Шпаргалки по "Литературоведению"

Дата добавления: 16 Мая 2013 в 21:48
Автор работы: n*************@yandex.ru
Тип работы: шпаргалка
Скачать архив (154.09 Кб)
Файлы: 1 файл
Скачать файл  Просмотреть файл 

литвед.экзамен.docx

  —  157.10 Кб

2. Уровень внутренней  формы: предметно-образный аспект, художественный мир произведения

Основные составляющие:

*субъектная организация

*пространственно-временная  организация

*сюжет

3. Уровень внешней формы:  соотносится с понятием стиль,  собственно форма, текст, речевая  организация, ритмо-мелодическая  организация (размеры, рифмы стиха).

 

Концептуальный уровень  и его подсистемы:

-тематика - те явления  жизни, которые отражены в том  или ином высказывании или  сочинении, в произведении искусства,  в частности художественной литературе.

-проблематика - идейное осмысление  писателем тех социальных характеров, которые он изобразил в произведении. Это осмысление выражается в  том, что писатель выделяет  и усиливает те свойства, стороны,  отношения изображаемых характеров, которые он, исходя из своего  идейного миросозерцания, считает  наиболее существенными.

-идейный мир - область  художественных решений. В него  включаются авторские оценки  и идеал, художественные идеи  и пафос произведения:

-идея - главная обобщающая  авторская мысль, уровень выводов  и решений (тема - проблема - идея)

-авторский идеал - эстетическая  и этическая норма с точки  зрения автора, то, чт он хотел  бы видеть. Это может быть как  личность, так и ситуация (отношение  человека и мира)

-система авторских оценок - то, что автор считает приближенным  к идеалу или, напротив - отдаленным  от него.

Авторская оценка противоречива  в силу противоречивости характера  писателя.

-пафос - (от греч. страсть) - неразрывное единство мысли  и чувства (Белинский), эмоциональное  вражение своей позиции, общий  эмоциональный настрой произведения.

 

Тематика - фундамент содержания, произведение может иметь несколько  тем, одна из которых - основная.

Тема - объективная составляющая содержания лит.произведения.

Тема - предмет авторского интереса, может быть либо явления  жизни, либо противоречие, которое он обнаруживает в мире.

 

Виды тем:

1. Вечные (любовь, добро и  зло, одиночество, свобода...)

2. конкретно-исторические (война  1812 г)

 

Тема - объект худ.отражения, характеры и ситуации, которые  как бы переходят из реальности в  худ.произведение.

Тематика - те явления жизни, которые отражены в том или  ином высказывании или сочинении, в  произведении искусства, в частности  художественной литературе.

 

Методика анализа тематики:

1. Разграничить объект  отражения (тема, реальность) и объект  изображения (худ. образ, выдумка).

2. Сформировать тему, раскрыв  характеры

3. Разграничить конкретно-исторические  и вечные темы.

Конкретно-исторические темы -  характеры и обстоятельства, которые обусловлены определенной социально-исторической ситуацией  в конкретной стране, они не повторяются  за пределами этого времени и  этой национальной культуры.

Вечные темы – фиксированные  повторяющиеся моменты в истории  различных культур, в жизни разных поколений.

4. Определить доминирующий  аспект

5.Анализ конкретно-исторической  тематики – максимально конкретизирован:  социальный, временной, национальный  параметры.

6. Главные (связаны с  главным героем) и побочные темы..

 

Тематика — совокупность основных и побочных тем литературного  произведения или ряда произведений одного писателя или целой группы, школы, направления. Тема (греч.) — предмет  изложения, повествования, изображения, то, о чем говорит автор в  произведении.

 

14 вопрос

Проблематика -  область  субъективного авторского понимания  отражаемой действительности, его концепция  мира и человека. «самобытное отношение  автора к миру». Толстой.

Тема – данность, проблема – согласие или несогласия

Тема поэта и поэзии. Проблемы:

-служение музам (Пушкин)

-польза, сочувствие народа, гражданственность (Некрасов)

-мистика, тайны, посредник  между мирами (Блок)

-Гордое одиночество (Лермонтов)

Проблема важнее идеи –  автор не дает ответы, главное –  верно поставить вопрос. (Чехов)

 

Типы проблематики.

