческое  явление, форма деятельности, с  помощью которой общество развивается  и самопознает себя.

-Платон – 5,6 век до  н. э., единое, нематериальное, вечное (идеальная субстанция) – реальное  существование. Эйдосы (идеи, идеальные  сущности всего), попадая в косную  нетворческую материю, они искажаются, но одухотворяют ее. Жизнь человека  – воспоминание о настоящей  жизни. Красота – наиболее  гармоничное сочетание эйдоса  и материи. Пещера Платона.  Искусство – это подражание  земной красоте, тень тени, искажают  эйдосы еще больше, губительно.  Искусство вторично по отношению  к действительности. Пытался выявить  происхождение искусства. Обратился  к мифу о Прометее - искусство  было создано как компенсаторская  веха. Искусство - ремесло, мастерство; дополение к природе; обработанная  человеком природа; мудрость (соотв,  люди искуссва - философы); поэт - безумец;  искусство-удовольствие - критерий  качества искусства. Было 2 мира: мир идей (идеальный), мир вещей  (земной) - это тень мира идей. Искусство  подражает миру вещей; Искусство  - тень теней.

 

-Аристотель – нач. 4 в  до н. э., первый европейский  литературовед. Подражание миру  – это хорошо, человек чувствует  удовлетворение от познания природы.  Подражание – одна из форм  познания, художник выше историка. Искусство позволяет  познать  не только природу, но и жизнь  человека, самого себя. Разграничение  на эпос, лирику и драму. Категория  катарсиса : одно из назначений  искусства – очищение от страха  и страданий путем сопереживания.

Познание в образах, возвышенное  очищение от ложных страстей.

Катарсис (в переводе с  древне-греческого - возвышение, очищение, оздоровление). В античной философии  этот термин использовался для обозначения  процесса и результата облегчающего, очищающего и облагораживающего  воздействия на человека различных  факторов.

Катарсис - понятие в древнегреческой  эстетике, характеризующее эстетическое воздействие искусства на человека.

Категория катарсиса разрабатывалась  в античности применительно к  обозначению сущности любого эстетического  переживания. Когда в результате художественного восприятия мы получаем чувство удовлетворения, мы переживаем состояние катарсиса. В целом  понятие катарсиса употребляется  в эстетическом, психологическом  и религиозных смыслах.

Понятие катарсиса начало обсуждаться задолго до Аристотеля и прилагалось к восприятию разных видов искусств. Сам Аристотель разработал теорию катарсиса как одного из компонентов  искусства трагедии. Катарсис, согласно Аристотелю, - это очищение от аффектов через страх и сострадание  трагическому действию. Аристотель также  считал, что художественное – это  осуществленное эстетическое: художник собирает, группирует, шлифует выразительность  и создает собирательный образ  явлений окружающего мира. Все  прекрасное согласно Аристотелю –  есть определенный порядок, оформленность. Он считал также, что источником искусства  является сама действительность. Искусство  завершает то, что начала природа. И - процесс усовершенствования оригинала.

-Августин Блаженный –  4, 5 в н. э., современное искусство  имело религиозные формы. Искусство  подражает форме божественной  красоты, но не воспроизводит  ее сущность.

-Эпоха Возрождения. Сдвиг  интереса от высшего, идеального  мира к земному. Познание божественного  через земное. Леонардо да Винчи:  Живопись - внучка природы. Художник  исследует природу и описывает  прекрасное.

-Эпоха Просвещения. Требует  от искусства следовать природе,  подражать природе. Красота ценна  не сама по себе, а как инструмент  воздействия на человека. Залог  правдивости искусства – важный  критерий. Дидро: Природа - 1 модель  искусства.

Самый большой минус - художник оказывается в полной зависимости  от познаваемого предмета, игнорируется обобщающий и оценивающий характер художественного познания.

Кант: гений и дух подражания не совместны.

 

 

  1. Концепция искусства как символизации жизни (христианское богословие, романтики). Концепция искусства как объективно-исторического явления (Г.Гегель, И. Тэн).

Символизация жизни:

Возникла в эпоху эллинизма, с 1-й теорией ввела диалог-полемику. Искусство воспринимается как уход от земной жизни, как восхождение  к неким универсальным, бытийным смыслам.

Символист пытается сказать  о мире другими словами. Аллегория - однозначный образ, выражение абстрактного через конкретное. Символ же - восхождение  от конкретного к абстрактному.

Значений символа бесконечное  множество.

-Символ – неподобное  подобие. Самый абстрактный и  символичный вид искусства –  это музыка. (Платон говорил, что  она приближает к высшей материи).

Описание работы
1.Литературоведение как наука. Структура литературоведения. «Базисные» и «надстроечные» литературоведческие дисциплины. Место литературоведения в системе гуманитарных наук.
Литвед - наука, изучающая специфику, генезис и развитие словестно-худжественного творчества, исследующая идейно эстетическую ценность и структуру литературных произведений, а так же социально-исторические закономерности литературных процессов прошлого и настоящего.
Предмет литературоведения в целом - совокупность литературных явлений, многообразие которых может быть упорядочено с помощью понятия "система".
Содержание работы
содержание отсутствует