Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 21:57, дипломная работа
В условиях жесткого противоречия российских и зарубежных производителей в сфере обеспечения внутреннего рынка проблема конкурентоспособности отечественных предприятий становится центральной в решении задач сохранения самостоятельности национального хозяйства. Проблема повышения конкурентоспособности продукции, товаров занимает одно из главных мест среди других проблем современной экономики. В современных условиях функционирование каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его деятельности.
Введение 3
Глава 1. Экономическое содержание и организация прибыли 6
1.1. Значение прибыли в условиях рыночной экономики 6
1.2. Функции и факторы роста прибыли 9
1.3. Формирование и распределение прибыли в современных условиях 15
1.5. Методика анализа и планирования прибыли предприятия 18
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика и организация финансовой работы ООО «Новатерм» 31
2.1. Организационно-экономическая характеристика организации ООО «Новатерм» 31
2.2. Содержание и задачи финансово учетной работы экономической службы организации 40
2.3. Оценка формирования прибыли ООО «Новатерм» 43
2.4. Оценка показателей рентабельности и использование прибыли ООО «Новатерм» 48
2.5. Оценка источников формирования прибыли ООО «Новатерм» 54
Глава 3. Пути совершенствования механизма формирования прибыли и ее источников 56
3.1. Анализ методов увеличения прибыли 56
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий 61
Заключение 67
Список используемой литературы 70
Бухгалтерский учет ведется с использованием специализированной бухгалтерской компьютерной программы 1С Предприятие.
Бухгалтерский учет в ООО «Новатерм» ведется с применением Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденному Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года № 94н.
В работе используются первичные учетные документы, которые представлены в альбомах унифицированных форм первичной документации, разработанных Госкомстатом РФ, а также на основании иных документов, подтверждающих получение дохода, а также формами, разработанными предприятием самостоятельно. Налоговый учет ведется в бухгалтерских регистрах и регистрах, разработанных организацией самостоятельно. Все учетные документы хранятся на предприятии в электронной форме в течение пяти лет на основании п.13 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34н.
Предприятие ООО «Новатерм», являясь хозяйствующими субъектами, располагает собственными финансовыми ресурсами и вправе определять свою финансовую политику.
Финансовая политика предприятия – это
совокупность методов управления финансовыми
ресурсами предприятия, направленных
на формирование, рациональное и эффективное
использование финансовых ресурсов.
Ответственность за разработку финансовой
политики предприятия возложена на начальника
планового отдела. Должностная инструкция
начальника планового отдела приведена
в Приложении 2. Целью разработки финансовой
политики предприятия ООО «Новатерм»
является построение эффективной системы
управления финансами, направленной на
достижение стратегических и тактических
целей предприятия.
Стратегическими задачами при разработке финансовой политики на предприятии ООО «Новатерм» являются:
Жизнедеятельность фирмы ООО «Новатерм» невозможна без планирования. Разработка финансовых планов в ООО «Новатерм» проводиться на постоянной основе. Необходимо учитывать, что они быстро устаревают, поскольку ситуация на рынке меняется динамично. В связи с этим рабочие версии постоянно обновляются. В ООО «Новатерм» имеются варианты финансовых планов, предназначенные для различных адресатов в зависимости от целей, например, для банка, для инвестора, для совместной деятельности и пр.
К основным отчетным показателям прибыли относятся:
- валовая прибыль (убыток);
- прибыль (убыток) от продаж;
- прибыль (убыток) до налогообложения;
- прибыль от обычной
- чистая прибыль.
Все перечисленные показатели содержатся в форме №2 «Отчёт о прибылях и убытках» квартальной и годовой отчётности. Показатели финансовых результатов связаны друг с другом и с прочими показателями, отраженными в форме №2, определенными соотношениями.
Для проведения анализа уровня и динамики прибыли целесообразно составить аналитический отчёт о прибылях и убытках (табл. 2.3 и 2.4).