- Мифологическая: объяснение  возникновения различных явлений  природы и культуры. («Метаморфозы»  Овидия) После античности - в романтизме, фантастике.

- Национально-историческая: внешние и внутренние государственные  конфликты, переломные моменты  в жизни народа, отображение национального  характера, специфика содержания  эпопеи и исторического романа. («Илиада», «Слово о полку игореве»)

- Этологическая (Социально-культурная): установившиеся общественные отношения,  образ жизни, мнения, привычки. Осмысление  уклада жизни, быта, норм, мнений, привычек людей («История одного  города», «Мертвые души»)

- Романная: не только для  романов; если есть личностный  интерес в его динамике к  характеру, осмысление человеком  самого себя.

-авантюрный подтип (внешняя  динамика, осмысление внешних изменений)

-идейно-нравственный (внутренняя  динамика – поиск правды и  ее личная проверка, внутренние  изменения)

- Философия – интерес  к осмыслении. Всеобщих закономерностей  бытия (общественных и природных). Не поиск, а истина.

 

Проблема - осмысление темы под определенным углом.

Проблема может быть сформулирована в вопросе:

Тема: Одиночество

Проблемы: Что несет одиночество, как избавиться от одиночества, почему человек одинок...

 

 

15 вопрос

Понятие "пафос". Разновидности:

-пафос - (от греч. страсть) - неразрывное единство мысли  и чувства (Белинский), эмоциональное  вражение своей позиции, общий  эмоциональный настрой произведения.

Живая страсть, возжигающая  в душе человека идею.

Идейно-эмоциональный настрой  произведения.

 

1 классификация - соотнесение  с родами литератур:

- лиризм - повышенная эмоциональность

- драматизм - напряженное  переживание противоречий в жизни

- эпичность - принятие  мира таким, каков он есть  и себя в этом мире (неторопливое  созерцание жизни)

 

Разновидности пафоса:

-героика - в основе  лежит стремление к возвышенному  идеалу, реализуется в борьбе  за него, его защите.

-романтика - в основе  лежит стремление к возвышенному  идеалу, реализуется через созерцание, переживание, непостижимость идеала.

-сентиментальность - сочувствие, сопереживание, сострадание.

-трагизм - осознание утраты  чего-то ценного в жизни человека.

-комичность - несоответствие  идеала и действительности, внешнего  выражения и внутреннего содержания.

-юмор - реакция на действительность - мягкая двунапревленная насмешка (не только над другим, но и  над собой)

-сатира - реакция на действительность - инвективное однонаправленное  высмеивание

-ирония - инеллектуальная  оговорка на основе скептицизма,  релятивизм (относительность)

 

16 вопрос

Композиция - это состав, определенная соотнесенность и расположение частей единиц изображаемого и художественно-речевых  средств в некоторой значимой временной последовательности.

Функции коспозиции - выразительная, организующая.

 

Формальная композиция - деление текста на задуманные автором  части.

-основные

-факультативные (заголовочно-финальный  комплекс)

 

К элементам композиции литературного  произведения относятся эпиграфы, посвящения, прологи, эпилоги, части, главы, акты, явления, сцены, предисловия и послесловия "издателей" (созданных авторской  фантазией внесюжетных образов), диалоги, монологи, эпизоды, вставные рассказы и эпизоды, письма, песни (например, Сон Обломова в романе Гончарова "Обломов", письмо Татьяны к  Онегину и Онегина к Татьяне  в романе Пушкина "Евгений Онегин", песня "Солнце всходит и заходит…" в драме Горького "На дне"); все  художественные описания - портреты, пейзажи, интерьеры - также являются композиционными  элементами.

