Шпаргалки по "Литературоведению"

Дата добавления: 16 Мая 2013 в 21:48
Автор работы: n*************@yandex.ru
Тип работы: шпаргалка
Скачать архив (154.09 Кб)
Файлы: 1 файл
Скачать файл  Просмотреть файл 

литвед.экзамен.docx

  —  157.10 Кб

-мотив

В фольклоре – повторяющ. в разных комбинациях произведения минимальный элемент сюжета

В литературе – элемент  произведения в форме слова или  словосочетания,повторяющийся или  варьируемого обозначенного разными  лексическими единицами.

Простые композиции – совершенно простое объединение элементов.

Сложные – порядок неожинанный+ дополнительный смысл.

 

17 вопрос

Субъектная организация:

Персонаж и его ценностная ориентация.

Литературный герой - персонаж, обладающий необычным характером, выполняющий  позитивную роль в сюжете.

Субъект речи это лицо, создающее  текст, то есть "автор", он не должен пониматься в конкретном биографическом смысле.

Субъектная организация - это, в сущности, просто способ подачи материала. Важно, кто говорит, важно, что говорит, важно, за кого говорит  и что при этом думает. Письменная речь позволяет производить с  ответами на эти вопросы разные комбинации и махинации. Когда мы читаем текст, мы моментально выделяем субъекты речи (тех, кто говорит). Вариантов немного: речь может быть от первого лица, от третьего лица, в форме диалога. ВотНо с субъектами сознания (теми, чье восприятие передается субъектом  речи) гораздо сложнее. Диалог и вообще всякая прямая речь подразумевает разноголосицу. Кто говорит, тот и думает - субъекты речи и сознания совпадают. Скучно.

Первое лицо - всегда попытка  выделить наиболее интересующий писателя субъект сознания. Обычно никто не пытается вложить в речь от первого  лица несколько субъектов сознания - ее собственно не для этого придумали. Но теоретически такое возможно.

Третье лицо - Подразумевается, что повествование от третьего лица предельно обезличено, не навязывает нам сугубо авторского образа мыслей. По крайней мере, многим хочется  так думать. Но оно ведь все равно  от кого-то ведется. От вымышленного рассказчика, от личного повествователя, от автора, как носителя некоего взгляда  на действительность (он же просто «повествователь»). Все проблемы с образом автора отсюда. Но раз третье лицо такое  «объективное», значит в него можно  «незаметно» засунуть столько субъектов  сознания, сколько поместится. Рано или поздно каждый писатель начинает этим баловаться, что даже свидетельствует  о повышении его писательского  уровня. Следствие - несовпадение субъекта сознания и речи. Говорит вроде  бы один, а восприятие передается не только и не столько его, но и чье-то еще.

Несовпадение субъекта речи и субъекта сознания - удобная форма  художественной лжи.

 

Понятие о художественном ("внутреннем", "поэтическом") мире произведения:

Художественный мир - созданная  художником целостная и завершенная  художественная реальность, выраженная с помощью общепринятых в культуре знаков и символов. Художественный мир содержит в себе объяснения мира, то есть выражает закон, понятый его  творцом.

Не смотря на то, что художественный мир целостен и завершен, он открыт для любого другого мира.

 

Предметный мир произведения составляет объект изображения, то его  субъект – тот, кто ведет речь, от кого читатель узнает об этом мире: персонажах, событиях, обстановке действия.

Непосредственный предмет  изображения в тексте – речь. (слово в романе – средство изображения  и предмет изображения)

Субъект речи (кто говорит) и Субъект сознания (тот, чьё сознание выражается.) могут совпадать и  несовпадать (в несобственно-прямой речи). В зависимости от вида и  типа субъекта речи находятся:

а) степень широты

б) глубина постижения мира

в) характер его эстетической оценки

Виды повествования: Личное (есть персонифицированный повествователь), Безличное(повествователь вне худ.мира)

- Личное повествование  2-х  типов:

*Повествование от лица  героя (форма исповеди)

*Повествование от лица  героя-рассказчика

Повествование от лица лирического  героя создает амтосферу доверительности, душевности, позволяет максимально  погрузиться в мир личности путем  самораскрытия героя. но его знание о мире не объективно

Повествование от лица героя-рассказчика  сохраняет атмосферу доверительности, усиливая субъективнсть передачи событий.