Таблица 2.3
Горизонтальный анализ прибыли за 2007 – 2009 года
Показатели |
Абсолютные величины, тыс. рублей |
Изменение абсолютных величин |
Темп роста, % | ||||
2007г |
2008г |
2009г |
К 2008 |
К 2007 |
К 2008 |
К 2007 | |
Выручка |
156014 |
207653 |
275084 |
67431 |
119070 |
132,47 |
176,32 |
Себестоимость |
122856 |
153624 |
194002 |
40378 |
71146 |
126,28 |
157,91 |
Валовая прибыль |
33158 |
54029 |
81082 |
27053 |
47924 |
150,07 |
244,53 |
Коммерческие расходы |
12831 |
18382 |
25463 |
7081 |
12632 |
138,52 |
198,45 |
Управленческие расходы |
11645 |
15772 |
19327 |
3555 |
7682 |
122,54 |
165,97 |
Прибыль от продаж |
8682 |
19875 |
36292 |
16417 |
27610 |
182,60 |
418,01 |
Проценты к уплате |
2584 |
11085 |
20901 |
9816 |
18317 |
188,55 |
808,86 |
Проценты к получению |
144 |
2749 |
3867 |
1118 |
3723 |
140,67 |
2685,4 |
Прочие доходы |
1730 |
1731 |
5200 |
3469 |
3470 |
300,40 |
300,58 |
Прочие расходы |
3573 |
3439 |
11259 |
7820 |
7686 |
327,39 |
315,11 |
Продолжение таблицы 2.3
Прибыль до налогообложения |
4399 |
9831 |
13199 |
3368 |
8800 |
134,26 |
300,05 |
Отложенные налоговые активы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Отложенные налоговые обязательства |
164 |
455 |
2341 |
1886 |
2177 |
514,51 |
1427,4 |
Текущий налог на прибыль |
1155 |
2077 |
2087 |
10 |
932 |
100,48 |
180,69 |
Чистая прибыль (убыток) |
3080 |
7299 |
8771 |
1472 |
5691 |
120,17 |
284,77 |
Поведенный анализ показал, что за три года произошло увеличение выручки на 76,32% или на 119070 тыс. руб., при этом себестоимость увеличилась на 57,91% или на 71146 тыс. руб. В результате данных изменений произошло увеличение валовой прибыли на 144,53% или на 47924 тыс. руб.. За исследуемы период у предприятия произошел существенный прирост коммерческих расходов на 98,45% или на 12632 тыс. руб. и управленческих расходов на 65,97% или на 7682 тыс. руб., что привело к приросту прибыли от продаж на 27610 тыс. руб. или на 318,01%. В составе доходов и расходов от прочей деятельности у предприятия проценты к получению увеличились на 3723 тыс. руб., проценты к уплате на 18317 тыс. руб., прочие доходы на 3470 тыс. руб., а прочие расходы увеличились на 7686 тыс. руб. или на 215,11%. Прибыль до налогообложения увеличилась на 8800 тыс. руб. или на 200,05%. Величина налога на прибыль увеличилась на 932 тыс. руб., что в конечном итоге привело к приросту чистой прибыли на 5691 тыс. руб.
За два года произошло увеличение выручки от продаж на 32,47% или на 67431 тыс. руб., при этом себестоимость увеличилась на 26,28% или на 40378 тыс. руб., при этом валовая прибыль увеличилась на 27053 тыс. руб.. Также за исследуемый период времени существенно увеличились коммерческие расходы на 7081 тыс. руб. и управленческие на 3555 тыс.руб., что и привело к увеличению прибыли от продаж на 16417 тыс. руб. или на 88,55%. Также произошло увеличение процентов к уплате на 9816 тыс. руб., процентов к получению на 1118 тыс. руб., прочих доходов на 3469 тыс. руб., а прочих расходов на 7820 тыс. руб.. При это прибыль до налогообложения увеличилась на 3368 тыс. руб. или на 34,26%. Отложенные налоговые обязательства увеличились на 1886 тыс. руб., текущий налог на прибыль увеличился на 10 тыс. руб., в связи с этим чистая прибыль увеличилась на 1472 тыс. руб.
