Прибыль предприятия в рыночных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 21:57, дипломная работа

Описание работы

В условиях жесткого противоречия российских и зарубежных производителей в сфере обеспечения внутреннего рынка проблема конкурентоспособности отечественных предприятий становится центральной в решении задач сохранения самостоятельности национального хозяйства. Проблема повышения конкурентоспособности продукции, товаров занимает одно из главных мест среди других проблем современной экономики. В современных условиях функционирование каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его деятельности.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Экономическое содержание и организация прибыли 6
1.1. Значение прибыли в условиях рыночной экономики 6
1.2. Функции и факторы роста прибыли 9
1.3. Формирование и распределение прибыли в современных условиях 15
1.5. Методика анализа и планирования прибыли предприятия 18
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика и организация финансовой работы ООО «Новатерм» 31
2.1. Организационно-экономическая характеристика организации ООО «Новатерм» 31
2.2. Содержание и задачи финансово учетной работы экономической службы организации 40
2.3. Оценка формирования прибыли ООО «Новатерм» 43
2.4. Оценка показателей рентабельности и использование прибыли ООО «Новатерм» 48
2.5. Оценка источников формирования прибыли ООО «Новатерм» 54
Глава 3. Пути совершенствования механизма формирования прибыли и ее источников 56
3.1. Анализ методов увеличения прибыли 56
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий 61
Заключение 67
Список используемой литературы 70

Файлы: 1 файл

прибыль в рыночных условиях.doc

— 505.50 Кб (Скачать файл)

 

Стабильная прибыль предприятия - основной фактор экономического и социального развития. В связи с этим понятен интерес к проблемам прибыльности и максимизации финансового результата, а, следовательно, и к комплексному системному анализу прибыли.

Анализ прибыли представляет собой исследование механизма формирования конечного финансово-хозяйственного результата во всем многообразии причинно-следственных связей и зависимостей в целом по предприятию, а также по отдельным ее видам в зависимости от направления изучения. Управление прибылью - это процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам образования, распределения, использования и планирования прибыли на предприятии, основанный на проведенном ранее анализе. Анализ и управление прибылью следует рассматривать в единстве их целей и задач, приоритетными из которых являются:

1) изучение возможности получения  и роста прибыли в соответствии  с имеющимися ресурсами, достигнутым организационно-технологическим уровнем, качеством выпускаемой продукции и конъюнктурой рынка;

2) контроль плановых показателей  реализации, себестоимости, прибыли;

3) определение влияния объективных  и субъективных факторов на  финансовые результаты, количественная и качественная их оценка;

4) выявление и оценка резервов  увеличения прибыли;

5) разработка управленческих решений  по реализации возможностей роста  прибыли.

Информационной базой анализа прибыли служат соответствующие разделы бизнес-плана предприятия, накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета, финансовой отчетности - форма N 2 "Отчет о прибылях и убытках".

Начальным этапом исследования является изучение динамики, структуры прибыли, оценка выполнения плана в целом, по видам хозяйственной деятельности, по структурным подразделениям, а также определение влияния факторов на изменение величины показателей прибыли.

Финансово-хозяйственные результаты деятельности предприятия оцениваются с помощью абсолютных и относительных показателей. К абсолютным показателям относятся: валовая прибыль, прибыль от реализации продукции, прибыль (убыток) от прочей реализации, прибыль до налогообложения, чистая прибыль. Они характеризуют абсолютную прибыль хозяйствования. Размер прибыли, несомненно, имеет большое значение, но только по абсолютным показателям прибыли безотносительно к обороту или величине активов предприятия невозможно дать объективную оценку финансового результата. Анализ прибыли, поэтому необходимо дополнить расчетами удельного веса каждого вида прибыли в общей величине доходов для оценки основных источников формирования чистой прибыли, а также определения экономической рентабельности.

Прибыль формируется под воздействием самых различных факторов, которые имеют разнонаправленное влияние, увеличивая или уменьшая ее объем. Отрицательное действие одних факторов способно снизить или полностью превзойти положительное влияние других. Негативное воздействие факторов следует рассматривать отдельно, устанавливая конкретную причину каждого для определения основных резервов повышения эффективности, разработки предложений, направленных на повышение прибыли.