Личное повествование  создает иллюзию отождествления героя с автором. Л.П. внешне выглядит как монолог, но это скрытый диалог А-Ч

- Безличное П. – способ  достижения максимальной объективности  изображения. Романное П. –  создется впечатление, словно  жизнь сама себя рассказывает. Отсутствие прямого слова повествователя.

 

18 вопрос

Сюжет - цепь событий, воссозданная в литературном произведении, т.е. жизнь  персонажей в ее пространственно-временном  изменениях, сменяющих друг друга  положениях и обстоятельствах. Сюжет  являются организующим началом жанров драматических, эпических и лиро-эпических. Он может быть значимым и в лирическом произведении, хотя, как правило  он здесь скупо детализирован  и предельно компактен.

Сущность сюжета в лирике состоит в выделении основных мотивов. Сюжетом лирического произведения может служить ход авторской  мысли, авторского размышления, или  изменение внутреннего состояния  героя. Иногда сюжетом в лирике может  служить цепочка впечатлений, ассоциаций, чувств, эмоций.

 

В составе литературного  произведения сюжет выполняет несколько  существенных функций:

• Событийные ряды имеют конструктивное значение, они скрепляют изображаемое воедино.

• Сюжет необходим для воспроизведения персонажей, обнаружения их характеров. События создают своего рода поле деятельности для персонажей, позволяя им разнопланово и полно раскрыться перед читателем.

• Сюжеты обнаруживают и впрямую воссоздают жизненные противоречия. Без какого-то конфликта в жизни героев трудно представить достаточно выраженный сюжет, конфликт вообще считается двигателем сюжета. Сюжет не безмятежен, ему присущи черты драматизма.

 

Мотив - наиболее значимые и, как правило, повторяющиеся в  произведении (или во всем творчестве автора) "опорные" художественные приемы и средства.

Веселовский понимает под  мотивом словесную формулу, для  которой характерен образный одночленный  схематизм. Из вариаций мотивов рождается  уникальный сюжет.

Мотив связывается с темой (по Томашевскому с формой). Тема - единство значений отекльных элементов произведения.

Мотив бывает статичным (ситуации): встреча, письмо, объяснение (Онегин) и  динамическим (коллизия. К.-столкновение противоположных взглядов, стремлений, интересов).

Мотивы могут зависеть от рода литературы и от ее жанра (эпические, элегические, комедийные..)

 

Проблема разграничения  сюжета и фабулы:

Сюжет - последовательность событий в литературном произведении.

Фабула - последовательность событий, отражающих логику жизни. (классическая точка зрения).

Однако формалисты противоположно определяли фабулу и сюжет.

Фабула и сюжет могут  совпадать. В этом случае говорят  о фабульном сюжете.

Если принципиально фабула и сюжет не совпадают, то говорят  о "свободном сюжете". Его чаще всего использовали романтики.

Под фабулой часто понимают сюжетную схему. Сюжет - резкое развитие, изменение как таковое. В основе развития лежит противоречие, значит, в основе сюжета лежит конфликт (противоречие, столкновение, борьба, несоответствие).

 

Сюжет уникален, мотив - словесная  форма.

Из вариаций мотива рождается  сюжет.

Коллизия - локальный конфликт.

 

19 вопрос

В основе сюжета лежит конфликт. Важнейшая функция сюжета - обнаружение  жизненных противоречий, т.е. конфликтов.

Конфликт - противоречие, столкновение, борьба, несоответствие.

Конфликтом называют художественно  значимое противоречие, пронизывающее  всю структуру произведения, ощущаемое  на разных уровнях.

Правомерно выделить два  типа сюжетных конфликта: это противоречия локальные и противоречия устойчивые.