Проведем вертикальный анализ прибыли предприятия ООО «Новатерм» (Таблица 2.4)
Таблица 2.4
Вертикальный анализ прибыли предприятия ООО «Новатерм»
Показатели |
Относительные величины, % |
Изменения относительных величин, % | |||
2007г |
2008г |
2009г |
К 2008 |
К 2007 | |
Выручка |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
0,00 |
0,00 |
Себестоимость |
78,75 |
73,98 |
70,52 |
-3,46 |
-8,22 |
Валовая прибыль |
21,25 |
26,02 |
29,48 |
3,46 |
8,22 |
Коммерческие расходы |
8,22 |
8,85 |
9,26 |
0,40 |
1,03 |
Управленческие расходы |
7,46 |
7,60 |
7,03 |
-0,57 |
-0,44 |
Прибыль от продаж |
5,56 |
9,57 |
13,19 |
3,62 |
7,63 |
Проценты к уплате |
1,66 |
5,34 |
7,60 |
2,26 |
5,94 |
Проценты к получению |
0,09 |
1,32 |
1,41 |
0,08 |
1,31 |
Продолжение таблицы 2.4
Прочие доходы |
1,11 |
0,83 |
1,89 |
1,06 |
0,78 |
Прочие расходы |
2,29 |
1,66 |
4,09 |
2,44 |
1,80 |
Прибыль до налогообложения |
2,82 |
4,73 |
4,80 |
0,06 |
1,98 |
Отложенные налоговые активы |
- |
- |
- |
- |
- |
Отложенные налоговые обязательства |
0,11 |
0,22 |
0,85 |
0,63 |
0,75 |
Текущий налог на прибыль |
0,74 |
1,00 |
0,76 |
-0,24 |
0,02 |
Чистая прибыль(убыток) |
1,97 |
3,51 |
3,19 |
-0,33 |
1,21 |
Проведенный анализ показал, что максимальную долю в выручке занимает себестоимость, но ее доля снизилась за три года на 8,22%. На долю валовой прибыли в 2009 году приходится 70,52%, ее доля за два года увеличилась на 3,46%, а за три года на 8,22%. На долю коммерческих расходов приходится в 2009 году 9,26%, доля за три года увеличилась на 1,03%, а за два – на 0,4%. Доля управленческих расходов в 2009 году составляе5т 7,03% и снизилась на 0,44 за 3 года. Данные изменения привели к росту доли прибыли от продаж до 13,19%, за три года доля увеличилась на 7,63%, а за два на 3,62%. На долю прочих доходов в 2009 году приходилось 1,89%, а на долю прочих расходов в 2009 году приходилось 4,09%, при этом их доля увеличилась за два года на 2,44%, а за три – на 1,8%. На долю прибыли до налогообложения в 2009 году приходилось 4,8%, доля за три года увеличилась на 1,98%, а за два года на 0,06%. В целом чистая прибыль в 2009 году составляет 3,19% от выручки, при этом ее доля также увеличилась на 1,21% за три года, а за два года снизилась на 0,33%.
Таким образом, наблюдается положительная тенденция роста прибыльности деятельности.
В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия. Основные показатели рентабельности представлены в таблице 2.5.
Таблица 2.5
Показатели рентабельности
№ |
Наименование показателя |
Способ расчета |
1 |
Общая рентабельность |
|
2 |
Рентабельность продаж |
|
3 |
Рентабельность собственного капитала |
|
4 |
Экономическая рентабельность |
|
5 |
Рентабельность основной деятельности |
|
6 |
Рентабельность перманентного капитала |
|
7 |
Рентабельность выпуска товаркой продукции |
|
8 |
Рентабельность всех активов |