Анализ прибыли в аспекте исследования причинно-следственных связей, факторов, оказывающих влияние на формирование как положительных, так и отрицательных тенденций, является обязательной составляющей исследования и важнейшей информационной базой для принятия управленческих решений. В процессе факторного анализа устанавливается зависимость финансово-хозяйственных результатов от самых различных параметров функционирования: производственных и сбытовых расходов, отпускных цен на продукцию (товары, работы, услуги), изменения структуры производства и реализации и т.д.

Для аналитического исследования прибыли рассмотривают следующие факторные модели:

аддитивную (Прп = РП - С - КР - УР) и мультипликативно-аддитивную (Прп = Vрп x Ц - Мз - Тз - Аз - КР - УР) модели формирования прибыли от реализации.

Где Прп - прибыль от реализации; РП - объем реализованной продукции в стоимостной оценке; С - себестоимость продукции; КР - коммерческие расходы; УР - управленческие расходы; Vрп - объем реализованной продукции в натуральном выражении, шт.; Ц - цена единицы продукции; Мз - материальные затраты; Тз - трудовые затраты; Аз - начисленная амортизация.

Для расчета влияния каждого фактора можно воспользоваться методикой, описанной Л.В. Донцовой и Н.А. Никифоровой1, расширив модель путем включения в нее факторов второго порядка.

Алгоритм расчета следующий:

- определение влияния фактора "цена  реализации" требует предварительных уточнений. Необходимо пересчитать выручку текущего года по стоимости базового (прошлого) года, для чего стоимость реализованной продукции отчетного периода делится на индекс цен. Разность между фактической и скорректированной выручкой указывает на ее увеличение за счет ценового фактора. Последовательность расчетов приведена на рисунке;

- расчет влияния фактора "объем  реализованной продукции в натуральном  выражении":

ДЕЛЬТАП(Vрп) = (ДЕЛЬТАРП - ДЕЛЬТАРП(ц)) x Rпр(0);

- расчет влияния фактора "себестоимость":

ДЕЛЬТАП(С) = -(ДЕЛЬТАУД(С) x РП(1)) / 100;

- расчет влияния на прибыль  от реализации фактора "коммерческие расходы":

ДЕЛЬТАП(КР) = -(ДЕЛЬТАУД(КР) x РП(1)) / 100;

- расчет влияния на прибыль  от реализации фактора "управленческие  расходы":

ДЕЛЬТАП(УР) = -(ДЕЛЬТАУД(УР) x РП(1)) / 100,

где ДЕЛЬТАУД(С) - изменение удельного веса себестоимости в выручке от реализации, %;

ДЕЛЬТАУД(КР) - изменение удельного веса коммерческих расходов в выручке от реализации, %;

ДЕЛЬТАУД(УР) - изменение удельного веса управленческих расходов в выручке от реализации, %;

- расчет влияния на прибыль  от реализации факторов второго порядка: материальных, трудовых затрат, начисленной амортизации, прочих расходов:

ДЕЛЬТАП(зi) = -(ДЕЛЬТАУД(зi) x РП(1)) / 100,

где ДЕЛЬТАУД(зi) - изменение удельного веса каждого элемента затрат в выручке от реализации, %.

 

┌────────────────┬────────────────────┬───────────────────┬───────────────┐

│Индекс цен      │Фактическая выручка │Прирост выручки от │Рентабельность │

│                │от реализации       │реализации за счет │продаж прошлого│

│                │в сопоставимых ценах│ценового фактора   │года, коэф.    │

├────────────────┼────────────────────┼───────────────────┼───────────────┤

│Iц = (100 +     │РП(ц) = РП(1) / Iц  │ДЕЛЬТАРП(ц) =      │Rпр = Прп / РП │

│ДЕЛЬТАЦ%) / 100 │                    │РП(1) - РП(ц)      │              │

└───────┬────────┴────────────────────┴───────────────────┴────────┬──────┘

        │             Влияние фактора "цена реализации"            │

        ├──────────────────────────────────────────────────────────┤

        │            ДЕЛЬТАПрп(ц) = ДЕЛЬТАРП(ц) x Rпр(0)           │

        │    Rпр(0) - рентабельность продаж прошлого  года, коэф.   │

        └──────────────────────────────────────────────────────────┘

 

Рис.1.4. Последовательность расчетов влияния фактора

"цена реализации"

 

Описанные алгоритмы расчета факторных моделей применяются при анализе прибыли от продаж однопродуктового производства. В условиях производства и реализации многономенклатурной однотипной продукции результаты по рассмотренной методике могут быть существенно искажены, поскольку не учитывается влияние структуры реализованной продукции. Сущность влияния структурных изменений заключается в том, что увеличение объема производства и реализации более рентабельной продукции в общем объеме по сравнению с прошлым анализируемым периодом приводит к росту прибыли.