 

Виды:

• действие произведения может начаться с конца событий, а последующие эпизоды восстановят временной ход действия и разъяснят причины происходящего; такая композиция называется обратной (этот прием применил Н.Чернышевский в романе "Что делать?");

• автор использует композицию обрамления, или кольцевую, при которой автор использует, например, повтор строф (последняя повторяет первую), художественных описаний (произведение начинается и заканчивается пейзажем или интерьером), события начала и финала происходят в одном и том же месте, в них участвуют одни и те же герои и т.д.; такой прием встречается как в поэзии (к нему часто прибегали Пушкин, Тютчев, А.Блок в "Стихах о Прекрасной даме"), так и в прозе ("Темные аллеи" И.Бунина; "Песня о Соколе", "Старуха Изергиль" М.Горького);

• автор использует прием ретроспекции, то есть возвращения действия в прошлое, когда закладывались причины происходящего в настоящий момент повествования (например, рассказ автора о Павле Петровиче Кирсанове в романе Тургенева "Отцы и дети"); нередко при использовании ретроспекции в произведении появляется вставной рассказ героя, и такой вид композиции будет называться "рассказ в рассказе" (исповедь Мармеладова и письмо Пульхерии Александровны в "Преступлении и наказании"; глава 13 "Явление героя" в "Мастере и Маргарите"; "После бала" Толстого, "Ася" Тургенева, "Крыжовник" Чехова);

• нередко организатором композиции выступает художественный образ, например, дорога в поэме Гоголя "Мертвые души"; обратите внимание на схему авторского повествования: приезд Чичикова в город NN - дорога в Маниловку - усадьба Манилова - дорога - приезд к Коробочке - дорога - трактир, встреча с Ноздревым - дорога - приезд к Ноздреву - дорога - и т.д.; важно, что и заканчивается первый том именно дорогой; так образ становится ведущим структурообразующим элементом произведения;

• автор может предпослать основному действию экспозицию, каковой будет, например, вся первая глава в романе "Евгений Онегин", а может начать действие сразу, резко, "без разгона", как это делает Достоевский в романе "Преступление и наказание" или Булгаков в "Мастере и Маргарите";

• композиция произведения может быть основана на симметрии слов, образов, эпизодов (или сцен, главок, явлений и т.д.) и будет являться зеркальной, как, например, в поэме А. Блока "Двенадцать"; зеркальная композиция нередко сочетается с обрамлением (такой принцип композиции характерен для многих стихотворений М.Цветаевой, В.Маяковского и др.; прочтите, например, стихотворение Маяковского "Из улицы в улицу");

• нередко автор использует прием композиционного "разрыва" событий: обрывает повествование на самом интересном месте в конце главы, а новая глава начинается с рассказа о другом событии; например, его используют Достоевский в "Преступлении и наказании" и Булгаков в "Белой гвардии" и "Мастере и Маргарите". Такой прием очень любят авторы авантюрных и детективных произведений или произведений, где роль интриги очень велика.

 

Композиционные приемы:

Повтор, параллелизм, ассоциативное  сцепление образов, цепочная структура, ступенчатое сужение образа, повествовательная  композиция (монолог, диалог), сюжет, экспозиция, завязка, кульминация, развязка, контраст, пейзаж

 

повтор:

Степень повторяемости каких-либо элементов в тексте определяет природу  текста.

Повтор - неотъемлимое свойство мотива. С помощью повтора организуется "кольцевая" композиция.

Повтор в типах времени:

Есть линейное время, есть циклическое. В циклическом повтор имеет позитивный смысл, сокральный, он образовывает религиозное сознание. В линейном времени повтор имеет  негативное значение. Наша цивилизация  поддерживает линейное время.

-умолчание

-усиление:

Усиление - сопутствующий  повтору прием. Описания часто строятся на ряде однородных элементов.

 

-противопоставление:

При сочетании повтора  и противопоставления возникает  зеркальная композиция (начало зеркально  отражает конец или ситуации внутри текста отражают друг друга)

 

-монтаж:

Литература невозможна без  монтажа, он существовал всегда, но само понятие приминимо только в  кинематографии. В литературе есть 2 понятия "монтаж": сцепление 2х  образов, за счет которых появляется третий смысл;

Описание работы
1.Литературоведение как наука. Структура литературоведения. «Базисные» и «надстроечные» литературоведческие дисциплины. Место литературоведения в системе гуманитарных наук.
Литвед - наука, изучающая специфику, генезис и развитие словестно-худжественного творчества, исследующая идейно эстетическую ценность и структуру литературных произведений, а так же социально-исторические закономерности литературных процессов прошлого и настоящего.
Предмет литературоведения в целом - совокупность литературных явлений, многообразие которых может быть упорядочено с помощью понятия "система".
Содержание работы
содержание отсутствует