Шпаргалки по "Литературоведению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 21:48, шпаргалка

Описание работы

1.Литературоведение как наука. Структура литературоведения. «Базисные» и «надстроечные» литературоведческие дисциплины. Место литературоведения в системе гуманитарных наук.
Литвед - наука, изучающая специфику, генезис и развитие словестно-худжественного творчества, исследующая идейно эстетическую ценность и структуру литературных произведений, а так же социально-исторические закономерности литературных процессов прошлого и настоящего.
Предмет литературоведения в целом - совокупность литературных явлений, многообразие которых может быть упорядочено с помощью понятия "система".

Файлы: 1 файл

литвед.экзамен.docx

— 157.10 Кб (Скачать файл)

1.У худ мира есть  свои законы,не совместимые с  реальностью

2.У худ мира есть  свои внутренние границы,которые  нужно признавать(при анализе  не додумывать то,что не указал  автор)

3.Нельзя худ. реальность  отождествлять с реальностью

(2).Образы по отраж.  содержанию

- С наличием индивидуальных  черт (индивидуальные)

В образе все неповторимое: возраст героя, внешние признаки, обстоятельства судьбы

- С наличием характерных  признаков (харАктерные) (В харАктерном  образе более важными оказываются  конкретно-исторические социальные  черты.)-

реализм: образы-характеры. Определенные законы жизнеподобия. Характер–такой персонаж, который изображен в  его социально-исторической  культурной обусловленности и в многоплановости  его личных черт и взаимоотношений.

- Типические образы

Герой-схема:воплощение одной  черты. Яркое, полное воплощение явления  героя характерного и значимого  для эпох или культуры в целом. Социально-исторические типы, социально-психологические, национальные типы, вечные образы

- Архетипические

Универсальные, повторяющиеся  в мировой литературе и мифологии  образы и сюжеты (дом, дорога, рождение)

 

11 вопрос

Постоянное взаимодействие Л. и м. протекает непосредственно, в форме «переливания» мифа в  литературу, и опосредованно: через  изобразительные искусства, ритуалы, народные празднества, религиозные  мистерии, а в последние века - через научные концепции мифологии, эстетические и философские учения и фольклористику. Особенно активно  это взаимодействие совершается  в промежуточной сфере фольклора (см. Сказки и мифы). Народная поэзия по типу сознания тяготеет к миру мифологии, однако, как явление искусства, примыкает  к литературе. Двойная природа  фольклора делает его в данном отношении культурным посредником, а научные концепции фольклора, становясь фактом культуры, оказывают  большое влияние на процессы взаимодействия Л. и м.

Соотношение мифа и художественной письменной литературы может рассматриваться  в двух аспектах: эволюционном и  типологическом. - Эволюционный аспект предусматривает представление  о мифе как определённой стадии сознания, исторически предшествующей возникновению  письменной литературы. Литература с  этой точки зрения имеет дело лишь с разрушенными, реликтовыми формами  мифа и сама активно способствует этому разрушению. Миф и стадиально сменяющие его искусство и  литература подлежат лишь противопоставлению, поскольку никогда во времени  не сосуществуют.

- Типологический аспект  подразумевает, что мифология  и письменная литература сопоставляются  как два принципиально различных  способа видения и описания  мира, существующих одновременно  и во взаимодействии и лишь  в разной степени проявившихся  в те или иные эпохи. Для  мифологического сознания и порождаемых  им текстов характерна прежде  всего недискретность, слитность,  изо- и гомоморфичность передаваемых  этими текстами сообщений.

 

Наряду со спонтанными, возникающими помимо субъективной ориентации авторов  влияниями мифологического сознания на творческий процесс, каждая эпоха  в истории искусства характеризуется  определённым осознанием соотношения  искусства и мифологии:

-Функциональная противопоставленность  Л. и м. оформляется в эпоху  письменности.

-После возникновения  письменности и создания античных  государств возникает непосредственная  связь искусства и мифологии.  Мифологические тексты, с одной  стороны, являются в этот период  основным источником сюжетов  в искусстве. Однако, с другой  стороны, архаическая мифология  мыслится как нечто докультурное  и подлежащее упорядочению, приведению  в систему, новому прочтению.  Мифы превращаются в множество  волшебных рассказов, историю  о богах, повествования о демиургах,  культурных героях и родоначальниках,  трансформируются в линейные  эпосы, подчинённые движению исторического  времени.