При активных структурных сдвигах происходит изменение величины, а часто и направленности воздействия факторов.

Для исследования влияния факторов в условиях производства и реализации многих номенклатурных групп продукции можно использовать следующую модель:

П = SUM (Vрп(общ) x Удi x (Цi - ПрЗi) - ПЗ,

где П - прибыль от реализации; Vрп(общ) - суммарный объем реализованной продукции по всем номенклатурным группам в натуральном выражении; Удi - удельный вес каждой номенклатурной группы в общем объеме реализации; Цi - цена единицы продукции по соответствующей номенклатурной группе; ПрЗi - переменные затраты единицы продукции по соответствующей номенклатурной группе; ПЗ - общая сумма постоянных затрат.

Рассчитать влияние на изменение прибыли от реализации факторов каждой номенклатурной группы продукции можно при помощи метода долевого участия. Для этого по каждой номенклатурной группе определяется доля прироста в совокупном изменении объема реализации. Например, доля прироста реализации в натуральном измерении по номенклатурной группе в общем объеме рассчитывается следующим образом:

Доля прироста = ДЕЛЬТАVрп(i) / ДЕЛЬТАVрп(общ),

где ДЕЛЬТАVрп(i) - изменение объема реализации в натуральном выражении i-й номенклатурной группы продукции; ДЕЛЬТАVрп(общ) - общее изменение объема реализации в натуральном выражении по всем номенклатурным группам продукции.

Затем доля прироста по каждой группе умножается на совокупное влияние объемного фактора на прибыль. Это и будет влияние объема реализации каждой номенклатурной группы на изменение прибыли от реализации.

ДЕЛЬТАП(Vрп(i)) = Доля прироста x ДЕЛЬТАП(Vрп(общ)).

Аналогично рассчитывается влияние на прибыль изменения удельных переменных затрат по каждой группе приборов и оборудования.

Необходимость оценки степени экономической целесообразности структурных изменений вытекает из поиска резервов увеличения прибыли. Анализ величины ставки маржинального дохода в сопоставлении различных номенклатурных групп дает ответ о правильно выбранной стратегии по продвижению одного товара и сокращению объемов производства и реализации по другим ассортиментным группам.

Ставка маржинального дохода характеризует величину маржинального дохода (валовой прибыли) на единицу продукции и определяется:

Ус(мд) = Цед - ПрЗед,

где Ус(мд) - ставка маржинального дохода; МД - маржинальный доход; Цед - цена единицы продукции; ПрЗед - удельные переменные затраты.

Важнейшая роль прибыли, усиливающаяся с развитием предпринимательства, определяет необходимость ее правильного исчисления. От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность фирмы.  Выделяют следующие основные способы планирования прибыли от реализации товарной продукции:

    • метод прямого счета;
    • аналитический метод;
    • метод совмещенного расчета.

Рассмотрим эти методы исчисления прибыли.

Метод прямого счета наиболее широко распространен в организациях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов.

Расчет ведется по формуле:

Pпл = (QH*P)-(QH*C),

где       рпл, — плановая прибыль

QH - выпуск товарной продукции в плановом периоде в натуральном выражении

Р - цена за единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);

С - полная себестоимость единицы продукции.

Расчету прибыли предшествует определение выпуска сравнимой и несравнимой товарной продукции в плановом году по полной себестоимости и в ценах, а также остатков готовой продукции на складе и товаров, отгруженных на начало и конец планового года.

Расчет прибыли методом прямого счета прост и доступен, но он не позволяет выявить влияния отдельных факторов на её рост и при большой номенклатуре продукции очень трудоёмок.

Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля. Преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в предстоящем году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов:

а)  определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;

б) исчисление объема товарной продукции в плановом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию, исходя из базовой рентабельности;

в)    учет   влияния   на   плановую   прибыль   различных   факторов:  снижения (повышения) себестоимости сравнимой продукции, повышения качества ее и сортности, изменения ассортимента, цен и т.д.

При этом методе прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно.

Информация о работе Прибыль предприятия в рыночных условиях