 

Этапы развития конфликта - основные сюжетные элементы:

Экспозиция-завязка-развитие действия-кульминация-развязка

 

Классификация конфликта:

-разрешимые (ограниченные  рамками произведения)

-неразрешимые (вечные, универсальные  противоречия)

 

Типы конфликтов:

-человек и природа

-человек и социум

-человек и культура

 

Существуют виды конфликтов, классифицированные по другому признаку:

• Конфликты между персонажами и группами персонажей

• Противостояние героя и уклада жизни

• Внутренний, психологический конфликт

 

Выделяют также пути разрешения конфликтов:

• Активные действия персонажей. Такой путь характерен для локальных, архетипических конфликтов.

• Субстанциональный. Решение конфликта кроется в организации мироустройства, бытии, что характерно для неканонических сюжетов.

 

Способы реализации конфликта  в разного рода литературных произведениях:

В драме чаще конфликт полностью  воплощается и исчерпывает себя в ходе изображаемых событий. Он возникает  на фоне бесконфликтной ситуации, обостряется  и разрешается на глазах читателя (Островский "Гроза").

В эпических и драматических  произведениях события разворачиваются  на постоянном конфликтном фоне. Противоречия существуют уже до начала событий, в  процессе их течения и после завершения. Это могут быть как разрешимые, так и неразрешимые конфликты (Достоевский "Идиот", Чехов "Вишневый сад")

 

 

20 вопрос

К обязательным сюжетным элементам  относятся:

• Экспозиция  - включает в себя знакомство с героем, с местом действия. Это часть жизни героя до первого появления конфликта. Экспозиция не всегда находится в начале произведения.

• Завязка - момент обнаружения, возникновения конфликта.

• Развитие действия - герои втянуты в развивающийся конфликт.

• Кульминация - ситуация, которая требует немедленного разрешения

• Развязка - разрешение конфликта или же обнаружение его неразрешимости. Иногда финал остается открытым, и читатель сам додумывает судьбы главных героев.

К дополнительным сюжетным элементам относятся:

• Предыстория - развернутая экспозиция.

• Эпилог - заключительная часть произведения, пролог  - т.н. предзавязка, часто содержащая ключ к прочтению произведения.

Внесюжетные элементы  играют весомую роль, однако не имеют силы, которая двигает действие.

 

К внесюжетным элементам  относятся:

• Описание (пейзаж, портрет, интерьер)

• Авторские отступления - более-менее развернутые прямые высказывания автора(философские, лирические, публицистические, автобиографические), которые характеризуют персонажей и их взаимоотношения. Отступления помогают понять конфликт, его суть, проблематику, авторскую идею.

• Вставные конструкции (н-р Повесть о капитане Копейкине в Мертвых душах)

 

Типы сюжета:

-динамический - действия  стремятся к развязке, основные  сюжетные элементы различимы.

-адинамический - сюжетные  элементы сложно вычислить, много  внесюжетных элементов, отвлекающих  от развития действия. Внесюжетные  элементы здесь основные, в них  вся сюжетная нагрузка.

 

21 вопрос

Персонаж происходит от слова "персона", что значит "маска" (из античности)

Часто персонаж = действ.лицо = лит.герой

- Под литературным героем  часто понимают персонажа отличительного  характера, выполняющего позитивную  роль в сюжете.

- Действующее лицо - герой,  который выполняет действия.

- Персонаж - либо плод  чистого вымысла писателя, либо  результат домысливания реального  лица, либо итог обработки и  достраивания уже известных литературных  героев.

- Персонаж имеет двоякую  природу: субъект действия, стимул  развертывания событий (актант), с другой стороны - статичная  фигура, носитель стабильных черт, свойств, качеств.

- Персонаж характеризуется  с помощью совершаемых им поступков,  форм поведения и общения, с  помощью черт наружности и  близкого окружения и мыслей, чувств, намерений.

Описание работы
1.Литературоведение как наука. Структура литературоведения. «Базисные» и «надстроечные» литературоведческие дисциплины. Место литературоведения в системе гуманитарных наук.
Литвед - наука, изучающая специфику, генезис и развитие словестно-худжественного творчества, исследующая идейно эстетическую ценность и структуру литературных произведений, а так же социально-исторические закономерности литературных процессов прошлого и настоящего.
Предмет литературоведения в целом - совокупность литературных явлений, многообразие которых может быть упорядочено с помощью понятия "система".
Содержание работы
содержание отсутствует