-Поэты греческой архаики  подвергают мифы решительной  переработке, приведя их в систему  по законам рассудка (Гесиод - «Теогония»), облагородив по законам морали (Пиндар).

-Новые типы отношения  к мифам даёт римская поэзия. Вергилий («Энеида») связывает мифы  с философским осмыслением истории,  с религиозно-философской проблематикой,  Овидий («Метаморфозы»), напротив, отделяет  мифологию от религиозного содержания.

-Литература средних веков  возникает и развивается на  почве языческой мифологии «варварских»  народов (народно-героический эпос), с одной стороны, и на основе  христианства - с другой. Влияние  христианства становится преобладающим.  Хотя античные мифы не забываются  в средние века, для средневекового  искусства характерно отношение  к мифу как к порождению  язычества.

-Возрождение создавало  культуру под знаком секуляризации  и дехристианизации. Это привело  к резкому усилению нехристианских  компонентов мифологического континуума.

-Рационалистическая культура  классицизма, создавая культ Разума, завершает, с одной стороны,  процесс канонизации античной  мифологии как универсальной  системы художественных образов,  а с другой - изнутри «демифологизирует»  её, превращая в систему дискретных, логически расположенных образов-аллегорий.

-Романтизм (а до него - предромантиэм) выдвинул лозунги  обращения от разума к мифу  и от рационализированной мифологии  греко-римской античности к мифологии  национально-языческой и христианской. «Открытие» в сер. 18 в. для европейского  читателя скандинавской мифологии,  мак-ферсоновский «Оссиан», фольклоризм  И. Гердера, интерес к восточной  мифологии, к славянской мифологии  в России 2-й половины 18 - нач. 19 вв., приведшие к появлению первых  опытов научного подхода к  этой проблеме, подготовили вторжение  в искусство романтизма образов  национальной мифологии. При этом  романтики обращались и к традиционным  мифологиям, но чрезвычайно свободно  манипулировали их сюжетами и  образами, используя их как материал  для самостоятельного художественного  мифологизирования.

-реализм 19 в. отмечен  «демифологизацией ».

 

Архетип (от греч. arche - начало и typos - образ) - первичный образ, оригинал; "образы коллективного бессознательного" (К. Юнг), т. е. древнейшие общечеловеческие символы, прообразы, лежащие в основе мифов, фольклора и самой культуры в целом и переходящие из поколения  в поколение. Например: злая мачеха, добрая и прекрасная падчерица, благородный  разбойник и т. д.

Точного определения архетипа в науке до сих пор не существует. Так, энциклопедия «Культурология. ХХ век» трактует архетипы как «своеобразные  когнитивные образцы, на которые  ориентируется инстинктивное поведение» (Руткевич А.М. Архетип// Культурология. ХХ век: Энциклопедия / Сост. Левит С.Я. СПб., 1998. Т. 1: А–Л), как «когнитивную структуру, в которой в краткой  форме записан родовой опыт» (Руткевич А.М. Архетип// Культурология. ХХ век: Энциклопедия / Сост. Левит С.Я. СПб., 1998. Т. 1: А–Л). Параллельная мифология. М., 1997). Намеченные в приведенном  отрывке два характерных признака мифологического архетипа – типологическая повторяемость и неосознаваемость – находятся в русле юнговской  концепции, в то время как предположение  о генетической трансляции архетипических образов полностью ей противоречит.

Важнейшим свойством архетипа является способность видоизменяться, сохраняя при этом свое значение и  функции неизменными на разных исторических этапах. Современный исследователь  А. Большакова называет это «вариативностью  инвариантности» (Большакова А. Литературный архетип // Литературная учеба. 2001. №6). Архетип может до неузнаваемости изменяться, воплощаясь в творчестве разных авторов, но при этом он сохраняет  «некое ценностно-смысловое ядро, в  своей неизменности обеспечивающее высокую устойчивость архетипической модели» (Большакова А. Литературный архетип // Литературная учеба. 2001. №6). Кроме  этого, архетип обладает свойствами первичности и отвлеченности  от конкретного материала («идеальный тип»).

Современное отечественное  литературоведение обратилось к  проблеме архетипа сравнительно недавно. Одним из первых это сделал В.А. Марков (Марков В.А. Литература и миф: проблема архетипов (к постановке вопроса) // Тыняновский сборник. Четвертые  тыняновские чтения. Рига, 1990). Он, во-первых, установил связь между мифом  и литературой через архетип, а во-вторых, сосредоточил внимание на трех особенностях архетипов: всеобщности, универсальности и репродуцирующем  характере. Вслед за Юнгом исследователь  утверждает, что архетипы, как «золотые слитки человеческого опыта –  нравственного, эстетического, социального», хранятся в коллективном бессознательном. Итоговая мысль Маркова: «Общечеловеческие  императивы и ценности имеют архетипическую основу. Здесь символы вечности и  вечность символов. Здесь миф, искусство  и человек». Таким образом, архетипы можно считать вневременным и  всеобщим средоточием общечеловеческих ценностей во всех сферах жизни.

А. Большакова в вышеупомянутой статье «Литературный архетип» утверждает, что слово «архетип», употребляемое  в современном литературоведении, полисемантично, и выделяет следующие  его значения:

1.Писательская индивидуальность  с точки зрения ее роли в  формировании дальнейшего литературного  процесса. Так, исследователи говорят  об архетипичности Пушкина как  очень важной стороне творчества  этого классика.

2.То, что иначе называют  «вечными образами» мировой литературы (Дон-Кихот, Гамлет, Дон-Жуан и  др.).

3.Христианско-библейская  тематика, рассматриваемая в качестве  источника литературных образов  и сюжетов.

4.Античная мифологическая  традиция.

5.«…Основная ситуация, характер  или образ, который постоянно  появляется в жизни и, следовательно,  в литературе» (Большакова А.  Литературный архетип // Литературная  учеба. 2001. №6).

 

Архетипические архетипы - (по Юнгу) - первичный образ (коллективный), формирующийся в архаическом  сознании

Разновидности архетипов:

-архетип матери

-архетип ребенка

-архетип мудрых старика  и старухи

-архетип души и духа

Архетип функционирует во всей литературе.

 

12 вопрос

В художественное произведение входит:

1. Заголовочный комплекс (заглавие): имя автора (лит. Псевдоним), название, подзаголовок, жанровое определение  (авторское – задает «горизонь  ожиданий, ряд литературных ассоциаций), эпиграф, посвящение.

Произведение всегда воспринимается в определенном контексте:

1 определенного худ. метода

2 жанровой традиции

3 творчества автора

4 цитируемых произведений

Литературное произведение является идейно-эстетическим целым, так  как форма есть не что иное, как  содержание в его непосредственно  воспринимаемом бытии, а содержание есть не что иное, как внутренний смысл данной формы (по В.В. Кожинову).

Форма (стиль, жанр, композиция, художественная речь, ритм и т.д.) передает содержание (фабулу, конфликт, характеры  и обстоятельства, художественную идею , тенденцию и т.д.) и тесно связано  с ним.

Разграничение понятий произведение и текст:

Текст - система знаков, связанных  между собой. Текст существует неизменным, на определенном материальном носителе. Существует наука "текстология", которая изучает первоначальные тексты, оригиналы. Тексты различных  веков различны. Но текст все равно  подвижен. Текст многомерен, то есть может быть по-разному прочитан разными  людьми. Распахнутость текста во внешний  мир превращает текст в художественное произведение, а не простую систему  знаков.

Текст существует сам по себе, он замкнут.

 

Произведение - текст, написанный в определенном стиле, с определенной мыслью, несущий определенный смысл

 

Понятие текста:

Для лингвистики – конкретный акт применения естественного языка, имеющий связность и завершенность.

В Литературоведении.

1)Собственно речевая сторона  литературного произведения.

2)Основной текст в отличие  от побочного

Побочный – заглавие,подзаголовок,примечание,эпиграфы,посвящение,авторское  приедисловие,дата и место написания.

3)Структурализм и постструктурализм  отождествляли текст и произведения.

4)Постмодернизм – тест  – всё,что находится в объективной  реальности. Текст-творчество языка.  Писатель-функция языка.

 

13 вопрос

Уровни литературного  произведения:

1. Концептуальный: то, что  мы называем содержанием, идейно-смысловой  аспект, соотносится с понятием  творческий метод – видно понимание  мира писателя.

Уровни содержания:

*тематика (совокупность  тем главных и побочных)

*проблематика (совокупность  проблем и вопросов)

* идейный мир (комплекс  идей, система авторских оценок, авторский идеал, пафос)

Информация о работе Шпаргалки по "Литературоведению"